На уровне чувств
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Шайсултанова Альфия Габдельсаматовна

Постоянное развитие органов чувств у детей создает основу для познавательных процессов, мышления и творчества в будущем. Пытаясь проанализировать увиденное и делая выводы из своих наблюдений, дети развивают умение мыслить. Надо учитывать роль общения с природой, которые формируют личность ребенка,  воспитывает отзывчивость к окружающему миру. Важно для полноценного развития личности применять все методы - когда  задействованы и осязание, и слух, и зрение, и обаяние, и даже вкус, богатство ощущений формирует в мозге комплексную картинку окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На уровне чувств

Дети дошкольного возраста любят возиться в песке и воде, они могут часами наблюдать за животными и растениями.  Они получают удовольствие, касаясь коры дерева или ощущая дуновение ветерка. Вспомните свои ощущения, гуляя в лесу, в парке растянувшись на траве, мы испытываем чувство расслабленности и блаженства.  

    Известен тот факт, что выполняя действия руками, соприкасаясь  пальцами  с предметами,  активизируется головной мозг. Те участки головного мозга, которые отвечают за процесс движения, сосредоточены в коре головного мозга, в которой происходят нейрофизиологические процессы высшего уровня. Так что мышечные движения и высшая нервная деятельность взаимосвязаны. Как утверждают крупнейшие педагоги современности, такие как Мария Монтессори и Говарт Гардер, чем больше движения в жизни ребенка, тем легче для него происходит процесс  усвоения знаний.

    Новые исследования подтверждают роль общения с природой, игр на открытом воздухе, которые формируют личность ребенка,  воспитывает отзывчивость к окружающему миру. По моим наблюдениям родители уделяют много времени детям до школьного возраста, меньше в начальной школе, а в подростковом возрасте еще реже. За последние годы в школах возрос объем учебной нагрузки. Оставшееся свободное время заняли компьютеры, сотовые телефоны. Вследствие этого дети гораздо реже стали бывать на свежем воздухе, меньше двигаться и больше болеть. Сегодня до шестидесяти процентов имеют хронические заболевания, а среди выпускников школ практически нет абсолютно здоровых людей.

   Вообще семейные мероприятия – прогулки, путешествия, поход в кино, проведение праздников – могут стать прекрасной школой общения. Иногда ребенок плохо учится не потому, что неспособный, а потому, что не умеет слушать и понимать  другого или просто стесняется отвечать у доски. На своих уроках я часто включаю элементы публичного выступления,  у подростка повышается уверенность в своих силах.

Умение общаться очень важно и в мире взрослых, ведь чем, лучше человек общается, тем он, как правило успешнее. «Если не научится искусству общения в детстве, вряд ли это удастся потом»,  - считает детский психолог Алевтина Луговская, автор книг серии «Популярная психология для родителей».        

  Нередко наблюдается у подростков защитный тип поведения в форме протеста и неподчинения, который воспринимается взрослыми как личное оскорбление. И тогда родители отходят в сторону, что еще больше отдаляет их от детей. Ребенок должен не просто чувствовать, что его любят, но и ощущать физическое присутствие родителей в своей жизни: до и после школы, за ужином, перед сном. В таких семьях у детей меньше проблем с нарушением питания или лишним весом, менее болезненный переход к учебе в старших классах, а также меньше личностных конфликтов. Утратив эмоциональную связь со своей семьей, ребята полностью попадают под влияние компании, с которой общаются, и начинают брать примеры со своих приятелей.

   Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети тоже становятся искреннее в выражении своих. Они начинают учитывать наши желания и переживания. Нам взрослым вполне  подсилу решить проблемы развития ребенка. Например :  -определите, сколько часов необходимо отводить на игры на улице, сочетая занятия спортом и свободный досуг;    - не забывайте и сами почаще выбираться на природу, подайте пример ребенку;   - больше проводите время с ребенком, ни что так не сближает, как совместные дела; - обратите внимание на то, что больше всего нравится вашим детям, и постарайтесь поддержать их в любых начинаниях.

А вы замечали, как много в рисунках детей яркого солнца и голубого неба? Дети видят мир иначе.  Конечно, есть  этому научное объяснение. Глаз  ребенка окончательно формируется в 18 лет, хрусталик устроен так,  что до сетчатки доходит больше голубого цвета. Неудивительно, что дети более восприимчивы к оттенкам синего спектра,  от голубого до фиолетового.

Исследования показали, что небесно-голубой цвет может повлиять на наш суточный ритм, а значит и наше самочувствие, ведь задача внутренних биологических часов – не только отличать день от ночи, но управлять нервной и эндокринной системами и каждым органом в отдельности, пребывание на улице во время светового дня улучшает настроение. Дети оценивают трехмерную картинку, они видят больше и лучше, а цвета, контраст и детали изображений гораздо реалистичнее.  Постоянное развитие органов чувств у детей создает основу для познавательных процессов, мышления и творчества в будущем. Пытаясь проанализировать увиденное и делая выводы из своих наблюдений, дети развивают умение мыслить.

  В рамке школьной программы по изобразительному искусству, учитывая современные требования, в соответствии с ФГОС,  как универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и  коммуникативные, у меня есть уроки, которые проходят на открытом воздухе.

Детские психологи и невропатологи утверждают, что окружающий мир в первую очередь стимулируют чувства, требуя от ребенка их использования в полной мере, когда  задействованы и осязание, и слух, и зрение, и обаяние, и даже вкус, богатство ощущений формирует в мозге комплексную картинку. В течение жизни эта картинка будет постоянно дополняться и видоизменяться.

Шайсултанова Альфия Габдельсаматовна учитель ИЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование уровня знаний, умений и уровня физической подготовленности занимающихся.

Тест состоит из двух частей: 1 часть включает в себя 22 вопроса с вариантами ответов (только один вариант ответа является правильным); 2 часть состоит из 4 вопросов, каждый из которого состоит из пред...

Формирование навыков и умений при работе с аутентичными текстами(задания повышенного уровня сложности и высокого уровня сложности) в процессе обучения английскому языку

Это статья- презентация для педсовета по обучению учащихся начальной школы английскому языку с использованием аутентичных текстов- ресурсов....

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

Примерные задания для определения ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритмаДля установления уровня развития ладового чувства: ...