Занятие КОНТРАСТ РАЗМЕРОВ И ФОРМ. КЛОУНЫ
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

МИХАЙЛОВА Людмила Алексеевна

На занятии учащиеся 2 класса знакомятся с контрастом форм, размеров как средством художественной выразительности. Дети определяют значение контраста в жизни, человеческих отношениях, изобразительном искусстве. Применяют полученные знания через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kontrast_razmerov_form._klouny.rar1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Людмила Алексеевна

Конспект занятия в 2 классе, возраст учащихся 8 лет

Тема занятия:

«Контраст размера и формы. Клоуны»

Предмет:

Рисунок.

Тип занятия:

комбинированный.

Цель: Формирование представлений о контрасте, как средстве художественной выразительности в разных областях жизни, в изобразительном искусстве через проектную деятельность.

Тип занятия: Занятие изучения нового материала.

Задачи занятия:

                             Для педагога:

                         Для обучающихся:

1.Формировать представление о средстве художественной выразительности контраст     ( размер и форма, цвет, настроение) в изобразительном искусстве для создания художественного образа.

2.Раскрыть ценностный аспект взаимосвязи контраста в жизни, природе, человеческих взаимоотношениях, в изобразительном искусстве. Как микромодель: мир (человек, культура, личность).

3. Раскрыть взаимосвязь изобразительных средств выразительности для создания художественного образа.

1. Уметь выявлять средства художественной выразительности в контрастности форм, размеров, цветов, настроении и логически обосновывать свои ответы.

2. Формировать общее понятие о ценностной роли контраста в жизни человека, в изобразительном искусстве, о ценностной роли (человек, культура, личность).

3. Развить навыки «прочтения» изобразительных произведений для их глубокого и более целостного восприятия.

Задачи и результаты:

Воспитание:

Уважительного отношения к чувствам других людей и сопереживания им, ценностного отношения к изобразительному миру искусств.

Личностные:

Формировать  эмпатию, как понимание чувств  других людей и сопереживание им, чувство прекрасного, эстетические чувства на основе знакомства с изобразительным искусством.

Развитие:

Способности аргументировать свою точку зрения, способности образного восприятия контраста в жизни, в художественных произведениях.

Личностные:

Развитие эмоционально-образного восприятия произведений изобразительного искусства. Формирование ценностного восприятия окружающего мира и гражданской идентичности в форме «Я», как культурной личности.

Метапредметные:

Развитие УУД:

1. Познавательные:

А) Общепредметные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, создавать алгоритмы действия критериев оценивания, учить основам восприятия художественных образов.

Б)Постановка и решение проблем: Уметь формулировать проблемы и уметь создавать способы их решения.

2.Регулятивные:

Планировать свои действия в связи с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свои действия после его завершения на основе оценки и характера ошибок.

3.Коммуникативные:

Учить работать в группе, высказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека, контролировать действия партнера.

Овладение:

Навыками «прочтения» образного содержания художественных произведений.

Предметные:

Уметь анализировать образное «содержание» произведений изобразительного искусства, уметь определять средство художественной выразительности контраст в жизни человека, в изобразительном искусстве.

Для реализации цели и задач занятия используются методы:

  • диалога;
  • наблюдений и сравнений;
  • частично-поисковый метод;
  • метод проблемных ситуаций;
  • метод проектной деятельности;
  • метод синектики.

Структурные компоненты занятия:

  1. Завязка: (5 мин.)

Выход на проблемы занятия через просмотр слайдов.

  1. Кульминация: (15 мин.)
  1. Определение учащимися темы занятия: «Контраст формы и размеров. Клоуны», а также цели: «Формирование представлений о контрасте, как средстве художественной выразительности в разных областях жизни, в изобразительном искусстве через проектную деятельность».
  2. Через демонстрацию слайдов презентации  учащиеся определяют понятие контраста, ценностный аспект взаимосвязи контраста в жизни, природе, в изобразительном искусстве. Контраст как средство художественной выразительности.
  3. Определение учащимися алгоритма составления синквейна.
  4. Определение критериев оценивания работ учащихся.

/проведение физкультминутки/.

  1. Развязка: (20 мин.)

Самостоятельная работа учащихся – составление творческого варианта синквейна, кластера по выбору учащихся по теме: «Контраст формы и размеров. Клоуны». При выполнении творческих проектов звучат музыкальные произведения, которые помогают в создании творческой и благоприятной психологической атмосферы, активизируют творческую деятельность учащихся.

  1. Эпилог: (5 мин.)

Самоанализ практической работы учащимися.

Презентация записей.

Подведение итогов занятия.

Уборка рабочего места.

  1. Последствие: (1 мин.)

Запись домашнего задания

Материалы для учащихся:

Маркеры, пастель, цветная бумага, ножницы, клей, бумага формата А3.

Оборудование занятия:

Слайды, мультимедийный комплекс, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Завязка:

Подведение учащихся к проблемам занятия через просмотр слайдов презентации.

(Слайд 2)    (Слайд 3)

(Слайд 4)    (Слайд 5)

(Слайд 6)    (Слайд 7)

(Слайд 8)    (Слайд 9)

(Слайд 10)    (Слайд 11)              

Ребята! Я прошу ответить на вопрос:

 Что объединяет все слайды представленной презентации?

Предполагаемый ответ.                                                                                            - (На слайдах мы видим противопоставления, противоположности, контрасты).                                                                                                       Разные материалы и техники, в графике,  живописи, скульптуре  помогают художнику создать  узнаваемые, яркие  художественные образы,  для  характеристики  которых он использует средство художественной выразительности -  контраст. Каждый продукт творческой деятельности  это проект.                                                                                                                       Я прошу ответить на вопрос: Какие из большинства представленных художественных образов можно отнести к проектам  в данной       презентации ?                                                                                                      Предполагаемый ответ.                                                                                      -(Клоуны).

  1. Кульминация:

Итак, вы посмотрели слайды. Ответьте: Какая на ваш взгляд тема занятия?

1. Определение учащимися темы занятия: «Контраст размера и формы . Клоуны».

Молодцы! Тема занятия определена правильно. Исходя из темы занятия, мы cможем определить и цель занятия. Какая на ваш взгляд будет цель занятия.

Определение учащимися цели занятия: «Формирование представлений о контрасте, как средстве художественной выразительности в разных областях жизни, в изобразительном искусстве через проектную деятельность».

2.Определение учащимися контраста (через показ слайдов презентации ):

(Слайд 12)    

 Контраст возрастов.

(Слайд 13 )

Контраст в природе.

(Слайд 14 )

Контраст эмоций.

(Слайд 15)

Контраст форм, размеров, движений.

(Слайд 16 )

Контраст формы, размера.

(Слайд 17 )

Контраст цветов.

(Слайд 18 )

Контраст тона.

Учащиеся анализируют слайды с изображениями контрастов в жизни, в природе, в человеческих отношениях, в изобразительном искусстве, выполняют сравнительный анализ.                                                            Учащиеся дают определение контраста.                                                                                                       Предполагаемый ответ.                                                                                                   - ( Это противоположности).

Учащиеся определяют значение контраста в жизни, изобразительном искусстве.                                                                                                Предполагаемый ответ.                                                                                             - (Контраст показывает полноту жизни).

Педагог: «Назовите,  какие виды контрастов являются средством художественной выразительности в изобразительном искусстве.   Предполагаемый ответ.                                                                                            - (Правильно, контраст форм, размеров, тона, цвета).

Педагог: «Сегодня, изображая клоунов, на какие виды контраста мы обратим внимание?»                                                                                                      Предполагаемый ответ.                                                                                                            

- ( Контраст форм, размеров, цвета, тона, настроения, движений).              Цирк – это праздник, это радостные эмоции. И одни из главных героев на этом празднике будут клоуны, которые могут делать все, что выполняют другие артисты, но только смешно.

(Слайд  1)

Сергей Карин 

Клоун в цирке каждый вечер.
Сколько радости от встречи –
Балагурит и хохочет,
Рассмешит, кого захочет.

Яркий Рыжий с красным носом.
Задает он всем вопросы,
Получает оплеухи,
Лечит нас от лени, скуки.

Клоун Белый – элегантный.
Он ведет себя галантно,
Не вступает в переделки,
Терпит Рыжего проделки.

Оба скачут и резвятся,
Всем на радость веселятся,
Дарят всем задорный смех –
Вот в чем клоунов успех!

Сейчас мы систематизируем знания и составим синквейн или  кластер на тему нашего занятия.

3.Определение учащимися алгоритма составления синквейна:

  1. существительное;
  2. прилагательных;
  3. глагола;
  4. ассоциативный ряд.

Перед выполнением практического задания мы должны разделить класс на группы. Каждой группе дается две характеристики клоуна, например тонкий-  высокий , другой  толстый- маленький .

Учащимся каждой группы необходимо составить презентацию записи , а также выполнить проект изображения клоуна согласно его характеристике. Проекты выполняются в технике пастель, технике аппликации, черными маркерами.

Перед выполнением практического задания мы должны определить критерии оценивания нашего задания. Давайте назовем их:

4. Критерии оценки деятельности учащихся на занятии:

  1.  творческое составление синквейна или кластера;
  2. выполнение творческого проекта;

а) раскрытие темы;

б) оригинальность;

в) законченность.

  1. Развязка:

Самостоятельное выполнение синквейна или кластера.

Синквейну соответствует проект выполнения клоуна.

При выполнении практической работы звучат музыкальные произведения, которые помогают в создании творческой работы и благоприятной психологической атмосферы, способствуют активизации творческой деятельности.

  1. Эпилог:

Учащиеся озвучивают составленные синквейны, оценивают продукты своей учебно-творческой деятельности – проекты.  

Критерии оценки деятельности учащихся на занятии:

  1.  творческое составление синквейна или кластера;
  2. выполнение творческого проекта;

а) раскрытие темы;

б) оригинальность;

в) законченность.

Рефлексия: Что вам понравилось на занятии?  Что запомнилось?

Какие знания вы можете использовать в дальнейшей жизни?

  1. Последствие:

Домашнее задание: подобрать примеры  о контрастах форм и размеров в жизни, искусстве. Оформить задание в виде рассказа или презентации.

Я вас всех благодарю за сотрудничество!  До свидания!

Список литературы:

  1. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Москва. Титул. 1996 г.
  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Москва. Титул. 1996 г.
  3. Платонова Н.И., Синюкова В.Д.   Энциклопедический словарь юного художника. М.Педагогика 1983 г.
  4. Изобразительное искусство и художественный труд I-IVклассы М.Просвещение 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО

Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

Урок географии в 6 классе «Форма, размеры, движение Земли»

План-конспект урока, целью которого является формирование у учащихся представления о форме и размерах Земли; формирование умений работать с глобусом и копасом. На уроке используются различные формы ра...

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

,,Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам.,,

Данный урок является десятым в теме «Органы цветк...

Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...