Художественная культура Древнего и Средневекового Китая
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Гернер Надежда Дмитриевна

Художественная культура Древнего и Средневекового Китая

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Страна Дальнего Востока Китай долгое время развивалась изолированно от других регионов, сделанные здесь открытия становились известны человечеству с большим опозданием. Китай – единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий. Ирригация существовала уже в государстве Инь, где сложилась первая иероглифическая система письменности. Завоевавшая Инь династия Чжоу достигла громадного технологического перевеса над всеми соседними племенами. Когда ее после долгого периода раздробленности свергла династия Цинь, то была в общих чертах создана система общественных отношений, продержавшаяся до революции 1911 г., несмотря на смену династий. В 4-6 вв. в Китае был сделан ряд крупнейших изобретений: фарфор, порох, книгопечатание и др., но для остального мира они были закрыты. Европейцы, прежде всего купцы и миссионеры, стали проникать в Китай с 13 в.

Слайд 3

ФИЛОСОФИЯ КИТАЯ: Идеалы философий: -добродетельное правление -наиболее совершенным уровнем занятий служит государственное управление Основные периоды: -классическая китайская философия (2-8 вв.до н.э.) -философия эпохи Хань. Конфуцианство утверждено в качестве основной конституции и получило государственную поддержку -послеханьская средневековая философия. Конфуцианство утрачивает значение, уступая буддизму. Особенности: -автохтонность -отношение к философии как к образу жизни -высокий статус философии в обществе

Слайд 4

Особенность китайской философии от других: -придание большой роли истории и учетной книжности -придание особенного значения общественной активности индивида -в ценностные ориентации китайцев: государство и семейно-родовые ценности -ценностные образцы правления воспринимаются как форма традиции и ритуала и канонизируются в государственной истории ВЭНЬ (культура, письменность) – гармония, к которой стремится жизнь человека высокообразованного и культурного Ни одна из философских книг не ставит целью показать какую-либо идею, а лишь предлагает некий способ видения мира.

Слайд 5

Мировоззрение Древнего Китая: Тянь (небо) Тянь Цзы («сын неба» – правитель) Дао (абсолют) Тай Цзы (великий предел неба) Цзы (воздух/эфир) Инь Ян (пассивное, стабильное, (активное, всепроникающее, ожидающее, темное, женское) творческое, светлое, мужское) 5 основных видов материи: дерево, огонь, земля, вода, металл

Слайд 6

Основные школы: Конфуцианство. Высшие ценности – семейно-родовые и государственные ценности. А также традиции и порядок. Основная идея: управление на основе добродетели. При этом правитель показывает личный пример. Моральная норма всегда выше правовой. Главная сила воздействия правителя – благой пример. Даосизм (школа пути и силы) – дополняет конфуцианство. Основная проблема: смерть и небытие. Идеальное общество – где люди живут просто и не пользуются благами цивилизации. Идеальный правитель-тот, о котором люди знают только то, что он есть. Китайский буддизм , Иань-Цзум. Отличия китайского буддизма от индийского: - близок к даосизму. т.к. признает ценность жизни - утверждает, что нирвана и сансарра – одно и то же - «обыкновенное сознание-истина» - «прозревая истину можно стать буддой» - «нирвана – некое переживание жизни» 4. Школа натурфилософии . Разработана нумерология 5. Школа Моизма . Идея всеобщей любви и целесообразности. Выгода должна быть взаимной 6. Школа номенализма . Область исследования: логико - гносеология. ?Соотношение понятий и реалий? Не было практики. Поэтому быстро зачахла

Слайд 7

АРХИТЕКТУРА: Человек и его творения, согласно китайским философским учениям, воспринимались как малая частица природы. Это отразилось и на архитектуре Китая – стремлении искусно располагать здания на фоне природы в наиболее живописных и продуманных для них местах. После проникновения в Китай буддизма начинается строительство буддийских храмов, это прежде всего скальные храмы и пагоды. Архитектура, скульптура и природа выступали в неразрывном единстве. Поражает богатство фантазии, вложенной в эти сооружения. Мастера изваяли из камня целые повести и притчи из жизни Будды и его учеников, добавив свои жизненные наблюдения, свое понимание событий, мотивов орнамента, отделки архитектурных деталей... Потолки храмов покрыты фигурами летящих небесных музыкантов и танцовщиц (по индийским мифологическим представлениям населяющими небеса), угловатых, но порывистых и стремительных в своих движениях. Здесь и поныне можно увидеть самых разнообразных персонажей индийской мифологии — священную птицу Гаруду, змеиных царей, монахов-аскетов, предающихся молитве, буддийских святых, задумчивая нежность и одухотворенная красота которых были чертами совершенно новыми в искусстве Китая.

Слайд 8

В городах и близ монастырей строились величественные буддийские башни-пагоды, отличающиеся геометрической строгостью и ясностью членения. Пагода Даяньта.

Слайд 9

Основное пространство крупных гротов заполняли гигантские тринадцати-, пятнадцати- и семнадцатиметровые изваяния Будды, расположенные прямо против входа. Тяжеловесные, застывшие в своих строго фронтальных сидящих позах, эти колоссы воплощали идеи всего сверхчеловеческого и божественного. Издалека можно было видеть эти, словно выросшие из массива скал, фигуры. Бесстрастные лица с застывшей полуулыбкой и устремленным в пространство взглядом не видящих ничего земного глаз как бы призывали к праведной жизни, отрешению от земных благ... Огромная фигура божества устойчивой, полной величия позой напоминает буддийскую скульптуру Индии. Но заимствованные извне черты осмыслены уже по-другому, подвергнуты творческой переработке. Объемность тела в этой статуе выявлена гораздо меньше, чем в индийских, одежды прочерчены строгими, ровными линиями складок, а черты лица отмечены значительной угловатостью...

Слайд 10

Храм молитвы за богатый урожай – одно из основных сооружений Храма Небо

Слайд 11

ЖИВОПИСЬ: Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы. В процессе долгих поисков ими была определена своеобразная форма картин - свитков, помогающих показать мир во всем его многообразии. Свитки не были постоянным украшением комнаты. Они хранились в драгоценных шкатулках и вынимались только в торжественных случаях. Горизонтальные свитки нужно было разматывать в руках подобно ленте, чтобы вникнуть в их содержание. Подобные свитки-повести перемежались подчас красивыми каллиграфическими текстовыми вставками, раскрывающими и дополняющими смысл живописи. Вертикальные свитки вешались для обозрения на стену, позволяя взгляду разом охватить изображенные на них просторы.

Слайд 13

Китайские живописцы уже в VIII веке, наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь. В сочетаниях светлого, ничем не заполненного фона, гибкой, всегда очень точной линии и пятна таился секрет выразительных приемов китайской живописи. Поверхность бумажного или шелкового фона картины, легко впитывающая влажные краски и тушь, понималась живописцами то как пространство воздуха, то как спокойная гладь озера, то как туманная даль. Китайские пейзажные картины никогда не писались прямо с натуры. Они создавались по памяти и вбирали в себя все самые характерные черты природы, самые верные ee приметы. Отсюда и название, данное пейзажу в средние века, — «шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы — «ян», а вода связывалась с темным, мягким и пассивным женственным началом — «инь». Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфилософии.

Слайд 15

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА – крепостная стена в Северном Китае; грандиозный памятник зодчества Древнего Китая. Длина, по одним предположениям около 4 тыс.км. По другим – свыше 6 тыс.км. Высота 6,6 м., на некоторых участках – до 10 м. Построена в 3 тыс. до н.э. Строительство было начато по приказу императора после объединения Китая в 221 г. до н.э. для прикрытия северо-западных границ империи от кочевых народов. На всем ее протяжении сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов – крепости.

Слайд 16

ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ: В эпоху монгольского владычества возникает классическая китайская драматургия. Выступления в театре считались недостойным занятием. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты песен (арий) – стихами. МУЗЫКА: В 8 в.была создана первая школа музыки и танца – «Консерватория грушевого сада». В 14 в.складываются северная и южная школы музыки, причем для северной более характерна героическая тематика, а для южной – лирическая. В 17 в.возникает опера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись

Урок   по  теме:   «Художественная культура Древней Греции.   Греческая   вазопись» с применением ИКТ.   Это  урок - закрепление ...

Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Урок содержит обобщающий материал по разделам "Архитектура", "Иконопись", "Изобразительное искусство", "Литература", "Музыка". К уроку прилагается электронная презентация в формате Power Point....

Презентация к уроку "Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Иллюстративный материал к обобщающему уроку "Художественная культура Древней и средневековой Руси" содержит разделы "Архитектура", "Иконопись", "Фрески", "Литература" и др....

Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека

Урок  по изобразительному искусству 4 класс, учитель высшей категории Лапа И.С. Тема урока: «Образ художественной культуры Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека» Цели урока: ...

Художественная культура Древней Америки

Презентация "Художественная культура Древней Америки" предназначана для использования на урроках МХК. Рассматриваются следующие вопросы: Отражение мифологических представления индейцев науа, ацтеков...

проверрочная работа по теме "Художественная культура Древней Греции"

проверочная работа по теме "Художественная культура Древной Греции" . используется для итогового  контроля усвоения  соответствующей темы, в 1 классе художественного отделения  дши. сод...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...