Конспект учебного занятия по декоративно-прикладному искусству для учащихся подготовительного отделения детской художественной школы г. Тихвина
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) на тему

Данное занятие  проходит в начале первого триместра в разделе  "Знакомство с аппликацией"  программы «Декоративно-прикладное искусство". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx787.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская художественная школа имени  художника  П. Е. Заболотского»

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

преподавателя

Макаровой Татьяны Владимировны

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ИЗУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ И ПРАВИЛА ИХ  РАСПОЛОЖЕНИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Тихвин

2014 Г.

Тема занятия: 

изучение графических знаков и правила  их расположения в декоративной композиции

Степень сложности занятия:  простое

Цель  занятия:  знать основные графические знаки,  знать принципы их взаимодействия, уметь использовать эти знания для  создания  композиции «Сказочный цветок».

Задачи занятия: образовательные:

  1. знать основные графические знаки;
  2. уметь располагать их на листе;
  3. уметь  подбирать цветовые сочетания графических знаков;
  4. уметь  создавать  индивидуальный образ сказочного цветка.

 

Развивающие:

  1. развивать фантазии;
  2. развивать кругозор;
  3. развивать мелкой моторики рук;
  4. развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. воспитывать самостоятельность в решении поставленной задачи;
  2. воспитывать трудолюбие;
  3. воспитывать чувство коллективизма и умение  работать в группе.

Тип учебного занятия:  комбинированное.

Форма организации работы:  групповая, индивидуальная

Материалы для занятия.

  1. Лист бумаги или картона размера А-4
  2. Карандаш средней твердости.
  3. Резинка.
  4. Вырезанные из самоклеящейся пленки графические знаки.

Методические материалы:

  1. детские работы из методического фонда;
  2. плакаты по ДПИ.       

План учебного занятия:

1.Вводная, организационная часть (5 мин.):

  • приветствие;
  • постановка цели занятия.

2. Основная часть (50 мин. Физкультминутка в игровой форме через 35 мин.):

  • введение нового образовательного материала;
  • обобщение, систематизация и закрепление материала

3. Заключительная часть (15  мин.):

  • подведение итогов занятия.

Ход учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Приветствие, постановка цели.

Педагог заранее написал на доске тему урока,  проверяет готовность к уроку, объясняет тему и цели занятия.

Приветствуют педагога, слушают, проверяют готовность к уроку.

2

Повторение изученного материала, объяснение нового  образовательного материала

повторение пройденного материала через фронтальный опрос обучающихся:

  1. Какие графические знаки вы знаете?
  2. Как они располагаются на листе?
  3. Как сочетать графические знаки друг с другом по цвету?

Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя.

изучение материала на примерах демонстрации наглядных  методических плакатов,  детских работ из методического фонда.

Изучают  методические материалы ( плакаты, работы из методического фонда), отвечают на вопросы педагога. Задают вопросы?

3

Практическая часть.

Предлагает  учащимся решить творческую задачу по созданию  композиции «Сказочный цветок»:

  1. Выбрать расположение листа (горизонтальное или вертикальное).

Приступают к реализации творческой задачи.

  1. Выбирают расположение листа.

  1. Наметить общую массу цветка без детализации.

2.  Намечают общую массу цветка без детализации.

  1. Расположить и наклеить графические знаки.
  1.  Располагают и наклеивают.

  1. Обобщение, окончание работы.

Педагог  осуществляет индивидуальный  контроль над ее  выполнением.

  1. Обобщают, заканчивают работу.

Исправляют ошибки.

4.

Подведение итогов.

Педагог отбирает наиболее удачные работы, демонстрирует ученикам, спрашивает их мнение, объясняет свой выбор.  Педагог  предлагает ученикам найти ошибки  в  менее удачных работах, и  спрашивает  о возможности  их  исправления  в дальнейшем.

Изучают результаты своей деятельности, сравнивают свою работу с работами других учеников,  находят  сильные и слабые художественные решения задачи. Взаимодействуя как с педагогом, так и с товарищами, набираются опыта, вдохновляясь на дальнейшую творческую работу.

                                 

                                                 Ход занятия

Преподаватель: Сегодня мы узнаем (повторим для новеньких учеников)  какие бывают графические знаки и как они  используются в декоративно-прикладной композиции.

Обучающиеся: Мы знаем такие графические знаки: круг, капля, листик, сердечко, звездочка.

Преподаватель: Есть ли правила, по которым эти графические знаки располагаются на листе?

Обучающиеся: Мы знаем, что нельзя наслаивать край  одного  знака  на другой, так как в результате получится новая фигура. Еще мы знаем, что нежелательно наклеивать знаки  с большим расстоянием друг от друга.

Преподаватель: Какие же правила расположения графических знаков разрешаются в декоративной композиции?

Обучающиеся: Мы знаем, что хорошо, если  графические знаки располагаются  рядом и касаются  друг друга одной точкой. (Показывают  пример на работах из методического фонда).

Преподаватель: Можно ли наклеивать один  графический знак  на другой?

Обучающиеся: Да, можно, если маленький графический знак наклеивается на  большой и размещается внутри. При этом они должны быть разного цвета. (Показывают пример на методических работах.)

Преподаватель: Если у вас графические знаки 3-х цветов (красный, желтый, зеленый) как сочетать их в декоративной композиции?

Обучающиеся:  Желательно,  чтобы  различные части цветка имели различный цвет. Например, середина соцветия – желтая, лепестки красные. Допускается чередование  графических знаков  разных  цветов - лепесток желтый чередуется с красным или зеленым. Маленькие красные (зеленые)  круги могут наклеиваться на большие желтые капли, так как они контрастны по тону.

Преподаватель: Все правильно. Сегодня мы  применим наши знания на практике и создадим из графических знаков декоративную композицию «Сказочный цветок». Чтобы создать образ цветка, мы должны вспомнить из чего состоит цветок?

Обучающиеся: Цветок состоит из стебля, листьев, лепестков, тычинок.

Преподаватель:  Правильно. Подумайте,  как расположить  на столе ваш лист бумаги (картона). Если будете изображать один вытянутый вверх цветок, лучше расположить лист вертикально (Показывает  вертикальный лист). Если вы хотите изобразить букет из нескольких цветов,  лучше перевернуть лист горизонтально (показывает горизонтальный лист). Лучше легкими карандашными  штрихами наметить  место расположения цветка, чтобы затем не выходить за край намеченной фигуры и не сместить цветок.

                                                Практическая работа

       Преподаватель спрашивает у нескольких учеников, какой цветок они задумали и как планируют расположить лист?  Обучающиеся отвечают, что они задумали (розу, подсолнух, букет васильков) и  как расположили лист.

      Обучающиеся располагают формат листа в соответствии с задуманной композицией и приступают к работе.  Наносят рисунок будущего цветка (общее пятно, без детализации). Начинают приклеивать самоклеящиеся графические знаки. Преподаватель  внимательно наблюдает  за  соблюдением  перечисленных правил:

  1. Основные графические знаки не наслаиваются краями друг на друга, а  касаются друг друга «одной точкой».
  2. Один  графический знак  может располагаться внутри  другого,  при условии, что знаки разного цвета.
  3. В цветовом решении композиции обычно используются не более 3-х или 4-х цветов.
  4. Цвета графических знаков образуют цветовые пятна (пятно лепестков красное, пятно листьев зеленое  и др.) или чередуются (лепестки цветка красно-желто-зеленые).

   На листах обучающихся появляются образы различных цветов. Преподаватель  советует  исправить  композицию, если замечает ошибки в работе обучающихся. Ученикам,  заканчивающим работу над цветком, преподаватель предлагает дополнить композицию, проявив  фантазию: заполнить фон листа декоративными насекомыми,  облаками  и др.

   По завершении  работы, проводится мини-просмотр и обсуждение:

Преподаватель: Давайте посмотрим на композиции. Как вы считаете, какие работы наиболее удачные, т. е. больше всего нравятся вам?

Обучающиеся: (Указывают на понравившиеся работы.) Нам нравятся эти работы, так как они очень выразительные и яркие.

Преподаватель: Какие графические знаки использованы в этих композициях?

Обучающиеся: (Называют.)

Преподаватель: Какие правила нанесения графические знаки использованы в данных композициях?

Обучающиеся: Круги, капли, листики, все они четко просматриваются в работе, почти нет наслоений краев. Используются графические знаки разных размеров (маленькие и большие). Используются не больше трех, четырех цветов.

Преподаватель: А какие работы вы считаете менее удачными?

Обучающиеся: (Называют.)

Преподаватель: Почему они менее выразительны?

Обучающиеся: Некоторые изображения плохо размещены на листе (сдвинуты в угол или имеют слишком маленький или слишком большой размер.) В некоторых композициях круги наклеены краями друг на друга,  и

цветок имеет расплывчатую форму.

Преподаватель: Молодцы, ребята!  В следующий раз мы закрепим наши знания об аппликации графическими знаками и выполним работу «Сказочное дерево»

C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 041 (копия).jpg

C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 036.jpg

Работа над аппликацией графическими знаками.

C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 038.jpg

C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 056.jpgC:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 057.jpg

Измайлова Рената со своими работами                Лазаревский Кирилл со своими работами                

«Сказочное дерево» и «Сказочный цветок»        «Сказочный цветок» и «Сказочное дерево»

                  Наиболее удачные работы обучающихся:

C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 043.jpg   C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 045.jpg   C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 047.jpg   C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 048.jpg

  Фролова Катя         Измайлова Рената     Петрова Уля          Савенко Катя

C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 055.jpg       C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 053.jpg        C:\Documents and Settings\Татьяна\Мои документы\Мои рисунки\фото открытый открытый урок\Изображение 049.jpg

     Шанина Настя                       Кровякова Даша                Черемных Злата

                                         Заключение

   Занятие  прошло  успешно. Ученики повторили пройденный материал и использовали его на практике. Все обучающиеся выполнили задание и создали свой оригинальный образ сказочного цветка. Планируемые результаты достигнуты. Обучающиеся справились с поставленными задачами

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

  1. Запомнить названия основных графических знаков.
  2. Уметь  правильно  размещать на формате листа изображаемый образ.
  3. Узнать  правила сочетания цветовых пятен в декоративной композиции.
  4. Узнать  принципы расположения графических знаков на листе

Метапредметные:

  1. Развитие мелкой моторики рук.
  2. Умение анализировать результаты своей работы.

Личностные:

  1. Умение  самостоятельно  решать поставленную задачу.

2   Умение  работать в коллективе, помогать  и сотрудничать  со своими  товарищами  при  выполнении учебного задания.

Методы и технологии обучения:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные, наглядные.

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

3. Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся: информационно-рецептивный.

Литература:

  • И. Бусеева-Давыдова Игрушки Крутца издательство «Детская литература» 1991 г.   
  •  Изместьева  Л. А. Борецкая роспись  1994 г.
  •  Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся - М, 1989 г.
  • Моран А., История декоративно-прикладного искусства, -М, 1986 г.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

учебный проект декоративно – прикладное искусство "Волшебная кисточка".

Какое место занимает декоративно-прикладное искусство в процессе преемственности поколений? ...

Конспект урока по изобразительному искусству для первого класса детской художественной школы (возраст детей – 11 лет)

Тема урока: Архетипический образ – Богиня – мать.                                         ...

конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему: "Бабочки красавицы"

Цель занятия: Создать стилизованный образ бабочки.В ходе занятия дети знакомятся  с особенностями цикла развития бабочки, её строением, этапами появления бабочки.Детям предлагается из...

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству "Цветочные фантазии в технике квилинга"

Тема:    Цветочные фантазии в технике квиллинг.  Цель: Всестороннее развитие детей в процессе овладения приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования...

Конспект занятия по декоративно – прикладному искусству на тему: «Народные промыслы России»

Конспект  занятия по  декоративно – прикладному искусству на тему:  «Народные промыслы России»...