Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Михеева Наталья Николаевна

Познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, посудой (ее формой, декором, силуэтом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-dekorativno-prikladnoe_tvorchestvo.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Объединение «Изобразительное искусство»
  2. "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда"

Цели занятия:

  • познакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, посудой (ее формой, декором, силуэтом);
  • определить зависимость формы и декора от назначения посуды;
  • развивать художественный вкус; познакомить с художественными промыслами России;
  • формировать понятия об орнаменте и его элементах; воспитывать аккуратность.

Оборудование занятия.                                                                                                                                   Для учителя: мультимедийное оборудование, учебные пособия и таблицы; готовые изделия, посуда из разных материалов.     Для учащихся: гуашевые краски, кисти ( мелкие и крупные), клей ПВА, белая бумага, палитра, ножницы, баночка для воды, тряпочка.                                         Зрительный ряд.                                      Демонстрационный материал: Гжель, Городецкая роспись, Хохломская роспись, Полхово-Майдан, Жостово. Презентация: «Русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве». Фотографии. Готовая посуда.

Ход занятия.                                                                                                                                                        I. Организационный момент.                                                                                                                                 Приветствие учителя, проверка готовности к занятию.                                                                             Беседа по теме занятия.                                                                                                                          Учитель: Ребятам предлагается рассмотреть различные примеры посуды, обратив внимание не только на ее красивый декор, но и на ее форму и силуэт. Необходимо обратить внимание на зависимость формы, а также декор, из которого сделана посуда (фарфор, дерево, стекло, металл).    В создании посуды большую роль играет художник; он конструирует, украшает её, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Посуда бывает повседневной, праздничной, детской или взрослой. Праздничная посуда – тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, её детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Повседневная посуда - проще по форме и менее украшена, но более прочная. Детская посуда должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором посуды может быть ручная роспись или переводные картинки.                                                                                                                                                                 Кроме этих видов посуды до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие её с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом, - Хохлома ( дерево), Жостово ( железо), Гжель ( глина), Городец (дерево). Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий.

Городецкая роспись. Искусство Городецкой росписи зародилось в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. С давних времен местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки. Мастера предпочитали желтый фон украшать диковинными цветами: яркими розанами, купавами, зелеными веточками. Часто цветочную композицию дополняли сюжетные сцены: чаепитие, охота, изображение барышень и кавалеров, всадников, коней, чудо – птиц.

Хохломская роспись. Другой очень известный промысел - “Золотая хохлома”. Эта роспись по дереву золотым, красным и черным цветом появилась близ Городца в посёлке Хохлома. Деревянную посуду из липы грунтовали глиной - вапили, потом натирали серебристым порошком - лудили и по этой блестящей поверхности делали роспись. Узор покрывали олифой и ставили в горячую печь – так появлялся золотой цвет. Главный мотив Хохломской росписи – травка – узор из тонких стеблей , листочков, цветков, ягод. Роспись “травка” создаётся на серебристом фоне. Все элементы орнамента кудрятся и выполняются в ритмической последовательности.

Жостовские подносы. В другом подмосковном селе Жостово мастера расписывают металлические подносы на черном, зеленом и палевом фоне. Основной принцип жостовского письма – его свободная манера, которая дает возможность импровизировать. Плотные букеты из цветов разного размера и листья заполняют центральную часть подноса, а край его украшает золотое кружево из мелких цветов и тонких спиральных линий. Сначала мастер намечает основные пятна композиции прозрачной масляной краской - это замалёвок. Затем мастер выполняет тенешку, т.е. затемняет с одной стороны цветовые пятна. Жостовская роспись имеет зрительный объём, художник создает эффект освещенности букета за счет высвечивания бликом части цветка. Поэтому передняя часть цветов как бы “ выступает вперед” а отвернутая от зрителя часть затемняется и “ уходит вглубь”.

III. Практическая работа.                                                                                                                   “Моделирование из белой бумаги посуды. Роспись по мотивам Гжельского узора”.   Рассмотрите посуду с необычной формой и узорами: цветами, птицами и городами.                                             -Какая цветовая палитра на сосудах? (Синий цвет)
-Как меняется мазок цветка? (Постоянный переход от светлого к темному)
-Какие линии дополняет цветок? (тонкие линии: прямые, волнистые, спиральные, округлые)    
Справка. Недалеко от Москвы в селе Гжель богатые залежи гончарных глин навели местных жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды. Прославилась село удивительной посудой с декоративными лепными элементами, синими узорами, цветами и городами. Назвали такую роспись по названию села – Гжель. Расписывается посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становится синим, а прозрачная полива приобретала блеск. Посуда Гжели разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники. Расписывают все части предмета. Ручку и носик украшают ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. Мазки кладутся широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок - пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая.

Практическая работа.                                                                                                                            Задание: На отдельном альбомном листке получить различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Повторить элементы Гжельской росписи.

Обвести и вырезать детали (развёртки) чайника и чашки. Самостоятельно сконструировать посуду.

Рисунок 1

рисунок 2

рисунок 3

рисунок 4

рисунок 5

Последовательность работы:

  1. Обвести по шаблонам детали и вырезать. Вспомните правила безопасной работы с ножницами, правила экономного расхода материалов.
  2. Надрезать нижний край разверстки тулова чайника и скрути ее в цилиндр.
  3. Нижние клапаны загнуть и приклеить к ним дно.
  4. В той же последовательности заготовить поддон и приклеить его к тулову.
  5. Детали склеить между собой и украсить завитками из бумажных лент.
  6. Примени для украшения чайника знакомые приемы скручивания бумажной ленты.
  7. В такой же последовательности сконструировать чашку.

Распиши сервиз по мотивам Гжельского узора.

IV. Итог урока.

Оформление выставки, просмотр выполненных работ. Отметить лучшие. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...