Природа в разное время суток. урок ИЗО в 6-м классе по программе Б.М. Неменского
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Чаврина Мария Алиевна

Мультимедийная презентация к уроку и  конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazheniya_prostranstva.pptx1.19 МБ
Файл priroda_v_raznoe_vremya_sutok.docx609.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа в разное время суток.

Слайд 2

Какое значение имеет тон (насыщенность цвета) в изображении пространства пейзажа?

Слайд 3

Рассмотри пейзаж. Покажи 1-й и 2-й план. Расскажи чем они отличаются. 1-й план - темнее, ярче. 2-й план – светлее, бледнее.

Слайд 4

Какое значение имеет цвет в передачи состояния природы или времени суток? День. Закат. Ночь.

Слайд 5

И. Левитан



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

города Чехова Московской области

Конспект – урока

изобразительного искусства

 в 6-м классе

по теме

«Пейзаж-настроение. Природа и художник»

55985ab87661a56890ee5597b35f53375f1201cc.jpg

Составитель учитель ИЗО

Чаврина Мария Алиевна

г.Чехов. 2013г.


Наглядный материал для урока был подготовлен  в программе  Fotoschop  на графическом планшете  Bamboo Dock. Это позволило быстро (что экономит время учителя)  и ярко оформить саму презентацию и подготовить раздаточный материал  для урока каждому ученику. Используя планшет, учитель может в режиме он-лайн быстро продемонстрировать этапы работы над рисунком и показать всевозможные варианты цветового решения композиции, да же заведомо ложные, что быстро активизирует работу детей и повышает их мативацию, делая урок интересным и лёгким в восприятии  детей.

Тема:  «Пейзаж настроения. Природа и художник».

Тип урока: практическая работа.

Цель:    Рассмотреть  законы композиции в построении пейзажа,  художественно-выразительные средства  живописи  и  эмоциональное  восприятие зрителем  цвета в картине.

Ожидаемые учебные результаты: 

Метапредметные:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата; 
  • овладение практическими умениями и навыками в познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: 

  • формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений.
  • формировать у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания, на практике овладеть основами цветоведения.

Образовательные технологии:

1.Информационно – компьютерные технологии.

2.Технологии развивающего обучения.

3. Игровая технология.

Ход урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать пейзаж, передающий состояние в природе.

1.Мотивационно-ориентировочный этап

Вопрос - А что такое пейзаж?

Ответ – изображение природы.

Учитель  –  вы совершенно правы ребята это изображение природы. Если перевести дословно с французского, то оно  означает  «Изображение пространства», а в изобразительном искусстве так называют жанр, посвящённый воспроизведению естественной или преображённой  человеком природы. Изображая пейзаж, художник не копирует природу, а старается выразить свои чувства через её образ.

  На слайде приводятся слова Исаака Левитана «Природу украшать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей.  Ищите общее, живопись не протокол, а объяснение природы живописными средствами».

Фронтальная работа с классом.

Вопрос – А как вы понимаете слова Исаака Левитана?

Ответ учеников – каждый художник видит  и передаёт пейзаж по своему, выражая свои чувства и настроение.

И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои ощущения и настроения в пейзаже, но выполнить рисунок вы должны будете по правилам воздушной перспективы.

Вопрос – а кто знает, что такое воздушная перспектива?

А  вот на этот вопрос мы с вами попробуем ответить вместе.

Первичное ознакомление с приёмами построения пейзажа.

Давайте рассмотрим рисунок  (первый слайд).

Вопросы -

  • Что  на нём изображено?

Ответ – пейзаж, природа.

  • Какое значение имеет тон (насыщенность цвета) в изображении пространства пейзажа?

Учитель даёт комментарий - тон, насыщенность цвета, способен  передать  в картине мир таким,  каким мы  его видим. То есть чем дальше от нас, зрителей, тем цвет становиться более светлым, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются.

Рассмотрим два эти пейзажа.  

Вопрос - Как вы думаете, какой из этих двух рисунков больше передаёт пространство?

Ответ – левый.

Вопрос-  Давайте подумаем почему?

Ответ – на левом рисунке художник передаёт пространство таким,  каким мы его видим.

Вопрос – А кто думает иначе?  Обоснуйте свой ответ.

Ответы учащихся могут быть различны, учащиеся в споре рождают истину.

Учитель подводит итог -

Итак, мы с вами определили, сто именно этот  пейзаж лучше передаёт пространство.

Давайте ещё раз повторим правила передачи пространства пейзажа:

Дети используя как пример   изображения на слайде  повторяют -

-  Чем дальше от нас,  тем цвет  изображаемых предметов в рисунке,  становиться бледнее и светлее,  а их очертания менее  чёткие.

- Небо чем ближе к земле, тем светлее,  а чем выше  от земли  ярче и темнее.

Первичное закрепление знаний: Задание: определи первый и второй план. Работа с классом.

Второй слайд.

Перед вами фотография лесной полянки.

Давайте рассмотрим этот пейзаж.

Покажите на этой фотографии первый и второй план.

Вопрос - Чем они отличаются  по цвету?

Дети самостоятельно отвечают на этот вопрос.

На слайде они видят подтверждение своего ответа,  и ещё раз  убеждаются в правильности закона о воздушной перспективе.

Ответы учеников  - Совершенно верно:

Первый план – ярче и темнее.

              Второй план – светлее и бледнее.

Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи.

Первичное ознакомление с  художественно – выразительными средствами живописи, с эмоциональными возможностями цвета.

Проблемная ситуация.

Третий слайд.

А теперь давайте попытаемся  решить некоторую задачу.

Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий.

Подумайте и ответьте на вопрос:

Какое значение имеет цвет в передачи состояния природы или времени суток?

Предполагаемые ответы детей:

Жёлтый цвет – день.

Красный цвет – закат.

Синий цвет – ночь.

На слайде они видят подтверждение своего мнения.

Следующий момент:

Учитель предлагает рассмотреть этот же пейзаж в разном эмоциональном  цвете: жёлтый, красный, синий.  Акцентирует  внимание уже на зрительском восприятии каждого цвета и предлагает поиграть в ассоциации.

А вот и результат, рассмотрите его внимательно. Один и тот же рисунок пейзажа, а как  по- разному  он воспринимается нами зрителями.

Подумайте и  скажите:  к какому времени году относится каждый пейзаж? Придумай свою ассоциацию.

Предполагаемые ответы детей:

Жёлтый – лето.

Красный – осень.

Синий – зима.

Ассоциировать цветовую гамму пейзажа с настроением человека, возрастом и др.

Какой можно сделать вывод:

Дети самостоятельно, обсуждая увиденное,  приходят к выводу:  что цвет имеет очень большое значение в передачи состояния природы  в картине, оно созвучно нотам музыки, может нас или успокаивать  или тревожить.

Первичное закрепление знаний

Четвёртый слайд.

Перед вами замечательные картины  Исаака Левитана.  Давайте вдумчиво на них посмотрим и повторим, что мы с вами сегодня запомнили, но  для этого разделимся на две группы: первая группа – «Критики», вторая группа – «Зрители».  Зрители посещаемой выставки картин И.Левитана  задают вопросы критикам в рамках цели урока Рассмотреть  законы композиции в построении пейзажа,  художественно-выразительные средства  живописи  и  эмоциональное  восприятие зрителем  цвета в картине.

Предполагаемые вопросы:

  • Как тоном в пейзаже изображается пространство?
  • Как в картине художник изобразит первый и второй план?
  • Какое значение имеет цвет в передаче  состояния в  природе?

Предполагаемые ответы детей

  • Пространство в пейзаже выстраивается по планам: первый план крупнее,  а дальний план меньше, то есть зрительный охват пространства на заднем плане больше.
  • Тон и цвет  с удалённостью от зрителя становиться светлее.

Анализируя цветовую гамму картин, учащиеся определяют настроения, которое хотел передать художник.

  • Цвет способен передавать состояния в природе. Чистые  мажорные цвета передают радостное настроение, а тусклые и «грязные» цвета уныние и тоску.

Материалы, служащие для первичного закрепления и/или применения изучаемого материала с четкой формулировкой учебной задачи.

2. Практический этап

Практическое задание. (выполняется индивидуально). Учитель,  используя графический планшет, Bamboo Dock и приложение Fotochop  демонстрирует, поэтапное рисование пейзажа и наглядно показывает особенности масштаба в изображении деревьев в пейзаже на разных планах. Здесь возможна игровая ситуация, когда учитель заведомо изображает в своей композиции не правильный цвет, размер или место положения элементов пейзажа.  Каждый ученик по желанию может исправить ошибку учителя. Что  делает  урок лёгким в восприятии детей. Дети наглядно убеждаются в том, какое значение имеет правильное изображение деревьев и других элементов композиции в рисунке. По ходу демонстрации ученики самостоятельно планируют ход выполнения своей работы,   на плоскости листа нарисовать композицию пейзажа  по правилам линейной перспективы. В рисунке должны чётко прослеживаться планы (минимум три плана: первый, второй и дальний). Деревья, изображаемые в пейзаже необходимо выдержать в масштабе соответствующего плана.

Дети самостоятельно могут проверить свой выбор цвета, для каждого элемента пейзажа и ещё раз убедится в правильности закона о воздушной перспективе,  при помощи указанной программы и планшета. Работая с красками  найти свой цвет для каждого плана и выдержать в единой цветовой гамме соответствующего состояния природы.

Например:  яркий солнечный день в чистых мажорных цветовых сочетаниях. А пасмурный день в «глухих» цветах, без цветового контраста.

3.Рефлексивно-оценочный этап.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся, в т.ч. оценочные листы и листы продвижения по заданию, для самооценки и рефлексии

После завершения детьми творческой работы им предлагается самостоятельно определить, какое настроение им удалось изобразить. Для этого детям раздаются карточки с ярко выраженной цветовой гаммой холодных и тёплых цветов и глухих и звонких цветов. Они должны выбрать свою цветовую пару. После чего им задаётся тест, для само проверки выбранной пары цветовой гаммы.  Свой результат, то есть рисунок и цветовую раскладку вывешивают на доске. Дети, оценивая свои результаты, уважительно высказываясь о работах одноклассников, подводят итоги:  кто правильно  работал на уроке и достиг поставленной цели,  нарисовал  пейзаж, передающий состояние в природе.

Мини – тест

  • Насыщенный яркий цвет художник рисует на  первом или втором плане?

(правильный ответ – первый план)

  • Кокой цвет соответствует пасмурному состоянию природы глухой или мажорный?

(правильный ответ – глухой)

  • Какой из представленной цветовой гаммы больше соответствует лету, а какой зиме?

(правильный ответ- Тёплая цветовая гамма – лету, холодная цветовая гамма – зиме).

Завершение урока домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».

Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок  окружающ...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...