Главные вкладки

    Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»
    методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

    Прийменко Елена Валерьевна

    Материал  урока знакомит учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; помогает  выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства: в данном случае - архитектуре

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Прийменко Елена Валерьевна ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга им Н.А. Алексеева      20 февраля 2013 года

     Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга

    «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко» 8 класс

    Урок № 22

    Тема урока: «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»

    Цель: Познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства: архитектура.

    Задачи:

    Образовательные:

    Расширение знаний учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях в архитектуре.

    Воспитательные:

    Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.

    Развивающие:

    Развитие кругозора учащихся, умения видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Учить прослеживать характер эпохи в различных видах искусства.

    Развитие у учащихся способностей к анализу произведений искусства.

    План урока:

    1. Мотивация.
    2. Сообщение темы урока
    3. Знакомство с новым материалом («погружение в тему»)
    4. Выступления  экспертов - экскурсоводов
    5. Подведение итогов урока.
    6. Домашнее задание.

    Оборудование урока:

    • Рабочая тетрадь
    •  Компьютерная презентация

    Дидактические единицы:

    • аффектация,
    • волюты,
    • пилястры,
    • теламоны,
    • маскароны,
    • гомофония
    •  барокко,

    Используемые технологии: 

    • Образовательное путешествие с элементами игротренинга.
    • Информационно – компьютерные технологии (презентация)

    Домашнее задание:

    • Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»

    Конспект урока № 22

    № п/п

    Модуль, пункт плана

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся, ответы учащихся

    1

    Мотивация

    Игротренинг: Под спокойную классическую музыку учитель проводит экскурсию вдоль Невы» (элемент психологического игротренинга)

    ? Какие здания оказались для вас узнаваемы

    ? какое впечатление на вас произвела архитектура Петербурга

    ? Почему часто архитектуру называют «Музыка, застывшая в камне»

    Слушая музыку и слова учителя, ученики составляют визуальный образ знакомых им зданий:

    1. Летний дворец Петра, Зимний дворец, Петропавловская  крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор.
    2. Красивая, разная, неповторимая
    3. Если включить фантазию, то действительно можно услышать музыку, только она на минутку остановилась и ждёт…

    2

    Сообщение темы урока

    «…Но пред красой и зданья, и фасада
    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
    В орнаменте витом увидишь тут и там
    Победоносный шлем и вазы фимиам,
    Колонны, капитель, пилястры и аркады…»

    Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым стилем, рождённым в Европе, но нашедшем своё продолжение в Петербурге. Название этого стиля - барокко.

    ЗАПИЬ темы в тетрадь со слайда презентации.

    Барокко – стиль первых десятилетий Петербурга.

    Существует несколько версий происхождения термина:

    от итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы;

    от итальянского barocco – причудливый, странный;

    3

    Знакомство с новым материалом

    Работа с презентацией: Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.

    В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

    Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

    Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона.

    Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром  западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских. Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием.  Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени -  Д. Трезини, Ж-Б. Леблон, А. Шлютер,      Г.  Маттарнови.  На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.

    В то же время первые (в основном деревянные) здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжная Северная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды, слободы.

    Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко.

    В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись.

    ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Характерные черты барокко:

    • масштабность, контрастность, обилие декора,
    • напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
    • стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы); 
    • совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).

    ЗАПИСЬ: Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, датируется  1703-1740 годами. 

    ЗАПИСЬ с презентации: Отличительные особенности Петровского барокко: Архитектуре петровского барокко свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная планировка фасадов. Здания отличают простота, рациональность, спокойный лаконичный вид.

    4

    Выступление экскурсоводов

    Презентация учениками, заранее подготовленных образовательных экскурсий: Петропавловский собор, Кикины палаты, Меньшиковский дворец (Приложение № 2)

    5

    Обобщение, подведение итогов урока

    ? Появилось ли что-то действительно новое в архитектуре с рождением стиля барокко

    ? В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно выделить в следующем:

    «…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».

    6

    Домашнее задание

    Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»

    Характеристика эпохи барокко

    Эстетическая программа (главные задачи искусства)

    Основные представители

    Тематика произведений

    Особенности изображения в архитектуре

    Прийменко Елена Валерьевна

    ~  ~


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко.

    Слайд 2

    Барокко- причудливый, вычурный, жемчужина неправильной формы. В Петербурге стиль барокко видоизменился, получив своеобразное развитие на русской почве.

    Слайд 3

    Барокко, перенесенный в Петербург, приобрел своеобразные черты: простоту, сдержанность, функциональность и стал называться петровским барокко . Петровское барокко господствовало в Петербурге в 1703- 1730 годы.

    Слайд 4

    Черты петровского барокко Простота объёмов Четырёхскатные крыши Окна с мелкой расстекловкой

    Слайд 5

    4. Двухцветная окраска фасадов 5. Использование скромных декоративных элементов( пилястр, волют- завитков, рустованных выступов) 6. Симметричность зданий

    Слайд 6

    Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Петровские ворота Петропавловской крепости, архитектор Д. Трезини

    Слайд 7

    Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Летний дворец Петра I архитектор Д. Трезини

    Слайд 8

    Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Здание Двенадцати коллегий архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер

    Слайд 9

    Петровское барокко 1703 – 1730 гг. Кунсткамера архитекторы Г. Маттарнови, Н. Гербель

    Слайд 10

    Проверь себя Трезини Швертфегер Маттарнови, Гербель А . Кунсткамера Б . Здание Двенадцати коллегий В . Летний дворец Г . Меньшиковский дворец Д . Петровские ворота

    Слайд 11

    Проверь себя Петровское барокко господствовало при : Екатерине Великой Петре Первом Елизавете Петровне Павле Петровиче

    Слайд 12

    Проверь себя Петровское барокко господствовало в : 1741-1761 годах 1730-1740 годах 1703-1730 годах

    Слайд 13

    Проверь себя Барокко это- Подражание античности Вычурный, причудливый Строгий, стройный Жемчужина неправильной формы

    Слайд 14

    : Домашнее задание: Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»

    Слайд 15

    Презентация выполнена учителем ГБОУ школа № 217 Красносельского района Санкт – Петербурга имени Н.А. Алексеева Прийменко Еленой Валерьевной Использованы материалы : yandex.ru архив фотографий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса

    Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...

    Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга "Новый город - новая столица."

    Урок с использованием технологии "Критериальная оценка учебной деятельности"...

    "Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс

    Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...

    Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

    Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"

    Разработка урока по предмету история и культура Санкт- Петербурга по теме " Образ Петра Первого"...

    Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

    Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...