Выступление на заседании ШМО
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему

ложшлоззжшзлш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на заседании ШМО25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления

Тема: ‘’ Организация работы с одаренными и мотивированными детьми’’.

Учитель изобразительного искусства начальных классов

МБОУ Одинцовской начальной школы №2

Капитоновой Елены Александровны

2014г.

Организация работы с одаренными и мотивированными детьми.

"Одаренный ребенок на самом деле задает школе трудную задачу, которую нельзя оставить без внимания, несмотря на благой принцип - помогать слабоодаренным"

(К.Г.Юнг)

Введение.

Конец 20-го века в системе отечественного образования ознаменован "открытием" проблемы существования одаренных детей и отсутствием системы работы с ними. Педагоги и психологи с изумлением обнаружили, что до сих пор не существует даже единого подхода в определении и понимании самого явления одаренности, в критериях соотнесения конкретного ребенка к этой самой одаренности , словно впервые задумались над словами "способности", "одаренность", "талант", "гениальность".

Сегодня, при переходе на ФГОС, лозунг о необходимости выращивания интеллектуальной элиты все больше сменяется призывом к воспитанию конкурентно способных людей, что стимулирует стремление к ранним достижениям, высокому рейтингу, победам в разного рода соревнованиях.

Цель моего выступления – познакомить с основными аспектами и практической работой с одаренными и мотивированными  детьми.

"Большие дарования - самые прекрасные и часто опасные плоды на древе человечества. Они висят на тончайших ветвях, которые легко обламываются." (К.Юнг) 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных) результатов  в  одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (Специфика характеристики одаренности ребенка, в отличие от взрослой, в том, что она – условная.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: и нструментальный и мотивационный.

Инструментальный - характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

  1. Наличием специфических стратегий деятельности:
  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, в едущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

  1. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности,выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. И ндивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.
  2. Способность одаренного ребенка мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечалений, образов, понятий ) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности ребенка проявляется в его способности видеть в сложном - простое, а в простом - сложное.
  3. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется следующими признаками:

  1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.), либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Поразительное упорство и трудолюбие.
  3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  4. Предпочтение парадоксальной ,противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам. Они вариативны и порой противоречивы. Наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии! Определение одаренности и одаренного ребенка помогает учебному заведению сделать выбор с каким видом и типом одаренности можно работать.

 Выделяют несколько групп детей: явно одарённые дети и дети со скрытой одарённостью ". Первую группу представляют дети, которые действительно полностью соответствуют определению "одаренный ребенок", коффициент их интеллекта намного выше, чем у их сверстников (от 140 и выше). Как правило, это вундеркинды. Читать, писать и считать они начинают в 3-3,5 года, увлекаются различными умственными занятиями, умеют анализировать, обобщать, делать выводы и т.д. Такие дети крайне редко встречаются.
За время существования школы их было не много. Умственная одаренность не сводится только к интеллекту: одаренность - это и особый склад личности. Как правило, эти дети уже в процессе учебы предъявляют продукт своей деятельности: научные разработки, производственные программы, изданные книги стихов или научных исследований и т.д.

Ко второй группе относятся дети с "признаками умственной специальной одаренности.", например, к математике или физике, компьютерам или шахматам. Как правило, такие дети резко продвигаются по одному - двум предметам вперед и отстают по другим. Такое продвижение происходит в той области, которая не требует жизненного опыта и зрелости личности. видимому, еще впереди. Но далеко не каждый ребенок с яркими признаками одаренности - будущий одаренный взрослый.
Очень часто в школе встречаются дети, которые при тестировании умственных способностей показывают блестящие результаты, отличаются оригинальным мышлением, их познавательная активность велика, но все это практически не касается учебы. Родители и учителя сходятся в оценке таких детей: "способен, но ленив". На самом же деле мы имеем дело со "скрытой" или "потенциальной " одаренностью. . Безусловно, в течение школьного периода ребенок может "перейти" из группы детей "скрытой" одаренности в группу "с признаками", реже - из второй- в первую.

Работая с этими тремя группами, как с основными, учитывается также и то явление, которое называется "возрастной одаренностью".

 В раннем возрасте у многих детей обнаруживаются какие-то признаки одаренности, которые принимаются за саму одаренность. Но ребенок растет и эта "одаренность" исчезает, появляются (или не появляются) другие признаки. Если она не проявляется, то мы имеем дело с возрастной, преходящей и уходящей одаренностью.  Но наблюдение над такими детьми необходимо вести постоянно, так как возможна еще и одаренность, проявляющаяся циклами, периодами, т.е. это специфика проявления общей одаренности (как "качества психики").

Тем не менее необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

Наша главная задача в этом направлении заключается в диагностике и выявление талантливых детей и решение вопросов, связанных с воспитанием и обучением детей с необычными способностями.

Внешнее проявление творчества многообразно. Оно выражается в более быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследовательской активности, ранней увлеченностью какой-либо деятельностью (музыкой, рисованием).

Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки, книги, решает математические задачи, проводит связи между явлениями, событиями, хорошо запоминает факты и события, интересуется социальными и моральными проблемами, долго сохраняет внимание, задает вопросы.

Такие дети довольно быстро осваивают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранными языками.

До подросткового возраста интеллект г.о. опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, память, мышление, воля) образуют сложную систему, где центральной функцией является развитие мышления, функции образования понятий. Память подростка опирается на мышление происходит запоминание понятиями, отношениями.

Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не нужно стремиться, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, событий, названий.

К проявлениям творческого потенциала относится любознательность ребенка, его исследовательская активность. Преобладающая у одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружении нового в обычном.

Проблемы одаренных детей

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерам

С образовательной точки зрения цель системы поиска способных детей -достичь оптимального соответствия конкретной учебной программы нуждам определенной группы детей. Применительно к специальной программе для одаренных и талантливых школьников цель такой системы состоит выявление тех из них, кому данная программа принесет наибольшую пользу

В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Много здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами.

Подход в поиске одаренных детей опирается на использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с моментами поступления в школу.

Методики выявления и оценки способностей ребенка

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия “одаренный ребенок” и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей в самых разных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также гестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

 Заключение

Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседаниях МО: "Информационные технологии на уроках иностранного языка"

выступление по теме "Информационные технологии на уроках иностранного языка"...