Главные вкладки

    рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ГОС ООО 2016-2017
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

    Программа содержит календарно - тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_7_kl_gos_ooo.118.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ростовская область  Верхнедонской район  ст. Шумилинская

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Верхнедонского района

    Шумилинская средняя общеобразовательная школа

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ Шумилинской СОШ

    приказ от 31.08.2016 г  №  47  

    ____________________Л.В. Шевцова

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО  И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О М У    И С К У СС Т В У

    ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ФК ГОС ООО) (7КЛАСС)

    Количество часов     35

    Учитель  СУЯРОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

    Программа разработана на основе федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, программы для общеобразовательных учреждений  Неменского Б.М. «Изобразительное искусство». Предметная линия учебников автор-составитель Б.М. Неменский

    7 КЛАСС

    РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»

    Данная программа  разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы основного общего образования по ИЗО и авторской программы «Изобразительное искусство», Б.М. Неменского; федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

    Программа ориентирован на использование учебника:

    -  Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 7 кл / Под ред. Б.М. Неменского (Просвещение 2015)

    Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

    Изучение изобразительного искусства в 7 классе направлено на достижение следующей цели:

    - изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России.

    Задачи:

      развивать художественно-творческие способности учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

      воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

     освоить знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

     овладеть умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

      формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности

    РАЗДЕЛ  «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»

    Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обеспечен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

    Человек, понимающий язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимает другие виды искусства.

    Настоящий тематический план поможет учителю организовать и скорректировать образовательный процесс таким образом, что каждый учащийся узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколько сложна и трудна работа художника, научится грамотно рисовать, уверенно водить карандашом и кистью. Важно и то, что предусмотренные планом виды творческой деятельности будут способствовать воспитанию у обучающихся отношения к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

    Освоение детьми элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств.

    Поэтому главной задачей учителя изобразительного искусства становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Для этого не стоит жалеть ни ярких красок, ни карандашей, ни самой хорошей бумаги. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможности.

    Именно на решение этой основной задачи и направлена программа изобразительного искусства под редакцией Б. М. Неменского и соответственно данный тематический план.

    В течение учебного года учащиеся изучают многие виды и жанры изобразительного искусства, и, в первую очередь, основу основ – рисунок, живопись, композицию. Большое внимание уделено истории искусства, изучению искусствоведческого материала, знакомству с жизнью и творчеством великих художников, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая художественная культура, музыка).

    Представленное развернутое тематическое планирование позволяет целенаправленно и последовательно обучать семиклассников грамоте рисования, основам теории и истории изобразительного искусства.

    ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

    • о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
    • о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
    • о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
    • о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
    • о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
    • о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
    • о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
    • о роли художественной иллюстрации;
    • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
    • наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
    • о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

    В процессе практической работы учащиеся должны:

    • получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
    • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
    • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
    • получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

    получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры

    «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»

    Общая годовая тема «Изобразительное искусство в жизни человека».

    7 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

    Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

    1. Изображение фигуры человека и образ человека (9 часов) - Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчают эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал включает все основные виды изобразительной деятельности; рисунок, лепка, живопись. Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Красота фигуры человека в движении. «Великие скульпторы». Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Набросок фигуры человека с натуры. Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессии

    2. Поэзия повседневности (7 часов) - Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.  Умения и навыки:  изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства; составление композиции с различными сюжетами из своей  жизни; создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

    3. Великие темы жизни (10 часов) - Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве.Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина)Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры.(А.Рублев, Дионисий, В.В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С. Рокотов, А.Г.Венецианов,И. Мартос, К.П. Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И. Е.Репин, И.И. Шишкин, И. И. Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров- Водкин, С. Т. Коненков, В.И. Мухина, В. А. Фаворский)

    4. Реальность жизни и художественный образ (9 часов) - Искусство иллюстрации. Слово и  изображение.   Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и  их значение для современного человека. Стиль и направление в изобразительном искусстве, личность художника и мир его времени а произведениях искусства. крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. Умения и навыки:  создание творческого проекта по выбору; конструктивный анализ произведений изобразительного   искусства.

    РАЗДЕЛ «МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ»

    Представленная программа предусматривает изучение изобразительного искусства в основной  школе - 7 класс: 35 часов (1 час в неделю, 35 учебные недели).

    РАЗДЕЛ «ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс»

    № п/п

    Раздел программы, темы

    Кол-во часов

    Формы контроля

    7 класс

    «Изобразительное искусство и мир интересов человека»

    1

    «Изображение фигуры человека и образ человека»

    9 часов

    - художественно-творческие задания;

    - проектные задания;

    - устные индивидуальные и фронтальные опросы;

    - тестирование художественно-творческих способностей;

    - рисунок;

    - викторины;

    - кроссворды;

    - отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.

    2

    «Поэзия повседневности»

    7 часов

    3

    «Великие темы жизни»

    10 часов

    4

    «Реальность жизни и художественный образ»

    9 часов

    Всего

    35 часов

    Раздел «Календарно-тематическое планирование. 7 класс»

    № урока п/п

    Тема урока

    Дата по плану

    Дата фактически

    «Изображение фигуры человека и образ человека» 9 часов

    1

    Изображение фигуры человека в истории искусства

    03.09

    2

    Пропорции и строение фигуры человека.

    10.09

    3

    Красота фигуры человека в движении.

    17.09

    4

    Изображение на плоскости фигуры человека.

    24.09

    5

    Великие скульпторы

    01.10

    6

    Изображение фигуры человека с использованием таблицы.

    08.10

    7

    Набросок фигуры человека с натуры.

    15.10

    8

    Человек и его профессия.

    22.10

    9

    Мир интересов человека.

    29.10

    «Поэзия  повседневности» 7 часов

    10

    Тематическая  (сюжетная) картина.

    12.11

    11

    Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

    19.11

    12

    Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.

    26.11

    13

    Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

    03.12

    14

    Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

    10.12

    15

    Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

    17.12

    16

    Творчество Ф.А.Васильева.

    24.12

    «Великие темы жизни» 10 часов

    17

    Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

    14.01

    18

    Тематическая картина в русском искусстве 19 века.

    21.01

    19

    Сложный мир исторической картины

    28.01

    20

    Графические серии.

    04.02

    21

    Зрительские умения, и их значение для современного человека.

    11.02

    22

    Великие темы жизни в творчестве русских художников.

    18.02

    23

    Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказок»

    25.02

    24

    Библейская тема в изобразительном искусстве.

    04.03

    25

    Историческая тема в живописи.

    11.03

    26

    Художественные музеи изобразительного искусства.

    18.03

    «Реальность  жизни и художественный образ»  9 часов

    27

    Искусство граффити.

    01.04

    28

    Плакат и его виды. Шрифты.

    08.04

    29

    Оформление плаката надписью.

    15.04

    30

    Шрифты  Плакат.

    22.04

    31

    Рисование книги.

    29.04

    32

    Обложка для своей книги

    06.05

    33

    Книга. Титул.

    13.05

    34

    Рисунок для своей книги

    20.05

    35

    Выполнение буквицы для своей книги.

    27.05

    РАЗДЕЛ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

            УМК:

    1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 7 класса / Под ред. Б.М. Неменского (Просвещение 2013)

            Дополнительная литература:

    1. «Наш вернисаж», альбом для детского творчества, Филимоновская игрушка, наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей, И.А. Лыкова, -М, издательство «Карапуз», 2010г

    2.  «Наш вернисаж», альбом для детского творчества, Золотая хохлома, наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей, И.А. Лыкова, -М, издательство «Карапуз», 2010г

    3. Ч. Стивен, Учитесь рисовать человека в движении, пер. с англ, Н.В. Кремко, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -48 с, (серия «Учитесь рисовать»)

    4. Д. Браун, Учитесь рисовать птиц, пер. с англ, Н.В. Кремко, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -48 с, (серия «Учитесь рисовать»)

    5. М. Сеймур, Учитесь рисовать цветы и растения, пер. с англ  А.Д. Швед, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -48 с, (серия «Учитесь рисовать»)

    6. Б. Робертсон, Предметы, пер. с англ, П.А. Самсонов, худ. Обл. М.В. Драко. –Минск, ООО «Попури», 2002, -64 с, (серия «Интенсивный курс рисования»)

    7. О.В. Корчинова, Детское прикладное творчество, 3е издание, -Ростов-на Дону, Феникс, -2007, -315 с., (серия «Мир вашего ребёнка)

    Мультимедийные электронные наглядные пособия

    1. PC 2-CD-ROM, Мировая художественная культура, библиотека электронных наглядных пособий, 10-11 классы, МО РФ, 2003, ГУ РЦ ЭМТО – мультимедиа каталог более 1000 наглядных пособий, тематические мультимедиа альюбомы, справочники, интернет-ресурсы.
    2. PC 2-CD-ROM, «История искусства», электронное средство учебного назначения, программный комплекс «Библиотека электронных наглядных пособий», МО РФ, 2003, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», разработано для учителей и  учащихся 10-11 классов
    3. CD-ROM,  «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», состоит из 4х разделов: «Мастера», «Музеи», «Экскурсии», и «Термины», АО КОМИНФО, -Москва.
    4. DVD- VIDEO,  Видеофильм «Москва» (Кремль, музеи, монастыри), С-Петербург, продолжительность 1час 30 минут, 2004

    Адреса интернет сайтов по ИЗО:

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    http://fcior.edu.ru

    Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

    http://school-collection.edu.ru

    Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»

    http://art.1september.ru

    Портал «Музеи России»

    http://www.museum.ru

    Архитектура России

    http://www.rusarh.ru

    Искусство в школе: научно-методический журнал

    http://art-in-school.narod.ru

    Медиаэнциклопедия ИЗО

    http://visaginart.nm.ru

    Виртуальный музей

    http://www.museum-online.ru

    Музей истории изобразительного искусства

    http://www.ssga.ru/erudites_info/art/muzey

    Биография мастеров искусств

    http://biography.artyx.ru

    Изобразительное искусство. История, стили, художники, картины

    http://www.arthistory.ru

    Галерея русской классической живописи

    http://www.taralex.da.ru

    Словарь – изобразительное искусство – художники

    http://artdic.ru

    Натюрморт. Картинная галерея

    http://stilleben.narod.ru

    Художник Карл Брюллов

    http://www.brullov.ru

    Русский портрет. Картинная галерея

    http://rusportrait.narod.ru


    Требования к уровню подготовки учащихся.

    3 год обучения (7 класс)

            Учащиеся должны: Творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры Творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

    Учащиеся должны знать:

    – о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

    – роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;

    – процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.

    - о композиции, особенностях построения произведения искусства;

    – роли формата;

    – выразительном значении размера произведения

    – о поэтической красоте повседневности;

    – роли искусства в жизни человека;

    – роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.

    - о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;

    – о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.

    - творчество выдающихся художников XX века.

    - о роли художественной иллюстрации;

    – выдающиеся произведения изобразительного искусства;

    - о роли русской тематической картины XIX–XX столетий

    – об историческом художественном процессе;

    – о роли творческой индивидуальности художника;

    – сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

            Учащиеся должны уметь:

    – изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

    – владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

    – строить тематические композиции;

    – осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

    – чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;

    – соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы.

    - различать картины художников данной эпохи.

    - иллюстрировать литературные произведения;

    – показать в работе навыки дизайна;

    – анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;

    Нормы оценивания знаний по изобразительному искусству

      Оценка "5"

    • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
    • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
    • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
    • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

    Оценка "4"

    • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
    • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
    • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
      характерное.

    Оценка "3"

    • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
    • допускает неточность в изложении изученного материала и рисунка.

    Оценка "2"

    • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
    • не справляется с поставленной целью урока.

    ПРИНЯТО

    Протокол заседания

    педагогического совета школы

    от 31.08.2016 года №1

    ___________

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    ____________     И.С. Симонова

    ____ _________ 2016 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа для обучающихся 5 классов по математике. 2016 - 2017 учебный год.

    Адаптированная рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...

    Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике. 2016 - 2017 учебный год.

    Адаптированная рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебни...

    Адаптированная рабочая программа для обучающихся 9 классов по геометрии. 2016 - 2017 учебный год.

    Адаптированная рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебник...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс 2016-2017 учебный год (Б.М.Неменский)

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:1. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённ...

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского 2016-2017 учебный год.

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 8 класс ФГОС. С УУД. Предметная линия Б.М. Неменского. 2016-2017 учебный год....

    рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017

    Программа содержит календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по физике 7 класс (базовый уровень) 2016 -2017 учебный год

    Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмот...