Рабочая программа по Изобразительному искусству для 7 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Крылова Татьяна Робертовна

УМК  «Искусство в жизни человека» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа

«РЕКОМЕНДОВАНА»                                   «СОГЛАСОВАНА»                                           «УТВЕРЖДЕНА»

  на заседании МО                                           Заместитель директора                                         Директор

Протокол №_________                                               по УВР                                                        ____________С.И.Демченко

от «___»___________2015г.                      _____________(В.Н.Демченко)

                                                                         «____»_____________2015г.                           Приказ №___ от «___»_______2015г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 7 класса

на 2015-2016 учебный год

УМК  «Искусство в жизни человека» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская.

                                                                                       Ф.И.О. учителя: Т.Р.Крылова

                                                                                    Образование: среднее специальное

                                                                                        Категория: ВКК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ( в редакции приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
  • постановления  Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию к реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об учреждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598)

-приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.07.2012 года;

-учебного плана МКОУ Копенкинская СОШ на 2015-2016 учебный год.

-- авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

        Реализация программы обеспечивается УМК:

- учебники для 7-8 класса  «Изобразительное искусство в жизни человека», «Дизайн и архитектура в жизни человека» Б.М. Неменский, А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.   –М.: Просвещение, 2009, 2-е издание.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.

Программа содержит пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета; ценностные ориентиры учебного предмета; основное содержание курса с примерным распределением учебных часов; результаты освоения учебного предмета; требования к уровню подготовки выпускников.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-  формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-   развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации                   неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

-  воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

-  развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-   овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

-  овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. 

Тема 8 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

      В рамках уроков 8 класса  предусмотрена реализация  регионального компонента. На него отводится  10 учебных часов (не менее), что отражено в тематическом планировании. Данный компонент призван способствовать сохранению народных традиций, повышению уровня национального самосознания и формированию уважения к истории и культуре нашей страны, своей малой родины.

Реализация программы обеспечивается УМК:

- учебник для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, О.В. Островская.. –М.: Просвещение, 2013, 2-е издание.

- учебник для 6 класса «Искусство в жизни человека» Б.М. Неменский, Л.А. Неменская.. –М.: Просвещение, 2013, 2-е издание.

- учебники для 7-8 класса  «Изобразительное искусство в жизни человека», «Дизайн и архитектура в жизни человека» Б.М. Неменский, А.С. Питерских, Г.Е. Гуров.   –М.: Просвещение, 2009, 2-е издание.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает изучение «Изобразительного искусства» в основной школе.  

Государственный образовательный стандарт, принятый в 2004 г., определяет преподавание предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе в объеме 1 час в неделю, 35  учебных часов в год.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

   

 ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО      ПРЕДМЕТА

     В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

         - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

        - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и   самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

   - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

   Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

VII КЛАСС (35 ч.)

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству. 

Задачи: дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
  • формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

 

I четверть: Изображение фигуры человека и образ человека -9 ч.

Изображение фигуры человека в истории искусства

Пропорции и строение фигуры человека

Лепка фигуры человека

Набросок фигуры человека с натуры

Понимание  красоты   человека  в   европейском   и  русском   искусстве

II четверть: Поэзия повседневности - 7 ч.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Тематическая картина

 Бытовой и исторический жанры

Сюжет и содержание в картине

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве

Жизнь  в  моем городе  в  прошлых веках (историческая  тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

III четверть: Великие темы жизни -10 ч.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

Тематическая картина в русском искусстве XIX  века

Процесс работы над тематической картиной

Библейские темы в изобразительном искусстве

Монументальная скульптура и образ истории народа

Место и роль картины в искусстве XX века

IV четверть: Реальность жизни и художественный образ - 9 ч.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Зрительские умения и их значение для современного человека

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

                                         Тематическое планирование

урока

Темы четверти

Кол-во часов

1

Изображение фигуры человека

9

2

Поэзия повседневности

7

3

Великие темы жизни

10

4

Реальность жизни и художественный образ

9

                                                                                                         ИТОГО: 35 часов


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 КЛАССЕ

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню  подготовки обучающихся

Виды контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата

план

факт

Изображение фигуры человека в истории искусств

Урок новых знаний

Зарисовки изображения фигуры человека, характерных для древних культур.

Должны получать знания о жанровой системе в ИЗО и ее значения для анализа развития искусства, и способов его изображения

Рисунок

Рассмотреть памятники древнего искусства

2.

Урок обобщения

Изображение древних шествий, характерных для древних культур (коллективная работа)

Полотно обоев, ножницы, клей

3.

Пропорции и строение фигуры человека

Урок новых знаний

Зарисовки схемы фигуры человека.

 

 

 

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения пропорций и движения человека по представлению

Рисунок

Тонировочная бумага

4.

Урок новых знаний

Схемы движения человека.

Доклад «Великие мастера Возрождения»

5.

Лепка фигуры человека

Урок новых знаний

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе.

Должны научиться владеть материалом лепки  на доступном возрасте уровне

Работа

На усмотрение учителя

 

6

Набросок фигуры человека с натуры

Урок повторения

Наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях)

Учащиеся должны получить первичные навыки изображения человека с натуры

Рисунок

Нарисовать авто набросок

 

7.

Урок повторения

На усмотрение учителя

 

8.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Урок обобщения

Беседа «Духовная красота в искусстве русской иконописи и готическом искусстве Европы»

Знать наиболее значительный ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве

 

Доклад

На усмотрение учителя

 

9.

Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов

Урок новых знаний

Изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов.

Должны получить знания о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художника

рисунок

Доклад «Персидская миниатюра»

 

10.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Урок новых знаний

Беседа «Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

Реферат

Зарисовка крестьянкой жизни

 

11.

Сюжет и содержание в картине

Урок новых знаний

Композиция с сюжетом из своей жизни «Прогулка в парке»

Должны получить знания о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека

Рисунок

Завершение работы

12.

Жизнь каждого дня – большая тема искусства

Урок повторения

Эскизы из жизни семьи, например: «Семейный вечер», «Поездка к бабушке» и т.д.

Навыки наблюдательности, способность образного виденья окружающей ежедневной жизни, формирующая активность восприятия реальности

Рисунок

На усмотрение учителя

13.

Урок повторения

Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, например: «Во дворе», «У витрины магазина»

На усмотрение учителя

14.

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Урок обобщения

Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом

Должны знать о композиционном построении произведения,  о роли формата, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле

Рисунок

Реферат об истории города

 

15.

Праздник и карнавал  в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Урок новых знаний

 

Создание композиции в техники коллажа на тему праздника

Научить владеть техникой коллажа

Работа

Вырезки из журналов на тему праздника

 

16.

На усмотрение учителя

 

17.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Урок новых знаний

Беседа «Исторический и Мифологический жанры в искусстве XVII века»

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах

 

Реферат

Реферат «Развитее исторической и мифологической картины 17 века»

 

18.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Урок новых знаний

Беседа « Великие русские живописцы XIX столетия»

Понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий

Реферат

Реферат на тему: «Русский живописец 19 века»

 

19.

Процесс работы над тематической картиной

Урок новых знаний

Беседа « Понятие темы, сюжета и содержания. Реальность жизни и художественный образ»

Эскизы на темы из истории нашей Родины.

Исполнение композиции на тему.

Должны знать о роли эскизов и этюдов. О разнице сюжета и содержания.

Доклад

 

Тема: «Этапы создания картины»

20.

Урок повторения

Рисунок

Зрительный материал по теме

Урок обобщения

Рисунок

На выбор учителя

21.

Библейские темы в изобразительном искусстве

Урок новых знаний

1.Особый язык изображения  в христианском искусстве Средних веков. Зарисовки.

Должны получить знания о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (библейские темы в искусстве)

Рисунок

Подготовить зрительный ряд

22.

Урок повторения

2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. Зарисовки.

Доклад

Тема «Библейские темы в живописи»

 

Урок обобщения

3. Создание композиции на библейские темы, например: «Святое семейство», «Рождество».

Рисунок

На усмотрение учителя

4. Создание композиции на библейские тем, завершение работы

Рисунок

На усмотрение учителя

23

Монументальная скульптура и образ истории народа

Урок новых знаний

Создание проекта памятника, исторического события или героя.

Должны знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий

Работа

Пластилин, картон, стеки

Урок повторения

Тема: «Искусство второй половины 20 века»

 

24

Место и роль картины в искусстве XX века

Урок новых знаний

Беседа и дискуссия о современном искусстве

Иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке

Доклад

На усмотрение учителя

 

25

Художественно исторические проекты

Урок обобщения

Практическая художественная работа на тему: «Жизнь в моем городе столетие назад»

Учащиеся должны получить творческий опыт  в построении тематический композиций, формирование авторской позиции по выбранной теме

Рисунок

На усмотрение учителя

 

26

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Урок обобщения

Выполнить иллюстрацию к литературному произведению

Должны знать о роли художественной иллюстрации

Рисунок

Анализ рисунка

 

27

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Урок обобщения

Конструктивный анализ  произведений изобразительного искусства

Должны знать о роли конструктивного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.

Вопросы

На усмотрение учителя

 

28

Зрительное умения и их значение для современного человека

Урок обобщения

Глубокий и системный аналитический разбор  произведений изобразительного искусства

Учащиеся должны получить навыки соотношения собственных переживаний с контекстом художественной культуры

Вопросы

Аналитический анализ любого художника

 

29-30

История искусства и история человечества.

 Стиль и направление изобразительного искусства

Урок повторения

Анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению

Должны знать о роли художественных образов  изобразительного искусства в понимание вечных тем жизни.

Вопросы

На усмотрение учителя

 

31-32

Личность художника  и мир его времени в произведениях искусства

Урок обобщения

Беседа «Произведения великих художников»

Должны иметь представление о личности художника  и мира его времени в произведениях искусства

Реферат

На усмотрение учителя

 

33-35

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Урок обобщения

Беседа «Роль художественного музея в национальной и мировой культуре»

Должны иметь представление о музеях своего города, страны  и других западных стран

Реферат

На усмотрение учителя

 


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  7 класс:

- знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

- понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

- знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

- знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

- называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

- иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

- получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

 Список методической литературы

        1.Алехин, А. Д.  Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.:Просвещение, 1984.

2. Бялик, В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0.

3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил.

4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.

5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.

6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.

7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.

8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2.

10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).

11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил.

12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.

13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при факте журналистики МГУ им. М. В. Ло-моносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...