Проект по предмету изобразительное искусство «Полна чудес могучая природа» «Весенняя сказка « Снегурочка»
проект по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Андреева Татьяна Геннадиевна

В проекте, использовано исследование народных сказок о Снегурке А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polna_chudes_moguchaya_priroda.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ТРУДОВИК

ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проект по предмету

изобразительное искусство

«Полна чудес могучая природа»

«Весенняя сказка « Снегурочка»

 

Выполнил:   обучающийся 8  класса

МОУ «СОШ п. Трудовик»

                                                                   Щеголев Максим

                                           Руководитель: учитель

                                                                                 изобразительного искусства

                                                                            МОУ «СОШ п. Трудовик»

                                                       Андреева Т.Г.

2019 год

Аннотация

Проект «Полна чудес могучая природа. Весенняя сказка «Снегурочка» начат с изучения   литературных и музыкальных источников по своей теме, затем проведен анализ собранной информации и выделены материалы.

В проекте, использовано исследование народных сказок о Снегурке А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил также Владимир Иванович Даль.  В сказке  В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок». Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Вероятно, реалистическое описание героини и не свойственный русской народной сказке лиризм обусловили бытование данного образа сказки только в одном сюжете. Этот же сюжет, соединенный с традиционным мифом о противоборстве тепла и холода, жизни и смерти был использован в качестве основы драмы А. Островского «Снегурочка».  

Актуальность

Выбор темы проекта  «Полна чудес могучая природа» (Весенняя сказка «Снегурочка») сделан мною не только из простого любопытства. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Заинтересовал этот образ и меня. В результате опроса, проведенном в 8-х классах, выяснилось, что не все учащиеся знают, когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? (Приложение 1). Мне захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Я выбрал эту тему потому, что она познакомит с целостным образом Снегурочки:  в изобразительном искусстве, музыке, кинематографе, в литературе. Искусство во все времена помогало человеку решать трудные вопросы, открывать различные грани мира, осознавать себя в этом мире, путешествовать во времени и пространстве. Слова мудрого царя «Берендея «Полна чудес могучая природа» привела меня к знакомому с детства сюжету народной сказки «Снегурочка».

  • Цель проекта: Изучить образ Снегурочки  «Полна чудес могучая природа» (по весенней сказке «Снегурочка»), рассказывающий о  доброй и поучительной истории сказки в различных видах искусства: литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. 

 Продукт проектной деятельности: путеводитель.

  • Задачи проектной деятельности: 
  • Собрать информацию по данной теме.
  • Познакомиться с литературными и музыкальными произведениями о Снегурочке.
  • Изучить «родословную» Снегурочки.

Назначение проекта. Мой проект может быть использован на уроках литературы, музыки, на уроках предмета «Литературное чтение» в начальных классах, при проведении классных часов, при подготовке инсценировок русской народной сказки «Снегурочка» или сказки О. Даля «Девочка Снегурочка».

Исторические образы Снегурочки

Существует несколько версий:

В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Вероятно, с образом Снегурочки соединилась одна из версий такого мифа.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Языческая  богиня, одетая  только в белые одежды.

Истоки появления восходят ко временам друидов – жрецов и поэтов у кельтских народов (Ирландия).

Ледяная девочка Снегурочка  –  прямая родственница снежных баб.  

По преданиям  Дед Мороз женился на языческой богине Снежной Деве. И родилась у них дочь - Снегурочка.

    Снегурочка - мифологический персонаж русской сказки. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Вероятно, с образом Снегурочки соединилась одна из версий такого мифа. До нашего времени сохранилась лишь первая часть сказания, ставшая самостоятельным сюжетом. Сюжет о девочке - Снегурочке, слепленной дедом и бабой и ожившей им на радость, встречается в много-численных пересказах, вошел он и в детский фольклор как часть рассказов о приключениях рождественского деда. В образе Снегурочки практически отсутствуют традиционные черты сказочной героини. Она внешне похожа на обычную девочку, которой (это единственное отличие от окружающих) запрещается выходить на солнечный свет. Нарушение запрета приводит к гибели герои". Дальнейшее развитие образа Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала Любопытно, что на ранних  изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года.

Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

 Щелыково стала родиной Снегурочки, так как  А. Островский написал пьесу «Снегурочка» именно в Щелыково. Ярилина долина, Голубой ключик,  великолепные березовые рощи и аллеи, красавица-река Куекша – где еще могли обосноваться берендеи?

Дед Мороз постоянно проживает в Великом Устюге. Его путь в Москву всегда лежал через Абрамцево. Вероятно он встретил в районе Абрамцево Весну-Красну. И у них волшебным образом родилась дочь – Снегурочка. Недаром на маршруте Деда Мороза расположено селение Берендеево недалеко от Абрамцево.  

В городе Кострома  Снегурочка впервые отпраздновала свой день рождения 4 апреля 2009 года. И Кострома уже официально названа родиной Снегурочки. Местом постоянной прописки Снегурочки стал костромской парк «Берендеевка».

   Вероятно, реалистичное описание героини и не свойственный русской народной сказке лиризм обусловили бытование данного образа сказки только в одном сюжете.  Этот же сюжет, соединенный с традиционным мифом о противоборстве тепла и холода, жизни и смерти был использован в качестве основы драмы А. Островского "Снегурочка", повести В. Каверина "Немухинские музыканты
   Снегурочка – сделанная из снега и ожившая девочка. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). По одной из легенд, Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Варианты народных и авторских сказок о Снегурочке. В.И. Даль

В это сказке Снегурочка появилась из горшочка со снегом,  они вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:

Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветно платье рядить,

Уму-разуму учить!

В  русской народной сказке «Снегурочка» рассказывается, о том что ее слепили из снега старик со старухой.

о том что она умерла в лесу во время гулянья перепрыгнув через огонь.

В пьесе  А. Н. Островского «Снегурочка», действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье

действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине. Под влиянием весенней сказки  образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.

Музыка написанная великим композитором Чайковским к спектаклю

« Снегурочка» стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных и колоритных образов. «Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов к гениальным произведениям

И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский  предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Н. А. Римский-Корсаков в 1882 году написал по пьесе  А.Н. Островского одноимённую оперу. Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Через год, в 1881, опера была закончена. Опера имела громадный успех. Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. «Снегурочка» – самая поэтическая опера Н.А. Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением

Музыкальные персонажи из опер Н.Римского-Корсакова нашли свое отражение в живописи художника Михаила Александровича Врубеля. Лучшей исполнительницей  оперной партии Снегурочки Римский-Корсаков признавал Надежду Ивановну Забелу-Врубель,

которая была женой художника.  Иван Яковлевич Билибин – выдающийся художник-иллюстратор и театральный оформитель, отобразивший сказочный и фантастический мир русского фольклора.

образы Снегурочки в изобразительном искусстве и

Эта постановка примечательна великолепным художественным оформлением В.М. Васнецова. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями и костюмами.  В декорациях «Снегурочки» В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась   красота родной природы.  

Кинофильмы и мультфильмы Снегурочка»

В конце 60-х годов известный советский актер Павел Кадочнико осуществил свой режиссерский замысел – поставил художественный фильм «Снегурочка» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Картина вышла на экраны в 1970 году. «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010) — первый художественный фильм режиссера Татьяны Петровой по сценарию Ольги и Олега Давыдовых.

   В старинной русской деревне появляется девушка Снегурочка, сошедшая с небес в Рождественскую ночь по молитвам бездетных стариков. Пораженные чудесным появлением прекрасной девушки с волшебным голосом, односельчане поначалу принимают ее, как Божий дар с искренней радостью, и окружают заботой и любовью. Староста: «Мы решили всем селом: -Заходи к нам в каждый дом. В каждом доме в час любой будешь гостьей дорогой!». Но недолго радуется Снегурочка общению с людьми. Уже на Пасху людская зависть окружает ее сплетнями и толкает на костер. «Снегурочка» союзмультфильм в первые вышел на большой экран(1952) — мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварц.

Результаты тестирования обучающихся 8-х классов  



Вопросы


Да


Нет


Комментарии


№1

Какие Новогодние персонажи известны Вам?


10


Большинство обучающихся знают Деда Мороза и Снегурочку.


№2

Кто из «двойников» Деда Мороза Известен Вам?



Санта – Клаус – 10


№3

Знаете ли Вы о таком персонаже как Снегурочка?


10


0



№5

Кем является Снегурочка Деду Морозу?



помощница на празднике -3

дочка – 3

внучка - 4


№7

Вспомните, что происходит со Снегурочкой в финале сказки.



Тает, прыгая через костёр – 8

Погибает с приходом лета - 2


№9

Родиной Деда Мороза является Великий Устюг. Знаете ли Вы родину Снегурочки?


0


10



№11

Назовите отличительные черты Снегурочки.



Снегурочка - снежная, добрая, отзывчивая, белая, холодная, красивая, весёлая, задорная девушка

Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения МОУ «СОШ п. Трудовик». В исследовании принимали участие 10 обучающихся 8 класса. Был использован метод анкетирования с целью определения возникновения образа Снегурочки.

ВЫВОД

 Образ Снегурочки уникален и существует только в русской истории . Снегурочка всегда воспринималась как положительный персонаж. Образ Снегурки формировался веками. Снегурочка – дух природы. Родиной Снегурочки является г. Кострома, а альтернативой ее происхождения является костромская легенда. В сторону «Снегурочки» сыпалась масса критики, что характерно для любого интригующего произведения, ставящего вечные неразрешимые вопросы

.  

Список использованных источников

  1. Алпатов С. Русский фольклор. М., 2000. – 245 с.
  2. А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Т. II.  М., 1994. – 257 с.
  3.  Дубинская А.И. Островский А.Н Очерк жизни и творчества. М., 1989. – 316 с.
  4. Королев К.М. Мифические существа. Энциклопедия. М., 1997. – 547 с.
  5. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. -  М., 1984
  6. Островский А.Н. Драматургия. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 736 с.
  7. Островский А.Н. Полн. Собр. Соч. – М., 1952. – Т.13. – 185 с.
  8. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 2002.  - 382 с.
  9. Соловцов А. Статья Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка — весенняя сказка» // Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка — весенняя сказка» (Тематический разбор). М., 1978. – 289 с.
  10. Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян. – Режим доступа: www.snegurochka.org/content (дата обращения 25.01.2018).
  11. Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». – Режим доступа: http//www.belcanto.ru (дата обращения 02.02.2018).
  12. Петр Ильич Чайковский. – Режим доступа: http://www.coolsoch.ru  (дата обращения (05.02.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка» 8 класс

Исследорвательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказака "Снегурочка"- разработка урока для 8 класса по предмету "Искусство". Даны рекомендации для создания проектной работы....

Презентация " Полна чудес могучая природа"

Исследовательский проект "Полна чудес могучая природа". Весенняя сказка "Снегурочка" Реализация проекта через разработки содержательных линий:- истоки образа Снегурочки; - варианты народных ...

«Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» в русском искусстве

Презентация к уроку по сказке А.Островского "Снегурочка"...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Творческий проект по предмету «изобразительное искусство» «Аnime on the wall» (Роспись стены в комнате. Анимэ)

На фоне японской мультипликации аниме - уже достаточно долго формируется целая субкультура. Аниме актуально не только потому, что нашлись постоянные его любители, но и потому, что оно действительно ох...