Главные вкладки

    Программа по изобразительному искусству 6 класс по Неменскому
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

    Полякова Виктория Александровна

    Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в полном соответствии  с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы предметной линии учебников Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л.А. Неменская, А. С. Питерских

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Самарская государственная областная академия (Наяновой)»

    Утверждаю

    Декан ФОО:

    Согласовано

    Заведующий

    кафедрой

    Рассмотрено на заседании кафедры

    искусств

    Рабочая  программа по учебному предмету

    «Изобразительное искусство»

    Класс

    6 А, 6 Б, 6 Г, 6 В

    Учебный год: 2014- 2015

                                                                                                                                                                                                                                                           Разработал:

    Полякова В.А.,

     Преподаватель

     высшей категории

    Самара 2014 год

             Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения в полном соответствии  с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и рабочей программы предметной линии учебников Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л.А. Неменская, А. С. Питерских

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:

    1. Федеральный закон № 273- ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 06.10. 2009г. № 1897;
    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067   «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013- 2014 учебный год».
    4. Требования к оснащению образовательного процесса  в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4.10.2010г. № 986;
    5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» Постановление  Главного государственного санитарного врача  российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189;
    6. Положение о рабочей программе учебного предмета в Самарской государственной областной академии Наяновой.
    7. Уставом Самарской государственной областной академии Наяновой
    8. Основной образовательной программой основного общего образования СГОАН, утвержденной 22.08. 2013 года (протокол №3)

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

    Образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит Целью курса формирование у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала.

    Задачи курса:

    - развитие образного восприятие визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

    - гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основу формирования целостного представления о мире;

    - на подготовку обучающегося к основному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

       Изучение изобразительного искусства направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представление о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально - образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально - логическим типом мышления преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного  мышления учащихся.   Ведущими подходами являются деятельностный и проблемный.

                                   Место учебного предмета в учебном плане

    В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 6  классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

    Цели курса:

    •   воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

    •   развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

    Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

    Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

         Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    Цели и задачи.

        Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

         

    Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

    • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
    • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
    • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
    • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
    • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
    • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
    • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
    • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Общая характеристика учебного предмета

             Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

    Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

    Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

    Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

          Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

    Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

    В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

    Описание места учебного предмета в учебном плане

         Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства. Данный предмет входит в предметную область «Искусство».

         Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» Класс – 6, Количество часов в неделю – 1 ч.,Количество часов в год – 34ч.

    В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен  региональный  компонент, в котором учитываются  аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов.

       

    Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

          В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

          Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

    • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
    • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
    • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

          Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

            Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
    • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
    • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
    • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
    • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
    • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
    • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
    • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

                                Содержание  учебного предмета, курса

    Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часов

    Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

    Содержание

    Кол-во часов

    Виды изобразительного искусства

    8

    Мир наших вещей. Натюрморт

    8

    Вглядываясь в человека. Портрет

    10

    Человек и пространство в изобразительном искусстве.

    8

    Всего

    34

    Тематическое планирование с определением основных видов учебной  деятельности

    1 четверть Виды изобразительного искусства и основы образного языка

    1.Изобразительное искусство в семье пластических искусств

    2.Рисунок- основа изобразительного творчества

    3.Линия и ее выразительные возможности.

    4.Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен.

    5.Цвет. Основы цветоведения.

    6.Цвет в произведениях живописи.

    7 Объемные изображения в скульптуре.

    8.Основы языка изображения.

    2четверть Мир наших вещей. Натюрморт.

    1.Реальность и фантазия в творчестве художника.

    2.Изображение предметного мира. Натюрморт.

    3.Понятие формы Многообразие форм окружающего мира.

    4.Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

    5.Освещение. Свет и тень.

    6.Натюрморт в графике.

    7.Цвет в натюрморте.

    8.Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

    3четверть Вглядываясь в человека. Портрет.

    1.Образ человека- главная тема искусства.

    2.Конструкция головы человека и ее пропорции.

    3.Изображение головы человека в пространстве.

    4.Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

    5.Портрет в скульптуре.

    6.Сатирические образы человека.

    7.Образные возможности освещения в портрете.

    8.Портрет в живописи.

    9.Роль цвета в портрете.

    10.Великие портретисты (обобщение темы)

    4четверть Человек и пространство в изобразительном искусстве.

    1.Жанры в изобразительном искусстве.

    2.Изображение пространства.

    3. Правила воздушной и линейной перспективы.

    4.Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства.

    5.Пейзаж – настроение. Природа и художник.

    6.Городской пейзаж.

    7.Выразительные возможности изобразительного искусства.

    8.Язык и смысл.

    Тематическое планирование

    Наименование темы, раздела

    Основные характеристики деятельности обучающихся

    1

    Язык изобразительного искусства

    Виды изобразительного искусства

    Беседовать о изобразительном искусстве, о материалах и инструментах. Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, изобразительной деятельности, живопись, пейзаж, художественный образ. Три сферы удожественного творчества (изобразительная, декоративная, конструктивная .Жанры и виды изобразительного искусства. Ознакомиться с видами изобразительного искусства – живопись, графика, скульптура.

    Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное .

    Диалог об искусстве разных видов искусства.

    Определять виды изобразительного искусства.

    2

    Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства

    Упорядочить представления учащихся об изобразительном искусстве и изобразительной деятельности. Различать графические материалы и приемы (история) Формировать навыков работы линией и штрихом .Понятия :Виды рисунка, зарисовка, набросок с натуры. Осваивать приемыработы карандашами разной твердости, художественную культуру как сферу материального выражения духовных ценностей. Восприятие мира, человека с эстетических позиций. Воспитывать уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре.

    3-

    4

    Черное и белое – основа языка графики

    Линия и ее выразительные возможности.

    Формировать знаний о языке их художественной выразительности – цвет, линия, пятно, объем и др. Технике производства гравюр (черчение), офорт, приемах построения композиции в графике

    Развать эстетического вкуса, чувства уважения к собственному творчеству. Познакомить детей со значением рисунка в работе художников графиков. Освоить практических навыков владения линией, штрихом, тоном – основой языка рисунка

    5

    Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

    Изучить язык художественной выразительности графики – линию, точку, пятно, тон.

    Показать взаимоотношения черных и белых пятен, их ритм, размер, композиционное расположение на плоскости в решении графической работы.

    Формировать практических навыков работы разными материалами. Решать вопросы (взаимоотношения черных и белых пятен, их ритм, размер, композиционное расположение на плоскости в решении графической работы).

    6-7

    Цвет – основа языка живописи

    Познакомить учащихся с основами цветоведения, со свойствами цвета. Основные составные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучать свойства цвета, фактуры в живописи (история). «Локальный цвет», «Колорит», «Гармония цвета» цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовой композиции.

    формировать умения составлять сближенную цветовую гамму.

    Совершенствование техники живописи, использование её в практической работе Формировать практических навыков работы в цвете. Составлять сближенную цветовую гамму, владение техникой живописного мазка

    8-9

    Объёмные изображения в скульптуре

    Понимать визуально-пространственной формы. Знакомить со скульптурой, ее средствами художественной выразительности. Объёмные изображения в скульптуре. Круглая скульптура трёхмернавиды: бюст,статуя, статуэтка, торс. Рельеф, художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. Закрепление понимания отличия скульптуры от других видов ИЗО искусства.

    Формировать навыки в технике лепки и создание образа в материале.Техника Папье-маше.

    Развивать уважения к искусству, выраженной в скульптуре

    Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу.

    Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства.

    Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать.

    Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли.

     Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи.

    10

    Мир наших вещей. Натюрморт

    Знакомиться с многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в искусстве. «Народ. промыслы,. Гжель» Мульти медийная презентац. Гжель. Посуда и игрушки Формировать практические навыки работы над натюрмортом.

    11

    Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

    Знакомиться с понятиями многообращзие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразия форм. Выразительность формы. Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). Изучить конструкцию сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их.

    12

            Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

    Знакомиться с понятиями плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Зарисовывать конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4

    13

    Освещение. Свет и тень.

    Знакомятся с понятиями освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятие: Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине. Освоение приемов изображения геометрических тел с боковым освещением.

     Знакомяться  с творчеством выдающихся художников- графиков Ф.Дюрера.В. Фаворского.

    14

    Натюрморт в графике.

    Учаться составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный Построение графическое.»Натюрморт с корзиной и фруктами»

    15

    Цвет в натюрморте

    Работают над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Изучают Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» Завершают  работы над проектом.

    16

            Выразительные возможности натюрморта.

    Знакомяться с понятиями: Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка . Голландский натюрморт.

    Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.

            Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.

    Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).

    Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.

    17

    3 четверть

     Вглядываясь в человека Портрет

    Образ человека, главная тема искусства

    Познакомиться с изображением человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портрете, внутренний мир человека. Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Изображение портрета в историческом костюме. Русский народный костюм.

    18

    Конструкция головы человека и ее пропорции.

    Работать над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).

    19

    Графический портретный рисунок и выразительность образа.

    Автопортрет: история возникновения и развития.Граф. портрет Дюрера,Леонардо да Винчи. Эпоха и стиль в формировании культуры  изображения портретов разных людей

    20

    Портрет в графике.

    Познакомиться с образом человека в графическом портрете. Выполняют рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Знакомятся с понятиями  ракурс.

    21

    Портрет в скульптуре.

    Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой. Скульптурный пластилин, пластика.

    22

    Сатирические образы человека.

    Знакомятся с понятиями : Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Приемы художественного преувеличения. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Понимать правды жизни и  язык искусства. Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка

    23

    Образные возможности освещения в портрете

    Подобрать репродукции (фото) с изображ. Чел. в различн. Освещении. Понимать изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения. Подготовить реферат : жизнь и творчество Репина., Рембранта

    24

    Портрет в живописи.

    Раскрывать роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете. Познакомиться с обобщенным образом человека Возрождения в 16-19, 20 вв. Портрет        Леонардо да Винчи, Рембрант. Фильм Шаньков А. «Создание портрета» 2001 г. Практическая работа Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама,папа,бабушка, дедушка.

    25

    Роль цвета в портрете.

    Понятия :Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.Доклады на тему «Великие портретисты», Парсуна. Парадный портрет Анализ цветового решения образа в портретеМатериалы: гуашь, кисть.

    26

    Великие портретисты

    Презентация проектов.Защита рефератов. Их оценка.

    Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.

    Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).

    Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.

    27

    4 четверть«Изобразительное искусство и мир природы»

    Пейзаж – сфера искусства, в котором формируется отношение к природе

    Определяют понятие  единства природы и человека.

    Познакомить с понятием пейзаж, эпический и романтический пейзаж Европы,  с изображением животных и природы древними людьми их отношением ко всему их окружающему. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции. Перспектива.

    Воспитывать бережное отношение к природе, понимание её красоты, её вечности. Формировать навыки анализа художественного произведения. Знакомство с творчеством русских художников

    (история, литература). Применять различные художественные материалы

    28

    Отношение художника к миру природы  

    Определяют понятие  единства природы и человека.

    Познакомить с изображением животных и природы древними людьми их отношением ко всему их окружающему.

    Воспитывать бережное отношение к природе, понимание её красоты, её вечности. Формировать навыки анализа художественного произведения. Знакомство с творчеством русских художников

    (история, литература). Применять различные художественные материалы

    Знакомить с историей возникновения пейзажа Отличать восточный и европейский пейзаж, живопись импрессионистов от традиционной живописи. Применять различные художественные материалы и средства художественной  выразительности.

    29

    Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.

    Знакомить с понятием – анималистический жанр.

    Рассмотривать отношение художника к миру природы, образное ее восприятие, эмоциональный отклик на ее красоту. Понимать эмоциональное и аксиологический смысл визуально -пространственной формы.

    анализировать произведения искусства, самостоятельно размышлять, уметь вести беседу.

    Тигр

    30

    Пейзаж в графике

    Формировать. Понятие линейной воздушной перспективы  (геометрия). Знакомить с понятием – пейзаж. Эстетическое восприятие природы.

    Познакомить с видами тиражной графики: офорт, монотипия, линогравюра, гравюра, ксилография.

    Изучить плановость в пейзаже, линейную перспективу. Характер языка тиражной графики, значение линии, пятна. «Этот фантастический мир»

    31

    Художник выражает свое понимание красоты природы

    Знакомить с видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников  (литература), с разновидностями пейзажного жанра – пейзаж героический, романтический, реалистический.

    учить понимать природу,  как ее понимают художники. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, наблюдательность.

    32

    Построение пространства в пейзаже.

    Возможности передачи пространства в пейзаже (Геометрия, черчение) Формировать навыки в передаче образа пейзажа. Научить построению пространства в пейзаже. Пространство как средство решения образа пейзажа. Изучить законы перспективы – линейная, воздушная.

    Работа над построением пространства в пейзаже. Выполнять графический эскиз пейзажа.»Пейзаж с калиткой» Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе.Уметь отличать работы Рериха от Левитана.

    33

    Роль колорита в пейзаже

    Знакомиться с историей возникновения пейзажа. Знакомство с понятием – колорит. Колорит как средство решения образа пейзажа.

    Изучить значение колорита в разные исторические периоды (классицизм, романтизм, импрессионизм)

    Индивидуальные работы над колоритом в пейзаже. Формировать умение создавать цветовое единство изображения .

    34

    Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

    Определяют понятие  единства природы и человека.

    Познакомить с понятием пейзаж, эпический и романтический пейзаж Европы,  с изображением животных и природы древними людьми их отношением ко всему их окружающему.

    Воспитывать бережное отношение к природе, понимание её красоты, её вечности. Формировать навыки анализа художественного произведения. Знакомство с творчеством русских художников

    (история, литература). Применять различные художественные материалы

    Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание.

    Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить).

    Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    Наименование объектов

    Наличие

    Библиотечный фонд

    1

    Стандарт общего образования

    Д

    2

    Примерная программа по изобразительному искусству

    Д

    3

    Рабочие Программы «Изобразительное искусство 5-6 класс»  Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е. Гуров, А. А. Кобозев, Л.А. Неменская, А. С. Питерских

    Д

    4

    Изобразительное искусство 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

    Д

    5

    Учебник. Изобразительное искусство. 6 класс. Искусствр вокруг нас. Л.А. Неменская .

    Д

    6

    Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.

    К

    7

    Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. Я. Шпикалова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.

    Д

    8

     Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство». 1 класс / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2011.

    9

    Энциклопедия Искусство 1,2 т. -М «Аванта», 2002 г.

    Д

    10

    Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья».

    Д

    11

    Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2011. – 104 с. – (Золотая библиотека увлечений).

    Д

    12

    1. Все о технике: живопись маслом. -М., Арт-Родник, 1998
    2. Все о технике: иллюстрация. -М., Арт-Родник, 2002
    3. Все о технике: анатомия для художника-М., Арт-Родник, 2002
    4. Алан Гир, Барри Фристоун Роспись по стеклу-М., Арт-Родник, 2004
    5. Глассфорд К. Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет/ Пер. О.Герасиной- М.: ООО «Издательство АСТ»»Астрель», 2004-63 с.
    6. Курс промышленного дизайна.-М., ООО»Художественно-педагогическое издательство», 2003
    7. Школа изобразительного искусства, 5т.-М. «Академия художеств СССР», 1962
    8. Школа учитель искусство — М., «Просвещение», 1981:Феникс, 2008
    9. Венди Тейд Рисуем цветы акварелью. Кристина& Ко
    10. Поллют У. Живопись масляными красками-М. «Астрель», 2003-63 с.
    11. Ноэль Грегори Живопись маслом.Кристина& Ко
    12. Ноэль Грегори Рисуем цветы маслом.Кристина& Ко
    13. Паранюшкин Р.В. Цветоведение для художников: колористика-Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-96.
    14. Л.Н. Миронова Цвет в изобразительном искусстве-Минск «Беларусь», 2003
    15. В.Визер Живописная грамота основы пейзажа, «Питер», 2007.-197 с.
    16. В.Визер Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве, «Питер», 2007.-192 с.
    17. Н.П. Бесчастнов Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов -М: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004 — 176 с.
    18. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. Пособие-М.: Астрель: АСТ, 2006.-202 с.
    19. Хазэл Харрисон Энциклопедия техник рисунка. Подробный путеводитель 50 техник-М, АСТ: Астрель, 2005
    20. Тарабарина Т.И., Оригами и развитие ребенка. Ярославль, 1998.
    21. Нагибина М.И., Чудеса из ненужных вещей. Ярославль, 1998.
    22. Гульянц Э.К., Что можно сделать из природного материала. М., Просвещение 1984.
    23. Щеблыкин И.К., Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990.
    24. Богатеева З.А., Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях М., Просвещение, 1986.
    25. Выгонов В.Н., Изделия из бумаги. М., МСП, 2001.
    26. С. Морган, Научитесь лепить подарки. Минск, Попурри, 2003
    27. Х. Уолтер, Узоры из бумажных лент. М., Ниола – пресс, 2006.
    28. Сержантова Т.Б., 366 моделей оригами. М., Айрес – пресс, 2004
    29. Бельтюкова Н., Папье – Маше, пластилин. М., Эксмо, 2003. Учимся лепить.
    30. С. Гирндт, Разноцветные поделки из природных материалов  М., Айрес – пресс, 2004
    31. П. Педевилла, Веселый мир прищепок. М., Аркаим, 2004.
    32. Милан К., Удивительные прищепки. М., Аркаим, 2004.
    33. Соленое тесто. М., Эксмо, 2004
    34. Жадько Е., Игрушки своими руками. Ростов н/д,  Феникс, 2004.
    35. Н. Соколова Узоры из бумаги.– Кубай, 2006.
    36. Огерчук Л.Ю. Примерные тестовые задания М, 2005         и      др.

    Д

    Кабинетный фонд

    13

    Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

    Портреты русских и зарубежных художников

    Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

    Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

    Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

    Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

    Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

    Д

    Технические средства обучения

    14

    Компьютер с программным обеспечением

    Проектор

    Д

    15

    Аудио / видеомагнитофон, CD / DVD-проигрыватели

    Д

    Экранно-звуковые пособия

    16

    Видеофильмы  DVD

     Большая электронная энциклопедия (CD). Аудиозаписи. Классическая музыка.

    Портрет. Шаньков (СD)

    Интернет-ресурсы.

    1. Википедия : свободная энциклопедия. – Режим доступа :

    http://ru.wikipedia.org/wiki

    2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа :

    http://www.4stupeni.ru 

    3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа :

    http://www.pedsovet.su

    4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа :

    http://pedsovet.org

    5. Педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

    6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа :

    http://festival.1september.ru

    1. Интернет сайт Страна Мастеров
    2. Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
    3. Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения
    4. Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

    Натурный фонд

    1. Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.
    2. Гербарии
    3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
    4. Гипсовые геометрические тела
    5. Модуль фигуры человека
    6. Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
    7. Драпировки
    8. Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
    9. Подставки для натуры

    Д

    Оборудование класса

    17

    Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

    Стол учительский с тумбой  

    К

    1

    Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

    К

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

    Д

    Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

    Д

    Магнитная доска.

    Д

    Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

    Д- демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), буквой Д также обозначается все оборудование, необходимое в единственном экземпляре;

    Р- полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса) для школ с наполняемостью классов свыше 25 человек при комплектовании кабинета средствами ИКТ рекомендуется исходить из 15 рабочих мест учащихся;

    Ф- комплект для фронтальной работы (в два раза меньше, чем полный комплект, не менее 1 экз., на двух учащихся),П- комплект для практической работы в группах, по несколько учащихся (5-7 экз).

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    «Изобразительное искусство»

    Восприятие искусства и виды художественной деятельности

    Выпускник научится:

    ·различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

    ·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

    ·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

    ·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

    ·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

    учащиеся научатся различать:

    Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

    • Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
    • Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
    • Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Жостово).

    учащиеся должны уметь:

    • Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
    • Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
    • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

    учащиеся должны:

    • Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
    • Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
    • Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
    • Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи):

    Применять знания по цветоведению, законы перспективы и композиции. Участвовать в коллективной деятельности по завершению проекта Определять центр композиции, место и характер расположения плодов относительно него .Выполнять упражнение.

    Объяснять смысл понятий изобразительное  искусство, живопись, пейзаж, художественный образ.

    Исследовать художественные произведения, возможности графических и пластических материалов, цвета, применять знания цветоведения: смешивать на палитре белую гуашь с красками других цветов с целью получения различных оттенков определенного цвета.

    Выпускник получит возможность научиться:

    ·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

    ·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

        ·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

    Диагностика усвоения основных предметных знаний

    Отчетные работы — выставки , тестовые работы.

    Критерии оценки художественно-творческой работы:

    • адекватность выбранного художественного материала;
    • оригинальность замысла;
    • использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

    Критериями оценки проектной деятельности может являться следующее:

    • решение проектной проблемы;
    • новизна и оригинальность;
    • владение материалом, в котором проект выполнен;
    • экономичность; эстетичность.

    В конце каждого урока анализируется проделанная работа, рассматривается степень продвижения к цели и решение задач урока; проводится итоговая выставка и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы. Усилия направлены на решение творческой задачи, которые раскрывают индивидуальность каждого ребёнка.

    Итоговую оценку за работу ставит учитель.

    На оценку «5» рисунок оценивается по критериям:

    1. Должен отвечать теме.

    2. Правильно выполнено в цвете.

    3. Полное заполнение листа.

    Дополнительно, если работа выполнена в своём стиле, с большей фантазией.

    На оценку «4» рисунок оценивается по критериям:

    1. Должен отвечать теме.

    2. Правильно выполнено в цвете (допускаются не большие ошибки)

    3. Полное заполнение листа.

    На оценку «3» рисунок оценивается по критериям:

    1. Должен отвечать теме.

    2. Если работа выполнена только в карандаше или в карандаше и частично в цвете.

    Оценка «2» ставится в исключительных случаях, когда учащиеся регулярно не готовы к уроку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

    Пояснительная записка к программе по изобразительному искусству 6 класс (по Н.Б. Неменскому)

     Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как ...

    Программа по изобразительному искусству 6 класс. Б.М.Неменский

    Пояснительная записка + калндарно-тематическое планирование...