конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

сумская татьяна ивановна

конспект урока по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Эскиз сюжетного экслибриса.

  1. Цель урока: познакомить учащихся с экслибрисом, его видами, способами изготовления, познакомить с художественными  и техническими приёмами изображения сюжетного экслибриса. Закрепить знания детей по теме : «Графика».

  1. Учебные задачи урока, направленные на развитие учащихся:

в личностном направлении: 

воспитание художественно-эстетического вкуса, любовь к книгам.

закрепить, приобретенные ранее  навыки  создания изображения с помощью графических приемов рисования.

Обучающая:познакомить с  видами экслибриса, научить отражать в работах свое видение мира.

Воспитательная: 

Тип урока – комбинированный.

Метод обучения:  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Зрительный ряд:детские работы, презентация,  магнитная доска двухсторонняя.

Музыкальный ряд:

Иллюстративный и раздаточный материал: бумага(формат половина А-4), простой карандаш, гелиевая ручка, образцы шрифтов

Информационные источники:

http://blog.tvoyapechat.ru/category/ekslibrisy/page/2/

http://www.tvoyapechat.ru/ekslibrisy/?r124_page=4

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/EKSLIBRIS.html

http://it-claim.ru/Education/Course/Lingvistika/Lecture/Lecture6.pdf

http://izknig.livejournal.com/707.html

http://www.liveinternet.ru/users/2884039/post249256725/

http://www.tvoyapechat.ru/articles3/ob_ekslibrise/

Конспект урока

Структура занятия:

  1. Организационно-подготовительный этап.

Приветствие. Подготовка рабочего места. Введение в тему урока. Беседа о появление книги. Знакомство с экслибрисом, разновидность, технология изготовление.

  1. Художественно-технологический этап

Алгоритм выполнения Сюжетного экслибриса. Творческая работа.

  1. Заключительный этап.

Выставка детских рисунков на магнитной доске.

Итог урока:

Показ экслибрисов, которые принадлежат известным людям

Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационно-подготовительный этап

Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний

  • Ребята, а вы любите читать?

Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

(Фрэнсис Бэкон.)

  • А у кого дома есть библиотека?

- книги окружают нас дома, в школе, из книг мы узнаем много интересного, мы познаем мир.  Книги у людей появились давно, но далеко, ни сразу приобрели они привычный для нас вид.

  • А кто-нибудь может сказать, на чем люди писали первые «страницы» своих книг?(на стенах пещер, камнях) (Слайд 2)

История книги тесно связана с развитием письменности.

  • Ребята давайте вспомним на чем писали в  Древнем Египте?( на глиняных табличках, а позже на папирусе). (Слайд 3)

Отдельные листы папируса склеивали в длинную полосу - свиток. На таких свитках, достигавших в длину до 100 метров, записывали различные тексты.

  • Как вы думаете,  писать на сухих стеблях папируса было удобно?

Да, удобно, но со временем такие книги «ломались» и рассыпались.


Позже в Малой Азии в городе Пергаме бумагу стали делать из овечьей, козьей и телячьей кожи.

  • Может кто-нибудь знает, как называется такая бумага?(Слайд 4)
  • (Слайд 5) А, где стали впервые бумагу делать из измельченной древесины?(в Китае)

А в Европе производство бумаги было запущено в 13 веке.

  • Как вы думаете, книгу могли многие купить?(нет)
  • А, почему?(книги писались вручную и такие книги дорого стоили)

(Слайд 6) В 15 веке, в Германии был изобретен печатный станок, книга стала более доступной.

Люди приобретали книги, рос уровень грамотности, многие семьи коллекциони-

ровали прекрасные произведения литературы. Держатели таких «мини» библиотек обменивались книгами.

И именно в это время появилась традиция ставить на форзаце книги знак, указывающий на  владельца книги.(Слайд 7)

- Может кто-нибудь из вас знает, как называется такой именной знак?

II. Новый материал

«exlibris», в переводе с латинского - «из книг». На таком знаке была указана фамилия владельца или инициалы. Поэтому любой взявший книгу, точно знал, кому она принадлежит.

Известен автор самого первого русского рисованного экслибриса. Это игумен Досифей, в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки он рисовал от руки свой экслибрис – круглую, почти замкнутую букву «С», внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – «священно инока Досифея»(Слайд 8)

Первый печатный экслибрис в России появился на свет в 18 века.

Существует четыре вида экслибрисов:

Посмотрите перед вами все три вида экслибрисов,  а как вы думаете, как они называются?(Дети дают свои варианты ответов, по мере угадывания учитель открывает правильные ответы на слайде )

  1. «Вензелевый»- состоит из инициалов владельца

                       2. «Текстовый»- содержащий в себе только текст;

 3. «Гербовый» в виде герба (Слайд 9)

                       4.  «Сюжетный» экслибрис, на нем изображен небольшой сюжетный рисунок, отражающий увлечение или хобби владельца.(Слайд 10)

Готовый экслибрис выглядит как обычная печать. (Слайд 11, 12)

Такую печать можно подарить в качестве, подарка на день рождения своим близким  людям.

(Слайд 13, 14) А, вы знаете, что у многих знаменитых людей есть свой личный экслибрис, на этом слайде мы увидим экслибрис В.В.Путина и  Д.Ф. Медведева, как вы думаете какой любимый писатель у Медведева?

А, на следующем слайде мы увидим экслибрисы знаменитых артистов А.Фрейндлих, Ю. Никулина и музыканта А.Макаревича. Посмотрите, как  грамотно художник сумел отразить в этом маленьком значке характер и профессию  его владельца.

 

Самым важным этапом  при изготовления экслибриса является грамотно выполненный эскиз (набросок)  будущего экслибриса.  

А, может уже кто-то догадался, что мы будем сегодня на уроке создавать?

III.Художественно-технологический этап

Разработкой таких знаков занимаются художники- графики.

Самое главное в их работе- это создать чёткий и ясный эскиз будущего экслибриса.

Используя выразительные средства  графики, они создают свои произведения.

  • Что такое графика?
  • А, кто может назвать эти выразительные средства?

(Слайд 15)

Сегодня вы будете работать как  художники- графики и будете создавать  свой именной  сюжетный экслибрис.

Слайд 16

Перед вами алгоритм создания сюжетного экслибриса:

  1. Выбираем тему сюжета.В сюжете могут быть отражены ваши увлечения, хобби(Подумайте какиеу вас увлечения, хобби?)
  2. Какие предметы, характеризуют  это увлечение.
  3. Выберите простую геометрическую фигуру, в которую будет вписан сюжет вашего экслибриса.
  4. Так же надо включить надпись «Из книг», на русском или латинском языке.

Так как экслибрис именной, вы должны указать владельца книги. И подобрать шрифт наиболее подходящий для вашего знака.

У каждого на столе представлены некоторые виды шрифтов, они помогут вам в выборе стиля шрифта.

А, вот перед вамиработы,  выполненные вашими сверстниками.

  1. Слайд 17-19  Показ выполненных ранее детских работ.

  1. Творческая работа.

  1. Заключительный этап.

Выставка детских рисунков на магнитной доске.

Ребята вы отлично потрудились, посмотрите, какие разные у вас получились работы, они авторские и подчеркивают  вашу индивидуальность.

  1. Слайд 20

                        Итог урока:        

                                                      Теперь я знаю……..

                                                      Теперь я могу…….

                                                      Мне было интересно……

                                                      Мне было трудно……..

Теперь вы  можете отнести  эскиз в мастерскую художественных печатей  и заказать свой авторский  экслибрис.

  1. Домашнее задание:

Показать, своим близким получившийся эскиз. И спросить, существовал ли у ваших предков именной экслибрис.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства (5-й класс, 3 четверть) по теме: «Изготовление куклы- берегини в русском народном костюме»....

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс

Разработка плана конспект урока по изобразительному искусству 5 класс фгос...

Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе                                       ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...