Тематическое планирование ИЗО 5 класс по программе Неменского Б. М.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
3. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ .Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и рабочей программы по изобразительному искусству которая составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. Под руководством Б. М. Неменского 4-е издание Москва «Просвещение» 2009.
5. Приказ Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
6. Годовой календарный график МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования - минимальный уровень.
В 5 классе на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1час в неделю (35 учебных недель) в т. ч. на практические работы отводится- 30 ч; беседы–1, тренировочных упражнений – 3ч.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015 учебный год, данная программа рассчитана на 35 часов.
Преобладающими формами текущего контроля выступают самостоятельные , практические работы, тестирование.
Учебно-методическое сопровождение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
Методическое пособие : изобразительное искусство . 5 класс: поурочные планы по учебникуБ М. Неменского/авт- сост О.В Свиридова.-2-е изд.стереоп.- Волгоград: Учитель,2006-170с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_a_kl._2014-15_nemensk.docx | 46.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Курса изобразительное искусство
5 класс
Курс составлен из расчета 35 часов в году,
1 час в неделю (35 учебных недель)
Программа для общеобразовательных учреждений
«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы.
Под руководством Б. М. Неменского
4-е издание Москва «Просвещение» 2009
Учитель :
Балбекова Е. Р.
ІІ квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
3. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ .Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и рабочей программы по изобразительному искусству которая составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. Под руководством Б. М. Неменского 4-е издание Москва «Просвещение» 2009.
5. Приказ Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
6. Годовой календарный график МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования - минимальный уровень.
В 5 классе на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1час в неделю (35 учебных недель) в т. ч. на практические работы отводится- 30 ч; беседы–1, тренировочных упражнений – 3ч.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 3 г. Сальска на 2014-2015 учебный год, данная программа рассчитана на 35 часов.
Преобладающими формами текущего контроля выступают самостоятельные , практические работы, тестирование.
Учебно-методическое сопровождение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
Методическое пособие : изобразительное искусство . 5 класс: поурочные планы по учебникуБ М. Неменского/авт- сост О.В Свиридова.-2-е изд.стереоп.- Волгоград: Учитель,2006-170с.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 3 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству.
Календарно – тематическое планирование представляет собою систему уроков по курсу «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», предпочтение отдаётся изучению традиционной русской культуры.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка
Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
• способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Первый урок в 5 классе посвящён знакомству. Знакомству с учителем, с кабинетом, с планом работы на учебный год. Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень и характер начальной подготовки учащихся.
Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий.
1.Урок – сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
2. Комбинированный урок.
2.1 Сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями. Учащимся предлагается работа по определённому образцу.
2.2. Сообщение новых знаний + практикум: импровизация. Изготовление бумажной куклы, коллективные работы и т. д.
2.3. Обобщающие уроки: уроки-викторины, урок-игра, урок-путешествие.
На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога, в который можно включить элементы театрализации и создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
Содержание программы
1.Древние образы народного искусства. 9 ч.
1 Инструктаж по Т/Б на уроке ИЗО.
Древние образы в народном искусстве 1
2 Орнамент как основа декоративного украшения 1
3 Декор русской избы 1
4 Внутренний мир русской избы 1
5 Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 1
6 Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки 1
7 Народный праздничный костюм 1
8 Народные праздничные обряды. Масленица. 1
9 Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства» 1
2. Связь времён в народном искусстве. 7 ч.
10 Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа. 1
11 Лепка и роспись собственной модели игрушки. 1
12 Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. 1
13 Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла 1
14 Искусство Жостова. Исто¬ки и современ-ное развитие промысла 1
15 Роль народных художественных промыслов в современной жизни
16 Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве». 1
3. Декор – человек, общество, время. 10 ч.
17 Зачем людям украшения? Урок-беседа. 1
18 Декор и поло¬жение человека в обществе
20 Выполнение эскиза украшения древних славян. 1
21 Одежда «говорит» о человеке. 1
22 Рисунок на тему «Бал во дворце» 2
23 О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. 1
24 Эскиз герба своей семьи или класса 1
25 Символы и эмблемы в со¬временном об-ществе.
Герб Сальска, Ростовской области 1
26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время» 1
4. Декоративное искусство в современном мире. 9
27 Современное выставочное искусство. Урок – беседа. 1
28 Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. 1
29 Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства
Урок – практикум. Создание панно «Весна» 1
30 Изготовление игрушки – берегини. 1
31 Урок – практикум. Изготовление игрушки Изготовление игрушки – берегини. 1
32 Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.1
33 Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы. 1
34 Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире». 1
Итого 34 ч.
Содержание учебного предмета
1.Вводный урок, урок-знакомство. Инструктаж по Т/Б на уроке ИЗО.
Древние образы в народном искусстве.
Цели и задачи: определить уровень подготовки учащихся
Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать
Зрительный ряд: работы учащихся 5-8 классов.
Литературный ряд: стихи о лете, загадки.
2. Орнамент как основа декоративного украшения.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», объяснить, что выражают древние образы и символы
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце)
Зрительный ряд: таблица с изображением чаши-календаря и знаков-символов, иллюстрации с изображением орнамента на предметах быта.
3. Декор русской избы
Цели и задачи: начать изучать язык декоративно-прикладного искусства; познакомить учащихся с сюжетно – декоративной композицией.
Задание: создание эскиза декоративного убранства русской избы.
Зрительный ряд: слайд-фильм «Тальцы», музей деревянного зодчества; иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.
Литературный ряд: стихи Н. Клюева.
4.Внутренний мир русской избы
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными понятиями внутреннего убранства русской избы; развивать творческие навыки.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы.
Зрительный ряд: схемы-таблицы с изображением элементов русской печи, 2красного угла», рисунки учащихся, иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.
Литературный ряд: пословицы, поговорки, загадки.
5. Конструкция, декор предметов народного быта.
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство».
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (прялка)
Зрительный ряд: таблица и иллюстрации с изображением русских прялок.
Литературный ряд: стихи о пряхе.
6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Цели и задачи: познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент».
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Зрительный ряд: схемы-таблицы с мотивами орнаментов; .
Музыкальный ряд: русские народные песни.
7. Народный праздничный костюм
Цели и задачи: познакомить учащихся с русским народным костюмом.
Задание: создание эскиза народного праздничного костюма (женского или мужского)
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников, рисунки учащихся.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
8. Народные праздничные обряды.
Цели и задачи: познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, с праздничными обрядами.
Задание: выполнение композиции «Наш весёлый хоровод»
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников, иллюстрации к русским народным сказкам
Литературный ряд: пословицы, поговорки, стихи.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
9. Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»
Цели и задачи: обобщить знания учащихся по теме «Древние образы народного искусства»
Задание: решение кроссвордов, работа с карточками.
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников.
Литературный ряд: стихи, пословицы, загадки.
10.Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа.
Цели и задачи: познакомить учащихся с основными видами русской народной игрушке; воспитать любовь к традиционной русской культуре.
Зрительный ряд: таблицы-иллюстрации с изображением русских народных игрушек
Литературный ряд: стихи по теме урока.
11. Лепка и роспись собственной модели игрушки.
Цели и задачи: научить детей приёмам лепки и росписи традиционной русской игрушке.
Задание: создание из пластилина своего образа игрушки, роспись
Зрительный ряд: таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек, таблица с изображением порядка изготовления игрушек.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
12. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей возникновения Гжельской керамики, с особенностями искусства Гжели; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.
Задание: выполнение эскиза Гжельской керамики.
Зрительный ряд: презентация «Гжель»; схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
13. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи, произведений промысла; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.
Задание: выполнение эскиза разделочной доски.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, плакаты-таблицы с изображением предметов городецкого промысла.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
14. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Цели и задачи: Познакомить учащихся с хохломской росписью; воспитывать любовь и интерес к родной культуре.
Задание: выполнить рисунок в стиле хохломы.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений Хохломы, плакаты-таблицы с изображением предметов промысла.
Литературный ряд: стихи о хохломской росписи
Музыкальный ряд: русские народные песни.
15. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей художественного промысла воспитывать любовь и интерес к родной культуре.
Задание: Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту
Зрительный ряд: плакаты-таблицы с изображением предметов промысла, иллюстрациями
Музыкальный ряд: русские народные песни.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о народных промыслах.
Задание: участие в выступлениях поисковых группах.
Зрительный ряд: материалы с изображением народных промыслов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
17. Зачем людям украшения? Урок-беседа.
Цели и задачи: донести до детей понятие «социальная функция декоративно-прикладного искусства», познакомить учащихся с понятием «одежда» и её значение.
Задание: рассмотрение и обсуждение разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества.
18. Выполнение эскиза украшения древних славян
Цели и задачи: познакомить учащихся с особенностями украшений воинов, древних охотников, царя и т. д.
Задание: выполнение эскиза украшения, в котором используются характерные знаки-символы.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества,
20. Одежда «говорит» о человеке.
Цели и задачи: познакомить учащихся с декоративным искусством различных стран; сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека
Задание: продумывание общей композиции коллективной работы «Бал во дворце»
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников, иллюстрации с изображением костюмов и мебели
Музыкальный ряд: музыка И. Баха.
21-22. Рисунок на тему «Бал во дворце».
Цели и задачи: учащихся с декоративным искусством различных стран; сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека
Задание: выполнение композиции «Бал во дворце»»
Зрительный ряд: репродукции картин известных художников, иллюстрации с изображением костюмов и мебели
Музыкальный ряд: музыка И. Баха.
23. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба, рассказать об истории гербов и эмблем.
Задание: создание эскиза собственного герба, герба своей семьи или класса.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением гербов различных государств и городов, изображение эмблем.
24. Эскиз герба своей семьи или класса
Цели и задачи: сформировать у учащихся представление о гербах, выполнить эскиз герба.
Задание: создание эскиза собственного герба, герба своей семьи или класса.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением гербов различных государств и городов, изображение эмблем.
25. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Сальска, Ростовской области
Цели и задачи: познакомить учащихся с Значением геральдического искусства в жизни современного общества
Задание: выполнение эскиза проекта герба современного города Зрительный ряд: иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества, рисунки учащихся.
Литературный ряд: стихи о родине.
26. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время»
Цели и задачи: научить видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора
Задание: выполнение эскиза украшения, в котором используются характерные знаки-символы. Выполнение работы в цвете.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением украшений и костюмов древнего общества, рисунки учащихся.
27. Современное выставочное искусство. Урок – беседа.
Цели и задачи: познакомить учащихся с современным декоративным искусством; показать отличие современного декоративного искусства от традиционных народных промыслов; рассказать об искусстве витража.
Зрительный ряд: иллюстрации керамических предметов, изделий из кованого металла, витражей, рисунки учащихся.
28. Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.
Цели и задачи: познакомить учащихся с технологией изготовления декоративного панно; развивать интерес к народному творчеству.
Задание: выполнение эскиза будущего панно.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением декоративного панно.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
29. Ты сам - мастер декоративно- прикладного искусства .создание панно «Весна»
Урок – практикум. Создание панно «Весна»
Цели и задачи: познакомить учащихся с технологией изготовления декоративного панно; развивать интерес к народному творчеству.
Задание: выполнение творческой работы.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением декоративного панно.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
30. Изготовление игрушки – берегини.
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей игрушки из ткани, с различными видами декоративных кукол; научить детей изготавливать игрушку – берегиню.
Задание: выполнение творческой работы
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением игрушек из ткани.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
31. Урок – практикум. Изготовление игрушки Изготовление игрушки – берегини.
Цели и задачи: научить детей изготавливать игрушку – берегиню, воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, к истории своего народа.
Задание: выполнение творческой работы
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением игрушек из ткани.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
32 Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с декоративным искусством; научить детей владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания творческой работы.
Задание: выполнение творческой работы
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением декоративных ваз, рисунки учащихся.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
33. Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы.
Цели и задачи: продолжить знакомство учащихся с декоративным искусством; научить детей владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры в процессе создания творческой работы.
Задание: выполнение творческой работы
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением декоративных ваз, рисунки учащихся.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
34. Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».
Цели и задачи: закрепить знания учащихся о декоративном искусстве в современном мире.
Задание: выполнение различных аналитически-творческих заданий.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением изделий декоративно-прикладного искусства.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Перечень литературы и средств обучения.
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методическое обеспечение
• Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. 4-е издание. – М.: Просвещение, 2008.
• Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с.
а) основная литература:
• Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2010.-192с.
• Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.
б) дополнительная литература для учителя
• Кузин В.С, Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 класс:
• учебник для общеобразовательных учебных заведений: в 2ч – М.: Дрофа,1999
• Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е изд. М.: АГАР, 1998. -336.
• Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. – Изд. 2-е – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 79.
• Комплект изданий «Школа рисования». Основные техники и приёмы. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги» , 2008.
• Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
• Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
• О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. – Волгоград: учитель, 2010. – 77с.: ил.
• Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
• М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся. – Волгоград: Учитель. 2012. – 234 с.
• Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 24 с.
в) дополнительная литература для учащихся:
• Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
• Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
• Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
• Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
• Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
• Комплект изданий «Школа рисования». Основные техники и приёмы. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги» , 2008.
• Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование 9 класс по программе М.Ю.Кауфман, М.И.Кауфман
Подробное календарно - тематичекое планирование для 9 класса по программе М.Ю.Кауфман, М.И.Кауфман из расчёта 3 часа в неделю 102 часа в год, у учебнику М.Ю.Кауфман, М.И.Кауфман " Happy English. ru"...
Тематическое планирование 5 класс по программе Г.Г.Граник
Тематическое планирование 5 класс по программе Г.Г.Граник для тех, кто работает по модульной программе. Темы уроков расписаны по блокам и модулям....
Календарно-тематическое планирование 6 класс по программе Вахрушева и Ловягина
В тематическом планировании указаны основные разделы и темы курса ботаники в 6 классе и учтены по возможности требования ФГОС....
Календарно-тематическое планирование 7 класс по программе Вахрушева "Животные"
Материал содержит перечень тем, содержание предметной направленности и основные виды УУД для этого курса....
Календарно - тематическое планирование 5 класс по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко
Календарно - тематическое планирование для 5 класса в рамках ФГОС....
Календарно - тематическое планирование 6 класс по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко
Календарно - тематическое планирование для 6 класса по ФГОС...
Календарно - тематическое планирование 6 класс по программе Пономарева (ФГОС)
Календарно - тематическое планирование 6 класс по программе Пономарева (ФГОС)...