Рабочая программа по изобразительному искусству, 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Шевелёва Наталья Сергеевна

Рабочая программа с КТП и УУД по изобразительному искусству,по программе М.Б Неменского, 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ИЗО, 3 класс42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство. 3 класс

  1. Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  •  Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012;
  • Закона Омской области № 1569-ОЗ от 18 июля 2013 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года № 218;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 N 1577;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 №81;
  • Приказа Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2015 года № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1\15);
  • Уставом  БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63»

и ориентирована  на работу по программе:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей  общеобразовательных  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2013.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

На изучение предмета отводится 1 ч  в  неделю. 1 класс — 33 ч в год. 2,3,4 классы – 34 часа в год.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство».

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Личностные результаты

  • - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  •  - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  •  - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • -  формирование духовных и эстетических потребностей;
  • -  овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • -  воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • -  отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты

  • Регулятивные УУД
  • • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
  • Познавательные УУД
  • • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
  • Коммуникативные УУД
  • • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • а) донести свою позицию до собеседника;
  • б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • • Учиться согласованно работать в группе:
  • а) учиться планировать работу в группе;
  • б) учиться распределять работу между участниками проекта;
  • в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

  • - сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
  • -  ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • -  ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • -  первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • -  получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая     фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
  • В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
  • - понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
  • - понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
  • - понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
  • - понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
  • - работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
  • - использовать элементарные приёмы изображения пространства;
  • - правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
  • - называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
  • - называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
  • - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • - называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
  • - называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
  • - использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
  • Третьеклассник получит возможность научиться:
  • - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • - воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • - оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • - использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
  • - использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
  • - использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • - анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
  • - осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
  1. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе полностью соответствует авторской программе.

  ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (9ч)

Твоя игрушка. Твоя посуда.  Мамин платок. Обои, шторы, в твоем доме. Твоя книжка.  

Поздравительная открытка (декоративная закладка).   

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7ч)

Наследие предков: памятники архитектуры.   Парки, скверы, бульвары.  Ажурные ограды.  

Витрины на улицах.   Фонари на улицах и в парках.  Транспорт.   Труд художника на улице твоего города  

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (7ч)

Художник в цирке.   Образ театрального героя.  Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

Карнавальные  маски.   Парад военной техники. Афиша. Открытка для мамы  (к 8 марта)

Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти  

 Художник и музей (11 ч)

 Музеи в жизни города. Картина-натюрморт.    Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.  

Картина-портрет.  Картины исторические и бытовые.  Скульптура в музеях и на улицах.

Музеи архитектуры. Лоскутный коврик. Коллаж. Художественная выставка.

                                                                                                       

№ п/п

Название раздела

час

                                                                        Характеристика деятельности учащегося

1

Искусство в твоем доме

9 ч

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

2

Искусство на улицах твоего города

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

3

Художник и зрелище  

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

4

Художник и музей

11ч

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).

         Итого: 34ч

  1. Тематическое планирование

       (1 час в неделю)

п/п

Дата

проведения

Название раздела и тема урока

По плану

факт

1.

6.09

Мастера Изображения, Постройки, и Украшения

2.

13.09

Художественные материалы

3.

20.09

Твои игрушки

4.

27.09

Посуда у тебя дома

5.

4.10

Обои и шторы в твоем доме

6.

11.10

Мамин платок

7.

18.10

Твои книжки

8.

25.10

Открытки

9.

15.11

Реальность и фантазия в творчестве художника

10.

22.11

Изображение предметного мира - натюрморт

11.

29.11

Понятие формы. Многообразие форм предметного мира

12.

6.12

Изображение предмета на плоскости. Линейная перспектива

13.

13.12

Освещение. Свет и тень

14.

20.12

Натюрморт в графике

15.

27.12

Цвет в натюрморте

16

17.01

Выразительные возможности натюрморта

17

24.01

Художник и цирк

18

31.01

Художник в театре

19

7.02

Театр кукол

20

14.02

Маски

21

21.02

Афиша, плакат

22

28.02

Праздник в городе

23

7.03

Школьный карнавал

24.

14.03

21.03

Музей в жизни города.

Картина - особый мир.

25.

26.

21.03

Музеи искусства

27.

11.04

Картины – пейзажи.

28.

18.04

Картины- портреты.

29.

25.04

Картина- натюрморт

30

2.05

Картины исторические и бытовые.

31

16.05

Скульптуры известных мастеров

32

23.05

Художественная выставка

33

30.05

Каждый человек - художник

34

30.05

Художественная выставка. Обобщающий урок года.

5. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

1. Н.А.Горяева, Л.А. Неменская , Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник . 3 класс.  - М.: Просвещение, 2013 г.

2. Л.А. Неменская, « Изобразительное искусство» Рабочая тетрадь. 3 класс.  - М.: Просвещение, 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...