Красота осеннего пейзажа. Наш вернисаж.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Кротова Наталья Викторовна

Урок изобразительного искусства в 6 классе. Знакомство с пейзажной живописью русских художников XIX века; освоение технических приемов изображения пейзажа, правил воздушной перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_6_klass.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок изобразительного искусства в 6 классе

Урок № 3

Дата:

Тема урока: «Красота осеннего пейзажа. Наш вернисаж».

Цель урока: Научить всех учащихся выполнять этюд осеннего пейзажа, работая в группе.

Задачи урока:

Образовательный аспект: 

- изучение правил композиции, свойств линейной и воздушной перспективы в пейзаже, законов теплохолодности;

- формирование графических умений и навыков владения различными изобразительными приемами работы гуашью;  

- формирование навыков работы над этюдом на примере осеннего пейзажа;

Развивающий аспект: 

- активизация зрительной памяти, творческого воображения и фантазии;

- развитие художественно-образного и композиционного мышления;

- развитие художественного вкуса;

- формирование  навыков информационно-коммуникационной компетентности (умение работать с интерактивной доской);

Воспитательный аспект:

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;

- формирование в каждом ребенке способности сопереживания, видения красоты и многообразия проявлений эстетических моментов в природе и окружающей действительности, понимание поэтики пейзажа как жанра искусства;

- формирование мотивации в творческой самореализации;

- формирование  навыков коммуникативной компетентности (умение работать в группах).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации учебной деятельности: групповая

Используемые технологии:        игровая технология, КСО, ИКТ.

Оборудование: 

- репродукции осенних пейзажей ,  открытки со стихами о зиме С.Есенина, Б. Окуджавы, А. Плещеева, Б. Пастернака, И.Никитина;

- интерактивная доска, проектор, слайды;

- проигрыватель CD-дисков формата МР 3, записи произведений П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года»;

- выставочная зона «Наш вернисаж».

Раздаточный материал:

- бумага синяя тонированная формата А 2, карандаш, ластик, палитра, краски гуашевые, кисти, губка, банка для воды.

Ход урока

  1. Организационный этап

До начала урока:

- проверка готовности к уроку (проверка наличия на столах принадлежностей);

- деление на группы (четыре группы по 3 ученика).

На уроке:

1.1 Приветствие учителя.

Мои юные коллеги, я рада приветствовать вас на уроке изобразительного искусства. А это значит, что мы с вами художники и нам предстоит насыщенная творческая работа, к которой надо очень серьезно подготовиться.

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Эвристическая беседа:

- Унылая пора,

Очей очарованье…

- А вы знаете, что осень была любимым временем года А. С. Пушкина

- А вы любите осень?

- За что?

- Я хочу вам сообщить, что осень вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание выдающихся произведений.

В начале урока прозвучала замечательная мелодия Петра Ильича Чайковского «Сентябрь» из цикла «Времена года».

Кто-то сейчас сможет вспомнить стихотворение об осени?

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко - желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

( А. Твардовский)

Александр Сергеевич Пушкин

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

На доске – репродукции картин об осени. Кто мне подскажет, в каком жанре они написаны?

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока:

- осенний пейзаж,

- красота осеннего пейзажа.

А сейчас мы вместе попробуем сформулировать, чем мы будем заниматься на уроке:

- рисовать осенний пейзаж.

А почему мы разделились на группы?

- будем выполнять коллективную работу.

А вы знакомы с секретами работы над пейзажем?

- да.

И можете мне их сейчас перечислить?

- …

А поэтому что нужно предварительно сделать?

- познакомиться с секретами.

  1. Этап усвоения новых знаний

Я раскрою семь секретов, которые помогут вам сегодня справиться с работой на уроке.

Секрет первый. Коллективное творчество 

«Только совместная и слаженная работа поможет вам получить хороший результат».  (Слайд № 1)

Секрет второй. Магия пейзажа.

- Итак, что же такое пейзаж?

- Один из самых популярных жанров изобразительного искусства, передающий красоту природы.

  Демонстрируются наглядные пособия с изображением картин русских художников – пейзажистов.

- Художники, которые писали пейзажи: И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. Васильев, и многие другие  – признанные мастера лирического пейзажа. Они стремились передать всю красоту окружающей нас природы: бескрайние просторы полей, синие морские дали, зеленый шум леса, горные хребты и бегущие вдаль реки - это все, окружающий нас мир, глазами художника.

(Слайд № 2)

- А теперь давайте поиграем.

Послушайте, какие строки посвятил осени    Иван Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Какой пейзаж созвучен с этими стихами?

(а теперь проверим себя).

Осень

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

(А. Плещеев)

А с этими стихами какой пейзаж созвучен?

(проверим).

                                 

К какому пейзажу подходит четверостишие Сергея Есенина?

Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

            (проверим).

А теперь …

Осень ранняя

Осень ранняя.

Падают листья.

Осторожно ступайте в траву.

Каждый лист – это мордочка лисья…

Вот земля на которой живу.

С каким пейзажем ассоциируются стихи Булата Окуджавы?

Борис Пастернак

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера. 

Ребята активно подбирают репродукции, выставленные на доске к каждому стихотворному отрывку  (прикрепляются четверостишья). (Слайд № 3)

Секрет третий. Загадки цвета

- Посмотрите, какие удивительные цвета имеет осень!

Давайте поговорим о цветовой гамме картин. На доске мы видим 16 –и цветовой круг. Половина цветов относятся к холодной гамме цвета.

- Ребята, скажите, почему эти цвета мы относим к холодным?

- Потому, что синие, фиолетовые, голубые оттенки цвета у нас ассоциируются с водой, снегом, небом (ощущение холода).

- А теплые цвета что напоминают нам?

- Это конечно же солнце, огонь, цыпленок, одуванчик и тд.

На цветовом круге мы отмечаем эти цвета.

- А какая гамма цветов, теплая или холодная преимущественно видна в осенних пейзажах?

- Осенним пейзажам свойственна, преимущественно теплая гамма или колорит (преобладание определенных цветов на картине).

- Но, несмотря на  то, что это осень, не забываем о наличии холодных  цветов: небо, водная гладь, тени имеют холодные оттенки цвета.

(Слайд № 4)

Секрет четвертый. Чудеса перспективы

- Ребята, а почему на всех картинах предметы и объекты изображаются разных  размеров и форм?

- Потому, что происходит перспективное сокращение.

- Кажущееся, мнимое изменение размера, формы и цвета  предметов на расстоянии, при удалении от зрителя.

- Давайте с вами попробуем разместить отдельные части пейзажа в пространстве листа.

Учащимся предлагается поиграть в игру: «Собери пейзаж»

На экране доски изображено  поле и небо. Отдельно находятся изображения элементов пейзажа: деревья, кустарники, облака и др., разного размера. Необходимо распределить объекты пейзажа в пространстве листа, так, чтобы читалось перспективное сокращение, и рисунок смотрелся  правильно и красиво.

В завершении задания мы делаем вывод о том, что ближние предметы мы рисуем крупнее и располагаем ниже на листе, а дальние становятся мельче, и их располагаем выше. (Слайд № 5)

- А теперь, когда мы с вами поговорили о построение пейзажа о перспективе и теплохолодности, посмотрите, что мы должны будем с вами сделать: вспомнить осенние прогулки по осеннему парку, городу или сельской местности, представить всю красоту удивительной осенней природы и попробовать ее изобразить.

Секрет пятый. Этапы выполнения этюда.

  Вы рисуете этюд, а это кратковременная зарисовка, за 7 - 8 минут.

   Перед вами лист тонированного картона.

1) На картоне выполняете быстрый набросок карандашом той природы, которую вы захотите изобразить, (демонстрируется карандашный набросок).

2) Гуашевыми красками прорисовываем деревья, дома, речку, небо и т.д. (демонстрируется готовый этюд).

(Слайд № 6)

     Секрет шестой. Техника выполнения пейзажа.

 Демонстрация использования кисти,  губки, для нанесения краски на  работу  (на планшете изображается дерево, мелкие детали рисуем кистью). (Слайд № 7)

- Настроиться на лирический лад вам поможет видеофильм с картинами осени под музыку А. Вивальди

Итак,

- Как вы уже поняли, ваша задача выполнить коллективную работу.

Каждая команда выполнит свою неповторимую картину золотой осени. А в конце урока мы создадим целый вернисаж. Ребята, вы должны придумать сюжет – что именно вы будите рисовать, распределить обязанности - каждый из вас делает тот элемент, который больше всего у него получается, и можно приступать  к работе.

  1. Этап закрепления знаний

Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыка А. Вивальди и П. И. Чайковского «Времена года». Музыка помогает детям настроиться на лирический лад, активизирует воображение и фантазию.

В ходе урока даются советы по ведению работы, комментарии удачных и не удачных моментов  рисунка.

  1. Этап подведения итогов

Выставка  работ учащихся.

 - Таким образом, вы сегодня выступили в роли художников – пейзажистов и выполнили коллективные этюды осенней природы.

- Ребята, дайте название своей картине, представленной  на мольберте, расскажите о своей работе.

- У нас с вами получился настоящий вернисаж картин.

Вам удалось передать всю красоту и неповторимость осеннего пейзажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией "Музыкальная палитра осеннего пейзажа"

Музыкально – образная педагогика на уроке музыке....

Красота осеннего пейзажа

Разработка урока изобразительного искусства...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

МАСТЕР КЛАСС.ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558822","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3558829","at...

Красота русского пейзажа-презентация

« В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не для каждого и дажене каждому художнику видна»...

Осенний пейзаж в творчестве композиторов, художников, поэтов

Конспект урока в 4 классе по программе "Музыка" Сергеевой, Критской....

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...