Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Прийменко Елена Валерьевна

Материал  урока знакомит учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; помогает  выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства: в данном случае - архитектуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прийменко Елена Валерьевна ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга им Н.А. Алексеева      20 февраля 2013 года

 Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга

«Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко» 8 класс

Урок № 22

Тема урока: «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»

Цель: Познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства: архитектура.

Задачи:

Образовательные:

Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях в архитектуре.

Воспитательные:

Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.

Развивающие:

Развитие кругозора учащихся, умения видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Учить прослеживать характер эпохи в различных видах искусства.

Развитие у учащихся способностей к анализу произведений искусства.

План урока:

  1. Мотивация.
  2. Сообщение темы урока
  3. Знакомство с новым материалом («погружение в тему»)
  4. Выступления  экспертов - экскурсоводов
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Оборудование урока:

  • Рабочая тетрадь
  •  Компьютерная презентация

Дидактические единицы:

  • аффектация,
  • волюты,
  • пилястры,
  • теламоны,
  • маскароны,
  • гомофония
  •  барокко,

Используемые технологии: 

  • Образовательное путешествие с элементами игротренинга.
  • Информационно – компьютерные технологии (презентация)

Домашнее задание:

  • Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»

Конспект урока № 22

№ п/п

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы учащихся

1

Мотивация

Игротренинг: Под спокойную классическую музыку учитель проводит экскурсию вдоль Невы» (элемент психологического игротренинга)

? Какие здания оказались для вас узнаваемы

? какое впечатление на вас произвела архитектура Петербурга

? Почему часто архитектуру называют «Музыка, застывшая в камне»

Слушая музыку и слова учителя, ученики составляют визуальный образ знакомых им зданий:

  1. Летний дворец Петра, Зимний дворец, Петропавловская  крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор.
  2. Красивая, разная, неповторимая
  3. Если включить фантазию, то действительно можно услышать музыку, только она на минутку остановилась и ждёт…

2

Сообщение темы урока

«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады…»

Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым стилем, рождённым в Европе, но нашедшем своё продолжение в Петербурге. Название этого стиля - барокко.

ЗАПИЬ темы в тетрадь со слайда презентации.

Барокко – стиль первых десятилетий Петербурга.

Существует несколько версий происхождения термина:

от итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы;

от итальянского barocco – причудливый, странный;

3

Знакомство с новым материалом

Работа с презентацией: Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона.

Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром  западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских. Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием.  Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени -  Д. Трезини, Ж-Б. Леблон, А. Шлютер,      Г.  Маттарнови.  На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.

В то же время первые (в основном деревянные) здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжная Северная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды, слободы.

Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко.

В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Характерные черты барокко:

  • масштабность, контрастность, обилие декора,
  • напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
  • стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы); 
  • совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).

ЗАПИСЬ: Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, датируется  1703-1740 годами. 

ЗАПИСЬ с презентации: Отличительные особенности Петровского барокко: Архитектуре петровского барокко свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная планировка фасадов. Здания отличают простота, рациональность, спокойный лаконичный вид.

4

Выступление экскурсоводов

Презентация учениками, заранее подготовленных образовательных экскурсий: Петропавловский собор, Кикины палаты, Меньшиковский дворец (Приложение № 2)

5

Обобщение, подведение итогов урока

? Появилось ли что-то действительно новое в архитектуре с рождением стиля барокко

? В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно выделить в следующем:

«…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

6

Домашнее задание

Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»

Характеристика эпохи барокко

Эстетическая программа (главные задачи искусства)

Основные представители

Тематика произведений

Особенности изображения в архитектуре

Прийменко Елена Валерьевна

~  ~


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко.

Слайд 2

Барокко- причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы. В Петербурге стиль барокко видоизменился, получив своеобразное развитие на русской почве.

Слайд 3

Барокко, перенесенный в Петербург, приобрел своеобразные черты: простоту, сдержанность, функциональность и стал называться петровским барокко . Петровское барокко господствовало в Петербурге в 1703- 1730 годы.

Слайд 4

Черты петровского барокко Простота объёмов Четырёхскатные крыши Окна с мелкой расстекловкой

Слайд 5

4. Двухцветная окраска фасадов 5. Использование скромных декоративных элементов( пилястр, волют- завитков, рустованных выступов) 6. Симметричность зданий

Слайд 6

Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Петровские ворота Петропавловской крепости, архитектор Д. Трезини

Слайд 7

Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Летний дворец Петра I архитектор Д. Трезини

Слайд 8

Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Здание Двенадцати коллегий архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер

Слайд 9

Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Кунсткамера архитекторы Г. Маттарнови, Н. Гербель

Слайд 10

Проверь себя Трезини Швертфегер Маттарнови, Гербель А . Кунсткамера Б . Здание Двенадцати коллегий В . Летний дворец Г . Меньшиковский дворец Д . Петровские ворота

Слайд 11

Проверь себя Петровское барокко господствовало при : Екатерине Великой Петре Первом Елизавете Петровне Павле Петровиче

Слайд 12

Проверь себя Петровское барокко господствовало в : 1741-1761 годах 1730-1740 годах 1703-1730 годах

Слайд 13

Проверь себя Барокко это- Подражание античности Вычурный, причудливый Строгий, стройный Жемчужина неправильной формы

Слайд 14

: Домашнее задание: Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»

Слайд 15

Презентация выполнена учителем ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева Прийменко Еленой Валерьевной Использованы материалы : yandex.ru архив фотографий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса

Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Методические рекомендации по проведению контрольно-обобщающих уроков по истории и культуре СПб в интеграции с историей и литературой.

Обобщение и систематизация знаний учащихся на контрольно-обобщающих занятиях  в интеграции содержания учебных предметов с использованиемсовременных образовательных технологий (личностно орие...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...