Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга "Новый город - новая столица."
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Николаева Татьяна Владимировна

Урок с использованием технологии "Критериальная оценка учебной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга

"Новый город - новая столица."

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Николаева Т.В.

На дальнем севере, в гиперборейском крае,

Где солнце тусклое, показываясь в мае,

Скрывается опять до лета в сентябре,

Столица новая возникла при Петре.

Николай Некрасов

Цели урока и задачи урока:

1.Повторить и обобщить материал по теме «Петровский Петербург».

2.Продолжить формирование учебных умений:

-оценивать свою учебную деятельность и одноклассников

-описывать памятники искусства

- составлять план ответа

-ориентирование по карте города

-анализировать тексты

-умение сравнивать

-определять существенные признаки объекта

-делать выводы и аргументировать

-развивать оценочные суждения

-развивать умение работать в группе

-развивать монологическую речь

3.Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к городу.

Ход урока.

1.Вступление.

Мы завершили изучение раздела "Петровский Петербург".Тема нашего урока "Новый город- новая столица". В чем проявилась новизна нашего города?

Петербург создавался почти сразу с широкими и прямыми улицами-перспективами, большими площадями. Нева- главный проспект города.

Улицы запрещалось застраивать заборами и конюшнями. Дома должны быть построены только по чертежам архитектора Доминико Трезини. Были разработаны проекты образцовых домов для «подлых», «зажиточных», «именитых». Дома располагались не в глубине двора, как в древнерусских городах, а по линии улиц. Между ними были промежутки или они стояли единым фронтом фасадов.

 Здесь произошло слияние Запада и Востока. На исконно русской земле строили, ориентируясь на голландскую, итальянскую и французскую архитектуру.

Какие исторические источники помогают нам изучать родной город? Это карты ,планы, архитектурные сооружения ,исторические документы.

Зачем мы изучаем наш город?

Давайте составим план нашего урока.

2.Класс делится на 4 команды. Раздаются рабочие карты.(см. Приложения).Определяются критерии оценивания.

3.Задания на урок.

1 команда.(Петропавловская крепость)

Город начинался с крепости. Крепость Санкт-Петербург отличалась от древнерусских крепостей. Сравните Петропавловскую крепость и крепость Орешек.

Учащиеся сами составляют критерии сравнения и заполняют таблицу, делают выводы. Обсуждение результатов.

Критерии оценивания.

1.Умение выбрать критерии для сравнения.

2.Логика ответа

3.Культура речи.

4.Умение делать выводы.

5.Умение работать в группе

Критерии сравнения

Петропавловская крепость.

Крепость Орешек.

2 команда.(Планы и карты города)

Город застраивался по плану. Определите какие планы изображены на слайде. Аргументируйте ваш ответ. Покажите на карте географические и архитектурные объекты.

Критерии оценивания.

1.Знание первых планов города.

2.Умение аргументировать.

3.Знание географических и архитектурных объектов

4.Умение показывать объекты на карте .

5.Умение работать в команде

3 команда.(Петровское барокко)

Здания строились в стиле петровского барокко. Определите здания петровского времени и аргументируйте свой выбор.

Критерии оценивания.

1.Знание архитектурных сооружений.

2.Знание местоположения объекта.

3.Знание архитекторов.

4.Умение аргументировать.

5.Умение работать в команде.

4 команда.(Быт петровского Петербурга)

Быт петровского Петербурга отличался от быта древнерусских городов.

Прочитайте и проанализируйте документы о каких событиях идет речь в исторических источниках?

Критерии оценивания.

1.Умение анализировать текст.

2.Знание быта петровского Петербурга.

3.Умение отвечать на вопросы.

4.Умение аргументировать.

5.Умение работать в группе.

4.Подведение итогов.

А)Представьте себе ,что  ваш гость хочет познакомиться с петровским Петербургом, но он очень спешит .Выберите 2 объекта для ознакомления и аргументируйте свой выбор.

Б)Оцените работу своей группы.

В)Выставление оценок.

Г)Домашнее задание.

      Продумать план экскурсионного маршрута «Памятники Петру 1 в нашем городе».

      Презентация «Памятники Петру 1 в нашем городе».

      Устный рассказ «Памятники Петру 1 в нашем городе».

Приложение.

Рабочие карты.

Фамилия, имя

 

1 группа.

Новый город - новая столица.

Петропавловская крепость.

Сравните крепости.

Критерии оценивания.

1.Умение выбрать критерии для сравнения.

2.Логика ответа

3.Культура речи.

4.Умение делать выводы.

5.Умение работать в группе

Критерии сравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вывод:

                Фамилия, имя

Новый город - новая столица.

Группа 2.

Работа с планами и картой города.

Критерии оценивания.

1.Знание первых планов города.

2.Умение аргументировать.

3.Знание географических и архитектурных объектов

4.Умение показывать объекты на карте .

5.Умение работать в группе.

Задание.

1.Определите ,какие планы представлены на иллюстрации.

2.Аргументируйте ваш ответ.

3.Покажите на карте географические объекты

-Заячий остров

-Васильевский остров

-р.Нева

-Кронверкская протока

4.Покажите на карте архитектурные объекты:

-Петропавловская крепость

-Кронверк

-Меншиковский дворец

-домик Петра 1

-Здание 12 коллегий

-Летний сад

Фамилия, имя

Новый город - новая столица.

Группа 3.

Петровское барокко.

Критерии оценивания.

1.Знание архитектурных сооружений.

2.Знание местоположения объекта.

3.Знание архитекторов.

4.Умение аргументировать.

5.Умение работать в команде.

Задания.

1.Определите здания , построенные в эпоху Петра 1.

2.Аргументируйте свой ответ

3.Назовите местоположение и архитекторов постройки.

Фамилия, имя

Новый город - новая столица.

Группа 4.

Быт Петербурга.

Критерии оценивания.

1.Умение анализировать текст.

2.Знание быта петровского Петербурга.

3.Умение отвечать на вопросы.

4.Умение аргументировать.

5.Умение работать в группе.

Определите , о чем идет речь в документах?

Документ 1.

«Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые.»

Ответ:

Документ 2.

«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья…»

«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть бесстыдное невежество.»

Ответ:

Документ 3.

«И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе;  и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды»

Ответ:

Документ 4.

"1702 г. декабря в 15 день Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по имянному своему великого Государя указу: Ведомости, которые присылаются из разных государств и городов печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т. е. после безвозмездной раздачи царю и его сановникам) – продавать в мир по надлежащей цене".

Ответ:

Документ 5.

«А ежели кто учнет русским каким платьем и сапогами торговать, или какое русское платье и бороды носить, и за такое их преступление, учинено им будет жестокое наказание, и сосланы будут на каторгу, а имения их движимые и недвижимые взяты будут на его Императорское Величество без всякия пощады.»

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс

Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...

Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».

Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»

Материал  урока знакомит учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; помогает  выявить особенности и характерные признаки ба...

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Петербург - Ленинград век XX» 9 класс

Технологическая карта  вводного урока в тему: "Петербург, Петроград, Ленинград. Век ХХ" 9 класс...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."

Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....