ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ИЗО. 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Смагина Лариса Владимировна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ИЗО. 5 класс  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_5_klass.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 часов)

    Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в общества.

  Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

   Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

   Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.

    Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

    Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве

1

Урок изучения новых знаний

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки

Знать символический характер народного декоративного искусства.

Уметь «прочитать» орнамент

Устный опрос. Практическая работа

Подобрать зрительный материал деревянной резьбы на избах

Сентябрь

2 - 7

2

Декор русской избы

1

Урок изучения новых знаний

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками

Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).

Уметь выстраивать орнаментальную композицию

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение выполненных работ

Найти иллюстрации интерьера крестьянской избы

Сентябрь

9-14

3

Внутренний мир русской избы

1

Урок формирования новых знаний

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры : красный угол, печь

Рисунок на тему «В русской избе»

Знать жизненно важные участки крестьянского дома.

Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока.

Составить кроссворд по пройденному материалу

Сентябрь

16-21

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Комбинированный

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью

Знать названия предметов народного быта и труда.

Уметь:

-почувствовать особый склад мышления наших предков;

-создавать объекты предметной среды

Творческое обсуждение выполненных работ

Подбор изображения орнаментов русской народной вышивки

Сентябрь

23-28

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Комбинированный

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь работать в смешанной технике.

Просмотр и обсуждение выполненных работ

Подобрать изображения людей в русских народных костюмах

Октябрь

30-5

6-7

Народный праздничный костюм

1

Урок изучения новых знаний

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды

Выполнение эскизов народного праздничного костюма.

Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания

Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов

Подобрать материал к теме «Народные праздники»

Октябрь

7-19

8-9

Народные праздничные обряды

2

Урок обобщения и систематизации знаний

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Изготовление куклы Масленицы

Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Уметь работать с различными материалами

Творческое обсуждение работ

Найти иллюстрации с русскими народными игрушками

Октябрь

21-1

Связь времён в народном искусстве (7 часов)

10-11

Древние образы в современных народных игрушках

2

Комбинированный

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек

Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке

Творческое обсуждение выполненных работ

Подобрать иллюстрации с гжельской посудой

Ноябрь

11 - 23

12-13

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи.

Выполнение эскиза посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели.

Знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента.

Уметь:

-передавать единство формы и декора;

-выполнять приёмы письма в манере мастеров Гжели.

Творческое обсуждение работ

Подобрать иллюстрации с изделиями городецких мастеров

Ноябрь-Декабрь

25-7

14

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История развития промысла. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции городецкой росписи

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма.

Знать основные приёмы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора

Творческое обсуждение работ

Подобрать иллюстрации с жостовскими подносами

Декабрь

9-14

15

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла

2

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приёмы жостовского письма.

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом

Знать основные приёмы жостовской росписи.

Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа.

Творческое обсуждение выполненных работ

Подготовит свои работы к итоговой выставке.

Декабрь

16-21

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Урок обощение и систематизации

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений прмыслов в современном быту и интерьере.

Мастера декоративного искусства нашего города.

Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках.

Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан)

Уметь анализировать произведения народных мастеров

Творческое обсуждение выполненных работ

Просмотреть украшения, которые хранятся в доме

Декабрь

23-28

Декор – человек, общество, время (10 часов)

17

Зачем людям украшения

1

Урок формирования новых знаний

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений

Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов»

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

Фронтальный опрос

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта

Январь

13-18

18-19

Декор и положение человека в обществе

2

Урок изучения новых знаний

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного  искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента. Сочетание цветов, композиция) определяется ролью её хозяина.

Уметь работать с выбранным материалом

Презентация своих работ учащимися и оценка результата

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации

Январь

20-1

20-21

Одежда говорит о человеке

2

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое обсуждение работ

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Китая

Февраль

3-16

22-23

Одежда говорит о человеке

2

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка»

Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского.

Уметь творчески работать над предложенной темой

Творческое обсуждение работ

Подобрать изображения гербов разных стран, клубов, семей

Февраль

17-1

24-25

О чём рассказывают гербы и эмблемы

2

Комбинированный

История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики

Знать сущность герба как отличительного знака человека.

Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.

Защита проекта, оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников

Придумать и нарисовать герб семьи. Подготовиться к игре-викторине.

Март

3-15

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Урок обобщения и систематизации изученного

Обобщение тематического блока «Декор – человек, общество, время»

Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «декор – человек, общество, время»

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён и народов.

Выступление с анализом творческих работ, выполненных на уроках

Присмотреться к образцам современного декоративного искусства

Март

17-22

Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

27-28

Современное выставочное искусство

1

Урок изучения новых знаний

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен, Керамика. Стекло

Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства»

Знать:

-о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

-о специфике языка разных художественных материалов.

Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоративного искусства

Подобрать иллюстрации

Апрель

1-12

29-30

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

1

Урок формирования новых умений

Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы

Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы

Обмен мнениями а процессе знакомства с работой

Творчество художников родного края

Апрель

14-26

31-32

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

2

Урок практического применения знаний, умений

Русская тряпичная кукла. Условность и обобщённость образа. Кукла-закрутка

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы.

Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.

Уметь использовать выразительные возможности материала

Творческое обсуждение работ

Творчество художников родного края

Апрель-Май

28-9

33-34

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства

2

Урок практического применения знаний, умений

Выразительное использование материала. Способы и приёмы работы с солёным тестом

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из солёного теста.

Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Уметь работать с солёным тестом

Творческое обсуждение работ. Анализ и оценка работ

Творчество художников родного края

Май

11-23

35

Повторение пройденного материала

1

Урок обобщение

Обобщение материала по темам раздела и года

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке.

Уметь осознанно использовать язык декоративно-прикладного искусства

Эстетическая оценка результата работы

Присмотреться к образцам современного искусства

Май

25-30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.

Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....

Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс  Г.В.Дорофеев и др....

Календарно-тематическое планирование 7 класс по предмету "Технология" для неделимых классов

Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления обо всех разделах про­граммы и профессионал...