Главные вкладки

    Разработка урока ИЗО для 5 класса на тему: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Шарикова Ирина Сергеевна

    Урок разработан по программе Шпикаловой Т.Я. в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klass.docx25 КБ
    Файл prezentatsiya1.pptx1.31 МБ

    Предварительный просмотр:

    Класс:  5 «Г»

    Дата: 18.03.2015

    Урок: № 26

    Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве»

    Тип урока: урок обобщения и систематизации ЗУН

    Планируемые образовательные  результаты:

    Предметные: выполнять зарисовки по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица».

    Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

    Познавательные: понимать особенности передачи праздничного ощущения мира в творчестве художников – живописцев.

    Коммуникативные: участвовать в обсуждении картин, отображающих народный праздник Масленицы, роли природных условий в передаче характера традиционных праздников, образа человека в традиционной культуре, художественных материалов и средств для создания выразительных образов.

    Личностные: проявляют интерес к новому материалу, определяют свое настроение; проявляют познавательную активность; осознают свои эмоции, интересы и цели; учатся договариваться и сотрудничать в группе.

    Оборудование для ученика: альбом, простой карандаш, ластик, краски (акварель или гуашь), баночка, кисть, тетрадь по ИЗО, учебник.

    Оборудование для учителя: раздаточный материал (цветовые круги, материал для групповых заданий), детские рисунки на тему «Масленица», учебник, презентация.

    Вид работы: индивидуальная, групповая.

    Технологическая карта урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Осуществляемая деятельность учащихся

    Формируемые умения (УУД)

    1. Организационный момент

    (1 мин)

    Доска украшена: элементы праздника Масленица. На экране: фигура человека в народном костюме (слайд 1).

    Приветствие учащихся. Настрой на рабочий лад.

    Слушают учителя. Внутренний настрой на работу.

    Личностные: самоопределение.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    2. Постановка цели и задачи урока

    ( 3 мин)

    У.: Ребята, обратите внимание на доску. С чем у вас ассоциируются представленные работы? А теперь посмотрите на экран. Давайте всё вместе свяжем и выведем тему нашего урока.

    У.: Как вы заметили, на доске представлены ваши групповые работы на тему Масленица. Сегодня мы завершим начатый ранее проект «Весёлая Масленица».  Итак, тема нашего урока: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве». Цель нашего урока: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица» (слайд 2).

    Откройте тетради по ИЗО. Запишите число, тему урока.

    Слушают учителя. Осмысливают тему и цель урока.

    Рассуждают вслух. Представляют различные образы.

    Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

    Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

    Личностные: осознают свои интересы и цели.

    3. Изучение нового материала

    (11 мин)

     У.: Откройте учебники на странице 141. Параграф 26. Рубрика «Прими к сведению». Начинаем читать.

    - …, читай громко, а все остальные рассматривают репродукции картин великих художников на тему «Масленица».

    - А теперь детально остановимся на некоторых картинах по теме  нашего урока. Внимание, на экран. Картина Василия Ивановича Сурикова «Взятие снежного городка» (слайд 3).

    - Рассмотрите представленную репродукцию. Что вы видите на переднем плане? В какую одежду одеты люди? Опишите свои впечатления, мысли, чувства о данной картине.

    - Художник Суриков позволяет нам ощутить праздничную атмосферу народного праздника. «Взятие снежного городка»  это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить. На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье.

    - Запишите в тетрадь: Суриков В.И. «Взятие снежного городка».

    - Подлинную картину народного гулянья на Масленицу в России наряду с Суриковым воссоздал Борис Михайлович Кустодиев. Внимание, на экран. Художник Кустодиев, картина «Масленица» (слайд 4). Запишите в рабочую тетрадь фамилию художника и название его картины.

    - Какой сюжет изобразил художник Кустодиев? Что вы видите на картине? Какие цвета использует художник? Художник как – будто бы нам говорит, что жизнь – это праздник. Зритель наблюдает действо, словно с высоты птичьего полета. Показано русское веселье.

    - Ещё одну картину с аналогичным названием представил нам тот же художник: Борис Кустодиев. Написана она в 1919 году (слайд 5). Запишите в тетрадь название картины и год её написания.

    - Назовите, пожалуйста, центр полотна и главные сюжетные  элементы (тройка лошадей).

    - Тройка лошадей – символ народного праздника, русского веселья, широкой русской души. Обратите внимание на передний план картины: кого вы видите? (Двое купцов в богатых шубах, бородатые о чем – то ведут беседу)

    - Что еще вы видите на картине? (Передвижной театр, церковь на заднем плане – символ православия русского народа).

    - Какие элементы помогают нам ощутить праздничное настроение? (расписные сани, купцы, театр, нарядные одежды)

    - Обратите внимание, какие цвета для написания полотна выбирает Кустодиев: яркие для росписи саней, театра, узоров, фасадов домов, но храм изображен светлым и расположен между красивыми ажурными деревьями. Это выражает его отношение к вере.

    - В 1922 году Кустодиев создаёт еще одно своё  знаменитое произведение «Портрет Шаляпина» (слайд 6). Запишите название картины и год создания в тетрадь.

    - Кто такой Шаляпин? (Выдающийся оперный певец Федор Иванович Шаляпин)

    - Каким вы видите образ певца? (человек, достойный поклонения, фигура величественная, в дорогой одежде)

    - На фоне чего художник изобразил портрет Шаляпина? (На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ.) 

    - Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным".

    - Ребята, вы заметили, что на многих картинах центральное место занимает тройка лошадей. И это не случайно: конь в народном искусстве – слуга солнца, он воин – победитель, он надежный помощник земледельца. Вот поэтому в праздничных торжествах выезд коней был главным событием.

    Рассматривают репродукции картин художников по теме урока. Высказывают свои мысли, впечатления. Записывают основные понятия в рабочую тетрадь.

    Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

    Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; излагают свое мнение, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Личностные: проявляют познавательную активность.

    4. Актуализация знаний

    (5 мин)

    У.: Ребята, вы сегодня как настоящие художники создадите коллективный проект «Весёлая Масленица». Работать вы будете в группах. Договоритесь, кто у вас будет изображать женскую фигуру в народном костюме, кто мужскую в народном костюме, а кто детскую. До начала творческой работы давайте все вместе вспомним основные особенности изображения человеческого тела. Внимание, на экран (слайд 7).

    - Сколько раз, при идеальных пропорциях, размер головы укладывается в общей высоте фигуры?

    - Вспоминаем самые важные точки? Что означает точка 4? (геометрический центр фигуры, длина ног – половина общего роста)

    - До какой точки доходит опущенная рука? (до середины бедра).

    Групповая игра «Проверь себя – исправь ошибки» (работа выполняется в группах, после участники других групп при помощи сигнальных знаков проводят проверку)

    - А теперь вспомним основные элементы русского народного костюма. Внимание, на экран (слайд 8).

    - Проверим себя: групповая работа «Найди лишнее». Перед вами элементы костюмов и сами костюмы разных стран. Посоветуйтесь все вместе в своей группе и обведите цифру, соответствующую русскому народному костюму.  Проверка с использованием сигнальных знаков.

    Выполняют групповые задания. Анализируют, контролируют. Строят логические высказывания. Определяют основные элементы русского костюма. Участвуют в групповой творческой работе.

    Познавательные: самостоятельно ищут способы решения учебной задачи; структурируют знания.

    Регулятивные: планируют и организовывают свою деятельность; осознание качества и уровня усвоения.

    Личностные: осознают свои интересы и цель.

    5. Творческая практическая деятельность

    (15 мин)

    Организует творческую практическую деятельность. Контроль. Коррекция.

    Физкультминутка (презентация)

    Выполняют коллективную творческую работу в соответствии с поставленной целью. Создание коллективного панно «Весёлая Масленица».

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения.

    Личностные: самоопределение.

    6.

    Представление построенного проекта

    (7 мин)

    Каждая группа учеников выходит по очереди к доске и представляет свой проект: работы прикреплены к заранее подготовленному ватману.

    -  Давайте проанализируем представленные проекты. Соответствуют ли данные изображения теме нашего урока? Есть ли грубые ошибки? (Дети выражают своё мнение при помощи знаков сигналов).

    Участвуют в подведении итогов творческой работы. Обсуждают творческие работы одноклассников и дают оценку результатам своей и их творчески – художественной деятельности.

    Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество со сверстниками; понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения.

    Личностные:

    Осознают свои эмоции, адекватно их выражают; вырабатывают уважительное отношение к своим одноклассникам

    7. Рефлексия

    (3 мин)

    - Выразите своё впечатление от урока при помощи своих знаков – сигналов.

    -Давайте продолжим мои предложения:

    У меня получилось…

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Теперь я могу…

    Я научился…

    У меня получилось …

    Я смог…

    мне захотелось…

    Высказывают свои впечатления, мысли. Совместно с учителем выставляют оценки.

    Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Личностные: самоопределение.

    8. Домашнее задание

    - Представить и изобразить члена своей семьи в русском народном костюме.

    Обдумать будущую зарисовку.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Дата: 18 марта 2015 Тема: «Гулянье на широкую Масленицу и образы его в искусстве» Цель: выполнить зарисовку по представлению фигуры человека в народном костюме для многофигурной композиции коллективного панно «Весёлая Масленица»

    Слайд 3

    Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка», 1890.

    Слайд 4

    Кустодиев Борис Михайлович «Масленица», 1916, Русский музей

    Слайд 5

    Кустодиев Борис Михайлович «Масленица», 1919,

    Слайд 6

    Кустодиев Б.М. «Портрет Шаляпина», 1922 , Русский музей

    Слайд 7

    Схема построения человеческой фигуры


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".

    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....

    Методическая разработка урока литературы в 5 классе на тему "Его басни переживут века!"

    Урок проводится с целью обобщения и систематизации знаний о басне как эпическом жанре.Задачи урока  1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих ...

    Методическая разработка урока биологии для 5 класса на тему: "Свойства живого" в контексте ФГОС

    Урок разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой с использованием учебника под ред. И.Н...

    Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"

      Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...

    Разработка урока ИЗО в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм».

    Урок предполагает проблемное изучение материала и использование метода    проектов. Во время урока учащиеся проводят исследования по предложенной теме и создают групповые   пр...

    Разработка урока музыки для 7 класса на тему "Диалог искусств: "Слово о полку Игореве" и "Князь Игорь" (Программа В.В.Алеева)

    Урок рассчитан на два академических часа, идущих друг за другом. Используется проблемно - поисковая технология, технология критического мышления, а также сравнительно - сопоставительный анализ....