Статья "Реализация развивающих творческих заданий по формированию цветовосприятия у учащихся на занятиях изобразительным искусством"
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Цуканова Елена Ивановна

Практические задания для развития цветовосприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tsvetovospriyatiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация развивающих творческих заданий по формированию цветовосприятия у учащихся на занятиях изобразительным искусством

Цуканова Елена Ивановна

Основная задача занятий изобразительным искусством в школе является формирование чувства зрительной гармонии. Восприятие цвета, умение ребенка передавать оттенки цвета в живописных работах многие учителя считают важной составляющей содержания уроков изобразительного искусства. В начальных классах на эту проблему следует обращать особое внимание, так в это время закладываются все психические познавательные процессы и мышление школьника. Качество цветовосприятия натуры во многом определяет качество развитие сознания школьника.

Цветовосприятие - прижизненное формирование, поэтому, мы полагаем, что целенаправленное педагогическое воздействие на этот процесс может оказать благотворное влияние. В связи с этим мы предположили, что занятия живописью должны органично входить в ткань содержания уроков изобразительного искусство с первого класса. На занятиях, проходящих в виде изобразительных игр, теоретических лекций, практического написания живописных этюдов, мы стремились сформировать у школьников перцептивное цветовосприятие. В ходе экспериментальной работы с учащимися 1 класса была апробирована система кратковременных упражнений, позволяющая сформировать некоторые аспекты цветовосприятия. школьника. В данной статье мы приводим эти упражнения.

Упражнение 1. Различение основных цветовых тонов: красный, желтый, синий.

Данное упражнение выполняется детьми на основе работы с готовыми формами, окрашенными в основные цвета. Детям предлагается поиграть в игру на цветоразличение.

Оборудование игры: 1. Карточки с изображением трех осьминогов: красного, желтого, синего цвета. 2. Много маленьких карточек с изображением маленьких осьминогов аналогичных цветов.

Условия игры: осьминоги потерялись, помогите им быстрее найти своих.

Правильно е решение поставленной задачи говорит нам о том, что ребенок правильно воспринимает основные цвета.

Упражнение 2. Различение составных цветовых тонов: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Задание. «Выбери составные цветовые тона».

Цель задания: способствовать выявлению умений детей различать составные цветовые тона: оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Содержание задания: перед ребенком раскладывается набор из 7 цветовых эталонов (кружочки). Затем экспериментатор просит выбрать 3 кружочка, которые являются составными цветами спектра. Например: "Дай мне кружочек оранжевого цвета. Найди кружочек зеленого цвета. Выбери кружочек фиолетового цвета". В процессе занятий педагог объясняет, почему данные цвета называются составными. для этого учащиеся выполняют дополнительное упражнение на смешивание двух основных цветов. В процессе этого упражнения практически осваивается понятия «основные» и «составные» цветовые тона.

Упражнение 3. Различение спектральных цветовых тонов. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Серия заданий была направлена на выявление умений различать цвета спектра. Практическое задание: «Составь радугу из 7 цветов».

Цель задания: способствовать выявлению умения узнавать цвета по предъявленному цветовому эталону.

Содержание задания: школьникам выдается раздаточный материал, состоящий из полосок, окрашенных в различные цвета и принимаемые за «эталоны». Мы, имея такой же комплект на доске, выкладываем  цветовой ряд, представляющий собой последовательность цветовых эталонов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». После этого ребенку дается инструкция: «Разложите полоски как у нас».

Вторая серия заданий направлена на выявление умений различать цветовые оттенки по светлоте и насыщенности.

Упражнение 4. Различение светлоты ахроматического цвета от черного до белого

Упражнение 5. Различение оттенков одного цветового тона по светлоте.

Красный в диапазоне от черного до белого в количестве 17 оттенков.

Упражнение 6. Различение оттенков одного цветового тона по насыщенности. От Красного до белого (акварель разбавляется водой).

Упражнение 7. Различение цветовых тонов по теплохолодности.

Методика проведения 4-7 упражнений может быть построена на разных вариантах игры, но смысл каждого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у детей способность к различению оттенков ахроматических и хроматических цветовых тонов. Например, в упражнении 4 учащимся может быть предложено выполнить раскладку закрашенных ахроматическим цветом карточек разной светлоты от белого до черного цвета.

Цель задания: способствовать выявлению сформированности умения различать по светлоте хроматические и ахроматические цвета.

Содержание задания: на некоторое время вывешиваем на доске таблицу с подбором квадратов черного и белого цвета, которые расположены в ряд по принципу постепенного затемнения от белого к черному.

Инструкция учащимся: "У нас на доске показан ряд квадратов. Внимательно рассмотрите, как расположены квадраты в ряду».

Далее необходимо убрать с доски наглядное пособие и предложить детям выполнить следующее: «Возьмите карточки белого и черного цвета и положите их по краям. Остальные  карточки, окрашенные в промежуточные оттенки ахроматического цвета разложите, постепенно наращивая степень затемнения от белого к черному.

Следующая серия упражнений (8 - 10) посвящена цветовосприятию цветовых отношений в натурной постановке. Данная серия заданий направлена на формирование перцептивного цветовосприятия на основе наблюдения натуры.

Упражнение 8. Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей предметного цвета в живописном этюде.

Упражнение 9., Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей в живописном этюде светлоты цвета с учетом освещения.

Упражнение 10. Цветовосприятие натурной постановки (лимон на фоне драпировки) с передачей в живописном этюде активных цветовых рефлексов. Данные упражнения выполняются в виде кратковременных живописных этюдов, в которых учащийся стремится передать те цветовые оттенки, которые он видит непосредственно в натуре. Для полноценного выполнения этих упражнений, перед началом каждого из них необходимо провести подробный анализ натурной постановки. При этом необходимо назвать каждый оттенок цвета и указкой показать его на натурной постановке. Учитель должен помнить, что с разных точек зрения цветовые оттенки в натюрмортной постановке могут выглядеть по-разному.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в разработанной нами серии упражнений у детей формируется способность к перцептивному цветовосприятию. Они получают первоначальные сведения о цвете и некоторых закономерностях живописного изображения. Цвет является мощным средством познания окружающей действительности, правильное восприятие которого позволяет обеспечить адаптацию человека к условиям жизни, поэтому формирование цветовосприятия является важной проблемой художественно-эстетического воспитания младших школьников.

Процесс обучения цветовосприятию необходимо строить на основе развития у школьников "детального видения", заключающегося в вычленении и дифференцировании тонких градаций оттенков цвета. Процесс формирования представлений о цвете у младших школьников должен быть основан на следующих положениях:

- на уроках изобразительного искусства должны учитываться сенсорные задатки, заложенные в ребенке от рождения, которые могут иметь индивидуально-психологические и физиологические различия, суть которых составляют особенности зрительного анализатора;

- обучение детей необходимо строить на тесной взаимосвязи процессов цветовосприятия и цветовоспроизведения;

- для формирования цветовосприятия и  знаний о закономерностях живописного изображения следует использовать игровые моменты и дидактические игры. В процессе выполнения упражнений формируется тонкая чувствительность к восприятию цветовых оттенков. Учащиеся знакомятся с терминологией, осваивают закономерности живописного изображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства

П л а н 1.     Условия возникновения и актуальность опыта 2.     Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....

Статья: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"

Статья об использовании современных компьютерных технологий на уроках ИЗО для формирования у учащихся позитивного эмоционального настроя....

Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Активизация творческо-познавательной деятельности учащихся на занятиях изобразительным искусством.Автор: Дягилева С.А....

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства." ВОВ в рисунках детей"

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Великая Отечественная война в рисунках детей"...

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка.

Формирование экологического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства. Создание тематического рисунка....

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....