Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» 8 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Колчина Елена Ивановна

Исследорвательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказака "Снегурочка"- разработка урока для 8 класса по предмету "Искусство". Даны рекомендации для создания проектной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_iskusstvu_8_klass.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8 класс. Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

   Показать своеобразие и уникальность образа Снегурочки в культуре русского народа; развивать умение  работать над  проектом , исследовательской  работой и художественно -творческим заданием; воспитывать интерес к произведениям искусства.

1.Организационный момент  момент.

2.Объяснение нового материала:

     - Искусство  во все времена помогало человеку решать трудные вопросы, открывать различные грани мира, осознавать себя в этом мире, путешествовать во времени и пространстве. Каждому из вас, общаясь с искусством , удается узнать что-то новое о мире и о себе. У вас появляется новый художественный опыт, увлечения , связанные с искусством.

    Слова мудрого царя Берендея «Полна чудес могучая природа» приведут вас к знакомому с детства сюжету народной сказки «Снегурочка».

         - Образ Снегурочки оформился в XIX веке. В 1860 году Г. П. Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А. Н. Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка» . Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы» , затем появилась опера, музыку к которой написал Н. А. Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...» . Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С. И. Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех. 
Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт) . Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. 
По другой версии, Снегурочка родилась намного раньше — в стародавние времена, и сперва называлась Костромой. Судьба девочки была печальна: прыгая весной с подружками через костер, Кострома растаяла. Существовал даже целый обряд похорон Костромы, возвещающий наступление весны: соломенное чучело девушки или топили в проруби, или сжигали на костре, ведь даже слово «Кострома» имеет один корень со словом «костер» . Этот обряд существовал на приволжских землях вплоть до начала XX века.

-Нам предстоит раскрыть свое понимание глубокого смысла этой доброй и поучительной истории- сказки. Это возможно сделать через различные виды деятельности : презентация, реферат, творческая работа(художественно- практическая деятельность).

Темы:

1 Истоки образа снегурочки в языческой культуре славян.

2.Варианты народных сказок –братья Гримм, В.Даля, А.Афанасьева

3.Пьеса для театра Островского «Снегурочка»

4.Опера-сказка Н.А.Римского -Корсакова

5.Образы сказки «Снегурочка» в изо

1. Этапы исследования

Определяешь проблему, формулируешь тему работы

Знакомишься с литературой по данной проблематике

Определяешь методы исследования

Собираешь собственный материал и анализируешь его

Обобщаешь и делаешь выводы

Оформляешь и презентуешь работу            

Структура работы

Титульный лист

        Оглавление

  Введение (с нее начинается нумерация страниц)

Основная часть

Заключение

Библиографический список или список использованной литературы.

       Приложения

Титульный лист        

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по строго определённым правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

Справа  печатается область науки в которой проводится исследование.

Оформление исследовательской работы

В среднем поле даётся заглавие работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

       Ближе к правому краю титульного листа указывается класс, фамилия и инициалы  

       исполнителя работы, а ниже – должность руководителя, его фамилия и инициалы.

      Внизу в центре указывается год написания работы.

Как правило, работа оформляется на компьютере.

         Требования к работе

Шрифт – 14, ненаклонный  

Полуторный интервал.

Объём, как правило, не более 23 страниц (без учета приложений)

Левое поле – 3см, правое – 1,5 см, верхнее, нижнее – 2см.

                          Образец титульного листа

МБОУ «Основная  общеобразовательная Каплинская  школа »

                                                  Искусство

                      Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка»                                         

                                           

                                                                            Автор работы:  

                                                                            Сидоров А. ,8А класс

                                                                            Руководитель:

                                                                           Колчина Е.И., учитель изо

 

Оглавление

Оглавление помещается после титульного листа.

В оглавлении приводятся все заголовки исследования и указываются страницы, с которых они начинаются.

Введение

Актуальность (своевременность и значимость темы исследования)

Цель исследования (формулируется, как имя существительное)

Задачи исследования (формулируются, как глаголы)

Опорные источники, используемые в работе

Краткая структура работы

Объём введения может составлять 1-2 страницы.

Основная часть

        Материал должен  быть разделён на главы. Каждая глава разделена на пункты.

Главы должны быть равноценны по объему, пунктов равное количество в каждой главе.

              В основной части должно быть изложено собственное мнение по заявленной проблеме.

Сноски

Сноска – ссылка на автора книги, цитата, воспоминание участника событий.

На каждой странице работы сноска сначала (1,2,3 и т.д)

Сноска в тексте обозначается цифрой в правом верхнем поле над словом

В нижнем поле, после основного текста печатается  номера сносок (в порядке возрастания), у каждой сноски: автор, название, издание, страница

Ссылки на таблицы, схемы, фото тоже оформляются в сноски, оформляются, как Приложения (1,2,3)

Заключение

Основные выводы работы

Полученные результаты

Авторская позиция

Объём заключения может составлять 1страница

Библиографический список

Вся литература перечисляется в алфавитном порядке в разделе «Литература»

Указывается Ф.И.О. автора, название, место издания, название издательства, год издания.

Сначала  идет список, используемой классической  литературой, потом монографической, учебной, словарной

Статьи из газет , журналов печатаются под разделом «Периодическая печать»

Архивные документы, воспоминания, законодательные акты под разделом «Источники» и впереди раздела «Литература»

3.Выступление учащихся

4.Рефлексия

 - Что нового узнали?,

- Насколько интересен, стал образ Снегурочки?

Д.з.  Работы подготовить к защите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Энциклопедия одного слова" (проектная деятельность учащихся 5 класса НОУ ОЛ "Довузовский комплекс ТвГУ")

Это совместный исследовательский проект учащихся 5-ых классов, занявший 3 место в 11 научно-практической конференции учащихся "Будущее - за нами!" В ходе работы пятиклассники проанализировали особенн...

Исследовательский проект «Магнитное поле Земли: Прошлое. Настоящее. Будущее» (11 класс).

Образование магнитного поля Земли,его влияние на климат, движение литосферных плит. Что будет,если магнитное поле Земли исчезнет?...

Презентация " Полна чудес могучая природа"

Исследовательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказка "Снегурочка" Реализация проекта через разработки содержательных линий:- истоки образа Снегурочки; - варианты народных ...

«Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве

Презентация к уроку по сказке А.Островского "Снегурочка"...

Проект по предмету изобразительное искусство «Полна чудес могучая природа» «Весенняя сказка « Снегурочка»

В проекте, использовано исследование народных сказок о Снегурке А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867)....

Исследовательский проект "Исследование симметрии в природе"

В своей работе «Исследование симметрии в природе», автор изучает симметрию у растений, животных, человека, проводит опрос среди учащихся школы и разрабатывает рабочие листы с заданиями по ...