СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему

Представлена 2 глава (практическая часть) выпускной аттестационной работы по теме «Отражение мира русской волшебной сказки в декоративно-прикладном искусстве (на занятиях изобразительным искусством в основной школе)» выполнена на факультете профессиональной переподготовки педагогических кадров МОСКОВСКОГО ИНСТИТУТА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Полезна для понимания учителями изобразительного искусства включения детей в собственное переживание- проживание художественного образа,  одушевления детьми природы, целостно отраженной в фольклоре и произведениях народного искусства через образы, знаки, символы умелыми мастерами (в противном случае представления воспринимающего искусство окажутся без-Образными, т.е. безобрАзными). Огромный потенциал для развития человечности и доброты в ребенке имеется в притчах и сказках, переживая которые он вместе с героем приобретает нравственные качества и раскрывает свой творческий потенциал. Главное – он формирует отношение к себе, к другим, к культуре и искусству, к окружающему миру, к деятельности. Представлен большой практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnye_obrazy_v_detskoy_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx825.51 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В ДЕТСКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

«Лучший способ сделать детей хорошими

 — это сделать их счастливыми»

Оскар Уайльд.

Я считаю, что мир вокруг мы воспринимаем через призму своего отношения и опыта: для одного мир – красивый, радостный, счастливый, для другого – безобразный и жестокий, но он – один, и в этом истина. Каков ты, таков и мир вокруг. Наблюдай красивое, делай доброе и стремись к истине - тогда окружающий мир будет радовать тебя и поддерживать. Мир нужно любить, и он ответит тем же. Каждый из нас ответственен за мир вокруг, но прежде всего за свой внутренний мир. Научиться управлять своими чувствами и эмоциями, сдерживать свои мысли - это огромная работа. Мне очень понравилось представление Сократом человека в виде колесницы (эмоции - это кони, колесница - это тело, а возничий - это разум). Мы отличаемся от животных тем, что имеем разум, а значит важно не навязывать своего мнения, а подвести ребят к собственным открытиям, дать им свободу выбора, творчества. Считаю, что художник - это волшебник, который сам создает художественный образ и способен менять мир вокруг. 

Работу учителя не видно простым взглядом, ее мы увидим через много лет, когда частица нашей души заговорит в уже взрослых к тому времени людях. Для меня главное - видеть не столько ученика, сколько человека, формировать такие важные ценности и смыслы как: любовь к матери, семье, уважение к людям, благодарность, честность, творческий труд. Но главное - видеть радость в глазах ребенка, хотя это и не всегда получается. 

                       2.1.Аленький (волшебный) цветок.

        Урок «Аленький (волшебный ) цветок» был проведен во 2 «А» классе. В классе 23 ученика 7-8 лет.

Ведущая деятельность этого возрастного периода - учебно-познавательная. Преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера психики. Младший школьный возраст отличается следующими новообразованиями: произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, элементы рефлексии, что и было учтено мною при планировании урока.

 Дети занимаются изобразительным искусством 2-ой год, класс сильный, много творческих детей, хорошо подготовленных к восприятию предлагаемого материала, проявляющих интерес к предмету. В классе комфортная психологическая обстановка.

       Тема года по программе «Изобразительное искусство» (Школа Б.М.Неменского)  "Искусство и ты», тема четверти: «Реальность и фантазия»,                                                                                                                 тема урока: «Изображение и фантазия» (25). Урок продолжает цикл уроков  I четверти. На предыдущем уроке дети учились всматриваться в реальный мир, не только смотреть, но и видеть. Этот урок знакомит учащихся с ролью фантазии в жизни человека, образами русских волшебных сказок – травами и цветами. Основная цель, которую перед собой поставила, – подвести учащихся к пониманию значимости природы в жизни человека, целебной роли растений, а также того, что каждое растение имеет свое предназначение, каждый цветок имеет душу; через знакомство с рассказом «Цвет папоротника» (Приложение 1) показать, что над растением появляется свечение — «когда появляется цвет», а не цветок (древние так и говорили: «Цвет папоротника», т.е.  над местом появления будущего плода любого растения появилось свечение, а значит у растений тоже есть душа); доказать, что волшебство существует не только в русских сказках, а открывается тем, кто в него верит.

         Цель урока, поставленная перед учащимися:

  создать образ волшебных трав (аленького цветочка) по мотивам

хохломской росписи.

Цель рока, поставленная перед собой:

  • Научить детей восхищаться красотой родной природы и творчеством народных мастеров, развить потребность в общении с русской волшебной сказкой, развить их эмоциональную сферу, фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа.
  •  Научить  слушать и слышать, смотреть и видеть,  наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и волшебном.
  • Показать принципы работы гуашью для создания образов волшебных трав и аленького цветочка.

Содержанием учебного материала является: знакомство с  миром русской волшебной сказки как основы формирования способности к развитию зрительных представлений, образами волшебных трав и цветов, а также простейшими элементами хохломской росписи с целью создания нового художественного образа. Основная идея урока в развитии духовной и эмоциональной сферы ребенка через одушевление природы, осознание ее роли как помощника человека как в мире сказки, так и в реальной жизни.

Развитие художественного вкуса детей осуществлялось путем демонстрации репродукций работ художников И. Шишкина, Н.Рериха, Ю.Камышного и др., а также работ хохломских мастеров. Развитие воображения и фантазии осуществлялось путем создания учащимися своего образа аленького цветочка и волшебных трав.

В ходе урока использовались следующие методы обучения и формы познавательной деятельности ученика: игра на внимание; создание проблемной ситуации при актуализации метода диалога. Например, детям задается вопрос, на который нет ответа:

- Цветет ли папоротник? (Цветок папоротника наделён магическим свойством. По древнему поверью славян, сорвавший цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу обретет счастье, сможет понимать язык животных. Но на самом деле растения эти никогда не цветут, поэтому магического цветка папоротника просто не бывает в природе).

-Существует ли аленький цветочек? (Аленький цветочек есть в сказках.., он же волшебный, даже если мы его не увидим, мы можем его вообразить, придумать…).

        На уроке используется  беседа, демонстрация презентации «Волшебные цветы и травы» и обсуждение ее содержания, показ  приемов работы – элементов хохломской росписи, выполнение упражнений по рисованию

элементов росписи: «осочек»; «травинок»; «капелек»;  «усиков; «завитков»; «кустиков»; «ягодок». Ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисовали печаткой-тычком (ушные палочки); ягоды крыжовника, клубнички - кистью.

Затем предложила закрыть глаза и представить образ аленького цветочка: «И вдруг видит купец, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать… И возговорил купец голосом радостным: «Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая». Представьте, какой цветочек и травы вы нашли в лесу, какой будете рисовать.

Главным этапом урока стало выполнение практического задания. Практическая работа почти не требовала  индивидуальной помощи учителя. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу. Это и наиболее успешный этап урока, который помог выявить творческие способности каждого ребенка.

Успешность достижения цели урока была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и учащихся, увлеченностью учащихся содержанием учебного материала. Ребята быстро включились в урок, с интересом смотрели презентацию и активно отвечали на вопросы, подобрали очень красивые слова об аленьком цветочке – божественный, чудесный, ласковый…

Поставленные задачи мною были выполнены. Урок достиг цели. Итог подвели, результаты увидели, они понравились всем – улыбки радостные, все чему-то да научились. Детские работы выполнены успешно. Понравилось рисовать на темном фоне, делать тычки, рисовать цветы. Очень понравилась всем работа Хаустовой Инолы, цветок действительно получился волшебный, даже про душу растений вспомнили и стихотворение Степана Щипачева «Себя не видят синие просторы...», где есть удивительные строки: 
«И сладко знать, идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой:
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается собой».
 C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Изображение и фантазия 2 класс Плотникова\SAM_4282.JPG

Учащиеся с восхищением наблюдали образы родной природы, их отражение в живописи и декоративно-прикладном искусстве, с интересом работали над созданием новых художественных образов. Однако не все полностью продумали композицию, увлеклись тычками. У некоторых получилось мало травки, многие забыли про листочки.

На уроке сложилась атмосфера сотрудничества. На итоговом этапе учащиеся развивали умение оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и одноклассников. В итоге в классе была организована выставка работ учащихся (Приложение 2).

2.2. Образ вещей птицыФайл:Gamaun.jpg

Вещей птицей в славянской мифологии  была мать богов Гамаю́н, поющая людям божественные песни, подающая надежду, предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен.

« Как у реченьки                                                                         В. М. Васнецов

быстрой Смородины,                                 «Гамаюн, птица вещая»,1895 г.
У бел-горюч камня Алатыря,                                        

Во зеленом садочке на яблоне                                

Гамаюн-птица присаживалась.                                                               

(Песни птицы Гамаюн )

Священные птицы были берегинями.  Это были птицы с женским лицом: сладкозвучная Сирин - темная сила, птица печали, посланница подземного мира; чудесная Алконост – птица радости, райская птица; возрождающаяся из пепла птица Феникс; Стратим – мать всем птицам; Жар-птица,  девушки-лебеди (лебёдушки) (7).

Образ птицы в славянской мифологии связан с мечтой о небе (65). Наши предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад — «ирий». Там произрастает мировое древо, на вершине которого обитают удивительные птицы. Птицы также часто служили посредниками между землей и могущественными небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека.

… «Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их как загадочных существ, наделённых магическими способностями, умеющих предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.  C:\диплом\Плотникова МИОО пед.практика\разное\городец\SAM_5032.JPG

Образ птицы очень любим учащимися – это образ мечты, фантазии, вдохновения, свободы, надежды, полета. В этом году несколько уроков было связано с созданием образа сказочной птицы.

В  3 «Б» классе был проведен урок по программе «Изобразительное искусство» (школа Б.М.Неменского) в соответствии с темой года «Искусство вокруг нас», темой четверти «Искусство в твоем доме» (24).

В классе 27 учащихся 8-9 лет.

Ведущая деятельность этого возрастного периода - учебно-познавательная, что и было учтено мною при планировании урока.

 Дети занимаются изобразительным искусством 3-й год, класс слабый, сложно настраивается на урок, но в классе много творческих детей, проявляющих интерес к предмету.  В классе комфортная психологическая обстановка, но есть три очень сложных, эмоционально нестабильных ученика, требующих постоянного внимания.

Тема урока: «Посуда у тебя дома». Урок продолжил цикл уроков  I четверти «Искусство в твоем доме». Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием говорят о том, что украшает их дом. На предыдущем уроке дети украшали игрушки. Т.к. тема четверти связана с изучением  красоты предметов быта, то я поставила перед собой цель – не только создать сказочный образ птицы, а украсить братину, показать красоту декора, созданного мастерами Хохломы. Предварительно рассказала о том, что народные мастера, восторгаясь природой, ее мудростью и гармонией, украшали испокон веков своё жилище, предметы быта. Считаю, что изначально не совсем правильно поставила цель, но посчитала, что создать образ посуды и украсить его ребята не успеют за урок.

Обозначила цель урока для учащихся:

выбрать образ братины и украсить ее по мотивам хохломской росписи так, чтобы получился образ сказочной птицы.

        Цель урока, поставленная перед собой:

  •              Научить учеников понимать значение работы Братьев-Мастеров в жизни человека, в т.ч. декора, восхищаться красотой родной природы и ее красотой ее отражения в творчестве мастеров народных промыслов, осознать потребность в общении с русской волшебной сказкой и природой, развивать эмоциональную сферу детей, развивать их фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа.
  •  Научить слушать и слышать, смотреть и видеть,  наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и сказочном.
  •  Развивать навыки работы гуашью для создания образа волшебной птицы, прилетевшей к людям на трапезу и превратившейся  в удивительную обеденную утварь – братину, и украсить ее по мотивам  хохломской росписи.

Идеей урока было привлечь внимание учеников к русским традициям, соборности русского народа на пирах, специального конструирования и росписи посуды так, чтобы создавалось впечатление, что на столы  присела стая сказочных птиц, а также показать удивительную красоту одного из народных промыслов – Золотой Хохломы. Основная идея урока в развитии духовной и эмоциональной сферы детей через приобщение к красоте природы и искусства, осознание ее роли в реальной жизни.

В ходе урока использовались следующие методы обучения: создание проблемной ситуации,  беседа, в которой обсуждали варианты эскизов посуды для свадебного пира, выбрали образ птицы, т.к. птица – символ счастливой семейной жизни, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ  приемов работы – элементов хохломской росписи, выполнение практической работы учащимися, рефлексия и выставка работ учащихся.

В ходе практической работы нескольким учащимся потребовалась помощь учителя, возникли сложности в композиционном построении узора, т.к. форма посуды оказалась достаточно сложной.

Развитие художественного вкуса учеников осуществлялось путем демонстрации разнообразной посуды, а также высокохудожественных произведений хохломских мастеров – ковшей и братин. Удивительно, но дети подсказали, что братиной в настоящее время называется хоккейный кубок (и здесь мы проговорили важность командного духа для достижения победы).

Развитие воображения и фантазии осуществлялось путем создания учащимися своего узора для украшения братины-птицы. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, но несколько учащихся испытывали затруднения в композиционном решении, пришлось оказать индивидуальную поддержку, а также травка у части детей получалась не насыщенной. Наиболее успешным этапом урока я считаю практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка.

Успешность достижения цели урока была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и учащихся, увлеченностью учащихся содержанием учебного материала. Ребята были активны, с интересом смотрели презентацию, работали собранно.

Поставленные задачи мною были выполнены, но не в полном объеме. Итог подвели, результаты увидели, они понравились всем – улыбки радостные, но не все учащиеся сумели справиться с заданием в полном объеме, не в полной мере заполнили пространство, предназначенное для украшения. Зато учащиеся с интересом познакомились с хохломской посудой - это ковши и братины, многие никогда не видели такой красивой посуды, поэтому с удовольствием работали над украшением ее имитации.

        На уроке сложилась атмосфера сотрудничества между учениками и учителем. На итоговом этапе учащиеся сумели объективно оценить результаты художественно-творческой деятельности одноклассников, выполнивших наиболее интересные работы. Но уборку рабочих мест пришлось провести уже после звонка. После урока посетили выставочный зал «Лейта», где рассмотрели высокохудожественные изделия хохломских мастеров.  После урока  была организована выставка работ учащихся в рекреации школы (Приложение 3).

C:\диплом\Плотникова МИОО пед.практика\Посуда в твоем доме\фото\SAM_4430.JPGC:\диплом\Плотникова МИОО пед.практика\Посуда в твоем доме\фото\SAM_4424.JPG

В 5 «А» классе в рамках  темы четверти «Связь времен в народном искусстве» изображали сказочных птиц  с помощью приемов гжельской росписи. Ребята сочинили дома сказки про волшебных птиц (Приложение 4), и всем хотелось рассказать свою сказку.

 К Пасхе я сама внутренне созрела для проведения более глубокого урока, решила провести урок по росписи пасхальных яиц в 5 «А» классе, но украсить их образом Жар-птицы, причем предложив ребятам самим создать ее образ, выбрать цвет. Дома ребята искали описания образов Жар-птицы в русских волшебных сказках, урок получился очень интересным, а я получила результат, которого не ожидала – увидела, что ребята  стали воспринимать затруднения как ступеньку в развитии, попытались ухватить Жар-птицу за хвост и обрести вдохновение.

Я поняла, что сама поднялась как учитель на следующую ступеньку, сумела осознать сама и донести до понимания учащихся того, что поместив в сердце перо Жар-птицы, человек начинает сам светить людям. Свет божественного сияния, окружающий Птицу, ложится и на человека, наделяя его тем, чего он больше всего хочет в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.         И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам несет на себе отблеск волшебного света. А помог в этом анализ стихотворения Татьяны Алферовой

«Играет нежная свирель,

И замирает в восхищенье

Жемчужина России – Гжель,

Где поселилось вдохновенье.

Здесь каждый – мастер и творец...», когда Чувакина Полина сказала, что в ее сердце тоже вдохновение.

В 5 «А» классе 23 учащихся 11-12 лет. Это самый благодатный возраст, дети уже многое умеют, но еще не теряют интерес к искусству в силу изменений ведущей деятельности с познавательной на коммуникативную. Занимаются изобразительным искусством пятый год, класс достаточно сильный, мотивированный, есть сильные лидеры, в классе много творческих детей, проявляющих интерес к предмету. Психологическая обстановка комфортная, я бы сказала даже доверительная, дружеская. Даже если я уйду, знаю – будут работать.

Единственный, с кем очень сложно – Ботнарь Влад, с первого класса мы бьемся над развитием моторики, но получается это неважно. Он имеет единственную оценку «3», часто приходит после уроков, иногда делает великолепные работы, если стоять около него и постоянно направлять, говорит, что теперь все понял,  чаще всего я даже не объясняю, а беру его руку в свою и рисую кистью с ним вместе. Старается, но очень слабые руки, умом все понимает, а сделать не может.

         Тема урока: «Искусство Гжели». Урок продолжил цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве»(23, 13). Четверть очень интересна ребятам, они всегда с удовольствием изучают народные промыслы, здесь все просто, логично, любая тема выстраивается на единстве формы и декора, на основе элементов данного вида росписи, но сложно тем, кто недостаточно хорошо владеет кистью, до сих пор не научился правильно брать краску, или тем, кто ленится.

Определила цели урока для учащихся: 

создать образ сказочной Жар-птицы как символа творчества и вдохновения, на примере образа Жар-птицы сравнить особенности народных промыслов Гжели и Хохломы.

Цель урока для себя:

  • Помочь осознавать ученикам необходимость  уважительного отношения к культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских и хохломских мастеров и работ учащихся.
  •  Научить высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
  •  Научить понимать «язык» декоративного искусства,  освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, создать художественный образ волшебной Жар-птицы.

Идеей урока было не только привлечь внимание учащихся к красоте народных промыслов, показать как трудолюбие и талант мастеров одухотворяет мир неживой природы, мир вещей в нашем доме, делая его радостным и красивым, освоить простейшие элементы росписи Гжели, но попытаться показать механизмы формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям народных мастеров и к  собственной деятельности, приоткрыть перед учащимися дверь в мир творчества и волшебной сказки,  где момент контроля оказывается в твоем сердце, и доверие к себе и собственной целостности значит больше любого знания.  

Обобщая их высказывания о Жар-птице, подвела ребят к выводу, что образ Жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху  герой может, только преодолев трудности и приключения. А только потом, говоря о человеке, который получил дар от Жар-птицы, подвела к пониманию, что сам человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птиц и цветов, одушевлять природу через художественные образы.

Стараюсь очень условно обозначить тему и цели урока, чтобы ребята сами дошли до понимания, что нам нужно изучить и зачем. Большинство детей слушает, но не слышит, или нет готовности к этому знанию, поэтому подвожу к нему постепенно (у каждого из нас есть выбор, следствие которого – тот мир, в котором мы живем: красивый и радостный или жестокий и безобразный, а слушая свое сердце, мы обязательно пойдем по правильному пути, природу не обманешь).

В ходе урока использовались следующие методы обучения: опережающее домашнее задание, беседа-полилог, демонстрация презентаций и обсуждение их содержания, показ мотивов и приемов гжельской росписи, тренинг по представлению образа волшебной птицы, обретение ее как помощника в волшебной сказке, который всегда сможет подсказать правильное решение, выполнение практической работы учащимися - украшение пасхального яйца, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение; рефлексия и выставка работ.

Развитие художественного вкуса учеников осуществлялось путем демонстрации различных изображений Жар-птицы – работ художников и рисунков, разнообразной посуды мастеров Гжели и Хохломы. Развитие воображения и фантазии путем создания учащимися своего образа волшебной птицы для украшения пасхального яйца.

Главный этап урока - выполнения практического задания. Предшествующие этапы урока хорошо мотивировали детей на самостоятельную творческую работу, были направлены на то, чтобы образ сформировался, но несколько учащихся испытывали затруднения в выполнении упражнений, им была оказана индивидуальная поддержка, ребята захотели большего, стали решать композиционные задачи, окружая птицу растительными элементами.

Наиболее успешным этапом урока я считаю этап актуализации, ребята приятно удивили, хорошо подготовились, показали знание русских сказок, а также практическую работу, которая помогла выявить творческие способности каждого ребенка и выявила желание детей выполнить работу на более высоком уровне. Замечательным фоном был музыкальный ряд - песня Надежды Филатовой «Незабудковая гжель».

C:\диплом\Плотникова МИОО пед.практика\Искусство Гжели. 5 класс\фото\SAM_4524.JPG

   

Успешность достижения цели урока была определена сложившимся микроклиматом взаимного доверия учителя и учащихся, увлеченностью учащихся содержанием учебного материала. Ребята были активны, с интересом смотрели презентацию, работали собранно, с удовольствием, вижу личностный рост в глазах учащихся, понимание того, что они могут больше. Итог подвели, результаты увидели, они понравились, но не всем. Была организована выставка работ «Здравствуй, Пасха» в рекреации школы (Приложение 5).

        В конце учебного года в 1-х классах было проведено открытое внеклассное мероприятие «Путешествие по народным промыслам». Внеклассное мероприятие выстроено на основе идеи – вернуть людям красоту, вызволить из рук Кощея Марью-искусницу. Но помочь Марьюшке ребята могут только, отвечая на вопросы о народных промыслах, добывая за правильные ответы перья Жар-птицы.

Проводили мероприятие учащиеся 5 класса, для них – это возможность применить изученные на уроках знания об основных народных промыслах и возможность поделиться ими с младшими школьниками. Запланировано было путешествие команд по 5 этапам: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Мезень.         Все добытые перья собрали в хвост Жар-птицы, чтобы ей хватило сил вырваться из рук Кощея. Участники остались довольны, поняли, что роль красоты в нашей жизни очень велика. Посмотрели выставку народных промыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка воспитательного часапо предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге».

Разработка воспитательного часа по предмету: трудовая и изобразительная деятельность в условиях детского дома..   Тема: Выполнение аппликации в технике «Торцевание на бумаге». ...

тезисы к выступлению "«Оценивание результатов изобразительной деятельности обучающихся в детской школе искусств»

Специфика уроков изобразительного искусства на уроках в школе искусств не позволяет в полной мере применять «стандартные» критерии оценок деятельности учащихся.И здесь возникает вопрос: что нужно учит...

"Изобразительная деятельность в детском саду" Аверьянова А.П.

Программа занятий по изобразительной деятельности в детских садах и домашних условиях...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Тамара Семеновна Комарова Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 3– 4 лет на год....