Методическая тема «Cоциальное проектирование на уроках ИЗО».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Поварова Елена Васильевна

Методическая тема «Cоциальное проектирование на уроках ИЗО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Показатель

Текст презентации методической системы

Презентация методической системы Претендента

Актуальность:

Миссия педагогической деятельности:

Цели обучения:

Задачи:









Планируемые результаты обучения:

Основная образовательная технология – социальное проектирование:











Новизна опыта:













Содержание образования:

Эффекты:

Методическая тема «Социальное проектирование на уроках ИЗО».

Социальные процессы в обществе, развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали существенных изменений образовательной политики нашей страны. Сегодня во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу новых Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое должно удовлетворять потребности личности, общества и государства.

Основными результатами образования, востребованными обществом и необходимыми самим обучающимся, становятся умения школьников ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и уметь оценивать их последствия; задавать вопросы;  ясно выражать свои мысли;  заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранять и укреплять своё здоровье.

Таким образом, перед школой в целом и перед каждым педагогом в частности встает задача перехода к учебной деятельности, основанной на деятельностном подходе, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию.

Современный учитель, осознавая значимость духовно-нравственного воспитания школьников, использует средства искусство и современные образовательные технологии, чтобы создать условия для развития внутреннего мира ребенка на основе нравственных ценностей, высокой культуры, личностных потребностей, интересов и способностей.

Создание педагогических условий для достижения учениками предметны, метапредметных и планируемых  личностных результатов, которые дадут им возможность не бояться развивать способности, пробовать свои силы в новых сферах деятельности, чувствовать себя успешными, полезными, способными и привлекательными.
Рассмотреть возможность реализации программы духовно-нравственного и социального развития личности через проектную деятельность школьников
 


• Проанализировать психолого-педагогический аспект повышения познавательной активности у  школьников.

•Апробировать различные типы проектной деятельности на занятиях по реализации  программы духовно-нравственного воспитания.

•Проверить в процессе экспериментальной работы, какие типы проектной деятельности способствуют повышению познавательной активности младшего школьника, обеспечивают готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и социальной деятельности, готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке.

  • дать возможность каждому ребенку успешно реализовать себя как личность, члена коллектива, представителя своей семьи, гражданин страны и члена международного социума;
  • раскрыть способности ученика к саморазвитию и самоактуализации на основе индивидуально-личностной позиции;
  • расширить взаимодействие ребенка с окружающим миром через формирование эмоциональных образных способов интеллектуальной деятельности.

В итоге, учащиеся овладевают  различными способами сотрудничества и коммуникации, в процессе создания художественного образа расширяется его социальный опыт, развиваются умения адекватно и рефлексивно оценивать себя, свои силы, а также выстраивать собственные индивидуальные траектории личностного развития.

Процесс обучения, воспитания и развития личности становится продуктивным и результативным, если использовать дидактические системы и образовательные технологии, которые позволят учителю быть ближе к ученику, использовать возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека, осуществлять общение через механизм проблемного диалога, используя духовный опыт человечества. С этой целью нами определены следующие ведущие образовательные технологии: проблемно-поисковая технология, творческие мастерские, проектная технология, проектная технология, сравнительный анализ, моделирование смысловых образов, арт-педагогика.

Содержание образования в рамках урочной деятельности выстраивается согласно задачам определенного возраста (1-8 классы), а также с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, более 85% учащихся ежегодно успешно (на «4» и «5») справляются с программным материалом.

В тоже время, внеурочная деятельность позволяет каждому школьнику проявить свое творчество, реализовать идею, научиться через различные художественные виды деятельности ощущать мир во всем его богатстве и многообразии.

Исходя из того, что педагогическая деятельность в образовательной области «Искусство» в наибольшей степени направлена на формирование эмоционально-образного мышления, основанного на духовно-нравственных нормах и правилах общественной жизнедеятельности, мы выделили социальное проектирование как приоритетное направление внеурочной деятельности с учащимися 1-8-х классов.

С 2011 года в  нашей школе началась реализация программы духовно-нравственного воспитания.  Это вызвало необходимость освоения новой учебной программы. Посетив тематические курсы, изучив дополнительно литературу по родному краю, я приступила к практической деятельности. Первые уроки, занятия показали низкую познавательную активность учащихся, поэтому мы стали искать новые формы и методы подачи материала.

Наиболее интересной и приемлемой формой работы оказался метод проекта. Чем же хорош метод проекта? Во-первых - это один из методов проблемного обучения; во-вторых,  проектная деятельность охватывает различные области знаний, а значит, возможна интеграция предметов;

 в-третьих, в проекте могут принимать участие не только дети, но и члены семьи, а это способствует повышению познавательной активности учащихся.

Выбор тематики проектов может быть различным, однако, целью социального проекта становится поиск способов решения определенной социально-значимой проблемы, решение которой реализуется в последовательности её этапов: самостоятельное формулирование цели и задач проекта, организация групп, распределение ролей в группах, выбор методов, планирование работы и осуществление проектной работы.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что организация проектной деятельности  при реализации программы  духовно-нравственного воспитания будет способствовать повышению познавательного интереса у школьников, обеспечит готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Новизна идеи заключается в том, что смоделировали процесс развития познавательной активности школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания, а также определили наиболее эффективные виды проектной деятельности.        

    Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

-содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта,

-навыками, которые развивает в ребенке работа над данным проектом,

-заинтересованностью ученика в проекте.
Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Отличительная черта такой деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками в виде творческой работы. Внимание к оценке детского творчества должно быть исключительным. В системе развивающего обучения главным событием учебной деятельности является поиск новых способов действия. За каждую новую мысль, идею, алгоритм действия учитель поощряет учеников.

Полезность проекта заключается в том, чтобы школьнику приходилось самостоятельно "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель, черпая из разных предметных областей только необходимые знания. Таким образом, перед учителем становится задача  - создать условия для проектной деятельности учащихся по социально-значимым проблемам, сопровождение работы над проектом, организация публичного представления продуктов проектной деятельности (выставки, фестивали, конференции и т.п.).

Экспериментально-опытным путем были определены темы социальных проектов, которые вызвали наибольшее эмоциональное переживание школьников и получили необходимый педагогический эффект воздействия искусства на развитие личности обучающегося. Данные проекты выполнялись учащимися на занятиях ИЗО-студии и на занятиях по подготовке к Фестивалю творческих проектов: проект «Мой любимый домашний питомец». Социальная направленность - исследование проблем бездомных животных; проект «Город мастеров», который был также выполнен вместе с воспитанниками Детского дома №18. Социальная направленность: новые архитектурные решения для улиц СПб; проект «Мой ангел», который бал также выполнен с воспитанниками Детского сада коррекционного вида №5. Социальная направленность: воспитание толерантного отношения к различным национальностям; проект «Безопасность глазами детей», в защите работ принимали участие представители МЧС и ОДН. Социальная направленность: исследование проблем детей и молодежи; проект «Голоса Победы», продукты представлены в Доме дневного пребывания пенсионеров МО №57. Социальная направленность: воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности. Учащиеся активно принимают участие в проектных работах с использованием ИКТ, которые позволяют создавать коллективные интерактивные проекты. Например, проект  «Дом: русские народные традиции и обычаи» (8 кл.) и  проект "Женский образ в искусстве" (9 кл.) были выполнены в системе дистанционного общения WikiWall.

С целью вовлечения обучающихся в коллективную социально-творческую деятельность, учителем разработана методика «Росписи акриловыми красками по стеклу», программа дополнительного образования «Основы бумагопластики».

Данная методическая тема была представлена педагогам школы №639, представлена на районном семинаре для заместителей директоров по ВР (2012 г), на районном семинаре для заместителей директоров по УВР с международным участием (2013 г.) опубликована на личном сайте автора (http://povarovaelena.ucoz.ru/) и получила профессиональную поддержку у сообщества учителей изобразительного искусства Невского района, кафедры культурологии АППО города Санкт-Петербурга, многочисленные отзывы родителей и учащихся. Проекты выполненные педагогом по разработанной методической теме были отмечены  дипломом НМЦ Невского района и средствами массовой информации в СПБ.( http://2berega.spb.ru/user/povarova71/blog/)  

Идеи создания таких социальных проектов были использованы при подготовке УМК программы внеурочной деятельности «Твой выбор», с которой школа №639 стала победителем ПНПО в 2013 году, а в 2014 году программа «Твой выбор» была признана лучшей на городском конкурсе инновационных образовательных продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по методической теме: "Использование ИКТ на уроках математики"

Отчет по методической теме: "Использование ИКТ на уроках математики"...

Отчет по методической теме: "Использование ИКТ на уроках математики"

Отчет по методической теме: "Использование ИКТ на уроках математики"...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Доклад по теме: "Особенности проектирования современного урока в условиях введения ФГОС на основе интеграции педагогических технологий и методического конструктора приемов"

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В перв...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....