Презентация "Дымковская игрушка"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

 

Конспект занятия в старшей группе «Б»

«Дымковская игрушка»

Интеграция образовательных областей: Художественное творчество, Познание, Музыка.

Задачи.

- Продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления, приемы рисования элементов дымковской росписи, умение располагать узор на объемной форме.

- Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии ) ;

-Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук.

- Развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Вызвать у детей желание расписать игрушки.

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Предварительная работа.

Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, рассматривание Дымковских игрушек, рисование элементов Дымковской росписи, роспись барышни и лепка фигур из пластилина.

Материал, оборудование : Мультимедиа, презентация по теме,  мяч, запись русской народной музыки «Барыня», «Ярмарка», дымковские игрушки из пластилина, «Элементы дымковской росписи»,

ватные палочки, баночки для воды, салфетки;

краски – гуашь, кисточки. Презентация на тему: » Дымковские игрушка »

Словарная работа: активизировать в речи детей слова - дымковские, мастер, геометрический узор, гончар, глина.

Индивидуальная работа: активизировать в ходе занятия Марсель, Инесса.

Ход занятия:

- В долгие зимние вечера на Руси люди изготовляли  народные игрушки. У всех вас есть дома игрушки. Они   сделаны в основном из каких материалов? (ответы детей) Но и наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные игрушки глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них. Который находится в селе Дымково.

- Давным –давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весенней ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть – Дымковскими. (Стихи детей)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своею!

 В  ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

 В ней что-то есть от радуги,

 От капелек росы,

 В ней что-то есть от радости,

Гремящий, как басы!

Деревня Дымково,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

 Голубые дали,

 И село большое

Дымково назвали.

Что за это игрушки? Давайте рассмотрим. (показ слайдов) - Дети рассказывают стихи: «Олень», «Индюк», «Барышня», «Конь».

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

 Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

 Краше всех индюк.

 Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост-

Точно солнечный цветок,

Да алеет гребешок.

 Кони глиняные мчатся...  

Посмотри, как хороша

 Это девица-душа

 Щечки алые горят,

 Удивительный наряд!

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки- не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки,

 Кружочки, клеточки, полоски,

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Что общего у всех этих игрушек? (Они белые)

А знаете ли,С вы почему игрушку с начало покрывают белой краской?

Можно предположить, что белый фон взяли мастера с заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит – вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому их раскрашивали яркими красками, которые особенно хорошо выделялись на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

- Давайте

вспомним о том как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить чтобы игрушка стала нарядной. Она рождается 3 раза. Первый раз – когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается 2 раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенном молоком, и расписывают. Так она рождается в 3 раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них детворой это были свистульки (стихотворение о празднике).

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

 И пошла базаром сказка-

 Родился в веселый час Вятский праздник-« Свистопляска»,

Город весь пустился в пляс!

Дымковские игрушки изготовлялись для старинного праздника «Свистопляска». На этом празднике мастера продавали свои игрушки, а так же они пели и плясали.

Физкультминутка.

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

 Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Начинаем перепляс,

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

А сейчас вам станцуют девочки русский народный танец «Барыня».

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей.

 Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (В печи)

- Теперь мы с вами знаем об игрушках все, и  

Узнали о старинном празднике, но нам осталось самим украсить игрушку, как

Умельцы раньше их делали. Садимся за столы и приступим к работе (Украшаем готовые заготовки).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дымковская игрушка

Слайд 2

Деревня Дымково. Дым идет столбом...

Слайд 3

Олень

Слайд 4

Краше всех индюк...

Слайд 5

Кони глиняные мчатся...

Слайд 6

Посмотри, как хороша Это девица-душа...

Слайд 7

Что общего у этих игрушек?

Слайд 8

Вятка вздрогнула от свиста!

Слайд 9

Пляски, песни...

Слайд 16

Свистульки

Слайд 18

Чаепитие

Слайд 20

Барыни

Слайд 21

Барыня с детишками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

Методическая разработка по изготовлению игрушки из различного вида тканей «Игрушка - шарик»

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 11 - 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка». В технологической карте показывается порядок изготовления игрушек на пр...

Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)

Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....