Рабочая программа по изобразительному искусству (7 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Миндубаева Эльмира Саматовна
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 5-е издание, М. Просвещение 2009.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. 

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Раздел II. Содержание программы.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

8

ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

7

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ

10

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

10

Всего

35

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 31; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.

Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  7 класса.

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Раздел IV. Литература и средства обучения

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.

Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.
  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТАБЛИЦЫ

  • Хохлома
  • Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.



Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 класс (35 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Цели урока

Основные понятия

Тип урока

Оборудование

Межпредмет-ные связи

Домашнее задание

Дата

прове-дено

по плану

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

  • Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.
  • Развивать творческую и познавательную активность

    Пластика, рельефы, динамика, живопись

Урок изучения нового материала

Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека.

Видеоряд.

История, обществознание, литература

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций.

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.

1

  • Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.
  • Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон»
  • развивать творческую и познавательную активность учащихся
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

    Пропорции, канон, «золотое сечение»

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематические таблицы с изображением пропорций фигуры человека, его скелета и работы на заданную тему в технике аппликации;

подбор иллюстраций и репродукций по теме;

художественные материалы для работы в технике аппликации.

История, технология, математика

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека

3-4

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена)

1

  • Развивать творческую и познавательную активность
  • воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории
  • формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса.

    Скульптура, каркас, пропорции

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции с изображением скульптур;

тематические таблицы-схемы с изображением фигуры человека;

художественные материалы для работы над скульптурой.

Математика, технология

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку)

1

5

«Великие скульптуры»

1

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира.
  • Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству
  • развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления.

Скульптура, памятник

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Творческие работы учащихся;

репродукции с изображением скульптур великих народов;

литературный ряд.

История, обществознание, литература

Принести графические материалы для работы в технике рисунка

6

Изображение фигуры с использованием таблицы

1

  • Развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление
  • воспитывать любовь и интерес к искусству
  • формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Пропорции, набросок, эскиз

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематические схемы-таблицы с изображениями фигуры человека;

художественные материалы для работы в технике рисунка.

Геометрия

Принести графические материалы для работы с натуры

7

Набросок фигуры человека с натуры

1

  • Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
  • формировать навыки в рисовании фигуры человека
  • сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения

Набросок, рисунок, эскиз, пропорции

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека с натуры;

подбор иллюстраций с примерами и набросками художников;

художественные материалы.

Геометрия

Подобрать материалы для тематической картины «Профессия»

8

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия».

1

  • Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
  • формировать практические навыки в изображении фигуры человека.

Набросок, эскиз, картина

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции картин. Изображающих человека в труде, отражающих профессию;

творческие и поисковые работы учащихся;

литературный ряд;

художественные материалы.

Технология, литература, граждановедение

Принести графические материалы

9

Тематическая (сюжетная) картина

1

  • Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, её видах
  • подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
  • Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Сюжет, картина, жанр

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров;

художественные материалы для практической работы;

словарь художественных терминов.

История, литература

Подобрать материал по теме «Малые голландцы»

10

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?

1

  • Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории.
  • Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного индивидуального и коллективного выступления.

Жанр, сюжет. Бытовой жанр

урок-конференция

Список литературы для поисковой работы;

творческие работы учащихся;

репродукции картин голландских художников.

История, обществознание

Подобрать материал о творчестве художников: А.Венециано-ва, П.Федотова; «передвижников»

11

«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России:  А.Венецианов, П.Федотов

1

  • Познакомить учащихся учащихся с творчеством русских художников: А.Венецианова, П.Федотова
  • воспитывать любовь к России и её национальному искусству
  • развивать  интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений

Жанр, сюжет. Бытовой жанр

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Материалы для проведения поисковой работы;

творческие работы учащихся;

репродукции картин  А.Венецианова, П.Федотова

История, обществознание

Подобрать материал о творчестве художников: А.Венецианова, П.Федотова; «передвижников»

12

«Передвижни-ки»

1

  • Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество                         передвижных художественных выставок
  • развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление
  • воспитывать любовь к России и её национальному искусству.                            

Жанр, сюжет. Бытовой жанр. Третьяковская галерея, меценат.

урок-беседа

Репродукции картин художников-передвижников;

портрет

П.М. Третьякова, репродукции с изображением галереи;

творческие работы учащихся;

музыкальный ряд — русская народная песня «Дубинушка»;

литературный ряд.

История, обществознание, экономика, музыка, литература

Познакомимся с творчеством художников бытового жанра 20 века.

13

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

1

  • Сформировать представление о Третьяковской галерее как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников
  • воспитывать любовь к Родине, интерес к русской культуре и её истории
  • развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии.

Жанр, сюжет, бытовой жанр,  Третьяковская галерея, меценат

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Видеоряд-видеофильм «Третьяковская галерея»;

рабочая тетрадь.

История, обществознание, экономика, музыка, литература

Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи.

14-15

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

1

  • Сформировать представление о сложном мире станковой картины
  • познакомить с ролью сюжета в решении образа
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории
  • формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи.

Композиция, эскизы, колорит, сюжет

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции картин бытового жанра, с которыми познакомились учащиеся на предыдущих уроках;

материал собранный учащимися при подготовке к работе над тематической картиной;

художественные картины.

Подобрать материал по темам и проблемам 2 четверти.

1

16

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова

1

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И.Сурикова
  • сформировать представление о историческом жанре в живописи
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Исторический жанр, сюжет, содержание

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции картин;

подбор иллюстраций по теме.

История, обществознание, литература

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему.

17-19

Сложный мир исторической картины

1

  • Сформировать представление о сложном мире исторической картины
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству
  • формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живописи.

Исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок

урок-практикум

Репродукции картин с историческим сюжетом;

материалы, собранные учащимися при подготовке к работе над картиной;

художественные материалы.

История, обществознание, литература

1

1

20

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

  • Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности
  • развивать личностный характер создания и восприятия произведений искусства
  • познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета и т.д.
  • Воспитывать-эстетическое отношение к миру и искусству.

Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык»

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции картин для тематической беседы и практической работы.

Познакомиться с картиной К.Брюллова «Последний день Помпеи»

21

Великие темы жизни и творчества русских художников. К.Брюллов «Последний день Помпеи»

1

  • Познакомить учащихся с историей создания и художественным замыслом великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи»
  • формировать представление о сложном мире исторической картины
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления
  • воспитывать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории.

Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык»

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции картин;

музыкальный ряд;

видеофильм «Античный дворик»;

литературный ряд.

История, обществознание, литература

Подобрать материал о творчестве И.Билибина и В.Васнецова.

22

Сказочно-билинный жанр. Волшебный мир сказки

1

  • Сформировать представление о сказочно-билиннном жанре в живописи на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству
  • развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-билинный жанр.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Подбор репродукций работ И.Билибина по сказкам, а также книг с его иллюстрациями;

подбор репродукций картин В.Васнецова;

творческие работы учащихся;

художественные материалы.

История, обществознание, литература

Познакомить-ся с картиной Рембрандта «Возвраще-ние блудного сына»

23

Библейская тема в изобразитель-ном искусстве. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»).

1

  • Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»
  • сформировать представление о сложном мире сюжетной картины
  • формировать зрительские умения и навыки
  • воспитывать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
  • Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка.

Библейский жанр, сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-билинный жанр.

урок-беседа

Репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»;

плакаты с эпиграфами;

музыкальный ряд;

видеозаписи.

История, обществознание, литература

Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира» по предложенному списку.

24

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1

  • Сформировать представления о художественных музеях и их типах
  • познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства
  • развивать ассоциативно-образное мышление, способствовать анализировать материал, выделять главное.

Музей, галерея, выставочный зал; типы музеев

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Список литературы для проведения поисковой работы;

тематические таблицы;

поисковые работы учащихся.

История, обществознание, литература

Перечислить музеи родного города.

25

Эрмитаж — сокровищница мировой культуры.

1

  • Сформировать представление об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства
  • развивать ассоциативно-образное мышление, память, способствовать анализировать материал, сравнивать, строить аналогии.

Музей, коллекция, выставочный зал.

Урок - видеоэкскурсия

Видеофильм из серии «Эрмитаж»;

рабочая тетрадь;

литературный ряд.

История, литература

Подготовиться к экскурсии в городской музей.

26

Художественные музеи моего города (края)

1

  • Познакомить учащихся с художественным музеем города, его историей, коллекцией работ
  • воспитывать активную гражданскую позицию, любовь к Родине, родному краю, интерес к нашей истории и культуре

развивать творческую и познавательную активность.

Музей, коллекция, выставочный зал.

Урок - экскурсия

План проведения тематической беседы;

вопросы учащихся по истории и художественной коллекции музея.

История, литература, краеведение

Повторить пройденный материал по темам 1 -3 четверти

27

Знакомые картины и художники

1

  • Формировать познавательный интерес учащихся к изобразительному искусству и его истории
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Обобщающий урок - викторина

Карточки-задания;

кроссворды;

литературный ряд;

видеоряд.

История, литература, краеведение

Придумать задание или кроссворды для тематической викторины.

28-31

Плакат и его виды. Шрифты.

1

  • Сформировать представление о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка
  • познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком
  • формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликации
  • воспитывать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

Плакат, шрифт, шрифтовая композиция.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Репродукции плакатов ведущих мастеров, современных художников на различные темы;

художественные материалы;

материалы, собранные учащимися;

тематические таблицы по оформительской графике.

История, литература, экономика, биология, технология

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях выполнения.

1

1

1

32-35

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.

1

  • Сформировать представления об основных элементах книги
  • познакомить учащихся с искусством иллюстрации
  • воспитывать любовь и интерес к искусству
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность
  • формировать навыки работы с художественными материалами.

Книга, обложка, переплёт, титул, иллюстрация, страница.

Урок комплексного применения ЗУН учащихся:

- практикум

Тематические таблицы;

подбор книг с различными вариантами оформления обложки, титульного листа, книжной страницы; художественные материалы.

 История, литература, экономика, биология, технология

1

1

1

               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...