Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)
план-конспект на тему

Михайлова Эльвира Викторовна

Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_igrushki.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Центр развития творчества детей и юношества"

155800, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Смольная, 32,

тел./факс – (49331) 5-55-23, email – centrrazvitiy@mail.ru 

КОНСПЕКТ

открытого занятия

в объединении «Школа раннего развития»

по программе «Мир вокруг нас»

«В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ИГРУШКИ»

Возраст детей – 5-6 лет.

Составила:

Михайлова Эльвира Викторовна,

педагог дополнительного образования

Кинешма, 2015 год.

Тема занятия: «В каждой избушке свои игрушки»

Цель занятия: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой, привить интерес к народному творчеству.

Задачи:

  • образовательные - дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов, учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.
  • развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества, развивать творческие способности детей, приёмы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение).
  • воспитательные - воспитывать уважение к работе народных мастеров, самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.

ТСО:  музыкальный центр, мультимедийное оборудование, магнитная доска, презентация «В каждой избушке свои игрушки»

Оборудование: современные игрушки (мяч,  кубики, конструктор, кукла и др.), набор деревянных матрёшек; куклы – «скатки», другие игрушки, выполненные в народном стиле (или иллюстрации), косынки двух цветов для детей, силуэты матрёшек для раскрашивания, цветные карандаши, схематичные изображения лиц, отражающие разное настроение, макет ярмарочного лотка.

Занятие проводится в просторном помещении с рабочей и игровой зонами. Продолжительность занятия – 30-35 минут. Возраст детей  - 5-6 лет

План занятия:

  1. Организационный момент. Определение темы занятия. (3 минуты)
  2. Изучение нового материала.Беседа с демонстрацией игрушек, презентации.
  3. Практическая работа. Украшение матрёшек.
  4. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3-4 минуты)

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Определение темы занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня много гостей, давайте мы со всеми поздороваемся. Ну, что ж начнём наше занятие.

Я не буду называть вам его тему, я хочу, чтобы назвали её сами. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(На экране иллюстрации различных игрушек) Дети называют игрушки каждую по отдельности.

Педагог: Ребята, что перед вами?

(Дети обобщают: игрушки)

Педагог: Совершенно верно, вот вы и определили тему нашего занятия: игрушки. Ребят, а какие у вас любимые игрушки? (Опрос детей)

Вот видите, у каждого из вас своя любимая игрушка. Поэтому я предлагаю назвать сегодняшнее занятие «В каждой избушке свои игрушки».

  1. Изучение нового материала.

Педагог: Ребята, а откуда берутся игрушки? (ответы детей)

Из чего делают игрушки? Из каких материалов? Давайте, посмотрим.

(педагог даёт детям различные игрушки: мяч, кубики, куклу и др., дети пытаются определить, из какого материала сделана та или иная игрушка)

Педагог обобщает полученные от детей ответы: Игрушки изготавливают на специальных фабриках, потом они поступают в магазины. Современные игрушки делают из различных материалов: пластмассы, резины, металла, меха и др.

Педагог: А как вы думаете, как создавались игрушки, когда ещё не было ни фабрик по их изготовлению, ни таких материалов, из которых их делают сейчас?

(ответы детей)

Вы сами любите играть в игрушки?  (да)

А в старину дети любили играть? (да)

А вы хотите узнать, какие  игрушки были в давние времена на Руси? (да)

Тогда слушайте! Звучит музыка, на фоне которой педагог рассказывает сказку.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

Так и появилась игрушка-матрёшка. (Слайд на экране)

Педагог показывает детям  набор деревянных  матрёшек.

- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек

- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

- Из чего сделана матрешка? (из дерева)

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,

 Круглолицых и румяных,

 В разноцветных сарафанах

 На столе у нас живут.

 Кто в ней прячется внутри,

Ты открой и посмотри.

 Вот, поставленные в ряд,

 Сёстры-куколки стоят.

 Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

Игровая пауза: - Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"

- Для этого мы сами превратимся в хорошеньких матрёшек.  Выберите для себя косынку. (педагог раздаёт детям косынки двух цветов, таким образом, получаются 2 команды) Давайте разделимся на две команды. У кого зелёный платочек - превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтый - превратятся в желтых матрёшек.

- У меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим, что там? (дети высыпают содержимое из мешочков – это пазл «Матрёшка»)

- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?

(дети работают в команде, для эмоционального настроя желательно использовать музыкальное сопровождение)

Педагог: - И что же получилось у вас, ребята? (матрёшка).

Быстрее справилась команда ….. матрешек! Молодцы!

Понравилось вам играть с матрёшкой?

А ведь это – это не единственная русская игрушка. Мне хочется немного рассказать вам и о других.

Внимание на экран!Звучит русская народная мелодия, на экране изображения русских игрушек (дымковская игрушка, обереги, матрёшка и т.д.)

Издавна славится наша родина, своими делами и  своими мастерами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы (глину, дерево, солому и др.) в удивительные творения.

Иллюстрации на экране

Комментарии педагога

Дымковские игрушки

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Такие игрушки, ребята, изготавливали русские умельцы в селе Дымково, поэтому они называются дымковскими.

Из какого материала они сделаны?

Игрушки из ткани

Посмотрите, ребята, из  чего сделаны эти игрушки? Из ткани.

Игрушки из других материалов

  1. Практическая работа. Украшение матрёшек.

Педагог:  Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Каждый попробует  украсить цветами и узорами свою матрёшку.

(педагог раздаёт детям фигурки матрёшек из картона)

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте посмотрим, во что одета матрёшка. И заодно сделаем небольшую зарядку для наших глазок.

(На экране электронная физкультминутка для глаз – «Матрёшки»)

Что у неё на голове? (косынка)

На туловище? (сарафан)

Чем украшен сарафан? (цветами, узорами)

- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Ну что же, мастера, приступаем к работе!

(Практическая работа 5-7 минут)

- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера. Такие работы можно и на ярмарку отправить! Что такое ярмарка, ребята? (ответы детей)

Ярмарка – это место, где представляются и продаются различные товары. В давние времена ярмарочный день был настоящим праздником для людей. Давайте и мы с вами устроим ярмарку!

Педагог раскрывает стенд с импровизированной ярмаркой, на который дети прикрепляют свои работы.

 Ой, вы, гости дорогие!

 У нас игрушки расписные!

 Рисовали их,  старались,

 На ярмарку собирались!

 Ребята, а давайте подарим  нашим гостям матрёшек  в обмен на  аплодисменты?  (ответы детей)

  1. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ну что же, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали?

(Ответы детей)

А занятие вам понравилось?

У вас на столах лежат картинки, выберите, пожалуйста, одну из них, которая лучше всех отражает ваше настроение по окончанию занятия. (выбор детей)


F:\Эльвира\Методические материалы\Педагогические конкурсы\Городской конкурс ПДО - 2011\К занятию\f_6907174.gifF:\Эльвира\Методические материалы\Педагогические конкурсы\Городской конкурс ПДО - 2011\К занятию\f_6907174.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия «Я приглашаю Вас в свой мир…»

В плане-конспекте представлен материал по проведению занятия для детей 8-9 лет, целью которого является знакомство с керамикой через создание керамического панно «Ваза с цветами» в стиле стимпанк....

Конспект открытого занятия "У каждой семьи свой бюджет"

Занятие "У каждой семьи свой бюджет" проведет в разновозрастной семейной группе детского дома....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА Что? Где? Когда? На тему : "Страницы истории"

Интеллектуальная игра  Что? Где? Когда? На тему: "Страницы истории"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»

Тема:  «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных  навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Хозяйственно-бытовой труд» Тема «Учимся мыть игрушки»

Ход занятия Название упражнения,Частные задачиДеятельность педагогаДеятельностьдетейI. Вводная часть1. Организационный момент (4 мин)1.Круг приветствияЗадача: создания эмоционального настроя и мо...