Искусство Гжели
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Урок изобразительного искусства 5 класс II четверть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока по предмету изобразительное искусство.

Тема: Искусство Гжели.

Мотивационно - целевой этап.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Елена Александровна! Сегодня урок проведу я.

-Посмотрите друг на друга, оглянитесь назад, снова посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха!

-Когда я готовилась к вашему уроку, то случайно перемешала пазлы с элементами росписей разных народных промыслов. Посмотрите на ноутбуки, они на экране.

- Что нужно для того, чтобы их собрать?

- (Знания) 

 (слайд №1)

-Внимательно посмотрите фрагмент из сказки «Волшебная птица». Во время просмотра подумайте, про кого эта сказка; чем занимаются в сказке; как эти занятия можно назвать?

- Про кого сказка?

 -(Сказка о русских умельцах, народных мастерах; их занятия это – изготовление шкатулок, предметов быта, игра на музыкальных инструментах, строительство из дерева избы, рукоделие; занятия можно назвать народными промыслами)

-Молодцы, вы внимательно смотрели фильм.

-Сейчас определим, что же такое народные промыслы (ответы детей)

(слайд №2)

-Я вам предлагаю определение из  художественной энциклопедии   Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление декоративно-прикладного искусства) 

 (слайд № 3)

-Обратите внимание, что на вашей парте лежит задание, это часть нашей головоломки.

-Выберите  только те номера фрагментов, на которых изображены росписи глиняных игрушек и рядом подберите правильное название.

-Проверим работу.

-Какие номера вы выбрали?

                                                Как называется роспись под №5? (Дымковская)

                                                Как называется роспись под №6? (Филимоновская)

                                                Как называется роспись под №8? (Каргопольская)

-Как вы оцениваете себя на этом этапе? Были ли у вас затруднения? Как вы будете эти затруднения преодолевать? ( Ответы детей)

-Молодцы, хорошо знаете росписи.

- Посмотрите, на доске квадраты разных цветов, на какие две группы их можно разделить?

(холодные и тёплые  цвета)

-Настя выбирает тёплые цвета, а Ваня – холодные. Составьте слова.

- Какие получились слова? Что они нам могут подсказать?

(слайд № 4)

(Да, действительно, это тема нашего урока) 

- («Искусство Гжели»)  

-Что вы хотите сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться, чему научиться?

( Ответы детей).

-Мы с вами поставили задачи на сегодняшний урок:

(слайд № 5)

1) Познакомимся с промыслом Гжель, его историей.

2) Научимся изображать элементы росписи этого народного промысла

Ориентировочный этап.

Для знакомства с искусством Гжели нам нужна информация.

-Для выполнения поставленных задач, чем будем пользоваться?

(учебником  Н.А. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, проведём НАБЛЮДЕНИЕ – это один из научных методов)

-Я хотела бы вам предложить организовать небольшое исследование. Для проведения исследования что необходимо? (Ответы детей)

(слайд № 6)

-Ключевым моментом в исследовании является гипотеза. Что такое гипотеза?

-Правильно, это научное предположение.

Я вам предлагаю выяснить, верна или не верна Гипотеза:

«Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета)». 

-Какой источник будем использовать для подтверждения этой гипотезы? (Учебник)

-Открываем учебник на стр.68, читаем.

Поисково-исследовательский этап.

(слайд № 7)

Проверка гипотезы

-Кто считает, что гипотеза верна? Почему?

Гипотеза Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета). Верна. стр 70. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

-Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик.

-Обратите внимание на работу художника. Понаблюдайте, какой мотив используется, какие элементы росписи?

(слайд № 8)      

- Смотрят видеоролик

-Какой мотив гжельской росписи вы наблюдали?

(природный)

(слайд № 9)      

-Назовите элементы гжельской росписи?

 (волнистые линии, ромбы,  цветы, точки, капельки, линии).

- Я хочу вернуть вас в начало урока. Вспомните, пожалуйста, как называлась сказка, фрагмент которой мы смотрели в начале урока?

(Волшебная птица)

В старом халате художник
Кисточку с краской берёт,
По белоснежному фону
Нежно он ею ведёт.

(Читая стихотворение, открываю закрытую  птицу на доске)
Вдруг появляется птица,
Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров-
Синие листья, цветы…

-Красивая? Но что не успел дорисовать художник? (Хвост).

-Вот мы с вами его сегодня и дорисуем гжельской росписью.

-Мастера гжельской росписи используют приём МАЗОК с ТЕНЯМИ.

-Мы попытаемся повторить его на палитре вместе со мной.

(На палитре выполняют приём мазок с тенями) (стр.72)

-Теперь я вам предлагаю самостоятельно украсить перо, используя цвет и элементы гжельских мастеров.

-Я даю вам 7 минут на роспись пера.

-Затем при помощи магнита закрепите перо на хвосте птицы.

-Посмотрите, какая красивая получилась птица! Вам нравится? Мне тоже очень нравится!!! А нравится тем, что я увидела технику выполнения гжельской росписи и её цветовую гамму.

-Ребята, трудно было выполнять работу? С какими трудностями вы столкнулись? Как эти трудности можно преодолевать?

Практический этап.

Работа в группах «Смешанные пазлы».  (ИКТ)

- Подойдите, пожалуйста к ноутбукам группами и рассортируйте пазлы. Начните работу с ключевого пазла, на котором написано название народного промысла.

1 – гжель – ПРВЕРКА (слайд № 10)      

2 – филимоновская – ПРОВЕРКА (слайд № 11)      

3 – дымковская – ПРОВЕРКА (слайд № 12)      

-Вам понравилось задание

Рефлексивно – оценочный этап.

(слайд № 13)

В начале урока мы поставили задачи:

1) Познакомимся с промыслом Гжель, его историей.

2) Научимся изображать элементы росписи этого народного промысла

-Как вы считаете, все ли задачи мы решили? (Да)

-Спасибо за урок, за  вашу активность, плодотворную работу,

Билетик на выход белый, синий, голубой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского), которая создана к уроку, в соответствии с методической разработкой, где  предст...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)

Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Конспект урока по изобразительному искусству "Искусство Гжели" (5 класс)

Базовый учебник: УМК по программе «Изобразительное  искусство» 5 кл. под руководством  Б.М.  Неменского.Тема урока:  «Искусство Гжели»Цель урока:...