Рабочая программа по изобразительному искусству начального общего образования, 1-4 класс по программе В. С. Кузина
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) на тему

Бордзань Светлана Петровна

         Целевая ориентация рабочей программы по изобразительному искусству в практике  образовательной организации составлена в соответствии с федеральной типовой программой «Изобразительное искусство, 1-4 классы: В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной»  Министерства образования и науки РФ (под редакцией Шампарова Л. В. 2012  г.).

         Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

          Рабочая программа  по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной  учитывает особенности класса. Воспитанники начальной школы  в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам по видам и жанровым признакам; работают со знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.

         Цели курса:

  •      воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  •     развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  •     освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) – их роли и жизни человека и общества;
  •    овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

          Задачи обучения:

  •     совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и  окружающего мира;
  •     развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  •    формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Каменск – Шахтинский, Ростовская область,

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) образования №2

 г. Каменска – Шахтинского                                                      

                                           

                                                             «Утверждаю»

  Директор ГКОУ Каменской школы-интерната №2

                                                               Приказ от 28 августа 2014г.  №________________

_____________________________ Пискунова Г. А

Рабочая программа

по изобразительному искусству

Начальное общее образование, 1-4  класс

Количество часов:  33-35

Учитель Бордзань Светлана Петровна

Программа разработана на основе примерной программы

« Изобразительное искусство» в начальной школе, Авторы: В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина.

2014г.

Пояснительная записка.

1.1 Нормативные активы и учебно-методические документы:

На основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федерального закона от 01.12.2007 № 309 (ред. От 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта». Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области». В соответствии примерной основной образовательной  программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год); постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  •  приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных начального общего, основного общего и образования»;
  •  приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
  • приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
  • приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
  • приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;

- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»;
  • приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательного учреждения Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;

  • - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
  • приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» на основе «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения», с учётом образовательной системы развивающего обучения  Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова, особенностей школы - интерната, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников составлена данная рабочая программа по  изобразительному искусству.

1.2. Место предмета «Изобразительное искусство» в образовательном процессе:

- количество в неделю; 1 час; в год: 34 часа;  классы: 1-4;

- УМК «Ритм», данный УМК рекомендован МО РФ и входит в Федеральный перечень учебников 2014-2015 учебный год.

1.3. Целевые установки рабочей программы по изобразительному искусству;

         Целевая ориентация рабочей программы по изобразительному искусству в практике  образовательной организации составлена в соответствии с федеральной типовой программой «Изобразительное искусство, 1-4 классы: В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной»  Министерства образования и науки РФ (под редакцией Шампарова Л. В. 2012  г.).

         Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

          Рабочая программа  по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной  учитывает особенности класса. Воспитанники начальной школы  в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам по видам и жанровым признакам; работают со знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа.

         Цели курса:

  •      воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  •     развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  •     освоение первоначальных знаний о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика), неизобразительных (декоративно-прикладном, архитектуре и дизайне) – их роли и жизни человека и общества;
  •    овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

          Задачи обучения:

  •     совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и  окружающего мира;
  •     развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  •    формирование навыков работы с различными художественными материалами.

1.4. Отличительные особенности рабочей программы по изобразительному искусству:

        Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о рисовании с натуры, тематическом рисовании, декоративной работе, аппликации, а также познакомить с художественно-выразительными средствами живописи и графики. Кроме того учащиеся усвоят важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности, научатся изображать с натуры фигуру человека и натюрморты. На уроках изобразительного искусства изучаются основы закономерностей перспективы, конструкции, светотени – школьники усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. На уроках так же дети знакомятся с видами и жанрами изобразительного искусства, с творчеством выдающихся русских художников, крупнейшими художественными музеями страны, с произведениями графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры знаменитых мастеров России и других стран, увидят прекрасные памятники культуры и искусства прошлого и настоящего. Выучат ряд наиболее значимых для курса понятий: «живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «декоративно-прикладное искусство», «портрет», «пейзаж», «натюрморт».

       Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления

         В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства:

        - изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

        - декоративная и конструктивная работа;

        - восприятие явлений действительности и произведений искусства;

        - обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

       - изучение художественного наследия;

       - подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.

        Темы и задания уроков предполагают умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями

        Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности.

        Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

           Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и организовывать школьников действовать творчески.

2.Цели изучения курса

Компетенции

Личностные

  • в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к  окружающему миру(семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере – способность  к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках(живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметные

  • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных художественных материалов для основания содержания различных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; 
  • формирование мотивации и умений организовать самостоятельную художественно-творческую  и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников.

Предметные

  • в познавательной сфере – познание значения искусства в жизни человека  и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу. Осознание общественных ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замыслов собственной художественной деятельности, моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

3. Структура курса, основные содержательные линии.

1 класс

Раздел:

Темы

Виды практических  работ

Кол-во

 часов:

1.

Рисование с натуры и по  памяти представлению  (рисунок, живопись)

  • « Овощей и фруктов».
  •  «Осенние листья»
  •  «Рисование рыб»
  •  «Рисование птиц»
  • «Мы украшаем елку»
  • «Снежные бабы»
  • «Красавица-зима»
  • «Рисование  насекомых»

рисунок

живопись

рисунок

рисунок

рисунок

живопись

живопись

рисунок

8

2.

Тематическое рисование. Иллюстрирование. (Композиция, составление проектов).

  • «Я рисую радугу».
  • «Рисование портрета».
  • «Поздняя осень»
  • «Колобок».
  • «Новогодняя елка».
  • «Рисование армейской символики»
  • «Моя мама, лучше всех».
  • «Маша и медведь».
  • «Мы космонавты».
  • «Пришла весна».
  • «Праздничный салют».
  • Лето  Рисование цветов

живопись

рисунок

живопись

иллюстрация

рисунок

рисунок

рисунок

иллюстрация

живопись

рисунок

живопись

рисунок

12

3.

Декоративные работы.

(Экскурсии)

  • «Красивые цепочки»
  •  «Узор в полосе»
  • «Чудо платье»
  •  Маскарад
  •  «Снежинка в круге»
  •  Оформление рукавички.
  • «Узоры Городца».
  • «Пасхальное яйцо».
  • «Дымковская игрушка».

рисунок

рисунок

рисунок

аппликация

рисунок

рисунок

рисунок

роспись рисунок

рисунок

9

4.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (виртуальные экскурсии)

  • Творчество художников-пейзажистов.
  • Сказочные сюжеты в ИЗО искусстве
  •  Дымковская игрушка

беседа

беседа

беседа

2

5

Лепка

  • « Овощей и фруктов».
  •  Дымковская игрушка

поделка

поделка

2

                                                                                                  Всего часов:

33

2 класс

Раздел:

Темы

Виды практических  работ

Кол-во

 часов:

1.

Рисование с натуры и по  памяти представлению  (рисунок, живопись)

  • «Красота осенних листьев».
  • «Дары осени»
  • «Богатый урожай»
  • «Друзья детства»
  • «Весенний букет».
  • «Рисование птицы»
  • Новогодних игрушек»

живопись

рисунок

рисунок

силуэтный живопись

рисунок

7

2.

Тематическое рисование. Иллюстрирование. (Композиция, составление проектов).

  • «В гостях у осени»  (2 часа)
  • Сказка «Репка».
  • «Я в цирке»
  • С.Маршака, «Елка».
  • «Зимние забавы».
  • «Мои друзья – любимые птицы».
  • Рисование русского богатыря
  • «Волшебная клякса».
  • «Портрета матери»
  • Мы покоряем космос.
  • «День Победы»
  • Рисование Донского края.
  • «Волшебный мир искусства»

живопись

иллюстрация

рисунок

иллюстрация

рисунок

рисунок

собирательный образ

рисунок

рисунок

рисунок

викторина

14

3.

Декоративные работы.

(Экскурсии)

  • «Осенний узор».
  • «Роспись предмета быта» (гжель)
  • « Мы рисуем сказочную птицу ».
  • Украшение  предметов быта
  • «Букеты цветов на подносе» (жостово)
  • «Мои любимые животные».
  • Роспись пасхального яйца
  • Филимоновская игрушка

рисунок

рисунок

рисунок

живопись

живопись

орнаментная полоса

роспись

роспись

8

4.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (виртуальные экскурсии)

  •  Художественно-выразительные средства живописи.
  • Беседа: Творчество художника В. Сурикова
  • Художники-анималисты
  •  Главные художественные музеи России  

беседа

беседа

беседа

виртуальная экскурсия

4

5

Лепка

  • Лепка овощей составление натюрморта
  • Лепка филимоновской игрушки

поделок

поделка

2

                                                                                                  Всего часов:

35

3 класс

Раздел:

Темы

Виды практических  работ

Кол-во

 часов:

1.

Рисование с натуры и по  памяти представлению  (рисунок, живопись)

  • «Осенние листья»

  • «Дары осеннего сада и огорода»
  • «Сказочный букет»
  • Готовим наряд для сказочной елки.
  • Рисование игрушечной машины
  • «Весенняя сказка цветов»
  • «Дом, в котором я живу»

живопись сложная форма

рисунок

рисунок

живопись

рисунок

рисунок

живопись

7

2.

Тематическое рисование. Иллюстрирование. (Композиция, составление проектов).

  • «День города».  
  • «Дедушка Мазай  и зайцы»
  • Сказки о царе Салтане»
  • «Золотая  рыбка».
  • «В сказочном подводном царстве».
  • Сказка «Дюймрвочка»
  • «В царстве прекрасных снежинок».    
  • «Открытка»  
  • «Портрет матери»  
  • «Домашние животные в жизни людей»
  • «Путешествие в космос»
  • «Любимый уголок Донского края».
  • « Мы сажаем деревья»
  • : «Почтальон».

рисунок

иллюстрация

иллюстрация

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

живопись

рисунок

рисунок

рисунок

14

3.

Декоративные работы.

(Экскурсии)

  • «Осенний узор»
  • «Русская  матрешка» 2 ч.
  • «Мы осенью готовимся к зиме»
  • . Оформление декоративной тарелки.
  • Роспись разделочной доски.
  • Пасха Христова
  • «Этот день Победы»

рисунок

рисунок

эскиз предмета быта

живопись

эскиз

роспись

рисунок

7

4.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (виртуальные экскурсии)

  • Сказка в произведениях русских художников. :
  • Декоративная работа-росписи.
  • «Виды изо. искусства». Живопись. Графика. Выполнение графичес-ких и живописных упражнений.
  • «Наша Родина – Россия». Москва. Старинные города .

беседа

беседа

беседа

виртуальная экскурсия

беседа

виртуальная

экскурсия

4

5

Лепка

  • «Дед Мазай и зайцы»
  • Дымковская игрушка

сюжетная поделка

2

                                                                                                  Всего часов:

34

4 класс

Раздел:

Темы

Виды практических  работ

Кол-во

 часов:

1.

Рисование с натуры и по  памяти представлению  (рисунок, живопись)

  • «Композиция из овощей и  фруктов». (2 часа)
  • Рисование коробки
  • Рисование шара
  • Кувшин фрукты
  • Рисование птиц
  • фигуры человека.
  • Выполнение графических и живописных упражнений – весенние цветы
  •  Cсовременные машинs

живопись

рисунок

светотень

рисунок

рисунок

рисунок

живопись

рисунок

9

2.

Тематическое рисование. Иллюстрирование. (Композиция, составление проектов).

  • «День города»
  • «Восход солнца на море».
  • «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 часа)    
  • «Зимние развлечения».
  • «По щучьему велению».
  • День защитника Отечества».
  • Космическое пространство»
  • «Слава труду». (2 часа)
  • «Ворона и лисица»
  • «Оформление стенной газеты»

Рисунок

живопись

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

живопись

творческая работа

иллюстрация

рисунок

11

3.

Декоративные работы.

(Экскурсии)

  • «Роспись  тарелки». (хохлома)
  • Новогодний пригласительный билет.
  • Роспись готового изделия
  • « 8 Мар
  • «Пасха Христова та»
  • «День Победы»
  • «Шрифты»

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

рисунок

7

4.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. (виртуальные экскурсии)

  • Знакомство с картинами Айвазовского.
  • Виды росписей в декоративно-прикладном искусстве.
  • Искусство натюрморта.
  • Сказки
  • «Красота родной природы в творчестве  художников»

беседа

беседа

беседа

беседа

виртуальная

экскурсия

беседа

5

5

Лепка

  • Животных
  • Фигуры человека

поделка

поделка

2

                                                                                                  Всего часов:

34

4. Тематическое планирование:

Раздел/ тема

Содержание

УУД

1

Рисование с натуры и по представлению  (рисунок, живопись)

предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации о натюрморте, об истории возникновения жанра, формировать этапы выполнения проблемного задания; учить анализировать форму предметов, выделять жанровые признаки;  осуществлять поиск зрительных материалов о цвете, колорите в живописи (произведениях искусства, репродукциях); самостоятельно уметь смешивать цвета на палитре, находить нужные оттенки в рисунке.

Регулятивные: определяют последовательность действий при работе над натюрмортом, учат умению работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: уметь участвовать в обсуждении художественных произведений, изображающих натюрморты; анализировать результаты творческой деятельности.

Личностные: обладание способностью к творческому развитию; проявление авторского стиля в рисунке.

2

Тематическое рисование. Иллюстрирование. (Композиция).

Это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

 Тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Познавательные: ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства, о колорите и цвете в живописи, иметь основы знаний о линейной и воздушной перспективе, учить умению анализировать иллюстрации.

Регулятивные: определяют последовательность действий при работе над тематическим рисованием, умению работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение; выслушивать мнение своих товарищей.

Личностные: духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе, сказкам; самостоятельность в поиске решения поставленных на уроке изобразительных задач.

3.

Декоративные работы, лепка, аппликации.

осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Познавательные: осуществлять анализ предметов декоративно-прикладного искусства; знакомство с видами росписей, выполнение эскизов для оформления предметов быта; развивать воображение, фантазию; раскрывать творческий потенциал.

Регулятивные: умение работать над рисунком в определенной  последовательности  предложенной учителем.

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение; выслушивать мнение своих товарищей.

Личностные: духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к русскому народному декоративно-прикладному искусству; развитие способности моделировать новые образы путем трансформации известных мотивов народного письма..

4.

Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с

произведениями отечественных и зарубеж-ных мастеров.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями

России и мира.

Познавательные: знакомство с творчеством художников, осуществлять анализ художественных произведений.

Регулятивные: умение анализировать произведения искусств с учетом художественны выразительных средств  используемых художником при написании картины, видение эмоционального состояния сюжета.

Коммуникативные: умение пользоваться языком изобразительного искусства; слушать и понимать высказывания собеседника.

Личностные: развитие уважительного духовно-нравственного отношения к произведениям изобразительного искусства и историческим экспонатам, развитие эстетического чувства.

5.

Лепка

Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Знакомятся с элементарными приемами работ, различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).

Познавательные: знакомство с  видами скульптуры, с приемами работы  выполнения рельефов и других видов скульптур. Познание технических приемов в работе с эластичным материалом (пластилином глиной).

Развивать умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, передавать форму и пропорции, объем предмета.

Регулятивные: умение анализировать произведения искусств с учетом художественны выразительных средств  используемых художником-скульптором, видение эмоционального состояния сюжета.

Коммуникативные: умение пользоваться языком изобразительного искусства; слушать и понимать высказывания собеседника. Развивать  проективную деятельность составление алгоритма.

Личностные: развитие уважительного духовно-нравственного отношения к произведениям изобразительного искусства и историческим экспонатам, развитие эстетического чувства.

                     

Виды и формы контроля

- выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях;

- выставки;

- конкурсы работ;

- проект;

- ктд.

5. Календарно-тематический план. 

1 класс,  1 четверть

Класс

Сроки

№урока

Тема урока

Виды контроля

В мире волшебных красок

1

04.09

1

Декоративная работа: «Красивые цепочки»

Практический (рисунок)

1

11.09

2

Творческая работа «Я рисую радугу».

Практический (рисунок)

1

18.09

3

Лепка « Овощей и фруктов».

Практический (поделка)

1

25.09

4

Рисование с натуры « Овощей и фруктов».

Практический (рисунок)

1

02.10

5

Рисование портрета учителя.

Практический (рисунок)

1

09.10

6

Рисование с натуры. Осенние листья

Практический (рисунок)

1

16.10

7

Рисование осеннего дерева. Знакомство  с

творчеством художников-пейзажистов.

Практический (рисунок)

1

23.10

8

Рисование на тему «Поздняя осень»

Практический

(аппликация)

1

30.10

9

Узор в полосе из растительных форм (чередование: лист, грибок и т. д.)

Практический (рисунок)

Итого:

9 ч.

1 класс, 2 четверть

Класс

Сроки

№урока

Тема урока

Виды контроля

Иллюстрирование

1

13.11

1

Рисование с натуры или по памяти рыб.

Практический (рисунок)

1

20.11

2

Рисование с натуры или по памяти птиц

Практический (рисунок)

1

27.11

3

Творческая работа: Составление узора на тему «Чудо платье»

Практический (рисунок)

1

04.12

4

В гостях у сказки. Иллюстрирование русской народной сказки: «Колобок».

Практический (рисунок)

1

11.12

5

«Мы украшаем елку». Рисование новогодних игрушек (с натуры, по представлению)

Практический (рисунок)

1

18.12

6

Маскарад. Рисование новогодних масок.

Практический (рисунок)

1

25.12

7

Рисование на тему: «Новогодняя елка».

Практический (рисунок)

Итого:

    7 ч.

1 класс,  3 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

Чудеса красавицы зимы.

1

15.01

1

Декоративное рисование снежинки в круге.

Практический (рисунок)

1

22.01

2

Декоративное оформление рукавички.

Практический (рисунок)

1

29.01

3

Рисование на тему: «Снежные бабы».

Практический (рисунок)

1

05.02

4

Рисование на  тему: «Красавица-зима». Приемы рисования заснеженных деревьев на тонированной бумаге.

Практический (рисунок)

1

12.02

5

Рисование армейской символики к Дню защитника Отечества.

Практический (рисунок)

1

26.02

6

Декоративное рисование «Узоры Городца».

Практический (рисунок)

1

05.03

7

Тематический рисунок «Моя мама, лучше всех».

Практический (рисунок)

1

12.03

19.03

8-9.

Беседа: Сказочные сюжеты в ИЗО искусстве Иллюстрация сказки «Маша и медведь».

Практический (рисунок)

Итого:

9 ч.

1 класс, 4 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

Встреча с весной

1

02.04

1

Декоративная работа: «Роспись пасхального яйца».

Практический (рисунок), анализ формы.

1

09.04

2

Рисование на тему: «Мы космонавты». Приемы работы с красками.

Практический (рисунок)

1

16.04

3

Рисование Донского края.: «Пришла весна».

Практический (рисунок, лепка)

1

23.04

4

Декоративное рисование: «Дымковская игрушка».

Практический (рисунок)

1

30.04

5

Дымковская игрушка. (цветовое решение).

Практический (рисунок)

1

07.05

6

Рисование на тему; «Праздничный салют».

Практический (рисунок)

1

14.05

7

Рисование  насекомых (бабочек, жуков) с натуры, по представлению.  

Практический (рисунок)

1

21.05

 8

Родная природа в творчестве художников. Лето  Рисование цветов

Практический (рисунок)

Итого:

    8 ч.

2 класс, 1 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

Мы рисуем осень.

2

03.09

   1.

Беседа: Художественно-выразительные средства живописи. Рисование-День города.

Практический (рисунок)

2

10.09

   2.

Рисование  с натуры простых по форме листьев: «Красота осенних листьев».

Практический (рисунок)

2

17.09

24.09

  3-4.

Рисование на тему: «В гостях у осени» ознакомление с произведениями ИЗО искусства.

Практический (рисунок)

2

01.10

   5.

Декоративная работа: «Осенний узор».

Практический (рисунок)

2

08.10

6

Красота гжельских узоров:  «Роспись предмета быта»

Практический (рисунок)

2

15.10

22.10

  7-8.

«Дары осени» – рисование с натуры

лепка овощей фруктов

Практический (рисунок)

2

2910

9.

Рисование на тему: «Богатый урожай» – ознакомление с произведениями искусства.

Практический (рисунок)

Итого:

9 ч.

2 класс, 2 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

Мы рисуем сказку.

2

12.11

   1.

Украшение  предметов быта

Практический (рисунок)

2

19.11

   2.

« Мы рисуем сказочную птицу ».

Практический (рисунок)

2

26.11

3.

Беседа о красоте мира красок. Иллюстрирование сказки «Репка».

Практический (рисунок)

2

03.12

   4.

Жостовская  роспись. Творческая работа «Букеты цветов на подносе»

Практический (рисунок)

2

10.12

   5.

Рисование на тему: «Я в цирке»

Практический (рисунок)

2

17.12

   6.

 Иллюстрирование стихотворения  С.Маршака, «Елка».

Практический (рисунок)

2

24.12

7.

Рисование с натуры «Новогодние игрушки», карнавальные маски

Практический (рисунок, аппликация)

Итого:

    7  ч.

2 класс,  3 четверть

Класс

Сроки

№ ур

Тема урока

Виды контроля

Чудеса красавицы зимы.

2

14.01

21.01

1-2.

Беседа: Творчество художника В. Сурикова. Рисование на тему: «Зимние забавы».

Практический (рисунок)

2

28.01

3.

Беседа: Художники-анималисты.

«Друзья детства» - выполнение силуэта животных.

Практический (аппликация)

2

04.02

4.

 Выполнение орнаментной полосы «Мои любимые животные».

Практический (аппликация)

2

11.02

5.

Рисование на тему: «Мои друзья – любимые птицы».

Практический (рисунок)

2

18.02

6.

Рисование собирательного образа русского богатыря-защитника земли Русской

Практический (рисунок)

2

25.02

7.

Силуэтный рисунок «Волшебная клякса».

Практический (рисунок)

2

04.03

8,

Рисование портрета матери к Дню 8 Марта.

Практический (рисунок)

2

11.03-18.03

9-10.

Беседа: Городские  и сельские пейзажи.  Рисование Донского края.

Практический (рисунок)

Итого:

   10 ч.

2 класс, 4 четверть

Класс

Сроки

№ ур

Тема урока

Виды контроля

С чего начинается родина

2

01.04

1.

Рисование на тему: «Мы покоряем космос».

Практический (рисунок).

2

08.04

2

Рисование пасхального яйца.

Практический (рисунок)

2

15.04-22.04

3-4

Лепка и роспись филимоновской игрушки.

Практический (рисунок)

2

29.04

5

Весенний букет. Рисование с натуры.

Практический (рисунок)

2

06.05

6

Рисование на тему:  «Праздничный салют в День Победы»

Практический (рисунок)

2

13.05

7

Рисование птицы с натуры.

Практический (рисунок)

2

20.05

8

Беседа: Главные худ. музеи России  Выполнение графических упражнений.

Практический (рисунок)

2

27.05

9

Беседа. Викторина «Волшебный мир искусства»

Итоговая проверка

Итого:

    9 ч.

3 класс 1 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

«И снова осень к нам пришла»

3-а

04.09

   1.

Рисование на тему: «День города».                

Практический (рисунок)

3-б

3-а

11.09

   2.

Рисование с натуры осенних листьев сложной формы. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

18.09

3.

«Осенний узор» - рисование узора в из декоративных элементов.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

25.09

02.10

4-5.

Русская  матрешка в осеннем уборе – выполнение  росписи игрушки.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

09.10

   6.

 Дары осеннего сада и огорода. Рисование с натуры овощей и фруктов.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

16.10

   7.

«Мы осенью готовимся к зиме» – выполнение эскиза предмета быта.

Практический (эскиз)

3-б

3-а

23.10-30.10

8-9.

Иллюстрирование стихотворения  Н.  А. Некрасова  «Дедушка Мазай  и зайцы»  лепка          

Практический (рисунок поделка)

3-б

Итого:

9 ч.

3 класс, 2 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

Мы рисуем сказку.

3-а

13.11

20.11

   1-2.

Беседа: Сказка в произведениях русских художников.

Иллюстрирование  «Сказки о царе Салтане»

 А. С. Пушкина

Практический (рисунок)

3-б

3-а

27.11

   3.

Рисование на тему: «Золотая  рыбка». (Образец).

Практический (рисунок)

3-б

3-а

04.12

4.

Рисование на тему: «В сказочном подводном царстве».

Практический (рисунок)

3-б

3-а

11.12

   5.

«Сказочный букет» – выполнение простейших приемов кистевой росписи.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

18.12

   6.

Иллюстрирование сказки «Дюймрвочка»

Практический (рисунок)

3-б

3-а

27.11

   7.

Готовим наряд для сказочной елки. Рисование с натуры

Практический (рисунок)

3-б

Итого:

7 ч.

3 класс,  3 четверть

Класс

Сроки

№ ур

Тема урока

Виды контроля

«Красота в умелых руках»

3-а

15.01

1.

Рисование на тему: «В царстве прекрасных снежинок».                    

Практический (рисунок)

3-б

3-а

22.01

2.

Рисование игрушечной машины. Транспорт.

Практический (аппликация)

3-б

3-а

29.01

05.02

3-4.

Беседа: Декоративная работа-росписи.. Оформление декоративной тарелки.

Практический (аппликация)

3-б

3-а

12.02

5.

Роспись разделочной доски.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

19.02

6.

Рисование поздравительной открытки ко Дню защитника Отечества.

.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

26.02

7.

Беседа: «Виды изо. искусства». Живопись. Графика. Выполнение графических и живописных упражнений.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

05.03

8.

 Портрет матери в живописи.

Практический (рисунок)

3-б

3-а

12.03

9.

Беседа: Скульптура. Архитектура. Лепка дымковской игрушки

Практический (рисунок)

3-б

3-а

19.03

10..

«Домашние животные в жизни людей»- рисование по памяти и по представлению.

Практический (рисунок)

3-б

Итого:

10 ч.

3 класс, 4 четверть

Класс

Сроки

№ ур

Тема урока

Виды контроля

«В каждом рисунке - солнце»

3-а

02.04

1.

Рисование на тему: Путешествие в космос»

Практический (рисунок)

3-б

3-а

09.04

2.

Декоративное рисование; Пасха Христова

Практический (рисунок)

3-б

3-а

16.04

23.04

3-4.

Беседа: «Наша Родина – Россия». Москва. Старинные города . Зарисовка – «Любимый уголок Донского края».

Практический (рисунок)

3-б

3-а

30.04

5.

Беседа: Тема труда в ИЗО искусстве.  Рисование на тему: « Мы сажаем деревья»

Практический (рисунок)

3-б

3-а

07.05

6.

Декоративная открытка: «Этот День Победы!»

Практический (рисунок)

3-б

3-а

14.05

7.

Рисование с натуры «Весенняя сказка цветов»

Практический (рисунок)

3-б

3-а

21.05

8.

Тематическое рисование: «Почтальон». («Продавщица мороженого»)

Практический (рисунок)

3-б

3-а

28.05

9.

Беседа: «Музеи России». Рисование на тему: Дом, в котором я живу.

Итоговая проверка

3-б

Итого:

9 ч.

4 класс, 1 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

Искусство вокруг нас.

4-а

03.09

   1

Рисование на тему: «День города».

Практический (экскурсия)

4-б

05.09

4-а

10.09

17.09

2-3.

Беседа: Знакомство с картинами Айвазовского.

Рисование на тему: «Восход солнца на море».

Практический (эскиз, рисунок)

4-б

12.09

19.09

4-а

24.09

01.10

  4-5.

Декоративное рисование: «Роспись  тарелки». Виды росписей в декоративно-прикладном искусстве (Хохломская, Городецкая  и т. д. росписи).

Практический (рисунок)

4-б

26.09

03.10

4-а

08.10

15.10

  6-7.

 Композиция из овощей и  фруктов.

Практический (рисунок)

4-б

10.10

17.10

4-а

22.10

29.10

8-9.

Рисование на тему: «Сказка о рыбаке и рыбке»    

 А. С. Пушкин

Практический (рисунок)

4-б

24.10

31.10

Итого:

9 ч.

4 класс, 2 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

«В мире изобразительного искусства»

4-а

12.11

   1.

Изучаем азбуку изобразительного искусства.

Рисование с натуры коробки.

Практический (рисунок)

4-б

14.11

4-а

19.11

   2.

Рисование с натуры предмета объемной формы - шар.

Практический (рисунок)

4-б

21.11

4-а

26.11

03.12

3-4.

«Искусство натюрморта» – рисование с натуры натюрморта из яблока и кувшина.

Практический (рисунок)

4-б

28.11

05.11

4-а

10.12

   5.

Лепка животных с натуры и по представлению.

Практический (рисунок)

4-б

12.12

4-а

17.12

   6.

Рисование птиц с натуры и по представлению.

Практический (рисунок)

4-б

19.12

4-а

24.12

   7.

 Декоративное оформление Новогоднего пригласительного билета.

Практический (рисунок)

4-б

26.12

Итого:

7 ч.

4 класс,  3 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

«Зимушка - зима»

4-а

14.01

21.01

1-2.

Рисование с натуры фигуры человека.

Лепка

Практический (рисунок)

4-б

16.01

23.01

4-а

28.01

3.

Рисование на тему: «Зимние развлечения».

Практический (аппликация)

4-б

30.01

4-а

04.02

11.02

4.-5

Беседа: «Сказка». Иллюстрирование русской народной сказки: «По щучьему велению».

Практический (аппликация)

4-б

06.02

13.02

4-а

18.02

6.

Рисование на тему: «23 февраля – День защитника Отечества».

Практический (рисунок)

4-б

20.02

4-а

25.02

7.

Беседа: «Декоративно – прикладное искусство». Эскиз росписи готового изделия.

Практический (рисунок)

4-б

27.02

4-а

04.03

8.

Творческий проект: «Поздравление с праздником Весны – 8 Марта».

Практический (рисунок)

4-б

06.03

4-а

11.03

18.03

9-10.

Беседа: «Красота родной природы в творчестве  художников». Выполнение графических и живописных упражнений – весенние цветы, родной природы.

Практический (рисунок)

4-б

13.03

20.03

Итого:

10 ч.

4 класс, 4 четверть

Класс

Сроки

№ урока

Тема урока

Виды контроля

«Мы любим рисовать».

4-а

01.04

1

Рисование на тему: «Космическое пространство». Использование приемов живописи.

Практический (рисунок).

4-б

03.04

4-а

08.04

2

Декоративное рисование: Пасха Христова

Практический (рисунок)

4-б

10.04

4-а

15.04

3

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

4-б

17.05

4-а

22.04

29.04

4-5

Люди труда в изобразительном искусстве. Составление мозаичного панно «Слава труду».

4-б

24.04

4-а

06.05

6

Рисование плаката: «9 Мая – День Победы».

Практический (рисунок)

4-б

08.05

4-а

13.05

7

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Практический (рисунок)

4-б

15.05

4-а

20.05

8

Изучение отдельных видов шрифта. Написание букв

4-б

22.05

4-а

27.05

9

Оформление стенной газеты, рекламы.

Практический (рисунок)

4-б

29.05

Итого:

4-а : 9 ч.     4-б:  8 ч.

  1. Результаты освоения образовательной программы по предмету.

       К концу учебного года учащиеся 1 класса должны знать и уметь:

  • называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов( светло-зеленый, серо-голубой);
  • понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый; синий и желтый – зеленый и т. д.);
  • изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания;
  • понимать важность деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, краски и пр.);
  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов; правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски, ровно закрывать им нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выражать свое отношение;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простые по композиции аппликации.    

К концу учебного года обучающиеся 2 класса должны знать и уметь:

  • высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
  • лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
  • составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

К концу учебного года обучающиеся 3 класса должны знать и уметь:

  • выражать свое отношение к произведению искусства (понравилось или нет, что конкретно, какие чувства вызывает картина);
  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  • правильно определять и изображать форму предметов, из пропорции, конструктивное строение, цвет;
  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний  и форм);
  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  • использовать особенности силуэта, ритма в полосе, прямоугольнике, круге;
  • творчески использовать приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками) в изображении декоративных цветов и листьев;
  • использовать силуэт и светло-тонный контраст  для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  • применять навыки декоративного оформления в аппликации, плетении, вышивке, в изготовлении игрушек на уроках технологии.

К концу учебного года обучающиеся 4 класса должны знать и уметь

  • воспринимать и эмоционально проводить анализ произведения искусства (его содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и определять красоту линий, форм, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
  • передавать в рисунке свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
  • использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности их конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
  • применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

  1.  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Информационно-методическое обеспечение.

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1.

Шампарова   Л. В.

Изобразительное искусство,1-2 классы: рабочие программы по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной

2012

Волгоград  «Учитель»

2.

Шампарова   Л. В.

Изобразительное искусство,3 -4 классы: рабочие программы по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной

2012

Волгоград  «Учитель»

3

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина

Учебник 1-го класса  для общеобразовательных учреждений

2009

Дрофа, Москва

4

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина

Учебник 2-го класса  для общеобразовательных учреждений

2009

Дрофа, Москва

5

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина

Учебник 3-го класса  для общеобразовательных учреждений

2009

Дрофа, Москва

6.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина

Учебник 4-го класса  для общеобразовательных учреждений

2009

Дрофа, Москва

7.

В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина

Изобразительное искусство 1-4 классы  Рабочая тетрадь

2009

Дрофа, Москва

8

Павлова О. В.

Изобразительное искусство, 1 класс, поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной

2007

Волгоград  «Учитель»

9.

Садкова Л. М.

Изобразительное искусство, 2 класс, поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной

2006

Волгоград  «Учитель»

10

Садкова Л. М.

Изобразительное искусство, 3 класс, поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной

2006

Волгоград  «Учитель»

11

Доля С. И.

Изобразительное искусство, 4 класс, поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной

2007

Волгоград  «Учитель»

12

Гарбузов Г.

Православие и донская старина в изобразительном искусстве.

2009

Ростовский пед. университет ИПК и ПРО

  • Интернет-ресурсы:
  1. Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
  2. http:www.Nachalka.com.
  3. http:www.viku.rdf.ru.
  4. http:www.rusedu.ru.
  5. http://school-collection.edu.ru/
  6. www.center.fio.ruhttp://www.center.fio.ru/
  7. http://www.maro.newmail.ru
  8. http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  9. http://www.int-edu.ni

  • Материально-техническое обеспечение.

Оборудование

.1.

Магнитная доска - для показа образцов.

2

Ноутбук

3

Проектор – для показа слайдов

4

Шкаф – для хранения папок и учебников, дидактического материала.

5

Мультимедийное обеспечение по различным темам.

           

    СОГЛАСОВАНО                                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                               Заместитель директора по УР

методического совета                                                            ГКОУ Каменской школы -

ГКОУ Каменской школы-интерната №2                             интерната №2

от  «       »_________    2014г.    №                                          _________________________                                                  

руководитель МС _________________                                            Никишина С. А.                                                                                                                                                                                                                             Пискунова Г. А.                                                                       ___________________ 2014 г.      

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Рабочая программа по изобразительному искусству, общее образование 5класс

Рабочая программа «Изобразительное искусство. 5 классы» составлена в соответствии- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по___английскому языку___ в ___5___ классе (основное общее образование)на основе авторской программы курса английского языка Вербицкой М.В. к УМК “ Английский язык Forward” для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений

Данная программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку в 5 классе общеобразовательных учебных организаций на основе линии УМК «Forward» (5–9 классы) под ред. М. В. Вербицко...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...