Эссе "Моё педагогическое кредо"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Горбачёв Юрий Викторович

В данной работе я излагаю свое видение основновных направлений педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_gorbachyov_1.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

Эссе «Я – учитель».

Красота - могучий источник нравственной чистоты,

                                   духовного богатства, физического

                   совершенства… Мы с первых дней школьного

                 воспитания учим детей понимать красоту

                    окружающего мира, природы, общественных

                             отношений. Восприятие, осмысливание красоты-

                              это основа, стержень эстетического образования,

 сердцевина той эстетической культуры, без которой

                             чувства остаются глухими ко всему прекрасному.

В.А. Сухомлинский.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Каждый раз, планируя урок, учитель должен помнить, что он не просто учит детей рисовать (вести точную линию, изображать правильную форму, передавать перспективу и т.д.), но и развивает зоркость души ребенка.

Как добиться этого на уроке и не потерять интерес к предмету, если нередко можно услышать мнение, что этот предмет не главный, зачем вообще он нужен? Учитель старается донести до каждого ученика значимость своего предмета, что важно быть не только грамотным, но и быть культурно образованным для того, чтобы чувствовать себя полноценной личностью. Но, в силу психологических особенностей возраста или характера ученика, слова учителя  остаются не воспринятыми. Учителю необходимо искать новые подходы, приемы, технологии, чтобы урок сделать интересным и современным. Учитель должен идти в ногу со временем.

Работа учителя - это постоянное обновление… круговорот… это вечный поиск… и нельзя опускать руки!

                                        «Во всём мне хочется дойти до самой сути,

                                         В работе, в поисках пути

                                         В сердечной смуте…»

                                                                                         Б. Пастернак

В саду, рядом с моим домом растет  яблоня. Когда приходит весна, все чаще проглядывает солнце,  происходит чудо.  Старое некрасивое дерево превращается в прекрасную яблоню. Белые соцветия преображают мое деревце в кудрявое благоухающее облако. Я открываю окно, и ветки, как руки тянутся ко мне, как бы хвастаясь своим нарядом. Это чудесное перевоплощение дарит моей душе надежду, вдохновение и радость. Это тайна, которую мне удалось открыть.

Ребенок, как и моя яблоня,- тоже тайна, и ее можно открыть, лишь подарив ему свою любовь.

 Очевиден «арт-терапевтический» характер занятий художественным творчеством.  Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное здоровьесберегающее средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровых детей. Повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо подчеркну последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности.

Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке увидеть талант и развить его. Это цель каждого моего урока. Если спросить у ребенка, зачем нужен учитель, он ответит: « Чтобы учить и ставить оценки». У вернувшегося из школы сына мама в первую очередь спрашивает, какую оценку он сегодня получил. До чего же важную роль играют оценки в школьной жизни! Сколько из-за них проливается слез, сколько рождается обид и восторгов, обманов и унижений.  

Передо мной детские рисунки…                                                                                                                  …Это огромный мир, наполненный своим светом. Это образы, скрывающие в себе колоссальные возможности человеческой фантазии, интуиции, творческого воображения. Понять, оценить…!  Какой это не легкий и ответственный труд! Мы, конечно, понимаем, что оценка – это не цифра на полях тетради, не отметка в дневнике. Оценка – то, что мы ценим в ребенке, в его работе, в жизни,  то, что он ценит в себе и в нас.  А как оценивать художественное развитие ребенка, его творчество? Как понять его духовный мир? Творчество – это то, что рождается свободно, по внутреннему убеждению, из глубины души. Меня всегда поражает цвет и фантазия в детских работах. Нам, взрослым, очень трудно понять, чем руководствуется ребёнок в своём творчестве. Учитель может лишь предположить, в каком направлении будет двигаться его младший коллега, оценить ( не баллами, конечно ), насколько удалось ребенку воплотить свой творческий замысел. Образы, предметы, линии, цвет в  рисунках детей живут и разговаривают друг с другом, они плачут, радуются вместе с автором. Смешные человечки, зелёные кошки, цветные дожди, необычные деревья и животные- всё это у взрослого вызывает улыбку. Но для ребёнка это его жизнь, потому что всё, что делает ребёнок на плоскости листа, он делает с великой любовью, проживая и чувствуя каждый этап соей работы.

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе. Со временем я понял, что оценивать творчество нужно более тактично, используя другие критерии, которые я разработал. В результате учащиеся становятся более самостоятельными и уверенными в себе, перестают бояться получить на уроке плохую отметку. Духовный мир ребенка – как он труднодоступен! Он маленький и БОЛЬШОЙ, закрытый и ОТКРЫТЫЙ, и всегда ЧИСТЫЙ, как лист бумаги. Мы «засоряем» его своим поведением, своей недосказанностью (нам всегда некогда!), своим отношением к нему. Нам кажется мы понимаем его, этот мир, и не понимаем его одновременно. Нам, порой, нельзя и близко « подходить» к нему, а мы вмешиваемся, советуем (как надо правильно делать то-то и то-то).

Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, нежели искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее?!

 Учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать» необходимый материал (из «великого искусства») и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно.     А далее – ребенок «ВТЯГИВАЕТСЯ» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится ТВОРЦОМ прекрасного – рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет ВЕЛИКИМ и ИЗВЕСТНЫМ, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы?! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО».

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать.
Но…“Кто я?” Не раздумывая:  “Я – учитель”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – отец”, или “Я – мужчина”. Но “Я – учитель!”
Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска.

В наше время ученые, педагоги, психологи очень часто обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.

 Я часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени?» Так, например, всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

 В эпоху повсеместной информатизации встает вопрос применения компьютерных технологий в педагогической деятельности любого учителя. Сейчас у учителя и у учащихся появилось много возможностей. Виртуальные музеи на электронных носителях позволяют знакомиться с шедеврами искусства всего мира, не выходя из класса. Это уже не потрепанные репродукции и открытки в ограниченном количестве. Это виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа и Колизея. Использование Интернет ресурсов на уроке позволяет получить больший объем информации, которая постоянно обновляется.  

         Ошибается тот, кто считает, что применение информационных технологий на уроках изобразительного искусства приведет к тому, что дети перестанут рисовать, понимать искусство или, тем более, видеть красоту вокруг себя.

  Компьютер на уроке изобразительного искусства – это средство для получения информации, при этом его использование нисколько не исключает живую работу с кистью, карандашом, бумагой…

 Компьютер увеличивает возможности увидеть далекое недостижимое, представить пространственные формы окружающего мира, увидеть необъемлемую палитру красок. А это значит, что современный урок изобразительно искусства должен стать увлекательным, познавательным и завораживающим. А современный учитель не должен бояться вытеснения инструмента художника, а наоборот расширять этот инструментальный набор посредством современного информационного оборудования.

 Главной задачей учителя я считаю не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа, грамотного использования и оформления.
         Психологи утверждают, что наиболее привлекает человека деятельность, результатов которой не приходится долго ждать. Результаты работы школьного учителя можно оценить лишь по прошествии длительного времени, однако они не всегда зависят от того, сколько любви и тепла учитель вложил в своих учеников. Это тоже испытание, которое не всем под силу. И, тем не менее, работа учителя, наполненная энергией, высоким смыслом, приносит удовлетворение, а успехи учеников воспринимаются как свои собственные.
Я всегда готов сделать шаг навстречу ребёнку, завести разговор на интересующую его тему, стараюсь обойтись без нравоучений.

Не так-то это просто быть Учителем. Вы думали: провёл урок, оценил работы, выставил отметки в журнал, похвалил отличника, пожурил нерадивого – и ты уже учитель. Нет, всё намного глубже и серьёзнее. Но это мой сознательный выбор.

 Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя.

И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.

Юрий Викторович Горбачев,

Учитель МБОУ СКОШ №36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо: "Я - педагог! Я - человек!" Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? ...