Рабочая программа по изобразительному искусству (6 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Миндубаева Эльмира Саматовна
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией В.С.Кузина, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией В.С.Кузина, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Раздел II. Содержание программы.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

 Рисование с натуры (по представлению, по памяти)     объектов окружающего мира. Живопись. Рисунок.

11

Тематическое рисование

11

Декоративное рисование. Аппликации, изобразительные техники

7

Беседы

4

Тренировочные упражнения

2

Всего

35

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; уроков-бесед – 1; обобщающих работ  - 4.

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 6 класса.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе  работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать  в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Раздел IV. Литература и средства обучения

ЛИТЕРАТУРА  

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.
  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

                                                     ТАБЛИЦЫ

  • Хохлома
  • Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 6 класс (35 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи урока

Тип урока

Деятельность учащихся на уроке

Вид контроля на уроке

Оборудование

Домашнее задание

Дата

проведено

по плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления.

1

     Определить уровень подготовки учащихся;

р   Расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов;

в   вспомнить виды изобразительного искусства;

     познакомить учащихся с учебной и дополнительной литературой по предмету ИЗО;

    учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, использовать законы композиции;

     воспитывать трудолюбие, усидчивость, товарищество, взаимопомощь.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

- лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисование того, что больше понравилось и запомнилось из летнего отдыха.

Беседа, тематическое рисование;

     анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО;

     работа в тетради по ИЗО;

     знакомство с учебниками по ИЗО, правилами работы, инструментами.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы. «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт»;

Художественные

 материалы

2

Полный цветовой круг

1

     Развивать графические умения и навыки;

     изучить свойства цветов и приёмы поиска новых цветов;

     расширять знания о возможностях художественных материалов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

- лекция

- учебный и трудовой практикум

Рисование полного цветового круга, используя обе группы цветов: хроматические и ахроматические.

Учебное задание по живописи;

основы цветоведения и изобразительной грамоты;

система требований к работам;

основные, смешанные, тёплые, холодные, контрастные, сближенные цвета.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

3

Живописные и графические упражнения

1

     Определить уровень подготовки детей;

     расширить знания о разнообразных возможностях художественных материалов;

     изучить основы цветоведения, графики;

     развивать графические умения и навыки, глазомер, аккуратность, усидчивость, внимание, аналитические способности, ассоциативное мышление.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Выполнение различных приёмов работы акварельными красками.

Работа графическими и и живописными материалами;

цветовая растяжка, графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.)

Письменный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

4

Осенний лист, бабочка и фрукты

1

Развивать графические навыки;

учить воспринимать и передавать пропорции, оттенки основных и дополнительных цветов в окраске осенних листьев, разных по форме бабочек;

расширять знания о разнообразии художественных материалов и изобразительных средств;

углубить знания о симметрии как одном из законов природы, окружающего мира;

повторить навыки рисования симметричных предметов;

освоить метод стилизации реальных форм в декоративные, упрощения ради художественной выразительности;

воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Живописная работа с цветами, с палитрой.

Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц;

палитра осенних цветов;

симметрия и её роль в природе, в изображении;

окраска в природе;

декоративность, тёплый и холодный колорит, сближенные цвета.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

5

Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблока

1

Расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;

учить анализированию выразительных изобразительных средств (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины, форму сложных предметов, разложив её до простейших составных форм, конструкции предметов;

закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения;

рисовать с натуры доступными графическими средствами;

уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;

соблюдать последовательность графического и живописного изображения;

использовать возможности цвета, цветового контраста, тёплого и холодного колорита;

развивать зрительную память в передаче впечатлений;

 пробудить фантазию, умение комбинировать детали.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Выполнение гризайля — одноцветная живопись с разбором светотеневых и тональных соотношений

Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкция, цвета, светотени;

беседа «Натюрморт в живописи»;

карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

6

Рисование натюрморта: корзина с овощами

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Выполнение 3 и 4-го этапа работы.

Рисование с натуры; анализ натуры, её конструкция, цвета, светотени;

беседа «Натюрморт в живописи»;

подбор цветов, близких по натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому»

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

7

В осеннем лесу, парке

1

Проводить словесное и изобразительное описание осенней природы и учить использовать свойства линейной, воздушной перспективы;

изучать строение деревьев, кустарников, передавать эти знания и наблюдения в рисунках;

показать связь человека и природы;

развивать экологическое мышление;

обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции (основную идею, основных героев), создания определённого колорита, передачи настроения через цвет;

продолжить освоение техники живописи «мазком»;

обобщить впечатления учащихся от экскурсии в лес или парк.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Обсуждение рисунка;

Этапы выполнения:

- поиск самого интересного мотива;

- работа в формате;

- выполнение в цвете;

- детальная проработка.

Тематическое рисование;

элементы композиции, перспективы;

фигура человека в пейзаже;

выбор положения  листа в зависимости от сюжета;

жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи»;

«работа по сухому», «по мокрому».

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

8

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка).

1

Формировать знания об анималистическом жанре в изобразительном искусстве;

ознакомить с творчеством художников-анималистов;

провести сравнительный анализ анатомии животных, сходных по строению тела, связать особенности внешнего облика со средой обитания;

развивать навыки композиции, владения графическими материалами и средствами художественной выразительности;

воспитывать культуру поведения.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование животного, которое особенно часто используют художники в своих картинах — коня.

Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистика в ИЗО;

беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.);

сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения;

элементы композиции;

графические материалы.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Сделать карандашом наброски лошадей, собак, кошек с натуры, с фотографией, репродукций, иллюстраций. Рисунок в цвете.

9

На дне морском.

1

Закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных;

углубить знания о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении тела животного; учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных;

показать принцип работы с трафаретом; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества, экологическую культуру.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов;

работа с трафаретом (рыба);

маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных;

композиция, сюжет;

живопись «по-мокрому».

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

10

Невиданный зверь

1

Закреплять знания о жанре анималистики;

анализировать, сравнивать анатомию разных живых существ, выделять общее и различное, уметь связать особенности внешнего вида животного (птицы, рыбы) со средой обитания, особенностями образа жизни;

развивать графические навыки;

совершенствовать способности образного мышления и представления; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, аккуратность, внимание, дисциплину.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематическое рисование;

рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и  синтез в изображении художника; анималистика.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

11

Наброски с куклы-игрушки

1

Анализировать пропорции, конструктивно-анатомическое строение объёмной формы;

совершенствовать умение последовательного ведения работы; подготовить переход от рисования с натуры куклы к рисованию с натуры человека.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

12-13

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в лёгкой одежде, не скрывающей телосло-жение)

1

Дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся мастеров-портретистов;

учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объёмной формы;

формировать умение выполнять наброски с натуры человека различными способами (графически, живописно), тоновую и цветовую разработку формы;

совершенствовать умения последовательного ведения работы и передачи в рисунке выразительных средств разными приёмами работы акварелью, гуашью.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование с натуры:

1-й урок — мальчик, графика;

2-й урок — девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

14

Фигура человека в движении. Спорт.

1

Закреплять знания о пропорциях тела человека; совершенствовать умения и навыки в изображении фигуры человека с соблюдением анатомии тела разными изобразительными материалами и способами;

развивать зрительную память, воображение, глазомер, творческое восприятие мира, наблюдательность.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой -  человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из-за заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

15

Две контрастные фигуры

1

Ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве, его разновидностями; закрепить навыки передачи пропорций; развивать самоконтроль, дисциплину.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

16

Новогодняя открытка, приглашение на бал.

1

Совершенствовать навыки рисования, аппликации, гармоничного сочетания разных техник;

развивать глазомер, аккуратность, усидчивость, тонкую моторику руки, социально важные качества, аналитические способности, вкус; ознакомить с графикой и её разновидностью — прикладной графикой;

укреплять межпредметные связи.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Графика, её виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе — конструирование макета открытки.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

17

Две контрастные фигуры

1

Ознакомить учащихся с понятием контраст в изобразительном искусстве, его разновидностями;

закрепить навыки передачи пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека;

совершенствовать умения последовательного ведения работы;

развивать самоконтроль, дисциплину;

уметь создавать выразительный художественный образ.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

18

Зимние забавы (развлече-ния, спорт). Комиксы

1

Ознакомить учащихся с комиксами как с разновидностью современной книжной графики, найти общие корни с книгой и кино, компьютерной графикой;

развивать графические умения и навыки, образное представление, фантазию, логику;

направлять активность, внимание детей в творческую работу; воспитывать взаимную вежливость, товарищество, аккуратность, дисциплину.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики — комиксы; общие корни с книгой (литертурная основа, текст, развитие сюжета) и кино («покадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильм.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

19-20

Мы рисуем инструменты

1

Учить анализировать конструкцию предметов, расчленяя её до простейших составляющих их форм; передавать пространственное предрасположение отдельный частей предметов с учётом знаний линейной перспективы, светотень штриховкой; показывать перспективные сокращения плоскостей, граней, правильно определять углы перспективного сокращения;

осуществлять межпредметные связи.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др. инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

1

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

21

Знаменитые архитектур-ные ансамбли, памятники Москвы, Санкт-Петербурга.

1

Ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства и наиболее значительными памятниками Москвы и Санкт-Петербурга;

привить интерес к отечественному и культурному наследию;

воспитывать патриотизм и гордость за достижения своего народа;

развивать художественно-эстетический вкус учащихся.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Беседа-видеоэкскурсия; работа в тетради по ИЗО; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

22

Наши новострой-ки.

1

Ознакомить учащихся с архитектурой как видом изобразительного искусства, архитектурными памятниками родного края, страны;

учить рисовать постройки с натуры, по наблюдению и по памяти;

уметь анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;

передавать свои впечатления в рисунках;

изучать основные закономерности наблюдательной, воздушной перспективы, светотени, композиции;

осваивать различные приёмы работы с карандашом, акварелью, гуашью;

работать от эскиза.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспективы с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

23-24

Красота народного костюма (русского).

1

Познакомить учащихся с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа страны;

закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции, владения графическими материалами, техникой аппликации;

укреплять межпредметные связи (литература, история, география).

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Декоративное рисование, аппликация. Использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм — наследие культуры;

1-й урок — эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет;

2-й урок — деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы).

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

1

25

Русский быт в прошлые века. Иллюстра-ции к литератур-ному произ-ведению.

1

Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся русских художников 19 века;

учить выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней;

уметь с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам своего сюжета, пользоваться правилами композиции,

перспективы, светотени, передавать тоном и цветом объём и пространство;

ознакомить с книжной графикой как разновидностью графики.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Беседа о творчестве русских художников 19 века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование — иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (Н.Некрасов, А.Кольцов, А.Майков и др.); работа от эскиза.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

26

Материнство («Рождест-во» или «Новорож-денный»).

1

Ознакомить с темой женской красоты, материнства в изобразительном искусстве, иконописи;

показать взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов;

ознакомить с историей праздника 8 марта и аналогичными праздниками в других странах;

развивать пространственное мышление, графические навыки, образное видение;

закреплять навыки правильной организации рабочего места, аккуратности, точности;

воспитывать эстетическое чувство, художественный вкус, творческое воображение;

укреплять межпредметные связи (литература, история).

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

27

Красота орнамента. Гипсовый трилистник.

1

Ознакомить с видами орнамента;

освоить этапы работы от общего к частному, технику штриховки «по форме»;

 знать и передавать закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основы линейной и воздушной перспективы, светотени;

уметь пользоваться различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью, лепки из пластилина;

добиваться точной и образной передачи действительных предметов;

систематизировать знания о скульптуре.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование с натуры гипсового орнамента. Возможные варианты:

  1. карандаш, светотеневая разработка;
  1. работа с акварелью в технике «гризайль»;
  2. лепка.

Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

28-29

Иллюстрация к литературному произведению (по школьной  программе) на основе отечественной истории, культуры.

1

Познакомить с лучшими образцами русского деревянного и каменного зодчества, с принципами оформления интерьера избы, мелкой деревянной пластикой в крестьянском быте;

развивать навыки пользования перспективой, композиционными приёмами;

учить анализировать конструктивное строение изображаемых предметов перспективой с одной точкой схода в интерьере, правилами цветоведения;

уметь выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу к ней с помощью изобразительных средств, выражать своё отношение к персонажам сюжета;

владеть различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью, другими материалами;

укреплять межпредметные связи (история, география, краеведение, литература).

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской, боярской избы; символике; о художественных промыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование — иллюстрация к произведениям С.Аксакова «Аленький цветочек», А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», «Руслан и Людмила; сбор материала по теме; композиция, перспектива.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

1

30

Космические дали.

1

Рассказать о достижениях в космонавтике, роли России в продвижении человека в космос;

способствовать патриотическому воспитанию детей, созданию у них праздничного настроения, гордости за страну и предков;

рассказать о красках космоса, о художнике-космонавте А.Леонове, дважды герое Советского союза, и художнике А.Соколове, о новом виде пейзажа — космическом;

овладеть методикой работы от эскиза к работе в формате; развивать графические навыки, навыки ровной заливки цветом в пределах заданного контура, работы «по сухому», «по мокрому»;

развивать творческую фантазию, эстетическое восприятие действительности, вкус;

рассказать о процессе макетирования на производстве (журнал, марка, книга), о филателии как разновидности прикладной графики, об изобразительных элементах марки (страна, год выпуска, название рисунка и др.)

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематическое рисование, декоративное конструирование — макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок — фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

31

Разработка герба.

1

Познакомить детей с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем, с гербами русских городов в разное историческое время, историей герба родного города;

воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины, к старшим поколениям;

развивать графические навыки, владение композицией, эстетический вкус.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Геральдика, её история; условность изображений, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); декоративное рисование; принципы композиции.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

32

Афиша цирка.

1

Ознакомить с работой художника-графика в области плаката;

учить понимать назначение, художественный язык плаката;

уметь использовать художественные средства выразительности для создания образа плаката.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Беседа о разновидности графики — плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

33

Человек и профессия. Поясной портрет.

1

Развивать графические навыки;

формировать художественный вкус;

активизировать творческое воображение;

содействовать формированию эстетического отношения к действительности;

укреплять межпредметные связи;

воспитывать уважение к людям труда;

изучать анатомию человека. Пропорции и мимику лица; ознакомиться с образцами изобразительного искусства по теме, с творчеством отдельных художников.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О.Кипренский, К.Брюллов, В.Тропинин, И.Репин и т.д.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

34

Портрет-шутка.

1

Изучить пропрцию и мимику лица;

развивать зрительную память, глазомер, пространственное мышление, творческий склад ума, фантазию, художественный вкус, воображение, ассоциативное мышление;

систематизировать знания учащихся по жанру портрета, его разновидностям;

формировать умение найти координаторные точки лица (оопорные);

ознакомить детей с творчеством художника Джузеппе Аргимбольдо (1527-1593г.).

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике 16 века Д.Аргимбольдо, гримёрах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы

35

Весенний букет.

1

Учить рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе, зрительного равновесия форм, цвета, ритма;

уметь выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта;

развивать глазомер, аналитические способности, умение сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом, графические умения и навыки;

учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы, бережное отношение к ней;

обобщить знания детей по теме «Натюрморт»;

укреплять межпредметные связи (чтение, биология).

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Рисование с натуры натюрморта: цветы в вазе, фрукты; беседа о натюрморте в живописи, анализ произведений художников; выбор точки зрения, компоновки в формате; разнообразие форм цветов. Подведение итогов.

Устный опрос

Акварель, гуашь, бумага, кисти , палитра, методические таблицы.

Художественные

 материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...