конспект урока ИЗО в 6 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Степанова Ирина Сергеевна

Разработка конспекта урока изобразительного искусства в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_3_kopiya_klass_5.docx781.89 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Четверть 3

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»

Урок №

7

Дата

6 апреля 2012 г.

Тема урока

«Портрет в живописи»

Вид занятия

Рисование по памяти

Тип урока

комбинированный

Цели урока

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

  1. систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям;
  2. познакомить учащихся с искусством живописного портрета;
  3. дать понятие композиции в портрете, обучить технике рисования акварелью.
  1. воспитывать  умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;
  2.  воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию;
  3. приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям.
  1. развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека;
  2. развивать зрительную память, глазомер;
  3. развивать приемы изображения человека, наблюдательность.

Задачи урока

Познакомить с живописными произведениями искусства. Научить анализировать работы художников. Научить работать акварелью над портретом. Начать рисовать портрет мамы, бабушки или сестры.

Методы и методические приемы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические).

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной активности (эмоциональное стимулирование, учебное поощрение)

Приёмы: работы графитным карандашом, приемы последовательной работы над портретом

Оборудование урока

Для учителя:

Для учащихся:

Зрительный ряд: репродукции картин В. Серова : «Девочка с персиками», В. Л. Боровиковский «Портрет Марии Ивановны Лапухиной», И. Репин «Портрет Стрепетовой», Н. Ярошенко «Портрет Стрепетовой», Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Конестабило», Леонардо Да Винчи «Джоконда», методическая таблица с этапами рисования портрета человека в живописи, методическая таблица с пропорциями головы человека, работы выполненные учителем.

Литературный ряд: Я. Полонский «К портрету Марии Лопухиной»

Материалы для практической работы – карандаши, ластики, кисти, баночки для воды, палитры, акварель, альбомы.

Схема оформления доски

Структура урока

  1. Оргмомент. 1 м.
  2. Проверка домашнего задания. 2 м.
  3. Сообщение темы и задач урока. 1 м.
  4. Основная часть: 19-20 м

- роль и место живописного портрета в истории искусства;  7-8 м.

- анализ работ художников; 7-8 м.

- изучение этапов рисования портрета акварелью. 4-5 м.

  1. Практическое выполнение задания. 14-15 м.
  2. Актуализация знаний.4 м
  3. Итог урока. 3 м.

Содержание урока

Оргмомент

 

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- заполнение журнала;

- проверка готовности обучающихся к уроку;

- настрой обучающихся на работу.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были сделать несколько зарисовок женских портретов членов вашей семьи. Давайте сделаем выставку этих зарисовок и проанализируем их.

Выставка и анализ работ.

Эти зарисовки помогут вам сегодня на уроке.

Сообщение темы и задач урока.

Тема урока «Портрет в живописи». Сегодня мы познакомимся с историей изображения образа человека в живописи, научимся решать композиционные задачи и изображать лицо человека в цвете. Живопись учит нас видеть и понимать прекрасное, пробуждать лучшие человеческие качества. Прикоснемся к миру прекрасного, обратим взоры к шедеврам русской живописи.

Основная часть:

- роль и место живописного портрета в истории искусства;

- анализ работ художников;

- изучение этапов рисования портрета акварелью. 

Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна,- пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!"

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красами. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов. Изображение лица человека в скульптуре или живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVIIв, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего Веласкес.

В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создавали изысканные и утонченные портреты блестящих аристократов. К портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу, обратились русские художники XIX века. Их портреты поражают не внешним блеском, а правдивым обликом человека.

Поговорим о роли и месте живописного портрета в истории искусства.

Античная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами и художниками, внесла в архитектуру и изобразительное искусство соразмерность, ясность композиции.

Героем античных мастеров являлся прекрасный человек, величие духа которого вызывало восхищение. И итальянские художники подхватили и развили это отношение. Их героем стал не средневековый аскет и не христианский мученик, а жизнелюбивый и мужественный человек, стремившийся не к райскому блаженству, а к земному счастью. И хотя художники продолжали писать произведения на библейские и религиозные сюжеты, картины их теперь были скорее похожи на сцены из реальной жизни.

Знаменитый итальянский художник Рафаэль Санти (1483-1520 гг.) написал картину «Сикстинская мадонна».

В образе пресвятой богородицы он изобразил совсем юную женщину с ребенком на руках. В ее глазах столько тревоги, она так бережно прижимает к груди сына, что традиционную для его предшественников библейскую сиену и образ богородицы мы воспринимаем как гимн, прославляющий прекрасное чувство материнской любви.

Близка по изображению, проникновенна и нежна «Сикстинской мадонне» другая картина Рафаэля «Мадонна Конестабило» (около 1504 года).

Другой крупнейший художник эпохи Возрождения – Микеланджело Буонаротти (1475-1564 гг.) в 1504 году создал статую Давида. Скульптор изобразил библейского персонажа как борца за свободу. Но его сильная, мужественная фигура лишь внешне напоминает греческих атлетов. В статуе Микеланджело есть то, что было недоступно античным художникам, - внутреннее напряжение. Давид не скрывает своих чувств, его лицо дышит гневом.

Мастера Возрождения умели передавать тончайшие нюансы переживаний своих героев. Не случайно, что многие художники пытались передать улыбку «Джоконды», модели Леонардо да Винчи. Отличающее мастеров Возрождения чувство гармонии и естественной простоты также стало образом для мастеров более позднего времени.

Каждый художник видит мир по-своему и по-своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания.

Иногда про художника говорят: «Какая у него богатая палитра», - это значит, что живопись этого художника отличается богатым цветом. А про другого говорят: «У него содержательная палитра». Такой художник предпочитает вводить в свои картины небольшое количество цветов. А вообще-то палитра - это тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца. Палитрой художник пользуется, работая масляными красками. Палитру держат на левой руке. По внешнему краю ее художник выдавливает краски из тюбиков, а в середине палитры он смешивает их.

В поселке Репино под Санкт-Петербургом есть «Пенаты» - музей великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. В этом доме он жил и работал в точение многих лет. В музее можно увидеть и его палитру. Писатель Корней Иванович Чуковский, большой друг Репина, рассказывал, что художник питал к краскам особую любовь. Каждый день рано утром Репин приходил в свою мастерскую, радуясь при мысли, что сейчас возьмет в руки кисти, палитру и начнет писать красками.

А теперь познакомимся с работами некоторых художников.

Постарайтесь внимательно рассмотреть картину найти средства композиции портрета.

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Какое настроение она передает?

        Дочь отставного генерала И. А. Толстого, родная сестра знаменитого русского авантюриста Федора Толстого, жена офицера, Мария Ивановна скончалась от чахотки через пять лет после написания этого портрета. Но благодаря великому художнику жива её красота.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать…

Это стихотворение Я. Полонского «К портрету Марии Лопухиной». Оно может служить эпиграфом ко всему творчеству Владимира Боровиковского …

Портрет Лопухиной – признанный шедевром Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.

Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Мария скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты.

Пользуясь лессировками, художник как бы сплавляет красочные массы, избегает угловатых форм, предпочитая плавные, круглящиеся линии.

Картина выполнена в голубых, сиреневых, жемчужно-белых, золотистых тонах – нет ни единого резкого акцента.

Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к переклички цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза…

Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков,   роза наклонена так же, как голова девушки.

Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передает он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.

Многие художники пишут портреты. Но одни из них показывают только характерные особенности одного человека, другие же в портрете создают обобщенные образы современников.

Два портрета актрисы Стрепетовой. Пелагея Антильевна Стрепетова – великая русская актриса конца 19 века.  Это человек с трудной судьбой, полной драматических поворотов.

  1. Смело и уверено изобразил Репин выразительное лицо молодой женщины, длинными нечастыми мазками наметил волосы. Глаза несколько затемнил, отчего взгляд становится глубоким, исходящим словно бы из самой души человеческой. Очевидно, что перед нами человек, находящийся в особом психологическом состоянии.

Выбран момент высокого душевного подъема, творческое горение оборачивается страданием – не за себя, за других.

И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.

 Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме.

Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно.

Ощущается тот стремительный ритм, в котором двигалась кисть художника.

Все черты характера автора проявились – темперамент, восторженности – проявились в отношении к модели.

Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открыто выразил восторг силой духа Стрепетовой, её талантливостью, красотой помыслов.

  1. На портрете Н.Ярошенко мы видим не Стрепетову – актрису, а скорее – Стрепетову-личность. Он вовсе не стремиться передать артистизм натуры, яркую талантливость Стрепетовой. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. Ее взгляд не встречается со взглядом зрителя; она явно погружена в свои мысли, переживания.

Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни, интеллигентность, душевную энергию… портрет написан суховато/, он почти монохромен – преобладают серые и черные тона. Но зато мастер необычно точно нашел характерные для актрисы позу и жест рук/, передал многосложное выражение ее лица. Сама строгость живописи соответствует всей неброскости портретного образа.

Конечно же, манера письма Ярошенко отличалась от репинской. Портрет написан суховато, он почто монохромен – преобладают серые и черные тона. Но зато мастер необычайно точно нашел характерные для актрисы позу и жест рук, передал многосложное выражение её лица. Сама строгость живописи соответствует всей неброскости портретного образа.

В обоих портретах изображается душевная драма женщины. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи. Поэтому оба образа воспринимаются как собирательные.

«Девочка с персиками» - безусловно, самая известная картина В.Серова. Полотно было написано молодым художником летом в 1887 году в усадьбе С.И.Мамонтова. Девочка-подросток, изображенная на полотне, - дочь Мамонтова, двенадцатилетняя Верочка. Картина создавалась трудно - работа заняла более трех месяцев - но нам кажется, что произведение было создано быстро, в порыве счастливого озарения.

Какие же качества этой картины делают ее такой необъяснимо притягательной для зрителя?
Наверно, секрет прелести этого произведения прост – живописец сумел передать трепет ускользающего мгновения, но при этом придать картине завершенность, законченность. Смуглая девочка в светлой с бантом кофточке сидит за столом. Нам кажется - она присела на миг, машинально взяла в руку персик, а через мгновение встрепенется, как бабочка, и улетит обратно в сад.
У девочки нежная кожа, темные, с синеватыми белками глаза и такие же темные волосы. Просто, с едва заметной улыбкой, смотрит она на нас. В руке у нее персик, на скатерти рядом – персики, нож, кленовые листья… Комната залита солнечным светом. Солнечные лучи, проникая в комнату, мягко ложатся и на стол, и на руки девочки, и на старинную мебель зимней столовой…
Картина покоряет зрителя и свежестью колорита, и гармоничностью художественного образа, и удивительной внутренней гармоничностью, и огромной жизненностью. Используя импрессионистические приемы, в частности свободную вибрацию мазка, Серов с большим мастерством передает игру света, его насыщенность, и то, как ложатся тени.
А самое главное - художнику удалось с помощью небольшой картины рассказать целый роман о девочке, о ее характере, чувствах – таких же светлых и чистых, как и ее облик. Картина «Девочка с персиками» - ода весне, обаянию юности и непосредственности, всему тому, что восхищает и радует нас в жизни.
Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.

Сегодня мы поговорим о том, как писать голову человека акварелью. Специфика этой техники требует иной, чем для масляной живописи, последовательности и приемов.

Изучим этапы рисования портрета акварелью:

  1. Определение формата работы.

  1. Композиционное решение. Надо продумать, сколько места в формате листа займет голова, сколько плечевой пояс, сколько фон, как это распределить по массам, пятнам и силуэтам.

  1. Выполнение рисунка карандашом. Намечается общая форма головы и ее положение в пространстве.

  1. Прокладка основного цвета лица, волос, фона, соблюдение верных тональных и цветовых отношений.

  1. Прорисовка деталей.

  1. Обобщение и завершение работы, достижение портретного сходства, образная характеристика девочки.

Актуализация знаний

- О чем мы с вами сегодня говорили?

- С работами каких художников мы с вами познакомились?

- Кратко охарактеризуйте картину В. Серова «Девочка с персиками.

- Кратко охарактеризуйте картину Боровиковского «Портрет Марии Ивановны Лопухиной».

- Кто написал картину «Джоконда»?

Практическое выполнение задания

Постановка художественной задачи: Сегодня на уроке мы с вами должны начать работу над портретом. Рисовать сегодня мы будем женский портрет. А именно портрет мамы, сестры, бабушки. Поэтому мы с вами смотрели женские портреты художников. Добиться портретного сходства вам помогут зарисовки которые вы делали дома. Сегодня вы должны выполнить линейный рисунок.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

Итог урока.

Оценка и анализ работ на этапе.

Выполняя сегодняшнее задание, вы учились решать композиционные задачи при рисовании портретов. По вашим рисункам видно, что тема урока вами усвоена, вы хорошо соблюдаете пропорции при рисовании головы человека, а некоторые из вас ищут свои средства выражения образности, выразительности, оригинальности.

Домашнее задание: Внимательно изучить  изображаемых людей. Можно взять фотографии.

Список используемой литературы:

  1. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского
  2. Энциклопедия рисования / Авт.-сост. М.В, Адамчик – Минск: Харвест, 2010. – 128 с.: илл.
  3. http//: vserov. ru
  4. http//:RafaelSanti.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...