Программа индивидуальных занятий с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Фомина Любовь Эриксоновна

Индивидуальная долгосрочная программа художественно-эстетического направления предназначена для занятий с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

Невмовенко Андрей по медицинским показаниям (нарушение слуха) обучается индивидуально. Мальчик с высоким интеллектуальным потенциалом и творческими способностями в области изобразительного искусства, владеет компьютерной грамотностью, обладает широким кругозором.

Программа направлена на создание условий для успешной социализации школьника, развитие его личностных качеств и творческих способностей.

При составлении программы учитывались следующие факторы:

  • Желание учащегося заниматься изобразительной деятельностью
  • Заказ родителей
  • Уровень подготовки ученика
  • Физические возможности ребенка.

Программа составлена на основе программ по обучению изобразительному искусству на I, II ступенях обучения и программ для детских художественных школ.

Реализуется в три этапа:

  1. Искусство вокруг нас
  2. Как прекрасен этот мир!
  3. Я – автор!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная долгосрочная программа художественно-эстетического направления предназначена для занятий с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья.

Невмовенко Андрей по медицинским показаниям (нарушение слуха) обучается индивидуально. Мальчик с высоким интеллектуальным потенциалом и творческими способностями в области изобразительного искусства, владеет компьютерной грамотностью, обладает широким кругозором.

Программа направлена на создание условий для успешной социализации школьника, развитие его личностных качеств и творческих способностей.

При составлении программы учитывались следующие факторы:

  • Желание учащегося заниматься изобразительной деятельностью
  • Заказ родителей
  • Уровень подготовки ученика
  • Физические возможности ребенка.

Программа составлена на основе программ по обучению изобразительному искусству на I, II ступенях обучения и программ для детских художественных школ.

Реализуется в три этапа:

  1. Искусство вокруг нас
  2. Как прекрасен этот мир!
  3. Я – автор!

Теоретические сведения учащийся осваивает самостоятельно при помощи электронных пособий или под руководством учителя с использованием информационно-коммуникационных технологий. Занятия носят в основном практическую направленность, так как создание одной творческой работы требует от ребёнка значительной затраты физических сил.

В работе с Андреем учитель использует прежде всего здоровьесберегающие методы и формы работы, применяет элементы технологии индивидуального обучения, проектной и развивающих технологий, опирается на принципы гуманности, толерантности, психологического комфорта.

Работа со школьником проводится в тесном контакте с родителями ребёнка, службой социальной поддержки администрации Муниципального образования посёлок Уренгой.

Главная цель – создание условий для успешной социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, развития его природных творческих способностей. На каждом этапе обучения, корректируя программу, учитель решает конкретные педагогические задачи.

В течение нескольких лет Андрей является призером районного фестиваля творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем» в номинации «Художественное творчество».  

ПЕРВЫЙ ЭТАП

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Человек по натуре своей – художник. Он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту.

А.М. Горький

Задачи обучения:

  1. Развивать самостоятельность в учебной деятельности путем изучения специальной литературы по предмету
  2. Показать разнообразие мира изобразительного искусства
  3. Познакомить с различными материалами и инструментами художника
  4. Начать осваивать азы изобразительного искусства

Реализация программы позволит сформировать следующие специальные учебные навыки:

  • наблюдать натуру, передавать форму, пропорции, характерные особенности предметов;
  • использовать законы перспективы;
  • использовать штриховку для передачи объема, выработать красивый штрих, линию;
  • компоновать изображение в листе;
  • работать разными материалами;
  • овладеть основами цветоведения.

Тематическое планирование

№  

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводная беседа. Знакомство с миром изобразительного искусства

2

2

-

2

Инструменты и материалы художника

2

2

-

3

Понятия «линия», «штрих», «пятно», «тон», «силуэт»

4

1

3

4

Основы цветоведения

2

1

1

5

Пастель и ее техника

2

1

1

6

Натюрморт

8

1

7

7

Пейзаж

10

2

8

8

Тушь и перо

2

1

1

9

Пейзаж

10

1

9

10

Осенний пейзаж

12

1

11

11

Гуашь

2

1

1

12

Зимний пейзаж

6

1

5

13

Акварель

2

1

1

14

Натюрморт с натуры

4

-

4

ИТОГО

68

16

52

Содержание учебных тем

1. Знакомство с миром изобразительного искусства.

Показать огромный мир искусства и его применение в жизни. Работа с Иллюстрациями, книгами по искусству и т.д. просмотр видеофильма «Третьяковская галерея». Выезд на природу.

2. Инструменты и материалы художника

Познакомить с разнообразными материалами и инструментами художника: этюдник, мольберт и т.д. Экскурсия в ДХШ

3. Понятия «линия», «штрих», «пятно», «тон», «силуэт»

Познакомить с приемами и способами работы карандашами разной мягкости. Упражнения на освоение технических приемов работы карандашом. Карандаши разной мягкости, бумага, иллюстративный ряд

4. Основы цветоведения

Познакомить с видом изобразительного искусства «живопись».

Познакомить с понятиями цвет и свет, насыщенности и цветовым тоном и т.д.

5. Пастель и ее техника

Познакомить со способами работы пастелью. Выполнить упражнения на освоения техники

6. Натюрморт

Познакомить с жанром натюрморта. Выполнить натюрморт на цветном фоне в технике пастели.

Познакомить в ходе работы с понятиями:  линейная перспектива, композиция, построение, тень, свет, блик, полутень, рефлекс, падающая и собственная тени, форма, объем

7. Пейзаж

Познакомить с понятием пейзажа. Выбрать наиболее удачный вид. В ходе работы над пейзажем познакомить с понятиями воздушной перспективы.

8. Тушь и перо

Познакомить с техникой рисунка тушью и пером. Выполнить упражнения на овладение техникой

9. Пейзаж

Освоить технические приемы работы. Закрепить знания о понятиях форма, объем, перспектива. Ввести понятие фактуры

10. Осенний пейзаж

Закрепить полученные навыки в работе тушью и пером. Закрепить знания о свойствах цвета и предмета

11. Гуашь

Познакомить с техникой работы гуашью. Выполнить упражнения

12. Зимний пейзаж

Закрепить знаний о свойствах цвета. Показать многообразие цвета на снегу

13. Акварель

Познакомить с техникой. Выполнить упражнения «заливки», «лессировки», «мазок»

14. Натюрморт с натуры

Научить работать с натуры. Закреплять навыки работы акварелью и знания о свойствах света и цвета

Результативность первого этапа обучения

В ходе работы у ребенка сформировались:

  • целеустремленность;
  • настойчивость в доведении начатой работы до конца;

развились:

  • устойчивый интерес к предмету;
  • глазомер;
  • наблюдательность;
  • цветовое и тональное видение;

овладел:

  • техникой штриха;
  • приемами работы пастелью, тушью и пером, карандашом.

ВТОРОЙ ЭТАП

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!

Нет, не пейзаж влечёт меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит.

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота.

И.А. Бунин

Планирование составлено на основе результатов первого этапа обучения, уровня сформированности ЗУН, анализа результативности обучения, наблюдения и рассчитано на высокомотивированного ребенка.

При составлении программы учитывались следующие факторы:

  • достаточно высокий темп усвоения учеником учебного материала;
  • его познавательные способности и интересы;
  • запрос и поддержка семьи;
  • уровень подготовки ребенка;
  • физические возможности мальчика;
  • материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Анализ результатов первого года обучения позволил определить цели и задачи на следующий период:

Обучающие:

  • Продолжить работу по совершенствованию умений самостоятельно работать со специальной литературой;
  • Дать первые навыки работы над портретом, фигурой человека;
  • Учить работать с натуры, по памяти и представлению;
  • Разнообразить формат выполняемых работ;
  • Учить строить композицию;
  • Учить передавать материальность предметов;
  • Расширять знания о различных материалах и техниках.

Развивающие:

  • Развивать и расширять творческий кругозор;
  • Разбудить творческую мысль, желание и умение искать образные решения, находить самому темы для работ;
  • Совершенствовать полученные умения и навыки

Воспитывающие:

  • Прививать любовь и уважение к труду художника;
  • Воспитывать усидчивость, склонность к длительной и кропотливой работе;
  • Прививать любовь к Родине и природе через жанр пейзажа;
  • Воспитывать уважение и интерес к народному искусству через народные промыслы.

Тематическое планирование

№  

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводная беседа.

1

1

-

2

Пейзаж на светлом фоне

7

1

6

3

Пейзаж на темном фоне

9

1

8

4

Человек

7

1

6

5

Пейзаж с фигурой человека или группой людей

5

1

10

6

Портрет

5

1

4

7

Выполнение портрета с натуры

8

-

8

8

Батик

1

1

-

9

Выполнение композиции в технике батика

10

-

10

10

ДПК

1

1

-

11

Роспись декоративной доски

8

-

8

ИТОГО

68

8

60

Содержание

1. Вводная беседа.

Обсуждение планов на новый учебный год. Пожелание ребёнка. Выбор техник исполнения работ. Экскурсии на природу. Работа с альбомами по искусству.

2. Пейзаж на светлом фоне

Закрепление знаний. Повторение понятий «штрих», «тон», «объем», «пропорции», «композиция», «перспектива». Карандаши различной мягкости, пастельный лист

3. Пейзаж на темном фоне

Закрепление знаний. Повторение понятий  «цвет», «локальный цвет», «холодные, теплые, контрастные цвета».  Пастель, пастельный лист

4. Человек

Дать знания об основных пропорциях фигуры человека. Наброски человека. Зарисовки с натуры

5. Пейзаж с фигурой человека или группой людей

Выполнить эскизы по памяти и впечатлению. Выбор формата. Характеристика образа, выделение главного, передача настроения

6. Портрет

Познакомить с жанром. Основные пропорции

7. Выполнение портрета с натуры

Компоновка фигуры, характеристика образа, окружение. Связь с интерьером

8. Батик

Знакомство с техникой, материалами и инструментами.

9. Выполнение композиции в технике батика

Разработка эскиза. Цветовое решение. Выполнение эскиза в натуральную величину, нанесение резерва, прописка цветом. Резервный состав, стеклянные трубки, краски акриловые, шелк

10. ДПК

Знакомство с видом изобразительного искусства. Изделия народных промыслов

11 Роспись декоративной доски

Выбор темы, эскизы. Разработка эскиза в цвете. Выполнение в материале.  Доска, гуашь или темпера

Результаты второго периода обучения:

  • у учащегося сохраняется стойкий интерес к художественному творчеству;
  • предпочтение учеником графики другим видам изобразительного искусства;
  • сохранение позитивной роли родителей в создании условий для учебы и развития школьника;
  • реальные возможности учащегося, его интересов и склонностей.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Я – АВТОР!

В уме своём я создал мир иной

И образов иных существованье…

Цели и задачи

Обучающие:

  • закрепить имеющиеся навыки построения композиции, продолжить работу над формированием знаний о видах и средствах композиции.
  • учить работать с натуры, по памяти и представлению;
  • формировать умение передавать фактуру предметов в графике;
  • совершенствовать навыки работы над портретом, пейзажем;
  • отрабатывать навыки владения штрихом и линией.

Развивающие:

  • развивать творческое видение окружающего мира;
  • развивать наблюдательность, пытливость, инициативу, стремление к самостоятельному поиску;
  • обогащать эмоционально-образную сферу;
  • создавать собственные композиции

Воспитывающие:

  • продолжить работу по эстетическому воспитанию различными видами искусства;
  • продолжать формирование морально-волевых качеств характера (ответственность, настойчивость, терпеливость, усидчивость).
  • способствовать подготовке  к самоопределению, выбору будущей сферы деятельности;
  • воспитание гражданской позиции средствами изобразительного искусства.

Тематическое планирование

№  

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводная беседа, изучение литературы

1

1

-

2

Живопись «Осенний пейзаж»

16

1

15

3

Графика. Автопортрет

16

1

15

4

Графика. Композиция «Древо жизни»

17

1

16

5

Живопись «Натюрморт с окном»

18

1

17

ИТОГО

68

5

63

Содержание занятий

1. Вводная беседа, изучение литературы

Планирование работы на учебный год

2. Живопись «Осенний пейзаж»

Совершенствовать технику пастели. Композиционный поиск. Передача эмоционального состояния . Эскизы. Нашлепки в цвете Передача общих планов в цвете и тоне. Колористическое решение. Перенос эскиза в натуральную величину. Построение. Передача плановости. Детализация. Выделение главного в пейзаже. Обобщение, окончание работы

3. Графика. Автопортрет

Наброски, зарисовки. Построение. Передача пропорций, сходства с портретируемым. Работа в тоне. Игра цвета и тени. Передача плоскостей, обобщение.

4. Графика. Композиция «Древо жизни»

Изучение литературы по теме. Разработка идей, эскизов. Композиция. Перенос лучшего эскиза в выбранный формат. Работа в материале

5. Живопись «Натюрморт с окном»

Постановка натюрморта. Построение. Пропорции. Работа в цвете. Передача плановости. Выделение композиционного центра. Детализация. Обобщение

Результаты обучения:

  • Успешная социализация школьника
  • Создание авторских композиций
  • Совершенствование работы в технике графики
  • Развитие навыков работы в жанре пейзажа, натюрморта, портрета
  • Результативность участия в конкурсах различных уровней

Список CD и DVD

  1. Государственный Русский музей;
  2. Третьяковская галерея;
  3. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина;
  4. Санкт-Петербург и пригороды;
  5. История одного шедевра;
  6. Исаак Левитан;
  7. Виктор Васнецов;
  8. Василий Суриков;
  9. Михаил Врубель;
  10. Учимся рисовать;
  11. Сказка за сказкой.
  12. Уроки рисования для детей;
  13. Уроки лепки для детей;
  14. Мировая коллекция шедевров;
  15. Шедевры русской живописи;
  16. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства;
  17. Классическая музыка. Энциклопедия;
  18. Эрмитаж. Искусство Западной Европы.

Альбомы с репродукциями картин

известных художников

Русские художники XVIII – XIX  вв

  1. Айвазовский Иван
  2. Брюллов Карл
  3. Васильев Федор
  4. Васнецов Виктор Васильевич
  5. Венецианов Алексей
  6. Иванов Александр
  7. Из собрания Третьяковской галереи
  8. Кипренский Орест
  9. Крамской Иван Николаевич
  10. Левитан Исаак
  11. Передвижники
  12. Перов Василий Григорьевич
  13. Поленов Василий
  14. Рябушкин Андрей Петрович
  15. Саврасов Алексей
  16. Содружество «Мир искусства»
  17. Сорока Григорий Васильевич
  18. Суриков Василий Иванович
  19. Федотов Павел
  20. Художники Москвы
  21. Шестидесятники
  22. Шишкин  Иван
  23. Щедрин Сильвестр

Русские художники XX  в

  1. Бенуа Александр
  2. Богаевский Константин
  3. Волошин Максимилиан
  4. Грабарь Игорь
  5. Кузнецов Павел
  6. Кустодиев Борис
  7. Мартирос Сарьян
  8. Петров-Водкин Кузьма
  9. Сапунов Николай
  10. Серебрякова Зинаида
  11. Сомов Константин
  12. Шагал Марк
  13. Юон Константин

Зарубежные художники

  1. Ван Гог Винсент
  2. Гейнсборо Томас
  3. Дега Эдгар
  4. Мане Эдуард
  5. Ренуар Пьер Огюст
  6. Шарден Жан-Батист Симеон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося в специальной (коррекционной) школе-интернате.Целенаправл...

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад"Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с Фестиваля передовогопедагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год....

Комплексная программа реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Программа реабилитации направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.Цель программы:обе...

Адаптированная рабочая программа по предмету математика (базовый уровень) 7д класс для Кустова Максима, ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 Рабочая  программа  для ребенка с ВОЗ учебного курса  по алгебре  для 7 класса  разработана  на основе федерального компонента государственного образовательн...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (вариант 7.2) ПО ПРЕДМЕТУ МАТЕМАТИКА.

Расширенная программа коррекционной работы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2) по предмету математика....

Программа "Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья посредством коммуникативной дифференциации личности в период обучения в школе"

Цель программы: Обучающийся, со сформированными, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, знаниями, умениями и навыками, социально приемлемым поведением, сохранным...

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "У Золушки"

Конспект можно применять для детей с проблемами в развитии мелкой моторики...