Обобщающий урок по ИЗО в 5 кл_Мастерская_ Старый мотив на новый лад
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Поникаровских Татьяна Анатольевна

Обобщающий урок разработан в форме мастерской "Старый мотив на новый лад" по 3 видам росписи: дымковской, гжельской и городецкой.  В ходе практической работы дети применяют ранее полученные знания в необычной для их вида деятельности-дизайн ногтей гжельская роспись, роспись фоторамок-дымка, дизайн салфетки-городец, т.е. на современный лад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ пгт Свеча

Свечинского района Кировской области

Разработка

обобщающего урока

по изобразительному искусству

в 5 классе

Мастерская

«Старый мотив на новый лад»

Разработала и провела

Поникаровских Т.А.,

 учитель изобразительного искусства

пгт Свеча

27.01.2012г


Класс: 5.

Учебник по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися, обобщение и систематизация знаний.

Задачи:

Обучающие: 

  • приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
  • активизация творческого потенциала учеников.

Развивающие:

  • творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
  • навыки работы с художественными материалами;
  • навыки публичного выступления;
  • умение работать в малом коллективе-группе.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.

Средства обучения: 

  • наглядно-плоскостные: иллюстрации и работы детей гжельской, дымковской и городецкой росписей для оформления стендов; магнитная доска, работы учителя по росписям; бейджики для детей экскурсоводов-экспертов;
  • демонстрационные: демонстрационные модели игрушек – дымковские игрушки, гжельские сувениры;
  • аудиовизуальные: музыкальное оформление для практической работы – русские народные песни;
  • электронные образовательные ресурсы: сетевые ресурсы;

  • шаблоны форм ногтей, фоторамок, салфеток по выбору уч-ся;
  • художественные материалы.


Ход урока-мастерской

1 этап: (Учитель)

Добрый день, уважаемые гости!

Мы прибыли в музей Народных промыслов.

Сегодня в программе:

Выставка узоров гжельской керамики

Выставка мотивов городецкой росписи

Выставка вятской игрушки

По окончанию выставки мастерская «Старый мотив на новый лад», где вы примите участие в разработке каталогов по применению узоров декоративно-прикладных росписей.

Подведение итогов.

Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы. В добрый путь!

2 этап: (Дети в виде экскурсоводов- экспертов рассказывают о росписях с показом на стенды, оформленные к уроку)

Борцова Анна Евгеньевна - экскурсовод-эксперт по гжельской росписи.

Добрый день!

        Каждую неделю, по субботам, в Городец, съезжались крестьяне, приезжали купцы с разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка. Каждый предмет настоящее произведение искусства.

        На городецких изделиях можно увидеть коней, птиц, сценки чаепития, охоты, которые украшены диковинными цветами: розанами, купавками, ромашками, зелеными веточками.

        Посмотрите как изящна роспись – городецкие травы, листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. В чем же волшебство городецких узоров?

Всё дело в том, что какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.

Лебедева Анастасия Павловна - экскурсовод-эксперт по городецкой росписи.

Добрый день!

Перед вами представлена выставка гжельских узоров. С 19 века в Подмосковье в Гжельской волости трудились мастера-художники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычайные – веселые, красивые.

Обратите внимание на неповторимую цветовую гамму – белоснежный фон и синее, как небо, узоры.

Элементы росписи разные: цветы, листья, птицы, звери, усики, бусинки, но самым излюбленным и известным узором остается гжельская роза. С помощь мазка с тенями получается неповторимое чудо.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь:

Известно всем в народе её названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Четверикова Ксения Дмитриевна - экскурсовод-эксперт по дымковской игрушке.

Добрый день!

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке.

Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Вначале были свистульки, позже появились самые разнообразные: птицы, кони, индюки, барышни, водоноски, баранчики и другие.

Что же отличает дымку от других глиняных игрушек?

Если вглядеться в узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые линии, полосы, клеточки, пятна, точки.

А цвет? Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! Эта игрушка самая нарядная!

Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка, за работу, чудо мастера!

Я слеплю лошадку, я её приглажу

И сидельце с бахромой на спине прилажу.

Слепим, высушим – и в печь!

А потом распишем,

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А в печи – игрушки!

3 этап: (Учитель)

Сейчас вам предстоит работа в мастерской «Старый мотив на новый лад», где вы будете мастерами – дизайнерами в разных направлениях. Вам нужно в течение 15 минут создать узор по определенной росписи. В итоге у каждого из вас будет узор на предложенном шаблоне, из них мы создадим каталог продукции.

        1 группа работает над дизайном ногтей в гжельской росписи.

        2 группа дизайнеры фоторамок в дымковских мотивах.

        3 группа дизайнеры бумажных салфеток.

Если вопросы по заданию?

Если нет, то можно приступить к выполнению. (Музыкальный фон)

4 этап: (Дети)

Обсуждение результатов, с приглашением всей группы к доске.

Оценка экскурсоводов – экспертов по каждой группе в отдельности.

Заключительное слово учителя:

Итак, сегодня мы посетили музей Народных промыслов, выяснили, что предметы ДПИ в настоящее время это сувенирная продукция.

Побывав в мастерской «старый мотив на новый лад», узнали, что различные росписи могут применяться дизайнерами на практике. Экспериментируя с цветом и формой, получаются новые варианты изделий, которые можно пустить в машинное производство.

Поэтому и вам, юные друзья, желаю не бояться и экспериментировать!


Список источников:

1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. [Текст]: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.: ил.

2. Изобразительное искусство. [Текст]: 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 170с.

3. Ильина, Н. Дымковское чудо. [Текст]: – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 20с.

4. Гламурные ноготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/topic-12124761_28463987

5. Гжельская роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelkihandmade.ru/ggelskaya-rospis.html

6. Городецкая роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sourceschm.appspot.com/shemy-gorodeckaya-rospis.html


Детские работы учащихся 5 классаC:\Users\Дом\Pictures\img085.jpg

Четверикова Ксения, 5-б класс

C:\Users\Дом\Pictures\img088.jpg

C:\Users\Дом\Pictures\img087.jpgC:\Users\Дом\Pictures\img086.jpg

Безденежных Варвара, 5-б класс                        Краева Диана, 5-б класс

C:\Users\Дом\Pictures\img089.jpgC:\Users\Дом\Pictures\img090.jpg

Юдинцева Виктория, 5- б класс                        Сысолятин Егор, 5-б класс

Приложения к уроку

Шаблоны ногтей для гжельской росписи


Для оформления доски:


Дизайн

бумажной салфетки в Городце

Фоторамка

в дымковском орнаменте

Дизайн ногтей

по гжельским мотивам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга "Новый город - новая столица."

Урок с использованием технологии "Критериальная оценка учебной деятельности"...

Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")

Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...

Методический марафон "Современный урок:от старых традиций к новым стандартам"

Данная методическая разработка предназначена председателям методических объединений учителей русского языка и литературы. Методический марафон - это форма методической работы внутри методического объе...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....