Искусство Гжели.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Елена Владимировна Болотина

Конспект урока с презентацией по теме  "Истоки Гжели. Истоки и  развитие промысла" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_gzheli.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Искусство Гжели.

Цель.  Сформировать представление об искусстве Гжели.

Задачи урока:

  1. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения элемента росписи.
  2. Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, чувство ответственности, взаимопомощь, уважение к труду.

Оборудование. 

Компьютер, проектор, гуашь, кисти, вырезанные из бумаги формы посуды.

                                         

Описание деятельности учащихся

Участие в общей беседе об искусстве Гжели.

Изучение представленных учителем наглядных материалов в презентации.

Самостоятельная работа над творческим заданием.

Участие в обсуждении результатов, полученных во время работы.

Вид классной доски

Тема урока.

Основные термины, используемые на уроке.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

Число и тема урока.

Основные термины, понятия, используемые на уроке.

Домашнее задание.

Межпредметные связи на уроке:

МХК, технология (трудовое обучение).

                Ход урока.

I.    Организационный момент, цели, мотивация.

II.   Представление новых знаний.

III. Практическая работа (включает фазы: планирование, реализацию, анализ).

IV. Подведение итогов.        

     

  I. Организационный момент.

  1.   Приветствие, позитивная установка на урок.

  2.   Сообщение темы и цели урока.

  3.   Определение степени готовности к уроку (коррекция).

  4.   Описание ожиданий от урока.

                                                       Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие, позитивная установка на урок.  

Слайд №2.  

   Посмотрите на экран. Перед вами предметы декоративного искусства.  

  Можете ли вы определить, к каким народным промыслам они относятся?

Правильно, эти изделия выполнены народными умельцами, и относятся они к разным народным промыслам.  

Ребята, можете ли вы предположить,  как будет звучать тема нашего урока?   (определение темы урока).                                                                                                                                   Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с искусством Гжели.

Слайд №3                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

II. Вступительное слово учителя.        

    Чтобы лучше узнать художественные промыслы гжель и хохлому, мы совершим экскурсию   по местам, где они зарождались.

Слайд № 4.  Маршрут виртуальной экскурсии.

Наш маршрут пройдет через Подмосковный город Гжель на гжельскую фабрику фарфора.

III. Целеполагание.

А как вы думаете, что мы сможем узнать в ходе нашей экскурсии?                                               (учащиеся самостоятельно определяют цель путешествия)

   Мы узнаем, где зародилась Гжель, из чего создают мастера свои изделия, познакомимся с приемами росписи и после экскурсии мы с вами сами попробуем себя в роли народных умельцев и  выполним элементы росписи по мотивам гжели в творческой мастерской.

IV.   Объяснение темы урока.                                                                                                                                   

И так, я приглашаю вас отправиться на экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народных промыслов.  

1. Путешествие в Подмосковный город Гжель.               Слайд №5

Первое путешествие мы совершим в Подмосковье, город Гжель - известный центр гжельской художественной керамики.

Слайд № 6    Недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит город, а чуть более 500 лет назад это была деревенька. Жили в той деревеньке люди мастеровые, которые нашли тут глину особенную, белую. Город Гжель расположен недалеко от Москвы.
Пришло это название из седой старины от слова «жечь, обжигать». Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. Изделия из гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Слайд № 7.     И вот мы   на фабрике в формовочном цехе. Здесь  фарфоровую массу (шликер)  заливают в гипсовые формы  Литейщица, вынув влажное изделие из формы, делает резной узор от руки.

Слайд № 8.    А вот в  гончарной мастерской мастера гончарного дела создают свои изделия вручную.  Так из глины делают кувшины.

   Слайд № 9.   А сейчас мы с вами посетим мастер – класс. Его показывает мастер  гжельской росписи. Сначала форму окунают в глазурь, а затем выполняют роспись.

Слайд № 10.    В цехе художественной росписи каждый  мастер имеет свое рабочее место. Каждое изделие мастер расписывает вручную.

 Слайд № 11.   Исполнитель росписи ставит свою подпись  на каждом изделии.    Завершается процесс изготовления гжельской росписи обжигом.

Слайд № 12.   Посмотрите на экран. Какие изделия вы видите?          

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.                                                                                                                                

Слайд № 13.    Посмотрите, ребята, какое удивительное сочетание белого и синего.

Как вы думаете, где мог увидеть мастер эту особую красоту?          

Правильно. Секреты красоты таятся в самой природе. Голубизна неба, ослепительная белизна снега – вот что подсказало художнику это гармоничное сочетание красок. 

Слайд № 14.     Какие элементы росписи используют гжельские мастера?                                                                        Ребята, посмотрите, какие приемы росписи применяли мастера гжели.                                                                                                      

     Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается мазок на поверхность. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова. И в ней можно различить постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркивает форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков.                                                                       (рассказ сопровождает выполнение приема росписи).

 

V.  Рефлексия.    

Ребята, мы совершили с вами экскурсию по местам народных промыслов.                                            

   Слайд № 15.    Скажите:   С какими промыслами вы познакомились?                                                   Назовите основные элементы гжельской росписи

 (Учащиеся называют основные элементы росписи)                      

Чтобы проверить свои знания, я предлагаю вам по описанию определить вид промысла.                                                                                          

1. Голубизну небесную, что сердцу так мила,                                                                                                  кисть мастера на чашку легко перенесла.

Варианты ответов:   Гжель.

Проверь свой ответ.    Слайд № 16.

Физминутка.  Ребята, а сейчас, перед выполнением практической работы, для того чтобы кисти рук были пластичными и гибкими, проведем разминку для рук.  

Руки подняли и закачали – это деревья в лесу,
Вниз опустили, кисти встряхнули – это деревья бросают росу.
В сторону руки дружно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сели– руки сложили назад.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

VI. Практическая работа.   Слайд № 17.       

    Ребята, мы узнали, как создают мастера свои произведения, познакомились с приемами росписи и сейчас мы сами попробуем себя в роли народных умельцев, поработаем в творческой мастерской.

   Можете ли вы по предметам, которые лежат у вас на столах, определить, в какой мастерской вы будете работать?

   На ваших столах лежат разные по размеру формы предметов, но они не украшены росписью.  Выберите форму предмета, которую вы сможете расписать, и украсьте ее элементами росписи, взяв характерные цветовые сочетания и приемы росписи.  Составьте декоративный натюрморт из ваших предметов.

    Каждая группа – это мастерская народных умельцев и вам нужно выбрать бригадира, который представит вашу работу.                                                                                                    

Мастера гжели.

VII. Итог.      

Анализ работ учащихся, подведение итогов.                                                                               (Бригадиры представляют работу группы, дают оценку своей работе, остальные ученики выражают свое отношение к работе группы)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Что удалось?

С какими трудностями столкнулись.

Слайд № 18.  Основные элементы росписи.

Слайд № 19.    

VIII. Домашнее задание. Выполните один из трёх вариантов задания:        

1. Подберите иллюстративный материал о Гжели.

2. Придумайте интересную форму предмета и распишите его орнаментом (по выбору).

3. Подготовьте сообщение об одном из промыслов.

        На этом наш урок завершен.  Всем спасибо за сотрудничество.                                                                                                                                                                                                                                            И пусть этот урок не заканчивается звонком.                                                                                                            Пусть он останется надолго в вашей памяти и поможет вам понять и полюбить народное искусство.    

Информационные источники:

Н. А. Горяева  «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс». Издательство: Просвещение 2010 год.

Сувениры гжельской росписи. Фото с сайта vasnecov.ru.

http://azoff.livekuban.ru/node/196624

Гжельская фабрика. Мастер

http://www.osd.ru/objinf.asp?ob=1092

Мастер-класс по гжельской росписи.

http://www.liveparty.ru/gzel.htm

Менажница с гжельской росписью.

http://www.posezonam.ru/index.php?view=manufacturers&mnf=6&pg=4

Икорница с гжельской росписью. Икорница "Золотая рыбка...

http://www.posezonam.ru/index.php?cat=1&pg=5

Гжельская роспись 15.03.2010.

http://fenixclub.com/index.php?showtopic=105336&hl=

Экскурсия в Гжель.

http://stranamasterov.ru/node/68562

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского), которая создана к уроку, в соответствии с методической разработкой, где  предст...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)

Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное  искусство» 5 кл. под руководством  Б.М.  Неменского.Тема урока:  «Искусство Гжели»Цель урока:...