Приумножение культурного потенциала школьников через изучение народных промыслов
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

 Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Вопрос о приобщении школьников к родной национальной культуре стоит сегодня особенно остро. Возможно, это связано с тем, что отсутствие четко выраженной национальной идеи призвана восполнить культура. Люди инстинктивно тянутся к прекрасному, к искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романова Елена Александровна

учитель ИЗО

 ГБОУ школа №212 Фрунзенского района

 г. Санкт-Петербурга

Приумножение культурного потенциала школьников через изучение народных промыслов

В стихотворении Е. Винокурова

 «Художник» есть такие слова:

Художник, воспитай ученика,

Чтоб было у кого потом учиться.

Художественно-эстетическое воспитание всегда рассматривалось как часть всестороннего развития. Эстетическая культура может активно влиять на духовную жизнь, трудовую деятельность, поведение, соответствующее нормам морали, выступать составной частью общественной жизни, условием развития творческих сил, средством развития личности, способной осваивать и преобразовывать действительность, воспринимать эмоционально, переживать, оценивать и создавать красоту, совершенство, гармонию в материальной жизненной среде, межличностных отношениях – во всем укладе жизни.

Воспитать не только преемников, а привить ученикам определённые навыки поведения, общения, да и просто воспитать высококультурного человека сегодня одна из главных целей обучения.

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

 Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Вопрос о приобщении членов общества к родной национальной культуре стоит сегодня особенно остро. Возможно, это связано с тем, что отсутствие четко выраженной национальной идеи призвана восполнить культура. Люди инстинктивно тянутся к прекрасному, к искусству.

Очевидно, применительно к школьному образованию, национальная идея должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения. Неслучайно в ФГОС  указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе обучения, на формирование культуроведческой компетенции.

В настоящее время наблюдается низкий уровень общей  культуры общества. Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является овладение ценностями духовной и материальной культуры.

Народные промыслы России, культура и человеческая деятельность тесно взаимосвязаны:

а) культура не может обойтись без опоры на ту или иную знаковую систему;

б) народные промыслы России и культура не могут существовать вне сферы человеческой деятельности.

Это «родство» позволяет рассматривать проблему в едином контексте: народные промыслы России — культура — человек. В методическом плане это можно представить как приобщение учащихся к национально-нравственным ценностям своего народа в процессе изучения народных промыслов России.

Под национальными нравственными ценностями мы понимаем народные промыслы России как проявление духа народа и материализованные произведения культуры  (изделия декоративно-прикладного искусства). При этом имеется в виду, что в основе материальной культуры лежит духовная, плод человеческой мысли. Созданию каждого шедевра предшествует знаковая духовная деятельность, поскольку живописец, скульптор, мастер-изготовитель произведений декоративно-прикладного искусства, прежде чем создать свое творение, обдумывает его идею.

Данная концепция на практике реализуется в работе по следующим направлениям:

1.Гжель

 Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета завораживает взор, окутывает дымчатым туманом – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел. Живописный подмосковный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Гжель известна и популярна не только в России, но и далеко за пределами страны. Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки, и гжельская синяя роза. Большие блюда украшают синей росписью диковинных птиц, изображением бытовых сцен. История гжельского фарфора начинается в 14 веке с изготовления предметов домашнего обихода, изразцов и черепицы. Затем был сложный путь к майоликовой посуде, фаянсу, а в 19 веке гжельские мастера стали изготавливать посуду из фарфора. Сегодня в Гжели производят не только посуду, но и игрушки, камины, люстры. Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение и душу.

2. Хохлома

 С древних времен люди стремятся украсить свое жилище и предметы быта. В городе Семенов, который расположен в Нижегородском крае, издревле украшали росписью деревянную посуду. Так появилась «Золотая Хохлома» – искусство росписи красками по дереву. Технология росписи золотыми красками появилась еще в 17 веке, и с тех пор на золотом фоне живут диковинные цветы – яркие алые и задумчивые черные. Золотой орнамент украшает деревянную мебель. Расписные ложки и куклы-матрешки известны во всем мире. Сегодня мастера предлагают не только расписную деревянную посуду, но и детскую мебель, подсвечники, декоративные блюда. Нарядность и особую красочность изделиям из дерева придает специальная технология лакирования. Благодаря сушке лакированного изделия в печах при высокой температуре, изделие приобретает особый золотисто-медовый оттенок.

3.Матрешка

 Символом художественных промыслов России стала Матрешка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в г. Сергиев Посад. Традиционная роспись Матрешек – наряды крестьянских девушек древней Руси. Современные Матрешки «носят» наряды самые разнообразные, цвета красок и варианты росписи делают ее образ неповторимым.

 4. Оренбургский пуховый платок

 Вязаные платки из козьего пуха – древний промысел, зародившийся в Оренбургском крае еще 250 лет назад. Платки ручной работы, связанные руками мастериц, легкие, как пушинка, и теплые, как ладони матери. Пуховые платки живут долго и передаются из поколения в поколение, согревая своим теплом и накопленной энергией предков. Русские мастерицы изготавливают три вида платков: шали, паутинки и палантины. Они разные по форме, плотности вязки, цвету и рисунку. Пуховые платки выполняют не только свое прямое назначение – утеплять и согревать, но и являются эксклюзивным украшением. Ажурные легкие шали, и белые паутинки станут украшением для любой женщины, подчеркнут ее изящество и тонкий вкус.

 5.Дымковская игрушка

 Слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области) стала родиной глиняной игрушки, расписанной и обожженной в печи. Дымковская глиняная игрушка – символ русского ремесла. Игрушечных дел мастера создают различные образы: всадники на конях, нарядные барышни, расписные птицы. Глиняную игрушку считают оберегом от зла. Издавна игрушки на Руси были участниками древних обрядов. В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, характерные черты русской национальности.

 6.Палехская миниатюра

 Палех – центр иконописной живописи, расположенный возле города Иваново. В настоящее время в г. Палехе развит народный промысел «Палехская миниатюра» взамен существовавшей школы иконописной живописи. В росписи лаковой миниатюры сохранились традиции древнерусского искусства и мастерство иконописцев. Миниатюрная лаковая живопись выполняется темперой на папье-маше. Шкатулки, брошки, пепельницы и игольницы обычно расписываются золотом на черном фоне. Русская лаковая миниатюра отличается изяществом форм, мастерством тонкой кисти художника, поэтичностью образов.

7.Скань

 Ювелирная техника скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Украшаются изделия из скани маленькими серебряными или золотыми шариками (зернью) и эмалью. Художественная обработка металла – филигранная скань – известна издавна. Появилось это художественно-прикладное искусство в 9 веке. Тончайшая проволока, искусно свитая, делает каждое изделие уникальным. Большое разнообразие видов скани позволяет создавать поистине образцы художественного промысла. Напайная филигрань предполагает напайку проволоки и зерни на листовой металл, объемная филигрань используется для объемных предметов – кубков, ваз, подносов, ажурная филигрань – кружево из проволоки с напаянной зернью. Филигранная ажурная скань горит и переливается всеми цветами радуги, разбрасывая вокруг золотые, серебряные и медные искры.

 8.Каслинское литье

 Садовая мебель, решетки, надгробия, бытовые предметы, скульптуры из чугуна и бронзы, выполненные на Каслинском чугунолитейном заводе (Южный Урал), становятся произведением искусства. Традиции Каслинского литья – это сложные технологии формовки и отливки изделий, ручная чеканка, графическая четкость силуэта. Завод был построен в 18 веке, и с тех пор чугунолитейное производство является центром отливок высокохудожественных изделий. Ажурные решетки, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам. На заводе трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами, памятников, архитектурное литье для Московского метрополитена.

Одним из средств, способствующих формированию национального самосознания личности учащихся, безусловно, являются произведения народных промыслов России.

Проблема использования произведений народных промыслов России на уроках изобразительного искусства  привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых, психологов, педагогов, методистов. Они подчеркивают роль произведений народных промыслов России в развитии мышления и речи учащихся, в воспитании их эстетического вкуса.

Язык произведений народных промыслов России по-своему отображает окружающую действительность, передает информацию о людях или предметах, о природе или событиях. Произведения народных промыслов России специфически аккумулирует окружающий мир, вбирая в себя эпоху. Произведения народных промыслов России, используемое в качестве учебного средства, является достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку мастер, художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт, традиции. Вот почему произведения народных промыслов России имеет огромный культуроведческий потенциал, позволяет соединить в учебном процессе изучение произведения народных промыслов России с историей и культурой народа. Таким образом, реализуется такой важный принцип в обучении как интеграция.

Использование произведения народных промыслов России на уроках способствует осуществлению такой важной социальной функции, как кумулятивная, или накопительная. Произведения народных промыслов России, представляя собой культурные ценности, накопленные и накапливаемые определенной нацией, умножают духовное богатство человека, познающего язык и культуру своего народа.

Предметная сущность произведений народных промыслов России дает материал   для формирования универсальных учебных действий. При этом естественным путем происходит обогащение словаря учащихся разного рода эмоционально-оценочными словами.

Таким образом, использование произведений  народных промыслов России на уроках  способствует реализации такого важного дидактического принципа обучения как принцип сознательности и активности. Произведения народных промыслов России дают школьному учителю реальную возможность сделать культуру предметом изучения при обучении, расширить культурный кругозор учащихся, соединить обучение с эмоционально-нравственным воспитанием, пробудить у обучаемых уважение и любовь к своему народу как создателю шедевров искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА

Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....

Методическая разработка "Педагогические подходы к развитию интеллектуального потенциала школьников через освоение навыками исследовательской, проектной и иной краеведческой деятельности"

Представляемый материал может быть полезен в урочной и внеурочной деятельности учителям и педагогам гуманитарной направленности...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлени...

Индивидуальный методический проект для уроков по изучению народных промыслов: " Новогодняя открытка в стиле городецкой росписи".

Выполненный проект представляет собой наглядное пособие, позволяющее повысить интерес школьников к изучению одного из традиционных художественных русских промыслов-городецкой росписи и мотивировать уч...

Развитие творческого потенциала школьников через участие в культурно-массовых мероприятиях и их проведении.

Статья "Развитие творческого потенциала школьников через участие в культурно-массовых мероприятиях"....

Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.

Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы"....

Раскрытие творческого и интеллектуального потенциала школьников через проектную деятельность на уроках английского языка.

Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их ...