Искусство художника Бурятии
классный час по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Вахрушева Алевтина Яковлевна

Ц.С.Сампилов. "Жизнь в искусстве продолжается"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ц.С. Сампилов 196 КБ
Microsoft Office document icon iskusstvo_hudozhnika_buryatii.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Жизнь в искусстве продолжается»

Цыренжал Сампилович Сампилов. 120 лет со дня рождения (1893 – 1953) народного художника Бурятии, основоположника профессионального изобразительного искусства.

 

Ц. С. Сампилов. 1939 год.         Бурятский живописец, народный художник Бурятии (1935),

 основоположник бурятского станкового реалистического искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Учился в московском ВХУТЕИНе (1927-1930). С 1930 г. работал в Улан-Удэ. Преподавал в Институте культуры Бурят-Монгольской АССР (1930-1935). Стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе еще восьмерых художников, которые составляли в 1933 г. Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Но духовную сущность нации наиболее точно и емко передало именно его искусство. Для творчества художника, проникнутого радостным мироощущением, характерны простота и правдивость образной трактовки. Среди работ: «Любовь в степи» (1925 или 1927), «Арканщик» (1938), «В долине Жаргалантуя» (1945) – все в музее искусства народов Востока, Москва; «Въезд партизан в город Верхнеудинск в 1920 году» (1940), «Стадо» (1950) – оба в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц. С. Сампилова, Улан-Удэ. Награжден орденом Ленина и орденом «Знак Почета». Его имя присвоено Бурятскому республиканскому художественному музею.                                                

                                             

    «Арканщик»                         «Любовь в степи»                             «Пастух»

               

Вновь под кистью оживают нити тонкие мгновений,  

Вновь под кистью проступают блики тьмы и бег оленей.

И смешались полночь с днем, явь вчерашняя со сном.

Превратились в были сказки. Все в одну смешались краски.

Век грохочет. Дремлет гений. Искра божья в светотени.

И, как сон, в тяжелом сне, снится кисть сама себе

                (Баир Дугаров, поэт Бурятии) 

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ц.С. Сампиловым – народным художником Бурятии.

Ход занятия

в числе еще восьмерых художников, которые составляли в 1933 году Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Но духовную сущность нации наиболее точно и емко передало именно искусство Ц. С. Сампилова.    Ц.С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства

Предложите ученикам рассмотреть и проанализировать работы художника. Задайте вопросы:

  1. Составьте краткую характеристику того времени, когда жил и работал художник.
  2. Как вы думаете,о чем говорят его картины.
  3. Какое  настроение передают эти иллюстрации, его отношение к жизни, труду, природе, людям.
  4. Можем ли мы сказать, что этот художник имеет дар – анималиста.
  5. Что значит для художника степь, является ли она героем его произведений.

Предложите  учащимся познакомиться с биографией Цыренжала Сампилова. (Можно сделать раздаточный  материал или подготовить отдельных учеников для небольших сообщений: детство, учеба, творческое наследие.)

Дополнительный материал        

Цыренжап Сампилов родился в улусе Домно-Еравна в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи, круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изображения животных.

Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней, как нечто прекрасное.

 

В детские юношеские годы Сампилов наряду с резьбой по дереву много и увлечено рисовал. Его рисунки животных очень понравились служащему местной метеорологической станции Серебрянникову. Он заинтересовался мальчиком и предложил бесплатно обучит его грамоте. Однако учеба длилась всего одну зиму. На этом общее образование было закончено.

 

О занятиях искусством не приходилось и думать. Батрачил у местных нойонов. В 1914 году пешком пришел в Читу, где стал работать ломовым извозчиком. В 1916 году Сампилов в числе других был «реквизирован» на тыловые работы Западного фронта. Рыл окопы, строил блиндажи. В 1917 году вернулся в родное Забайкалье, где вскоре установилась Советская власть.

 

Только в 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. В 1923 году Правительство БМАССР приглашает его для работы в издательстве и отправляет для оформления бурятского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке был экспонирован также альбом рисунков Сампилова, посвященных быту бурят. За эти рисунки художник был удостоен «Диплома признательности» от выставочного комитета.

 

В 1925-26 гг. Сампилов работал художником при Политуправлении МНР, после чего был направлен в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), где занимался на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. По окончании института Сампилов возвращается в Бурятию и целиком отдается любимому делу. На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии.
Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюд, рисунков, иллюстрации к произведениям художественной литературы, дружеских шаржей и карикатур.

 

Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах. При этом раскрывается особый дар Сампилова–анималиста, воспитанное долгими годами жизни в степи, проникновенное понимание животных.

 

В 1935 году Ц.С.Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Так высоко был оценен творческий путь художника, который может служить примером неустанной работы над совершенствованием своего мастерства. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость, потому что в них мировосприятие художника, его позитивное отношение к жизни, труду, природе, людям.

 

В далекие 40-е, в годы тяжелейшей для нашей Родины войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР.основан Государственный художественный музей. Музей – крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, который на сегодня является одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и Республики.

                                                                                                             Два мира есть у человека:

                                                                                                              Один, который нас творил,

                                                                                                              Другой, который мы от века

                                                                                                               Творим помере наших сил.

                                                                                                                                                 (Н.А. Заболоцкий)

                                                                                   

Георгий Ефимович Павлов, Цыренжап Сампилович Сампилов.Бурятия. 1927 год. Сампилов с женой.1923 год. Сампилов был пригашен худ. оформителем в редакцию Бурят-Монгольской правды.   

Георгий Ефимович Павлов и              

Цыренжал Сапилович Сампилов        Личность

                                                                Сампилов Цыренжап Сампилович

                                                                 Компания

                                                                 ГАУК РБ "Национальный музей Республики Бурятия"

По мере знакомства с биографией художника  учитель задает вопросы: кто оказал влияние на воспитание художника?

Чем увлекался в детстве юный художник, кроме рисования?

Как называлась его первая картина?

Какое звание было присвоено Ц.С. Сампилову?

Дополнительный материал

                               Художественный музей им.Сампилова

Художественный музей им.Сампилова

Мы привычно называем Художественный музей Бурятии Сампиловским, не подозревая, какой уникальной была биография Сампилова и какие удивительные по своей красоте произведения создал этот художник. Теперь у жителей и гостей Бурятии появилась возможность увидеть их в новом альбоме знаменитого художника, основоположника бурятского станкового реалистичного искусства Цыренжапа Сампилова 


Республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова, основанный в 1944 году на сегодняшний день один из ведущих музеев в Восточной Сибири.

Открытие музея в период Отечественной войны стало большим событием в культурной жизни республики и предвестником приближающееся Победы. Директором был назначен народный художник Бурятии Роман Сидорович Мэрдыгеев.

На протяжении 60 лет формировалась коллекция музея. В настоящее время она насчитывает более 7 тысяч произведений изобразительного искусства всех культур и народов, проживающих на территории Бурятии и России.

Наиболее заметными и значимыми явились такие выставки как Всероссийская художественная выставка «Мы строим БАМ», «Рисуют дети Японии», выставки из Китая, Монголии, Америки, Индии, персональные бурятских художников Ц.С.Сампилова, А.И.Тимина, М.Е.Шестаковой, А.А.Окладникова, Ф.И.Балдаева, Д.Г.Пурбуев, А.О.Цыбиковой и т.д. В залах музея экспонировались выставки из Украины, Узбекистана, Якутии, Тувы.

Республиканскому художественному музею в 1966 году было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии народного художника Бурятии, заслуженного деятеля РСФСР Ц.С.Сампилова.

Как сообщает пресс-служба Президента и Правительства РБ 30 сентября 2009 г. победителем в городском конкурсе в номинации «Лучший музей города» стал Художественный музей им. Ц. Сампилова.

В нем собраны уникальные произведения художников и мастеров Бурятии: ювелирные изделия из серебра и золота, предметы декоративно-прикладного искусства, чеканка, керамика, гобелены из конского волоса, живопись, графика, скульптура, буддийская живопись.

- Всё благодаря усилиям коллектива музея на протяжении 60 лет. Экспозиция музея раскрывает поэтапное обновление и развитие бурятского изобразительного искусства, органично входящее в интернациональное развитие всего искусства, при этом сохраняющего свои особенности и традиции. В этом его художественная уникальность и природная значимость, - отметили в пресс-службе Минкульта республики.

Помимо своей основной деятельности музей является координирующим центром народных музеев и картинных галерей Республики Бурятии. Постоянная методическая помощь картинным галереям г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района, с. Петропавловки Джидинского района, забота о пополнении их фондов высокохудожественными произведениями изобразительного искусства, выставки из музея, встречи с художниками Бурятии – это далеко не полный перечень работы головного музея республики о своих филиалах.

Большой популярностью пользуются лектории картинные «Галереи мира», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Изобразительное искусство Бурятии», «Мастера русской и советской живописи», «Русское искусство ХVIII-ХIХ веков.

Вновь под кистью оживают нити тонкие мгновений…….

 

Ц. С. Сампилов. Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят". 1943 год.

Ц. С. Сампилов. Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц. С. Сампилов. Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц. С. Сампилов.  Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц. С. Сампилов Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц.С. Сампилов. Свадьба хоринских бурят.

Ц.С.Сампилов Акварельная серия «Свадьба хоринских бурят» 1943

«Ногами человек  должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир» (Д. Сантаяна)

Предложить учащимся прочитать и проанализировать данное высказывание. Можно ли эти слова отнести к творчеству художника Сампилова.

Обобщите ответы детей. В заключение беседы поясните, что творческое наследие Ц.С. Сампилова – многообразно и характерно. В фондах Национального музея Республики Бурятия хранятся произведения, в которых, как в зеркале, отразились авторская позиция художника, его поиски и пристрастия. Глубокая связь с его вековым укладом народа, мифами и легендами, традиционным ремеслом и искусством проявилась мо многих его произведениях. Жизнь в искусстве продолжается.

Использованная литература

 

Панкратова Е. А., Ц. Сампилов, Л.— М., 1962г.

 

Ц.С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства.

Сайт «Поликультурный  Санкт – Петербург» Люди. Ц.С.Сампилов

Разработала Алевтина Яковлевна Вахрушева, учитель изобразительного искусства БГУ СОШ №136 Калининского района Санкт – Петербурга.



Предварительный просмотр:

Классный час «Жизнь в искусстве продолжается»

Цыренжал Сампилович Сампилов. 120 лет со дня рождения (1893 – 1953) народного художника Бурятии, основоположника профессионального изобразительного искусства.

 

Ц. С. Сампилов. 1939 год.         Бурятский живописец, народный художник Бурятии (1935),

 основоположник бурятского станкового реалистического искусства, заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Учился в московском ВХУТЕИНе (1927-1930). С 1930 г. работал в Улан-Удэ. Преподавал в Институте культуры Бурят-Монгольской АССР (1930-1935). Стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства в числе еще восьмерых художников, которые составляли в 1933 г. Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Но духовную сущность нации наиболее точно и емко передало именно его искусство. Для творчества художника, проникнутого радостным мироощущением, характерны простота и правдивость образной трактовки. Среди работ: «Любовь в степи» (1925 или 1927), «Арканщик» (1938), «В долине Жаргалантуя» (1945) – все в музее искусства народов Востока, Москва; «Въезд партизан в город Верхнеудинск в 1920 году» (1940), «Стадо» (1950) – оба в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц. С. Сампилова, Улан-Удэ. Награжден орденом Ленина и орденом «Знак Почета». Его имя присвоено Бурятскому республиканскому художественному музею.                                                

                                             

    «Арканщик»                         «Любовь в степи»                             «Пастух»

               

Вновь под кистью оживают нити тонкие мгновений,  

Вновь под кистью проступают блики тьмы и бег оленей.

И смешались полночь с днем, явь вчерашняя со сном.

Превратились в были сказки. Все в одну смешались краски.

Век грохочет. Дремлет гений. Искра божья в светотени.

И, как сон, в тяжелом сне, снится кисть сама себе

                (Баир Дугаров, поэт Бурятии) 

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ц.С. Сампиловым – народным художником Бурятии.

Ход занятия

в числе еще восьмерых художников, которые составляли в 1933 году Союз художников Бурят-Монгольской АССР. Но духовную сущность нации наиболее точно и емко передало именно искусство Ц. С. Сампилова.    Ц.С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства

Предложите ученикам рассмотреть и проанализировать работы художника. Задайте вопросы:

  1. Составьте краткую характеристику того времени, когда жил и работал художник.
  2. Как вы думаете,о чем говорят его картины.
  3. Какое  настроение передают эти иллюстрации, его отношение к жизни, труду, природе, людям.
  4. Можем ли мы сказать, что этот художник имеет дар – анималиста.
  5. Что значит для художника степь, является ли она героем его произведений.

Предложите  учащимся познакомиться с биографией Цыренжала Сампилова. (Можно сделать раздаточный  материал или подготовить отдельных учеников для небольших сообщений: детство, учеба, творческое наследие.)

Дополнительный материал        

Цыренжап Сампилов родился в улусе Домно-Еравна в семье бедного охотника Очира, а вырос у соседа Сампила, который усыновил его и дал ему фамилию. В степи, круглый год стада и отары, табуны лошадей. Привязанность к ним, пристальное наблюдение за их повадками зародились у Сампилова именно в годы раннего детства. Уже тогда он делал первые попытки изображения животных.

Природа родных мест оставила неизгладимый след в памяти будущего художника, запечатлелась в ней, как нечто прекрасное.

 

В детские юношеские годы Сампилов наряду с резьбой по дереву много и увлечено рисовал. Его рисунки животных очень понравились служащему местной метеорологической станции Серебрянникову. Он заинтересовался мальчиком и предложил бесплатно обучит его грамоте. Однако учеба длилась всего одну зиму. На этом общее образование было закончено.

 

О занятиях искусством не приходилось и думать. Батрачил у местных нойонов. В 1914 году пешком пришел в Читу, где стал работать ломовым извозчиком. В 1916 году Сампилов в числе других был «реквизирован» на тыловые работы Западного фронта. Рыл окопы, строил блиндажи. В 1917 году вернулся в родное Забайкалье, где вскоре установилась Советская власть.

 

Только в 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. В 1923 году Правительство БМАССР приглашает его для работы в издательстве и отправляет для оформления бурятского павильона сельскохозяйственной выставки в Москве. На этой выставке был экспонирован также альбом рисунков Сампилова, посвященных быту бурят. За эти рисунки художник был удостоен «Диплома признательности» от выставочного комитета.

 

В 1925-26 гг. Сампилов работал художником при Политуправлении МНР, после чего был направлен в Москву во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), где занимался на живописном факультете у профессора Д. Штеренберга. По окончании института Сампилов возвращается в Бурятию и целиком отдается любимому делу. На протяжении многих лет, вплоть до 1953 года, он возглавлял Союз художников Бурятии.
Творческое наследие Сампилова значительно: сотни картин, портретов, этюд, рисунков, иллюстрации к произведениям художественной литературы, дружеских шаржей и карикатур.

 

Первая его картина, получившая широкую известность и признание «Любовь в степи» (1927), экспонировалась на юбилейной выставке «Искусство народов СССР» в Москве. Художник глубоко и тонко раскрывает характеры, настроения, душевные переживания своих соотечественников – пастухов, табунщиков, крестьян. Одновременно почти одушевленным героем становится сама степь с ее особенными яркими и нежными красками, с табунами лошадей и отарами овец, пасущимися на ее просторах. При этом раскрывается особый дар Сампилова–анималиста, воспитанное долгими годами жизни в степи, проникновенное понимание животных.

 

В 1935 году Ц.С.Сампилову было присвоено звание народного художника Бурят-Монгольской республики. Годом позже Советское правительство наградило его орденом Ленина. За выдающиеся заслуги в области развития бурятского искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Так высоко был оценен творческий путь художника, который может служить примером неустанной работы над совершенствованием своего мастерства. И сегодня его полотна имеют глубокую социальную значимость, потому что в них мировосприятие художника, его позитивное отношение к жизни, труду, природе, людям.

 

В далекие 40-е, в годы тяжелейшей для нашей Родины войны Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР.основан Государственный художественный музей. Музей – крупнейший в регионе и единственное в мире хранилище бурятского изобразительного искусства и других художественных ценностей, который на сегодня является одной из главных визитных карточек г. Улан-Удэ и Республики.

                                                                                                             Два мира есть у человека:

                                                                                                              Один, который нас творил,

                                                                                                              Другой, который мы от века

                                                                                                               Творим помере наших сил.

                                                                                                                                                 (Н.А. Заболоцкий)

                                                                                   

Георгий Ефимович Павлов, Цыренжап Сампилович Сампилов.Бурятия. 1927 год. Сампилов с женой.1923 год. Сампилов был пригашен худ. оформителем в редакцию Бурят-Монгольской правды.   

Георгий Ефимович Павлов и              

Цыренжал Сапилович Сампилов        Личность

                                                                Сампилов Цыренжап Сампилович

                                                                 Компания

                                                                 ГАУК РБ "Национальный музей Республики Бурятия"

По мере знакомства с биографией художника  учитель задает вопросы: кто оказал влияние на воспитание художника?

Чем увлекался в детстве юный художник, кроме рисования?

Как называлась его первая картина?

Какое звание было присвоено Ц.С. Сампилову?

Дополнительный материал

                               Художественный музей им.Сампилова

Художественный музей им.Сампилова

Мы привычно называем Художественный музей Бурятии Сампиловским, не подозревая, какой уникальной была биография Сампилова и какие удивительные по своей красоте произведения создал этот художник. Теперь у жителей и гостей Бурятии появилась возможность увидеть их в новом альбоме знаменитого художника, основоположника бурятского станкового реалистичного искусства Цыренжапа Сампилова 


Республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова, основанный в 1944 году на сегодняшний день один из ведущих музеев в Восточной Сибири.

Открытие музея в период Отечественной войны стало большим событием в культурной жизни республики и предвестником приближающееся Победы. Директором был назначен народный художник Бурятии Роман Сидорович Мэрдыгеев.

На протяжении 60 лет формировалась коллекция музея. В настоящее время она насчитывает более 7 тысяч произведений изобразительного искусства всех культур и народов, проживающих на территории Бурятии и России.

Наиболее заметными и значимыми явились такие выставки как Всероссийская художественная выставка «Мы строим БАМ», «Рисуют дети Японии», выставки из Китая, Монголии, Америки, Индии, персональные бурятских художников Ц.С.Сампилова, А.И.Тимина, М.Е.Шестаковой, А.А.Окладникова, Ф.И.Балдаева, Д.Г.Пурбуев, А.О.Цыбиковой и т.д. В залах музея экспонировались выставки из Украины, Узбекистана, Якутии, Тувы.

Республиканскому художественному музею в 1966 году было присвоено имя основоположника профессионального искусства Бурятии народного художника Бурятии, заслуженного деятеля РСФСР Ц.С.Сампилова.

Как сообщает пресс-служба Президента и Правительства РБ 30 сентября 2009 г. победителем в городском конкурсе в номинации «Лучший музей города» стал Художественный музей им. Ц. Сампилова.

В нем собраны уникальные произведения художников и мастеров Бурятии: ювелирные изделия из серебра и золота, предметы декоративно-прикладного искусства, чеканка, керамика, гобелены из конского волоса, живопись, графика, скульптура, буддийская живопись.

- Всё благодаря усилиям коллектива музея на протяжении 60 лет. Экспозиция музея раскрывает поэтапное обновление и развитие бурятского изобразительного искусства, органично входящее в интернациональное развитие всего искусства, при этом сохраняющего свои особенности и традиции. В этом его художественная уникальность и природная значимость, - отметили в пресс-службе Минкульта республики.

Помимо своей основной деятельности музей является координирующим центром народных музеев и картинных галерей Республики Бурятии. Постоянная методическая помощь картинным галереям г. Северобайкальска, с. Сосновоозерска Еравнинского района, с. Петропавловки Джидинского района, забота о пополнении их фондов высокохудожественными произведениями изобразительного искусства, выставки из музея, встречи с художниками Бурятии – это далеко не полный перечень работы головного музея республики о своих филиалах.

Большой популярностью пользуются лектории картинные «Галереи мира», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Изобразительное искусство Бурятии», «Мастера русской и советской живописи», «Русское искусство ХVIII-ХIХ веков.

Вновь под кистью оживают нити тонкие мгновений…….

 

Ц. С. Сампилов. Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят". 1943 год.

Ц. С. Сампилов. Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц. С. Сампилов. Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц. С. Сампилов.  Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц. С. Сампилов Акварельная серия "Свадьба хоринских бурят" 1943 год.

Ц.С. Сампилов. Свадьба хоринских бурят.

Ц.С.Сампилов Акварельная серия «Свадьба хоринских бурят» 1943

«Ногами человек  должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир» (Д. Сантаяна)

Предложить учащимся прочитать и проанализировать данное высказывание. Можно ли эти слова отнести к творчеству художника Сампилова.

Обобщите ответы детей. В заключение беседы поясните, что творческое наследие Ц.С. Сампилова – многообразно и характерно. В фондах Национального музея Республики Бурятия хранятся произведения, в которых, как в зеркале, отразились авторская позиция художника, его поиски и пристрастия. Глубокая связь с его вековым укладом народа, мифами и легендами, традиционным ремеслом и искусством проявилась мо многих его произведениях. Жизнь в искусстве продолжается.

Использованная литература

 

Панкратова Е. А., Ц. Сампилов, Л.— М., 1962г.

 

Ц.С. Сампилов стоял у истоков бурятского профессионального изобразительного искусства.

Сайт «Поликультурный  Санкт – Петербург» Люди. Ц.С.Сампилов

Разработала Алевтина Яковлевна Вахрушева, учитель изобразительного искусства БГУ СОШ №136 Калининского района Санкт – Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Художник и зрелище"

Урок изобразительного искусства в 3 классе....

Факультатив "Художники Бурятии"

Факультативный курс «Художники Бурятии», создан основываясь на возрастающей  роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения, призван не только поддерживать интерес ученика к...

Презентация к уроку искусства "Художник и учёный"

Художник и ученый.Эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул учёных к творческому прорыву в науке.Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.Фр. фи...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Моя Бурятия"

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Моя Бурятия"...

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Художники импрессионисты-«живописцы счастья"

Знакомство с искусством импрессионистов. Не только увидеть произведения искусства, но и постараться понять, в чем ценность того или иного произведения искусства, выявить суть направления....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Художники Эвенкии"

Очарование Эвенкийской природой может почувствовать каждый. Но нужно быть настоящим художником, чтобы не только разглядеть, но и воплотить эту красоту на холсте и бумаге, суметь выбрать главное в ней....

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...