«Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Садыкова Альфия Серкаевна

« ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. Л. Сухомлинский

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, но и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Дети транслируют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, всё то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_risovaniyu.docx46.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДПО

«БАЛАКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫЩЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По образовательной программе профессиональной переподготовки

«Теория и методика преподавания ИЗО, черчения, технологии в общеобразовательном учреждении»

«Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования»

Выполнила:

Садыкова Альфия Серкаевна

Группа:

45 Ч

Балаково 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

  1. Сущность развития творческих способностей детей………………….5
  2. Характеристика нетрадиционных техник рисования, их виды……….8
  3. Влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка….16

ГЛАВА 2.ОПИСАНИЯ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ……………………………………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….23

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..25

ВВЕДЕНИЕ

« ...Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

В. Л. Сухомлинский

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, но и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний. Дети транслируют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, всё то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в своем рисунке. Детские работы поражают нас своей непосредственностью, оригинальностью, эмоциональностью, и своеобразным восприятием. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.

Художественное воспитание детей в современной системе не может быть второстепенным. Изобразительная деятельность – важнейшее средство эстетического воспитания и один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Эффективными средствами для создания выразительных образов в детском рисовании являются нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Необычность материалов позволяет ребенку изучать, пробовать изображать, будит детскую фантазию, развивает творчество.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

Этим обусловлена актуальность темы данной дипломной работы:

«Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования».

Объект исследования: Процесс развития творческих способностей детей.

Предмет исследования: Развитие творческих способностей детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования.

Цель исследования: Раскрыть творческие способности детей посредством освоения нетрадиционных техник рисования.

В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

  1. Определить сущность развития творческих способностей детей.
  2. Рассмотреть характеристику нетрадиционных техник рисования, их виды.
  3. Показать влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка.
  4. Описать практику изучения нетрадиционных техник рисования.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ОСВОЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

1.1Сущность развития творческих способностей детей

При определении сущности способностей психологи долгое время (более 50-ти лет) ссылались на работы Б.М.Теплова. Ученый трактовал способности как индивидуально- психологические способности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

В настоящее время существуют разные подходы к определению способностей. А.Г.Ковалев определяет способность как синтез свойств человеческой личности, отвечающие требованиям деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. По мнению ряда авторов «способности- это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром. [5, с.233].

С.Л.Рубинштейн рассматривает способности как специфические качества личности, необходимые для той или иной деятельности [13, с.89].

К.К.Платонов, отмечал, что успешность в той или иной деятельности зависит от мотивации, и от личностных способностей. Поэтому ученый относил к способностям любые свойства психики, определяющие успех в конкретной деятельности [9].

При всем разнообразии подходов к определению способностей ученые единодушно подчеркивают связь конкретных способностей с конкретными видами деятельности [18, с.4].

Из всех видов способностей наибольший интерес вызывают творческие способности, что связано с их исключительной важностью для достижения значимых результатов в любой сфере жизнедеятельности.

Понятие «творческие способности» тесно связано с понятиями «творчество», «творческая деятельность», «детское творчество». В современной науке существует различные точки зрения на то, что следует понимать под творчеством.

К.Роджерс подразумевал под творчеством процесс «..создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны из уникальности индивида, а с другой- обусловленного материалом, людьми и обстоятельствами жизни [12, с.411].

Более убедительным является такое определение творчеству, которое допускает субъективную новизну и личностную значимость продукта творчества. В.И.Петрушин считает, что творчество имеет субъективную ценность в том случае, если «продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества…». Далее он пишет: «Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества»  [8, с.70].

Большую роль в понимании развития творческих способностей играет утверждение Л.С.Выготского, что творчеством могут заниматься не только лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [3, с.32].

 Исходя из сказанного выше, под творческими способностями следует понимать сочетание индивидуальных особенностей ребенка, определяющие успешность творческой деятельности.

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.

В зарубежной психологии творческие способности  обозначаются термином «креативность». (Э. Фромм, Д. Гилфорд и другие).

Креативность, отмечает Э. Фромм, - это способность  удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

  П.П. Торренс определяет креативность (творческие способности), как естественный процесс, который порождается сильной  потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукт.

Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа.

Творческая мотивация- побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.

Таким образом, творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Развитие творческих способностей - это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

1.2 Характеристика нетрадиционных техник рисования, их виды

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Рисование -  это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.

Кроме обычных традиционных способов рисования особое место в развитие творческих (креативных) способностей у детей являются нетрадиционные техники рисования, так как само применение таких способов является для детей наглядным примером использования неожиданных, необычных  способов  использования привычных предметов (круп, семян, злаков, свечек, мыла, пробок, поролона, пенопласта, мятой, рваной бумаги, пластилина) и приемов рисования (пальчиками, ладошкой, оттисками), соединения различных способов  рисования (красками и мелками, красками и свечкой), оттисков частей тела, всей фигуры, пробкой, поролоном, бумагой, использование трафаретов.

Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей детей, не ставя их в рамки «образца и показа» приёмов рисования и их последовательности; не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, даёт им возможность реализации своего творческого потенциала.

Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike-искусная и techne- искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятие техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера- передачу вещественности предметов [19, с.26].

Термин нетрадиционный можно рассмотреть как - не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский [1].

Нетрадиционные техники рисования - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе [4].

Рисование нетрадиционными материалами даёт самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые, положительные эмоции. Эмоции, как известно,- это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, индивидуальность.

Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.

Виды нетрадиционных техник достаточно разнообразны, и в каждой технике ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Под руководством заслуженного педагога Р. Г. Казаковой в настоящее время освоено и изучено более 30 различных нетрадиционных техник:

1. Тычок жесткой полусухой кистью.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками.  

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок окрашивает гуашью всю ладонь при помощи кисточки и делает отпечаток на бумаге, дорисовывает недостающие детали.  Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Рисование печатками.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Печатание валиком интересно и привлекает своей масштабностью, раз, два прокатил и лист затонирован, или готов узор. Вместо валика можно использовать кукурузный початок, трубку от картона, консервную банку или скалку. Следует наклеить сверху инструмента фигурки из картона или бечевки, а когда клей высохнет, нанести краску кисточкой. Инструмент следует прокатить по поверхности листа, держа за ручку.

5. Оттиск смятой бумагой.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

6. Печать по трафарету.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафареты.

7. Отпечатки листьев.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

8. Скатывание бумаги.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

9. Восковые мелки и акварель.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенными.

10. Монотипия предметная.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

11. Монотипия пейзажная.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

12. Черно- белый граттаж (грунтованный лист).

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь (гуашь) с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

13. Кляксография обычная.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластикой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.

14. Раздувание краски.

Несколько похожая на кляксографию.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

15. Ниткография.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом: ребенок опускает нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладывает нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрывает чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

16. Набрызг.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

17. Рисование мыльными пузырями.

Способ получения изображения: ребенок опускает трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и дует так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасает к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

18. Рисование с солью.

Способ получения изображения: нарисованный краской рисунок посыпается солью, которая пропитывается краской, и после высыхания получается необычная структура, эффект зернистости придаёт объёмность изображению.

19. Тиснение.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем пол рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. Затем рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

20. Рисование на мятой бумаге.

Способ получения изображения: чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной - это называется эффект мозаики.

21. Рисование пластилином.

Способ получения изображения: на плотный лист бумаги или картона нанести карандашом контур. Рисовать по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно.

22. Клеевая техника (витраж).

Способ получения изображения: ребенок простым карандашом наносит на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно  клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

23. Рисование «по сырому.

Способ получения изображения: ребенок при помощи влажной губки промакивает лист бумаги.  Затем рисует изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

24. Техника «Смывание».

Способ получения изображения: ребенок должен нарисовать  изображение гуашью, смешивая, цвета с белой гуашью или покрыть ею после высыхания. После высыхания некоторые участки или полностью рисунок покрыть тушью. Дать высохнуть. Ополоснуть бумагу водой, перемещая лист и регулируя количество смываемой краски так, чтобы она смылась не полностью.

25. «Знакомая форма - новый образ».

Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что- то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

26. Проступающий рисунок. 

Это смешанная техника сочетает рисование разными материалами.

Способ получения изображения: задуманный рисунок выполняется восковыми карандашами (мелками, свечкой, мылом) на бумаге, затем при помощи кисти наносятся акварельные краски. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение - рисунок как бы проступает, проявляется [6].

Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединять с любой другой техникой рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времен, отведенного на выполнение задания.

Следует отметить что, рисование нетрадиционными техниками не требует от ребенка специальных навыков, является доступным для любого ребенка, может использоваться в коллективной работе. У детей появляются навыки культуры общения, улучшаются отношения со сверстниками, формируются правила поведения в коллективе.

1.3. Влияние нетрадиционных техник рисование на развитие ребенка

Занятия изобразительной деятельностью - это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития. Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.

Н. П. Сакулина  говорила, что «…нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения»,     т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования. Ведь, как известно, всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться [14].

Для развития творческих способностей, воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике начально-художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. К тому же при использовании различных материалов

можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Они требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть). Работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы детей.

Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. Как доказывают современные исследования: нетрадиционные техники   изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, они становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что всё получится, и что получится красиво.

Далее в логике нашего исследования рассмотрим несколько описаний практики изучения нетрадиционных техник рисования.


2. ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

В этом параграфе представим описания таких нетрадиционных техник рисования, как пуантилизм и граттаж.

1. Пуантилизм или рисование ватными палочками.

Пуантилизм - это направление в живописи, когда все богатство палитры красок передается чистыми, несмешанными красками. Таким образом, чтоб создать картину, требуется нанести множество точек - мазков основными цветами краски. Отсюда и название техники нанесения рисунка - пуантилизм, от французского слова pointel - писать точками.

 Автор этого метода, французский живописец Жордж-Пьер Сёр, использовал новые в то время научные теории о смешении цветов на сетчатке нашего глаза. Его предположение, что использование чистых цветов для создания и передачи полутонов и цветовых оттенков даст более красочное, "живое" изображение, подтвердилось в полной мере. В наше время художники, наследующие и развивающие его метод, уже не придерживаются столь строго канонических требований. Они экспериментируют с формой кисти, размером и частотой нанесения точечных элементов, смешением различных стилей. Продажа картин напрямую зависит от яркости, колоритности и даже необычности воспроизведенного на полотне образа.

Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства. В зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть до фанатизма детальными или небрежно - расплывчатыми. Пуантилизм в чем-то перекликается с техникой мозаики, орнамента, декоративной вышивки и ткачества.

Техника «пуантилизм» напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самый традиционный натюрморт может превратиться в увлекательную работу, если применяется на основе нетрадиционных материалов и техник.

Для детей техника пуантилизма очень удобна. При рисовании можно пользоваться шаблоном, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета при помощи ватных палочек. Можно, наоборот, рисовать только цветные контуры предметов с помощью точек. Интересно дополнять точками готовые рисунки, к примеру, именно так дети рисуют гуашью снег или дождь поверх готового акварельного рисунка.  С детьми можно попытаться воспроизводить в данной технике мозаичные картинки. Сначала собирать картинку из мозаики, а потом рисовать ее на листе, сверяя правильность рисунка.

Кроме того, в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход цветные маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелевые ручки [10].

Презентация мастер- класса на тему «Букет незабудок» в технике пуантилизм описывается в Приложении А.

2. Граттаж.

Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.

Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж,  интересна всем  детям, независимо от возраста, разница лишь в том, что малышам готовят исходный материал, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста- всего три этапа.

Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе - вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. 

 1 этап: грунтовка листа воском. Обычно используют плотную бумагу, закрашивают цветными красками гуаши или заштриховывают толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком. После того как высохнет краска, поверхность бумаги нужно затереть свечкой (воском).

2 этап: затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши или черной гуаши с добавлением жидкого мыла. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: острым предметом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов [11].

Мастер- класс в технике граттаж «Северное сияние» представлена в Приложении Б.

Также можно посмотреть рисунок в технике «Витраж» при помощи гуаши в Приложении В. Рисунок «Дерево проснулось » в технике «Выдувание» представлена в Приложении Г. Работу «Весенний букет» с использованием таких техник, как рисунок «по сырому» (фон), рисованием указательным пальцем (тюльпаны), тычок жесткой сухой кистью (ветки мимозы) можно посмотреть в Приложении Д.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно предположить, что занимаясь изобразительным искусством нетрадиционными техниками, дети смогут не только овладеть практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществить свои творческие замыслы, но и расширить кругозор, приобрести способность находить красоту в обыденном, развить зрительную память и воображение, приучается анализировать и творчески мыслить. Они приобретут опыт эстетического восприятия. Создавая каждый раз что-то новое, оригинальное, они смогут проявить фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно найти средства для его воплощения. Рисунки станут интереснее, содержательнее. Дети приобретут уверенность в себе и смогут почувствовать себя маленькими художниками.

Ведь руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. У детей увлечение рисованием, к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы.

Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще. Художник в широком смысле слова – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы и искусства. И задача взрослых – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] URL:http://www.вокабула.рф/словари/бтс/нетрадиционный.

2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск, Издательство: НГПИ (Новосибирский государственный педагогический институт), 1993, 62 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.1994.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. //Ребенок в детском саду.-2005.-№1.

5. Дубровина И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е, Данилова, А.М. Прихожан.-М.:1999.

6. Казакова Р.Г, Сайганова Т.И, Седова Е.М, Слепцова В.Ю, Смагина Т.В. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под редакцией Р,Г. Казаковой- М.:ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (Серия «Вместе с детьми»).

7. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Учебное пособие (Т.С. Комарова)-М.: Педагогическое общество России. 2005.- 176с.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психология.-М.: Академический проект, 2006.

9. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.

10. Пуантилизм в творчестве детей [Электронный ресурс] URL:http//magazinhudozhnik.ru/poleznye-sovety/puantilizm_v_tvorchestve_detej

 11. Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования (граттаж) [Электронный ресурс] URL:http//www.dohcolonoc.ru/

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становления человека.-М.:1994.

13. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.М;1973.

14. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение.- 1965. 213с. –Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей.- Спб.: Питер, 2014.

15. Страна Мастеров- сайт декоративно- прикладного творчества для детей [Электронный ресурс] URL:http//stranamasterov.ru

16. Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. М.:Педагогика, 1985.

17. Учебное пособие «Нетрадиционные техники рисования» [Электронный ресурс] URL:http//cdt.far-north.ru/

18. Чумакова С.П. Развитие творческих способностей младших школьников: Методические рекомендации С.П. Чумакова.- Могилев: МГХ им. А.А. Кулешова, 2005.-32 с.

19. Шайдурова Н.В. Методика обучению рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст]/Н.В. Шайдурова- М.:ТЦ Сфера, 2008.-160 с.