Создание условий для профессионально-личностного развития учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Полина Любовь Николаевна

Методический материал для учителей ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_izobrazitelnaya_deyatelnost.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание условий для профессионально-личностного развития учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе»

Руководитель РМО учителей ИЗО

 по Коминтерновскому р-ну г. Воронежа

Полина Любовь Николаевна

Изобразительная деятельность – одно из любимейших занятий детей.

Художественное образование становится одним из приоритетных направлений современной школы и требует качественной профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и дизайна. Думать о художественном образовании школьников сегодня – значит говорить о человеке будущего, о его развитии.

Не случайно в 1918 г. первый советский нарком просвещения А.В. Луначарский подчёркивал, что основы изобразительного искусства должен знать каждый человек, так как произведения искусства ярко и мощно отражают историю и культуру общества и государства.

Предмет «Искусство» для основной школы создан с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к отечеству, национального достоинства, интерес к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.

Целью учителя изобразительного искусства является формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

Одной из основных отличительных особенностей изобрази-
тельного искусства является его ориентация на чувственную
сферу учащихся.

Целостная, непрерывная система эстетического образования, педагогически направленный процесс знакомства с произведениями искусства обеспечивают формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, творческих достижений, культуры зрителя, слушателя.

Изучение искусства в школе призвано сформировать у учащихся особый способ познания мира, дать систему знаний и ценностных
ориентиров, опыт приобщения к выдающимся явлениям русской и
зарубежной художественной культуры.

Изучение предмета «Искусство» учащимися основной школы способствует развитию художественного вкуса, обеспечению определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, сознательному выбору видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, (реализовать творческие способности).

Обучение изобразительному искусству не должно сводиться к технократической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Существующая инерция в преподавании изобразительного искусства традиционно замыкает учащихся лишь в кругу живописи и рисунка, не учитывая эволюции изображения (рисунок - фотография - кино - телевидение). В настоящее время положение стало меняться, что определено введением в программы тем, предполагающих изучение различных видов искусства.

Вместе с тем, следует сказать, что знакомство с синтезом искусств требует технической оснащенности кабинета изобразительного искусства, серьезного материального обеспечения. Актуальным сегодня остается недостаточное оснащение школ техническими средствами обучения.

Необходимо отметить серьезную проблему в преподавании изобразительного искусства. Во многих малочисленных и малокомплектных сельских школах, да и в некоторых городских, дефицит квалифицированных кадров: учителя различных специальностей вынуждены вести по 5-6 предметов. Изобразительное искусство преподают учителя истории, музыки, математики, русского языка и литературы, технологии, физкультуры и др.

Кроме того, во многих образовательных учреждениях изобразительному искусству в начальной школе обучают детей не специалисты, а учителя начальных классов.

При этом не учитывается то, что знакомство с изобразительным искусством закладывает основу эмоциональных связей между жизненным опытом школьников, их изобразительной деятельностью и большим искусством. Одной из важнейших задач становится помощь учащимся в осмыслении самого факта присутствия изобразительных (пластических) искусств повсюду в окружающем мире и той роли, которую они играют в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни.

Анализируя всё сказанной, напрашивается вывод: надо создать условия для того, чтобы в школу шли профессионалы и подняли на достойный уровень преподавание и престиж предмета «Искусство».

Первой и самой важной проблемой в настоящее время является низкая заработная плата учителя. Молодежь не идет в школу работать. Возраст учителей пенсионный и близкий к этому. Что будет через пять лет, просто страшно подумать. Современное школьное образование – один из решающих факторов развития всей страны, поэтому создание условий для профессионально-личностного развития учителя – это фундамент для воспитания гармонично развитого и патриотически настроенного будущего поколения.

Новые задачи образовательной практики (индивидуализация, личностно-ориентированный подход, демократизация) не позволяют преподавателю остаться на прежнем уровне, ориентироваться на прежние установки в своей профессиональной деятельности, выполнять только функцию обучения, используя лишь свои академические знания. Особую актуальность приобретает обозначенный вопрос в условиях построения новой образовательной парадигмы.

Идея о том, что процессы и демократизации в системе образования необходимо начинать с демократизации самого преподавателя, заявлена в исследованиях О.Абдулиной.

Действительно, сам преподаватель должен быть носителем высоких нравственных и эстетических идеалов; понимать мир психических явлений человека; обладать высоким уровнем академических и психолого-педагогических знаний; владеть своими эмоциональными и волевыми процессами; стремиться к повышению компетентности в области профессиональной деятельности и пр. Все это должно проявляться в стиле общения между преподавателями и школьниками, а также в результатах профессиональной деятельности. Но такого преподавателя необходимо формировать, начиная с профессиональной подготовки и по ее завершению. А значит, создавать все условия для его профессионально-личностного развития.

Возникает необходимость в создании условий, которые чётко и последовательно отражали бы системный подход в непрерывной профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства и дизайна. Исследование методологических основ проблемы обучения и развития указывает на то, что мышление человека определяется, в основном, условиями его деятельности. Развивающее обучение предполагает структурирование и преобразование педагогических условий в новый активно-деятельный тип (диалогическую форму), идущий на смену объяснительно-иллюстративному (монологической форме). Исторический опыт показывает, что организация новых подходов в непрерывном профессиональном образовании при подготовке учителя изобразительного искусства была направлена на выявление педагогических нововведений.

Формирующиеся диалоговые формы занятий ориентируют педагогические условия на новые субъектные отношения, которые оказывают влияние на всю сферу развития личности, её ценностную ориентацию и профессиональную подготовку будущего учителя. Основная особенность применения новых подходов в подготовке учителя изобразительного искусства состоит в том, что обучение изобразительному искусству и дизайну является особой педагогической средой. Приведём пример, описанный Б.М. Неменским: «Программа "Свободное рисование", фактически запрещённая в Японии в 40-е годы (чересчур для империи демократичная), была после войны принята на вооружение профсоюзом учителей и государством и введена во всех школах Японии. Это была программа не только рисования, это была программа широкого спектра художественных работ разными материалами, программа развития творчества зрения (на 240 оттенков цвета тона), воображения и пространственного, фактурного мышления. И самое удивительное то, что во всех школах на изучение этой программы было отведено с I по IX классы по два часа в неделю, а в последних (X–XI) классах – по шесть часов на все виды искусства. Конечно, развитие на таком уровне системы "глаз–мозг–рука" даёт нации неимоверные преимущества, если речь идёт о качестве любой работы. Цивилизованные страны давно осознали огромные возможности такого пути для подъёма экономики».

Хотелось бы, чтобы и у нас в России система профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства была на таком же уровне, и наши специалисты были конкурентоспособными. Но пока это нереально из-за недостаточного количества часов и полного их отсутствия в X–XI классах, где не только можно, но и нужно уделять подготовительным курсам или факультативным занятиям по изобразительному искусству и дизайну особое внимание.

Итак, необходимость интегрирующей программы подготовки будущего учителя изобразительного искусства и дизайна в непрерывном профессиональном образовании сегодня подразумевает:

– обеспеченность должным количеством времени для усвоения программного материала в школе, училище, ВУЗе;

– разработку интегрирующей школьной программы по развитию творческого восприятия, воображения и образного мышления;

– организацию современных педагогических условий как поисковой творческой деятельности субъекта, что обеспечивается общением, в котором ученики или студенты могут занять активную личную позицию и в совместном сопереживании подойти к диалогу, способствующему субъективным взаимоотношениям, взаимопониманию, взаимодействию в процессе решения проблемных задач.

Для того чтобы определить необходимые педагогические условия, важно показать и конкретизировать поэтапное преобразование познавательной деятельности учащихся в процессе современного воспитывающего обучения изобразительному искусству и дизайну. Как выяснилось, развитие познавательной деятельности в этом случае проявляется в изучении многообразия форм отражения действительности: ощущений, восприятия, наблюдений, мышления и воображения.

Следующим фактором является использование всех современных средств активизации творческой деятельности учащихся, всех возможных диалоговых и игровых, коллективных форм занятий.

Таким образом, проанализировав инновационные средства и формы подготовки будущего учителя изобразительного искусства и дизайна, указывающие на необходимость создания современных условий активизации образовательного процесса в школе, мы всё больше убеждаемся, что создание таких условий является одним из способов формирования новых субъектных отношений учителя и учащихся.

Радикально изменяются условия самой профессионально-педагогической деятельности в кризисной ситуации развития образования, порождаемой более глобальными цивилизационным кризисами. Движение России к открытому обществу, выход отечественной системы образования в мировое социокультурное и педагогическое пространство, смена образовательных парадигм ведут к нарастанию психологического дискомфорта, тревоги, растерянности учителя в ситуациях профессионального и личностного самоопределения. Основным показателем кризиса профессионально-личностного развития педагога становится противоречие между его профессиональной и личностной адаптивностью. (которая прежде всего зависит от его готовности к самоопределению в новых условиях) и динамикой социально-педагогической реальности.

Непрерывный характер процесса профессионально-личностного самоопределения учителя, порождаемый данными условиями, побуждает рассматривать становление личностных структур, обеспечивающих готовность к нему, как системообразующий фактор непрерывного педагогического образования.

Определение сущности непрерывного образования дано более двадцати лет назад в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Однако трактовка данного положения была значительно сужена стремлением свести непрерывное образование к периодически возобновляемому обучению или к повышению квалификации через определенный промежуток времени.

Условием, обеспечивающим непрерывность педагогического образования, является наличие образовательного пространства как открытой, сложной динамической системы, включающей в себя целый ряд подсистем, формально и неформально объединенных множественностью отношений и деятельностью, направленной на становление и развитие личности учителя.

В систему непрерывного педагогического образования входят:

  1. наличие конституирующих его институтов и определенной формальной структуры в виде сети разнообразных образовательных учреждений (педвузы, институты повышения квалификации работников образования, средние общеобразовательные и профессиональные учебные учреждения, управления образования и т.д.);

  1. наличие постоянных деловых и межличностных контактов педагогов разных образовательных учреждений, благоприятный психологический климат, система сложившихся отношений, ценностей, норм, отражающих и определяющих стиль жизни образовательного сообщества.

  1. создание собственного пространства педагогической культуры, наличие объединяющих педагогических идей и носителей этих идей;

  1. единство, целостность образовательного пространства, определяемое не только функциональными связями и отношениями между входящими в него институтами, но и согласованностью действий, общностью целей и ценностей;

  1. открытость, понимаемая, с одной стороны, как его включенность в более широкие образовательные пространства, а с другой, – как общедоступность, существование многообразных альтернативных способов удовлетворения образовательных потребностей учителя;

  1. инновационный потенциал образовательного пространства, обеспечивающий не только творческий рост педагогов, но и его собственный динамический, саморазвивающийся характер за счет развертывания поисково-экспериментальной деятельности входящих в него образовательных учреждений.

Главным условием непрерывного образования педагога большинство исследователей считает - личностное развитие и самоопределение учителя.

Условием, обеспечившим интенсификацию процесса профессионально-личностного развития  учителя, стало также преодоление дискретности повышения квалификации (1 раз в течение 5 лет), изменение содержания и структуры комплексных образовательных программ по изобразительному искусству. А также, организация различных форм содержательного творческого общения представителей педагогической деятельности. Это открытые уроки в школе, «уроки мастер-класса», встречи с выдающимися педагогами и деятелями культуры, выставки, конкурсы, семинары.

Особенно значимо, с этой точки зрения, общение, возникающее в процессе совместной работы над программами, направленными на личностное самоопределение и саморазвитие, как педагогов, так и школьников. Одним из ведущих условий непрерывного педагогического образования выступает столь же непрерывный и опережающий процесс становления культуры профессионально-личностного самоопределения преподавателя, следование в своей деятельности философскому принципу «подобное создается подобным». В условиях комплекса появляется возможность целенаправленного совершенствования преподавателей межфакультетских кафедр в данном направлении, расширения их профессионального сознания и самосознания посредством специально организованного обучения и стажировок, одновременного общения с различными категориями обучающихся (ученики, студенты, учителя).

 Наиболее продуктивным типом научно-педагогического комплекса, инициирующего создание единого и непрерывного регионального образовательного пространства как пространства самоопределения учителя изобразительного искусства, выступает комплекс, построенный на основе симбиоза «педвуз-ИПК-школа».

Превращение образовательного пространства в пространство непрерывного самоопределения учителя предполагает поиск альтернативных форм обучения, обеспечивающих временную протяженность и эмоциональную насыщенность взаимодействия его субъектов. Наибольшим потенциалом в этом отношении обладает постоянно действующие проблемные семинары, создающие особый тип образовательной среды, для которой характерны: возникновение ценностно-смыслового единства, духовной общности включенных в нее людей, постепенное преобразование данной формы обучения в клуб, творческое объединение. Цель семинара – совместная разработка основ духовного образования учащихся (школьников и студентов) и самообразования педагогов.

В результате происходит расширение сознания его участников, выход в междисциплинарное, межнациональное, межконфессиональное и т.д. пространство общечеловеческих смыслов и духовных ценностей, развитие всех видов толерантности учителя.

Результат работы в семинаре – это выход в более широкое образовательное пространство, установление контактов с педагогами других школ и регионов, обмен опытом, возможность публикации работ и, таким образом, творческой самореализации и профессионально-личностного самоопределения педагога.

Подводя итог всему вышесказанному, можно кратко (в виде таблицы) выделить основные условия для профессионально-личностного саморазвития учителя изобразительного искусства в общеобразовательной школе:

Мотивы к профессиональному развитию

Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития

1.Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности

1.1.Открытие собственного мастер - класса для учителей округа или города.

1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы( расписание).

1.3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.

1.4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.

2.Личное развитие, приобретение новой информации.

2.1.Направление на стажировку или престижные курсы.

2.2.Предоставление времени на методическую работу(работа на дому)

2.3.Творческий отпуск в каникулярное время.

2.4.Дополнительные дни к отпуску.

2.5.Оплата научно-методической литературы.

2.6.Содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности.

3.Самоутверждение, достижение социального успеха.

3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через  проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.

3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.

3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях городского, областного значения.

3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.

3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.

3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.

3.7 Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении.

3.8.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.

4.Потребность быть в коллективе

4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

5.Стабильность, защищенность.

5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя,  со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов.

5.2.Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу.

5.3.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

6.Состязательность.

6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.

6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства

« Учитель крупным планом»

Литература:

  1. Абдулина О.И. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски / Высшее образование в России, 1996, № 1.

  1. Агранович М.Л. Доклад на Пятой конференции МВСШЭН / Тенденции развития образования. Придет ли в школу новый учитель? – М.: МВСШЭН, 2008.

  1. Боголюбова Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: авт. реферат доктора педагогических наук /Н.С. Боголюбова. – М., 1993. – 32с.

  1. Дюшеева Н.К. Методологические подходы к профессионально-личностному формированию будущего учителя // Педагогическое образование и наука. – 2008. - №9 С. 16-23.

  1. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007 – 255 с.

  1. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

  1. Плахотников А.Г. Подготовка учителя изобразительного искусства в современных условиях / Наука и школьная практика. Воронеж, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы, концепция и технологии обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Наблюдение из личного педагогического опыта. Рассуждения на тему проблем в преподавании изобразительного искусства. Онализ наиболее применяемых образовательных программ. некоторые концепции и методики...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

Индивидуальный план профессионального развития учителя Изобразительного искусства и технологии Гадиевой Разиде Мударисовны на 2015-2016 учебный год

Индивидуальный план профессионального развитияучителя  Изобразительного искусства  и технологииГадиевой  Разиде  Мударисовнына 2015-2016 учебный годМетодическая тема: «Ф...

Индивидуальный план профессионального развития учителя изобразительного искусства

Индивидуальный план профессионального развития учителя ИЗО...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...

Роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в школе.

В данной статье описывается какова роль отечественного искусства для воспитания активной гражданской позиции  в условиях глобальных социальных перемен на уроках изобразительного искусства в ...