Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Грекова Анна Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству за 5 класс с элементами ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_5_klass.doc111 КБ
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc477 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вид, форма

контроля

Дата

Примечание (ЕГЭ,  корреционная работа, 

Предметные

Метапредметные

Личностные

проведения

фактическая

Раздел 1. Древние корни народного искусства (9 часов)

 1

 Древние образы в народном искусстве

 1

 знание глубинных смыслов основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни,

умение создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

 Сравнение, сопоставление, анализ декоративных решений традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видение многообразий варьирования трактовок.

 знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

  Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

ЛР:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Практическая работа

2

Декор русской избы

1

понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать

символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы

Нахождение общего и различного в образном строе традиционного жилища разных регионов России.

ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Практическая работа

3-4

Внутренний мир русской избы

2

умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы  с учетом законов линейной перспективы

владение навыками работы акварельными красками, создание эскиза декоративного убранства избы

Раскрытие символического значения, содержательного смысла знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определение и характеристика отдельных деталей декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Нахождение общего и различного в образном строе традиционного жилища разных регионов

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Практическая работа

5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Понимание, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечатьхарактерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Практическая работа

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

умение создавать самостоятельные варианты орнамента  с опорой на народную традицию, владение   величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни)

Анализ и понимание особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. 

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

Практическая работа

7

Народный праздничный костюм. Проект

1

умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков,  создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов

Осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов.

осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа,

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Практическая работа

8

Народный праздничный костюм. Работа над проектом

1

умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков,  создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов

Осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов.

осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа,

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Практическая работа

9

Народные праздничные обряды.Защита проекта

1

умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт

Нахождение общих черт в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства

уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Практическая работа

Устный опрос

        Раздел 2.Связь времен в народном искусстве (9 часов).

10-11

Древние образы  в современных народных  игрушках.

2

умение сравнивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, осуществлять

 собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Размышление, рассуждение об истоках возникновения современной народной игрушки.

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. 

Коммуникативные:

задавать вопросы; 

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь; 

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

Практическая работа

12

Единство формы и декора в игрушках. Матрешка.

1

осваивать приемы росписи объемной формы

Эмоциональное восприятие, выражение своего отношения, давать эстетическую оценку произведениям народных мастеров. 

ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Практическая работа

13

Искусство гжели. Истоки и развитие промысла

1

осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи

Осознавание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. 

понимать значение промысла для отечественной культуры

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Практическая работа

14

Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла

1

иметь представление о видах хохломской росписи, различать их, создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора

Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. 

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Практическая работа

15

Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись.

1

различать и называть характерные особенности мезенской росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику, создавать композицию росписи или ее фрагмент

Значение мезенской росписи в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие.

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К:  умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения,

уважительное отношение к иному мнению.

Практическая работа

16-17

Жостово. роспись по металлу.

2

знание истории развития художественного промысла, выполнение разнообразных форм подносов

Эмоциональное восприятие, выражение своего отношения, эстетическая оценка произведенийжостовского промысла.

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Практическая работа

18

Народные промыслы родного края.

1

различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов

Представление промыслов поисковыми группами

понимать значение промысла для отечественной культуры

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

Практическая работа

Устный опрос

Раздел 3. Декор, человек, общество, время (8 ч.)

19

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. 

усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей

Регулятивные: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Коммуникативные: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

20

Декоративное искусство Древней Греции.

1

выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. 

развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия

Регулятивные:  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий

Познавате5льные: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания

Коммуникативные: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству

Практическая работа

21-22

Греческая вазопись

2

знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. 

знание культуры древних обществ, развитие чувства прекрасного в процессе непосредственной творческой деятельности

определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку

23-24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

2

определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. 

понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Практическая работа

25

Знакомство с искусством Средневековой Европы.

1

знать и различать основные элементы архитектурных стилей средневековья, освоить технику выполнения витража

Размышлять и вести диалогоб особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). 

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

Регулятивные: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Коммуникативные: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

Практическая работа

26

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

1

соотносить образный строй одежды  с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание

Размышлять и вести диалогоб особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). 

овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы

Регулятивные: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку

Практическая работа

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (9 ч.)

27

Современное декоративное выставочное искусство.

1

находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного,  декоративного и изобразительного вида деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности.

формулирование современного понимания красоты

Регулятивные: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

Познавательные: создание художественных образов согласно поставленной цели

Коммуникативные: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством

Практическая работа

28-29

Современное декоративное искусство. Мозаика.

2

Выполнение мозаичного панно

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства,

Овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы

выполнение мозаичного панно при помощи декоративного материала

Регулятивные: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Коммуникативные: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

Практическая работа

30

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

владеть практическими знаниями использования орнамента как декоративного украшения

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства

понимать смысловое значение современного искусства

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера

Коммуникативные: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Практическая работа

31

Декоративное искусство в жизни человека

1

разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы

Выявлять и называтьхарактерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. 

понимать значение современного искусства для отечественной культуры

Регулятивные: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу

Практическая работа

Устный опрос

32-35

Ты сам мастер ДПИ. Работа над проектом.

4

Владеть практическими навыками использования формы, объема, цвета и фактуры в процессе создания декоративных композиций

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

усвоение национальных и  мировых моральных и культурных ценностей

Регулятивные: адекватная оценка собственных творческих способностей

Познавательные: выполнение различных аналитически-творческих заданий

Коммуникативные: использовать в речи новые художественные термины

Практическая работа



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел                                                                                                                       Страница

1 Пояснительная записка               2

2 Общая характеристика учебного предмета               5

3 Место учебного предмета в учебном плане               5

4 Результаты освоения учебного предмета               6        

5 Содержание учебного предмета                9        

6 Тематическое планирование               10

7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    образовательного процесса               12

   

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа составлена на основе общеобразовательного минимума содержания основного общего образования с учетом новых государственных стандартов. Рабочая программа отражает модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ 05.03.2004 №1089;
  • Примерные программы по учебным предметам «Искусство 5-9 классы». Серия «Стандарты нового поколения» - проект. Руководители проекта А.А.Кузнецов, М.В.Рыжаков,  А.М. Кондаков;
  • Примерные программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-9 классов под редакцией Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2010;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях пр.№45 от 12.04.2010г. (Вестник образования №5 за 2011 год)

Рабочая программа ориентирована на пользование учебно-методическим комплектом, который входит в список учебников, утвержденных для использования в образовательном процессе в 2012-2013 учебном году: Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. Н.М.Сокольникова. Обнинск: Титул, 1998.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

  • формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
  • формирование художественно-творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.

В основе – эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строиться на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объеме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ);  обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстрированного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью. Умения по обработке материалов, получаемые на уроках труда, закрепляются в работе по моделированию и конструированию, а навыки в области декоративно-прикладного искусства и технической эстетики находят применение в трудовом обучении. Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью. Самостоятельная работа учащихся получает дальнейшее развитие на кружковых занятиях, в группах продленного дня и на факультативах.

Программа построена на принципах тематической ценности и последовательности развития курса Изобразительного искусства.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.

Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

     

Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство относится к образовательной области «Искусство».  В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета в каждом классе средней школы отводится по 1 ч  в  неделю. Предмет изучается: в 5, 6 и 7 классах — 35 ч в год.

Раздел 4. Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты: 

–  формирование основ художественной культуры обучающихся как части их  общей духовной культуры,  как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Раздел 5. Содержание учебного предмета

ДЕКОРАТИНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве.

Древние образы в современных народных игрушках.

Единство формы и декора в игрушках. Матрешка.

Искусство Гжели. Истоки и развитие промысла.

Золотая хохлома. Истоки и развитие промысла.

Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись.

Жостово. Роспись по металлу.

Народные промыслы родного края.

Декор – человек, общество, время

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта..

Декоративное искусство Древней Греции.

Греческая вазопись.

 О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Знакомство с искусством Средневековой Европы.

Декоративное искусство Западной Европы.Костюм.

Декоративное искусство в современном мире

Современное декоративное выставочное искусство.

Современное декоративное искусство. Мозаика.

Орнамент как основа декоративного украшения.

Декоративное искусство в жизни человека.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Раздел 6. Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Уроки

Практическая работа

Проект

I

Древние корни народного искусства

9

6

3

1

 Древние образы в народном искусстве

1

1

2-3

Декор русской избы

2

2

4

Внутренний мир русской избы

1

1

5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

1

6

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

1

7

Народный праздничный костюм. Проект

1

1

8

Народный праздничный костюм. Работа над проектом

1

1

9

Народные праздничные обряды.Защита проекта

1

1

II

Связь времен в народном искусстве

9

9

10-11

Древние образы  в современных народных глиняных игрушках.

2

2

12

Единство формы и декора в игрушках. Матрешка.

1

1

13

Искусство гжели. Истоки и развитие промысла

1

1

14

Золотая Хохлома. Истоки и развитие промысла

1

1

15

Предметы народных промыслов в повседневной жизни. Мезенская роспись.

1

1

16-17

Жостово. роспись по металлу.

2

2

18

Народные промыслы родного края.

1

1

III

Декор, человек, общество, время

8

8

19

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

1

20

Декоративное искусство Древней Греции.

1

1

21-22

Греческая вазопись

2

2

23-24

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

2

2

25

Знакомство с искусством Средневековой Европы.

1

1

26

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

1

1

IV

Декоративное искусство в современном мире

9

5

4

27

Современное декоративное выставочное искусство.

1

1

28-29

Современное декоративное искусство. Мозаика.

2

2

30

Орнамент как основа декоративного украшения.

1

1

31

Декоративное искусство в жизни человека

1

1

32-35

Ты сам мастер ДПИ. Работа над проектом.

4

4

Итого

35

28

7

Раздел 7. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2013.

Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского

Рабочая тетрадь: «Твоя мастерская»

Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2013 г

Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания):

1. Кашекова И.Э. «Изобразительное искусство». Планируемые рузультаты. Система заданий Москва, «Просвещение»,2013 г,

2. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...