Рабочая программа "Основы живописи" для 5 классов
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы живописи"для 5 класса. Могут использовать учителя ИЗО для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma.zip12.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Основы живописи»

Для 5 классов

Составила: Веснина Вера Михайловна

МКОУ СОШ №4 п. Алмазный

2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Основы живописи»

Тема: Основы живописи

Общий обьем времени изучения курса 34 часа

Класс 5

Пояснительная записка.

Программа «Основы живописи» является программой художественно – эстетического направления, предполагает кружковой  углубленный уровень освоение знаний и практических навыков. По функциональному значению учебно-познавательный.

Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Среди всех видов изобразительного искусства особое место занимает живопись, предметы этого цикла раскрывают учащимся мир прекрасного, воздействуют на их чувства, эмоции, формирует духовный мир.

Актуальность курса обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Среди всех видов изобразительного искусства особое место занимает живопись, предметы этого цикла раскрывают учащимся мир прекрасного, воздействуют на их чувства, эмоции, формирует духовный мир. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению  народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель данного курса – развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности и профессиональное самоопределение.

Задача курса:

Развитие эстетического приятия предметов, явлений окружающего мира и эмоционального отношения к ним: формирования понимания красоты;

- развитие художественно – образной памяти, творческой активности художественных способностей, воображения и фантазии;

- обучение практическим умениям и навыками работы акварельными и гуашевыми красками, ознакомление с теоретическими основами живописи (холодные, теплые цвета, калорий и т.п.)

- ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Принцип построения программы.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

- занятия в свободное время;

- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

- детям предоставляется возможность  удовлетворения своих  интересов.

В структуру программы входят разделы, каждый из  которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделена образовательная часть: первоначальные сведения в изобразительном искусстве. Практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей: наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.

Форма занятий.

Одно из главных условий обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Программа предполагает сочетание коллективных групповых, индивидуальных форм организации занятий.

В итоге углубленного изучения живописи школьниками должны получить обьем знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения в специальных  учебных заведениях художественного профиля.

На занятиях живописью, школьники выполняют рисунки акварельными и гуашевыми красками, а также другими художественными материалами, большое внимание уделяется анализу теоретических основ живописи, передача объема, пространства. Учебные задания могут быть кратковременными (наброски, зарисовки) – от 5 до 40 минут и длительные от 1 до 3 часов. Содержанием занятий является изображение красками отдельных предметов быта, природы, животных и человека. С теоретическими основами, закономерностями цвета учащиеся знакомят на занятиях живописью, так и во время бесед об искусстве

В программе предлагаются темы календарных праздников, темы связанные с историей Русского государства, Древней Греции ит.д. Учебный год завершается организацией индивидуальных выставок, выставки рисунков школьников.

Ожидаемые результаты программы.

Главным критерием оценки ученика является его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

В конце обучения ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, холодные и теплые цвета.

- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека.

Будет уметь:

- передавать форму, обьем, настроение в работе;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится по форме:

- контрольных занятий по изученным темам;

- конкурсов;

ПРОГРАММА

  1. Рисунок – (4 часа). Рисунок – основа мастерства художника.

Значение рисунка в работе художника (графика, живописца, скульптора и др.)

Рисунок – способ познания окружающего мира, Линии, штрих, основные средства выразительности в рисунке.

Урок – 2 упражнение. Превращение плоскости в обьем.

Урок- 3 – 4. Перспектива.

  1. Цветоведение (4 часа). Живопись искусство цвета (основные и дополнительные цвета). Натюрморт в теплом и холодном колорите (акварель). Смешение цветов. Колорит.
  2. Живопись с натуры и по памяти. (8 часов)

Перспектива пейзажа, Пейзаж при различном состоянии. Пейзаж «Краски осени», «Летний пейзаж». Портрет в графике (карандаш). Живописное решение (гуашь).

  1. Творческие композиции  и иллюстрирование. (12 часов).

Фольклорный праздник. Ритм города (панно).

Декоративные композиции.

Эскиз «Мозаика» (панно). Осенний натюрморт (коллективная работа), Декоративная композиция ( коллективная работа), «Восход солнца», Праздник «Пасхи».

Иллюстрирование произведений. Композиция на свободную тему. Открытый урок обобщающий «Новогодний праздник» посещение выставок.

  1. Лекции об изобразительном искусстве (4 часа).

Рисунок – основа пластических искусств Живопись искусство цвета. Направления в современном изобразительном искусстве. Художественное направления в России в начале ХХ века.

  1. Обобщение знаний(2 часа). Обзор пройденного материала. Опрос учащихся. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ учащихся.

Учебно – тематический план

Название блоков – модулей темы

Всего часов

Лекции

Практическая работа

Самостоятельная работа

Форма контроля

1

Рисунок

4

1

1

1

Практическая работа

2

Цветоведение

4

1

1

2

Практическая работа

3

Живопись с натуры и по памяти

8

1

5

6

Коллективная работа

4

Творческие композиции и иллюстрирование

12

1

4

8

Самостоятельная работа над эскизами и композицией по теме «Краски осени».

5

Лекции об изобразительном искусстве

4

4

6

Обобщение

Знаний

2

Выставки

творческих работ

Рекомендуемая литература для учителя.

  1. Иогансон Б.В. «О живописи»
  2. Маслов Н.Я. «Пленэр»
  3. Шорохов Е.В. «Композиция»
  4. Волков Н.Н.«Цвет в живописи»
  5. Алехин Ф.Д. «Когда начинается художник»

Литература для учащихся.

  1. Н.М Сокольникова «Основы живописи»
  2. Н.М Сокольникова «Основы композиции»
  3. Н.М Сокольникова «Основы рисунка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....