Урок ИЗО в 4 классе"Сопереживание-великая тема искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Шинкаренко Юлия Владимировна

Урок ИЗО в 4 классе по программе Б.М.Неменского"Сопереживание-великая тема искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_3.soperezhivanie-velikaya_tema_iskusstva.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе.

Тема: « Сопереживание - великая тема искусства».

Цель: активизировать деятельность учащихся, работу над произведениями, помогающими пробудить сопереживание, учит выражать сочувствие чужому горю, страданию.

Задачи:

  • Показать учащимся как художники в своих произведениях откликаются на человеческую скорбь, беду, горе.
  • Учить воспринимать такие произведения.
  • Воспитывать любовь и сочувствие ко всему живому.
  • Тренировать у учащихся память, образное мышление.

Оборудование урока:

Для учителя:

  • Слайды с репродукциями картин: Крамской «неутешное горе», Рембрандт «Возвращение блудного сына», Маковский «Свидание», Ярошенко «Всюду жизнь», Перов «Тройка».
  • слайд-шоу.
  • интерактивная доска
  • записи песен

Для учащихся:

  • бумага (А 4)
  • гуашь, акварель, кисти, баночки

Ход урока:

             1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности детей к уроку.

             2. Ознакомление с темой

О радостных днях мы говорим много, а вот горе – эту тему стараемся обойти. Сегодня именно об этом мы поговорим.

                        3. Беседа.

  Художники рассматривали и рассматривают печальные, горестные, драматические, скорбные картины жизни. Художники видели, как страдает народ, и страдали вмести с ним. И через искусство они выражали своё сочувствие, свою боль за судьбы людей.

Когда вокруг мир, улыбки, цветы, голубое небо, счастливые лица, лица родных и знакомых людей, когда его любят родные и близкие люди – это счастье! А когда всего этого нет? Когда взамен всему этому нищета, болезни, каторжный труд, который высасывает из человека последние силы и здоровье? Унижения, горечь, отчаяние – это явно нарушение красоты, гармонии жизни. Это как бы вывернутая наизнанку нормальная человеческая жизнь. Это стон и боль человеческого сердца.

Самая высокая цель искусства – помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют сухим, чёрствым. Потому, что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это, значит, научить их быть великодушными.

Художники разных стран, разных времён всегда горячо откликались своим искусством на человеческое горе и учили людей сочувствовать чужому горю, чужому страданию.

С древнейших времен в искусстве присутствует тема страдания. А рядом с ней – тема великой любви и веры в добро.

Слайд 2

Забытый всеми, больной и одинокий Рембрандт в последний год своей жизни создаёт гениальное произведение «Возвращение блудного сына». Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего поднята до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают внутренним теплом, мерцают и светятся. Всё замерло. И кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения. В картине звучит вера художника в людей, в человечность.

Слайд 3

«Неутешное горе» Ивана Николаевича Крамского.

Картина о горе матери, потерявшей ребёнка.

Крамской написал эту картину спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.

Слайд 4

Темы и сюжеты картин Владимира Егоровича Маковского во многом перекликаются с произведениями Некрасова, Салтыкова – Щедрина, Короленко, Чехова.

Глубокой и выразительной иллюстрацией к чеховскому рассказу «Ванька» смотрится небольшая картина Маковского «Свидание».

…Крестьянка приехала повидать сына, отданного «в учение» к городскому ремесленнику.

Немногими, но очень точно найденными деталями художник даёт нам почувствовать всю безысходность жизни «у хозяина». Горестно задумалась мать, глядя на сына, жующего принесённый её калач.

Слайд 5

Одним из самых популярных произведений Николая Александровича Ярошенко можно считать картину «Всюду жизнь». Она является результатом раздумий художника о судьбе народа. На картине изображён арестантский вагон, остановившийся на полустанке. В зарешёченном окне видны люди разного возраста, но все самого бедного сословия — старик, рабочий, солдат и молодая мать с ребёнком. Заключённые кормят стайку голубей на платформе хлебом из своих скудных запасов. Лица людей передают тонкие и чистые переживания. Этим художник показывает арестантов не преступниками, а жертвами суровой действительности. В образе матери с ребёнком можно увидеть намёк на Богородицу с Христом.

Слайд 6. В.Перов «Тройка»
С большим художественным мастерством переданы в картине страдания и муки детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый, ветхий платок. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим лицом. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: он задыхается, открыл рот. Жалкая, с чужого плеча одежонка не греет исхудавшее тело. Средний мальчик - постарше; его рваный зипун и старенький картуз совсем не греют, не добавляет тепла и платок на шее, концы которого треплет ветер. Этот подросток немного посильнее остальных. Но на лице уже усталость и страдание.

                4. Проверка домашнего задания.
Дети делятся своими переживаниями, вспомнив: эпизод из к/ф, случай из жизни, картину художника и т.д.

Человеческое горе – его нельзя ничем измерить.

Искусство может глубоко выразить человеческую скорбь, горе и отчаяние. Мы чувствуем душевную боль художника, его глубокие человеческие страдания и понимаем, что он хотел нам сказать. Какая огромная сила человеческих чувств и мыслей заложена в искусстве! Оно всегда волновало и будет волновать и тревожить наши души.

Показ слайд-шоу. «Горе общественное, горе личное».

      5. Физкультминутка

- Наш приятель Весёлый Карандаш оставил интересную загадку – зарядку:

           По бумаге я бегу,

           Всё умею, всё могу: (Бег на месте).

           Хочешь – домик нарисую, (Встать на носочки, руки вверх, изображая крышу).

           Хочешь – ёлочку в снегу, (Приседание).

           Хочешь – дядю, хочешь – сад. (Повороты в стороны, руки на поясе).

           Мне любой ребёнок рад. (Прыжки на месте).

      6. Практическая работа.

Композиции: «Собачка заболела», «Птичка замёрзла» и т. п.

        7. Итог урока

Анализ работ: маленький рассказ о выбранном сюжете.

       7. Домашнее задание

Стихи о защитниках Родины в ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ИЗО "Образ человека-главная тема искусства.Хоровод.

7 класс 1 четверть Тема "Изображение человека"...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме "Древние образы в современных народных игрушках"

Представленный материал - технологическая карта урока для 5 класса по учебному предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времён в народном искусстве" по теме "Древние образы в современных нар...

Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" по теме Хохлома

Представленный материал - Технологическая карта урока для 5 класса по предмету "Изобразительное искусство" раздел "Связь времен в народном искусстве" по теме "Хохлома", разработанный по ФГОС ОО....

Конспект урока по ИЗО "Образ человека - главная тема искусства"

Конспект урока для 6 класса по изобразительному искусству "Образ человека - главная тема искусства"...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".

Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....