Рабочая программа по ИЗО 3-4 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Бельды Валентина Александровна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе основной образовательной программы школы и определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства в 3, 4 классах. УМК авторов О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_2016_gotovo.docx293.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе основной образовательной программы школы и определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уроках изобразительного искусства в 3, 4 классах. УМК авторов О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская.

В процессе обучения детей   в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных  и  универсальных способов  действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс  в основных сферах личностного   развития  –  эмоциональной, познавательной,  саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет  свою специфику. Очень важную роль  в процессе развития и воспитания личности играет предмет  «Изобразительное искусство»,  так   как он  нацелен  на формирование  образного мышления  и  творческого  потенциала детей, на развитие у них  эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе явля- ется  формирование  функционально  грамотной   личности, облада- ющей  не  только предметными, но  и  универсальными знаниями и умениями. Основы  функциональной грамотности закладываются  в начальных классах, в том  числе и через  приобщение детей  к художественной  культуре,  обучение их   умению видеть  прекрасное  в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и  грамотно формулировать  своё  мнение о  них, а  также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и  коллективной). Эти  навыки и  умения, безусловно, обогащают внутренний мир  учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают  им  возможность более  осознанно и цельно постигать  окружающий мир.

Учебники  «Изобразительное искусство» («Разноцветный  мир») для  3-го  и 4-го  классов представляют собой  единый курс для  обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них  интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их речевые  навыки и обеспечивают понимание основных законов изобразительного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.

Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть   выполнены различными  материалами,  на   разных  уровнях сложности,  в  группах  или   индивидуально.  Все  четыре  учебника курса обеспечены рабочими тетрадями,  в  которых даётся подробный  анализ всех  творческих проектов, причём задания даны в избытке, что  позволяет учителю выбирать задания,  соответствующие  уровню класса.

Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности  курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.

Авторы исходят  из  того,   что  объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у  современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для  облегчения  восприятия необходимой для  освоения курса информации максимально использовать имеющийся у детей  жизненный опыт  и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного  искусства,  постепенно вводить  по  ходу   изучения  материала искусствоведческие термины и  понятия, закрепляя  теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных  в рабочих тетрадях. При  этом  необходимо учить детей  не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй  произведений и  осмысленно излагать  и  защищать свою точку зрения.

2)  Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.

Основной способ получения знаний  – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы  ребёнок понимал значение технологии выполнения  творческих работ, мог  в  дальнейшем  самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению  навыка  осмысления  и  закрепления   своего опыта.  Таким  образом школьник  может  научиться  делать  любое новое дело,  самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается  представление о структуре изобразительного искусства и   его месте   в  жизни  современного человека,  одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус  и понимание гармонии.


3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Традиционно в  основе   обучения лежит  усвоение знаний.  Если исходить  из   такой  цели  образования,  предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное.

Поэтому  авторы  руководствуются принципом минимакса. Согласно этому   принципу учебники содержат избыточные знания,  которые учащиеся  могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут  выполнить по  собственному желанию.  В  то  же  время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.

4)  Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего  опыта. Это достигается тем,  что  учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и  в  то  же  время  творческих  заданий.  Это могут   быть   поздравительные открытки,  календари,  театральные спектакли, плакаты и панно для  оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач  – главный  способ  осмысления мира.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Многие   итоговые творческие  задания  могут   быть   выполнены только при  условии разумно организованной  работы группы учащихся, а  возможно, и  всего  класса. В процессе выполнения  этих работ  каждый  ребёнок учится осознавать важность своей  роли   в выполнении общего  задания, уважать своих  товарищей и продуктивно работать в группе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основ- ных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.


Основные задачи курса

В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

В  учебниках реализуется  деятельностно-практический  подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так  и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Для  облегчения восприятия материала во всех  учебниках курса используется единая система условных обозначений и  текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для  обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки,  находящиеся в конце каждого учебника. Для того  чтобы  сформировать у  учащихся  умение видеть и  понимать суть  работы художника,  в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм  анализа художественного произведения, который расширяется  по мере усвоения нового  материала. В начале каждого учебника  помещены основные понятия,  которые были  изучены в предыдущих классах.

В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).

Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего  курса и может быть алгоритмом для  знакомства с культурой других регионов.

Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей  на основе школьной программы соответствующего класса. При  создании кукольных спектаклей используются все  полученные детьми знания  и  умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом  возрасте  навыки работы в команде.

Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го  по 4-й  класс по одному часу  в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 34 часов.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искус- ства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красо- та, добро, истина, творчество, гражданственность, патрио- тизм, ценность природы и  человеческой жизни.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной  школе

Функциональная   грамотность

Метапредметные результаты

    Регулятивные.  Коммуникативные. Познавательные


Личностные результаты

                                               Предметные результаты (цели предмета)

   1-я линия развития

   Объяснять  содержа-

ние  произведений

искусства. Владеть

основными техниками

изобразительного

искусства (тексты

и задания)


2-я линия развития Видеть красоту в мире и в искусстве.   Эмоционально  воспринимать  произ- ведения         искусства         и уметь         выражать         своё отношение к ним (тексты и задания)

Образовательные    технологии

  1-я линия развития Технология моти- вации работы  (дея- тельный подход). Технология оцени- вания


2-я линия развития Технология  продуктивного чтения (задания для работы с текстом).  Задания   для групповой работы


Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различ- ных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения курса «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Методическое обеспечение

К         учебно-методическому        комплекту         наряду         с         учебниками

«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под  аналогичным названием для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

В процессе реализации программы по желанию учителя возможно также использование учебников «Технология» («Прекрасное рядом с тобой»)  для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.А. Лутцева), в которых  содержится материал  общеэстетической направленности.  Этот материал поможет решить задачу общекультурного развития через интеграцию технологической и художественно-изобразительной культуры, а  также  видеофильмов «Прекрасное рядом с  тобой»   и «Искусство Древнего мира» (кинообъединение «Кварт»),  реализующих концепцию и замысел авторов курса.

Алгоритм  подготовки  учителя к проведению урока

При  проведении уроков по данному курсу учителя очень  часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. В основе  этой  про- блемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все зна- ния.  Некоторые сложные  положения  проще объяснить  самому учителю, оставив более  легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы  на  каждом уроке хотя бы  часть  знаний дети  «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому  принципу школьники на уроке могут узнать много  нового  (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

1-й шаг. На  первом этапе  подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знани- ям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть  тот  минимум, который  должны  усвоить все ученики.

2-й  шаг.  На  втором этапе   подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, подбирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей  на данные в конце тем вопросы,  прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудности,  которые дети  могут  испытать при  их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Выработанный план  следует стараться  соблюдать,  отвлекаясь  на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при  изучении важнейших понятий.

Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи  урока и старается им следовать.

3-й шаг. Затем, исходя из уровня класса, учитель начинает выбирать  и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся.  Можно предварительно обсудить с  ними, какая из необязательных тем им интересна.

Этот материал и является тем  резервом, которым учитель может пожертвовать при нехватке времени.

Примерный порядок  проведения урока

1. Учитель объясняет теоретический материал урока.

2. Ученики отвечают на приведённые в учебнике вопросы, которые помогают детям лучше понять изученную тему.

3. Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе выпол- нения практических и творческих заданий.

На плашке в конце урока в учебнике помещены понятия, которые должны усвоить учащиеся. Выделенные шрифтом, но не  помещённые на эту плашку понятия не входят в обязательный минимум. Это могут быть часто встречающиеся в искусствоведческих текстах слова, которые, тем не менее, запоминать не обязательно, но надо  добиться их понимания на уроке всеми учениками.

В некоторых уроках может не быть знаний и умений, относящихся к минимуму.

Материал одного  разворота тетради может быть  усвоен  за  1–3 урока в зависимости от уровня подготовки класса. Важно, чтобы после  изучения каждой темы  у ученика оставались выполненные в тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради в  конце учебного года  не  осталось пустых мест. Образцы, выполненные красками,  рекомендуем вклеивать в тетрадь после  полного высыхания.  Если   у  ребёнка нет  каких-то материалов или  инструментов, вполне допустимо изменение тех- ники выполнения задания.

Каждое задание имеет  два уровня сложности. Уровень 1 – задания для  обязательного выполнения, направленные на овладение теми  или иными приёмами рисования, а уровень 2 – задания творческие, требующие  от ученика опредёленного осмысления изученного материала.

Исходя из работоспособности и организованности класса, учитель решает, какая творческая работа будет  выполнена — коллективная или  индивидуальная. Если  работа выполняется индивидуально, дети могут  начать её в классе, а завершить дома или  в группе продленного дня  самостоятельно или  со старшими (педагогами, родителями, воспитателями групп продлённого дня).

Коллективные работы выполняются на завершающем тему  уроке под  руководством учителя.  Для   этого  в  классе необходимо иметь бумагу большого формата. Готовыми панно можно оформить класс. Коллективные  работы могут   стать   способом   проведения  досуга   в группах продлённого дня.

Для  увеличения эффективности работы и создания соревновательного духа  учитель может разбить класс на команды.

Важно помнить,  что  главными  достижениями  следует считать увлечённость детей  и их  желание рисовать, удовольствие, получаемое ими  от работы, и гордость, с которой они будут  показывать свои произведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

3-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический  жанр,   батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

• понимать и уметь  объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой  круг, штриховка, тон,  растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и  его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;

• знать и уметь  объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

• знать и  уметь   объяснять, что  такое театр, театральная  декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искус- ства:

• чувствовать и уметь  описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;

• уметь  рассказывать о том,  какая  цветовая гамма используется в различных картинах и как она  влияет на  настроение, переданное в них.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра- зительной деятельности.  Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

• выполнения декоративного панно в технике аппликации;

• выполнения декоративного панно из природных материалов;

• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);

• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;

• овладения различными приёмами работы акварельными  красками (техникой отпечатка);

• работой гуашевыми красками;

• постановки и оформления кукольного спектакля.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (хохломская роспись).

5. Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Русский  музей).

6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в Средневековой Руси.

4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейна перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорцио- нальная фигура, модуль;

• рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер различных произведений;

• уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и пере- дачей  формы предметов;

рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

графика (иллюстрация);

народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их  особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

композиция, рисунок, цвет для  живописи;

•  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

Порядок  выполнения коллективной работы

1.  Перед  началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления ком- позиции. Принимается решение, какую часть  работы будет  выполнять каждый ученик.

2.  Ребёнок  самостоятельно рисует и  вырезает одну   из  деталей общей  композиции.

3.  Учитель заранее подготавливает фон,  чтобы  не тратить на  это время урока.

4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руковод- ством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена,  все её фрагменты приклеиваются к листу.

5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замы- сел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).

                       Содержание учебного предмета

3-й класс (34 ч)

Занятия 1–4 (4 ч), стр. 4–15 и 45–47, 50–57 учебника.

Изучение  жанров живописи (натюрморт,  пейзаж,   портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исто- рический жанр).

Что   такое натюрморт.  Выполнение заданий  на  закрепление полученных знаний  в  учебнике. Развитие  умения  рассказывать  о живописных работах на  языке искусства с использованием изученных  ранее  терминов и понятий (стр.  5 и 50).

Что  такое пейзаж.  Барбизонская  школа  пейзажа.  Особенности импрессионизма. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  6–7  и 45–47).

Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Выполнение заданий на закре- пление полученных знаний в учебнике (стр.  9 и 51).

Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Выполнение заданий на закрепление  полученных знаний в учебнике (стр.  10–11 и 54–57). Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением.

Исторический и  батальный жанры   на  примере произведений Н.  Рериха и И.  Айвазовского. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  12–13).

Желательно проводить занятия 1–3 с соответствующим музыкаль- ным  сопровождением.

Бытовой и анималистический жанры  на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико. Выполнение заданий на закрепле- ние  полученных знаний  в  учебнике (стр.   15  и  52–53).  Рисование животного в  характерном для  него  движении (стр.  22–23 рабочей тетради).

Занятия 5–7 (3 ч), стр. 16–18 учебника, стр. 2–3  рабочей  тетради. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных  цветов по  цветовому кругу.  Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  16–17).

Работа цветными карандашами. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  18).

Тренируем  наблюдательность,   изучаем   портрет неизвестной С. Чехонина.

Занятия 8–10 (3 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 4–7 рабочей тетради.

Понятие о декоративном панно. Выполнение заданий на  закре- пление полученных знаний в учебнике.

Коллективная  работа: декоративное панно в  технике апплика- ции  (стр.  4–5  рабочей тетради).

Выполнение декоративного панно с использованием природного материала (стр.  6–7  рабочей тетради).

Занятия 11–13  (3  ч),  стр.  22–23 учебника, стр.  8–13  рабочей тетради.

Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки).  Распределение светотени на  различных поверхностях. Выполнение в  процессе изучения  нового  материала заданий  на   закрепление  полученных  знаний  в  рабочей  тетради (стр.  8–11) и в учебнике (стр.  22–23).

Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры (стр. 12–13 рабочей тетради).

Занятия 14–16  (3  ч), стр.  24–29 учебника, стр.  24–29  рабочей тетради.

Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей,  идеальном  соотношении частей  человеческого  лица, мимике.

Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика. Выполнение заданий на закрепление полученных  знаний  в   учебнике  (стр.  25–27)  и   в   рабочей  тетради (стр.  24–27).

Выполнение на основе изученного материала декоративного панно «Семейный портрет».

Занятия 17–18  (2  ч), стр.  28–29 учебника, стр.  30–33  рабочей тетради.

Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в  учебнике (стр.   29). Этапы выполнения различных видов хохломской росписи (стр. 30–31 рабочей тетради).

Выполнение  тарелки  или   шкатулки  с  хохломской росписью (стр.  32–33 в рабочей тетради).

Занятие 19 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.

Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Занятие 20 (1 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 36–37 рабочей тетради.

Совмещение нескольких техник при работе  акварельными красками.  Техника отпечатка. Выполнение заданий на  закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.

Занятия 21–23  (3  ч),  стр.  34–37 и  58–59 учебника, стр.  42–43 рабочей  тетради.

Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Выполнение заданий на  стр.  34–35 учебника и графического панно «Фантастическое дерево» с использованием различных видов  штриховки.

Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или  панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

Занятия 24–25  (2  ч), стр.  38–39 учебника, стр.  46–47  рабочей тетради.

Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица,  лицевая рукопись. Выполнение заданий в учебнике на  стр.  39. Выполнение заданий учебника и  в рабочей тетради. Коллективная работа «Кириллица».

Занятия 26–29 (3 ч), стр. 40–43 учебника, стр. 14–19 и 63 рабочей тетради.

Занятие для  любознательных (самостоятельное изучение темы). Как создаётся театральный спектакль. Выполнение заданий в учеб- нике.  Получение представления о  работе   различных театральных художников (декорации и костюмы).

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».

Занятие 30-34 (5 ч), стр. 48–57 учебника.

Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём.  Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.

4-й класс (34 ч))

Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–11 учебника.

Изучение некоторых видов монументально-декоративного искусства.

Рождение монументальной  живописи.  Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр.  6–7).

Что  такое фреска. Особенности этой  техники. Выполнение задания  на стр.  8 в учебнике. Фрески Джотто, Ф. Грека, А. Рублёва.

Что такое мозаика и витраж. Выполнение заданий на закрепле- ние полученных знаний в учебнике (стр.  10–11).

Занятие 3 (1 ч), стр. 12–13 учебника.

Русская икона. Помимо икон, предложенных в учебнике, можно рассмотреть и другие иконы разного времени и школ. Выполнение задания на стр.  13 в учебнике.

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкаль- ным  сопровождением.

Занятие 4 (1 ч), стр. 14–15 учебника.

Монументальная скульптура. Выполнение задания на стр.14 в учебнике. Памятники, посвящённые Великой Отечественной войне.

Выполнение задания на стр.15 в учебнике. На этом уроке или  во внеурочное время рекомендуется проведение экскурсии к ближайшему такому памятнику.

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным  сопровождением.

Занятие 5 (1 ч), стр. 16–19 учебника.

Новые виды  изобразительного искусства: дизайн и фотография. Цели и задачи дизайна.Что должен учитывать дизайнер в своей работе. Выполнение заданий на стр.  16–17 в учебнике.

Виды фотографий. Художественная фотография. Выполнение задания на стр.19 в учебнике.

Занятие 6 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 6–7  рабочей  тетради.

Изучение осенних пейзажей И. Левитана. Выполнение заданий на стр.   21  в  учебнике. Закрепление умения работать акварельными красками: выполнение осеннего пейзажа с натуры или  по воображению (стр.  6–7  рабочей тетради).

Желательно проводить это занятие с соответствующим музыкальным  сопровождением и чтением стихов об осени.

Занятие 7  (1  ч), стр.  22–23 учебника, стр.  2–3  рабочей   тетради.

Как передать объём  предмета, работая цветными карандашами. Выполнение  в  процессе изучения  нового   материала  заданий  на закрепление полученных знаний в рабочей тетради.

Занятия 8–9 (2 ч), стр. 24–25 учебника, стр. 8–11 рабочей тетради.

Углубление понятий о светотени как о способе  передачи объёма и формы предмета на  плоскости. Совершенствование техники штри- ховки: выполнение заданий в рабочей тетради. Понятие о рефлексе, падающих тенях и конструкции предмета. Выполнение заданий в учебнике.

Занятия 10–11  (2  ч),  стр.   26–27  учебника,  стр.   4–5   рабочей тетради.

Составление композиции на заданную тему с использованием опорной  схемы. Выполнение собственной композиции «Летние зарисов- ки». Оформление панно подходящей рамкой (рабочая тетрадь).

Занятия 12–13  (2  ч),  стр.  28–29 учебника, стр.  12–13  рабочей тетради.

Зарисовки животных. От зарисовок к иллюстрации. Выполнение заданий в учебнике. Нарисовать животное (по выбору ученика).

Занятие 14 (1 ч), стр. 30–31 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.

Занятие для  любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техник  отмывки  и  гризайли.  По  желанию  учащихся можно выполнить в процессе изучения нового  материала задания на закрепление полученных знаний на стр.  30–31 учебника.

Занятия 15–16  (2  ч), стр.  32–33 учебника, стр.  14–17  рабочей тетради. Изучение основных законов композиции на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна. Выполнение в процессе изучения нового  мате- риала заданий в учебнике и на стр. 14–15 или 16–17 рабочей тетради.

Занятие 17 (2 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 28–29 рабочей тетради.

Народные  промыслы.  Изучение  особенностей нижегородской резьбы по  дереву. Выполнение в процессе изучения  нового  материала заданий в учебнике и рабочей тетради.

Занятия 18–19 (2 ч), стр. 36–37, стр. 26–27 рабочей  тетради.

Что  такое линейная перспектива. Значение точки схода и поло- жения линии горизонта. Выполнение в процессе изучения  нового материала  заданий  в   учебнике  (стр.  37)   и   в   рабочей  тетради (стр.  26–27). Было бы очень  полезно понаблюдать с учениками пер- спективные сокращения на  улице (уходящая вдаль дорога, уменьшающиеся по мере удаления от зрителя предметы и т. п.).

Получение представления о воздушной перспективе.

Занятия 20–21 (2 ч),  стр.  38–39 учебника и стр.  30–31 рабочей тетради. Эти  занятия  проводятся перед   Днём   Победы. Изучение картин советских художников, посвящённых Великой Отечественной войне. Выполнение заданий на стр.  39 учебника.

Разработка макета альбома Славы. Выполнение каждым учеником своей  странички альбома. Эта страничка может быть  посвящена как истории семьи  учащихся, так и какому-то эпизоду из истории Отечественной войны.

Коллективная работа. Создание классного альбома Славы.

Занятия 22–25 (4 ч), стр. 40–47 и 78 учебника, стр. 42–47, 75–78 рабочей  тетради.

Изучение пропорций человеческой фигуры. Понятие о  модуле. Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на  стр.

40–41 учебника и на стр.  42–43 рабочей тетради.

Коллективная работа.  Создание панно «Быстрее, выше, сильнее». Изучение, как с помощью пропорций создаётся образ  сказочного героя (стр.  78 учебника и стр.  44–47 рабочей тетради). Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на стр.  40–41 учебника и на стр.  44–47 рабочей тетради.

Коллективная работа.  Создание панно «Сказочный мир». Занятие 26 (1 ч), стр. 42–43 учебника, стр. 32–33 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о китайском рисунке кистью). По  желанию учащихся можно выполнить  в процессе изучения нового  материала задания на закрепление полученных знаний на  стр.   43  учебника и  на  стр.   32–33  рабочей тетради.

Занятия 27–30 (3–4 ч), стр.  36–37 и 50–51 учебника, стр.  18–23 рабочей  тетради.

Занятие для любознательных (самостоятельное прочтение текста о русском народном театре). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спек- такля по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

Занятия 31–34 (5 ч.), стр. 48–49 учебника.

Изучение истории Эрмитажа и некоторых представленных в этом музее  шедеврах живописи разных стран.

Календарно-тематическое планирование и основные  виды деятельности учащихся

3-й класс

п/п

   Дата

         

   Тема

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

четверг3 «Г»

понед3 «Д»

вторн3 «Е»

1.

01.09

05.09

06.09

«Жанры живописи. Натюрморт».

Рассказывать на  языке искусства, что  такое жанры живописи и  какие они бывают (Н).

Изучить натюрморт В. Хеды  и ответить на  вопросы на  стр.  5 учебника (Н).

2.

08.09

12.09

13.09

«Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм»

Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме.

Знать, в чём особенности метода живописи  импрессионистов (П).

Выполнить задания на стр.  6–7  учебника (П). На    примере   картин   А.   Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента. Научиться  определять особенности зимнего колорита (Н).

Выполнить задания на стр.  8–9  и 51 учебника.

Написать зимний пейзаж по воображению.

3.

15.09

19.09

20.09

«Портрет»

Иметь представление (Н)  и  рассказывать (П)  об особенностях портретного жанра в живописи. Знать виды портретов: автопортрет, парадные, камерные, групповые, парные, индивидуальные. Отвечать на  вопросы на  стр.  10–15 учебника (Н).

4.

22.09

26.09

27.09

«Жанры живописи:

Исторический, батальный, бытовой и  анималистичес-кий»

  Иметь представление (Н)  и  рассказывать (П)  об особенностях исторического,  батального жанров в живописи. Отвечать на  вопросы на  стр.  10–15 учебника (Н).

Нарисовать с натуры любое  животное  в  движении,  наиболее характерном  для  него,  на  стр.  22–23 рабочей тетради (П).

5.

29.09

03.10

04.10

«Цветовая гамма»

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н).  

Знать, что такое цветовой круг (Н).

Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить  задания  на   стр.  16–17 учебника и на стр.  2–3  рабочей тетради (Н).

6.

06.10

10.10

11.10

«Цветовая гамма: цветовой круг»

Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения (Н).  

Знать, что такое цветовой круг (Н). Уметь пользоваться  цветовым кругом:  находить с его  помощью дополнительные и родственные цвета (Н).

Выполнить задания на стр. 18 учебника. Выполнить  задания  на   стр.  16–17 учебника и на стр.  2–3  рабочей тетради (Н).

7.

13.10

17.10

18.10

«Цветовой круг: штриховка и  цве- товой тон»

Уметь пользоваться  цветовым кругом:  находить с его  помощью дополнительные и родственные цвета (Н).

Выполнить задание.

Изучить и  проанализировать  рисунок  С. Чехонина цветными карандашами. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами  (Н).   Выполнить задание. Изучить и  проанализировать  рисунок  С. Чехонина цветными карандашами на стр.  19 учебника (П).

8.

20.10

24.10

25.10

«Декоративное панно»

Иметь представление о  декоративном  панно (Н).  Изучить материалы на стр.  4–5  рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П).

9.

27.10

07.11

08.11

«Декоративное панно»

Иметь представление о  декоративном  панно (Н).  Изучить материалы на стр.  4–5  рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П).

10.

10.11

14.11

15.11

«Панно из природ- ного материала»

Иметь представление о  декоративном  панно (Н).  Изучить материалы на стр.  4–5  рабочей тетради (Н). Коллективное панно «Весёлые попугайчики» (П).

11.

17.11

21.11

22.11

«Форма, светотень»

Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н). Выполнить задания. Выполнить задания на  стр.  22  учебника и  на  стр.  8–9   рабочей тетради (Н).

12.

24.11

28.11

29.11

«Форма, светотень»

Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях (Н).

Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр.  23 учебника и стр.  10–13 рабочей тетради) (Н).

13.

01.12

05.12

06.12

«Рисуем с натуры»

Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел  (Н).

Рисовать натюрморт из  геометрических тел с натуры на стр.  12–13 рабочей тетради (П). (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр.  10 рабочей тетради.)

14.

08.12

12.12

13.12

«Люди  и их лица»

Иметь  представление  о   том,  что такое пропорции и соразмерность. Изучить  основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими  пользоваться (П).

Выполнить задания на стр. 24–25 учебника и стр.  24–25 рабочей тетради (Н).

15.

15.12

19.12

20.12

«Приметы   возраста. Мимика»

Знать, как изменяется лицо  человека с возрастом или  со сменой настроения (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради) (П).  Выполнить задания на стр.  26–27 учебника и на  стр.  26–27 рабочей тетради (П).

16.

22.12

09.01

10.01

«Семейный портрет»

Иметь  представление  о   том,  что такое пропорции и соразмерность. Изучить  основные пропорции человеческого лица (Н) и уметь ими  пользоваться (П).

Выполнить задание «Семейный портрет» на  стр.  28–29 рабочей тетради (П).

17.

12.01

16.01

17.01

«Народные промыслы: Золотая Хохлома»

Знать  историю и  особенности  хохломской росписи (Н)  и  уметь отличать её от других народных промыслов (П).

Изучить этапы выполнения различных  хохломских узоров и выполнить задания на стр.  30–31 рабочей тетради (Н).

18.

24.01

23.01

19.01

«Народные промыслы:  Золотая Хохлома»

Изучить этапы выполнения различных  хохломских узоров (Н).

Расписать тарелку или  шкатулку в технике хохломской росписи. Можно использовать  вместо    тарелки  круг или  овал  из  ватмана, а  детали шкатулки  подготовить заранее или   воспользоваться шаблоном на стр. 67 рабочей тетради (П).

19.

26.01

30.01

31.01

«Плетёные орнаменты.

Звериный стиль»

Иметь представление о плетёных орнаментах и  орнаментах звериного стиля (Н). Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов (Н). Изучить материал и выполнить задания  на  стр.  31  учебника  и  на  стр. 34–35 рабочей тетради (П).

20.

02.02

06.02

07.02

«Волшебство акварели»

Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы.

Изучить технику отпечатка.

Использовать (Н) эту технику в своей работе акварелью (П). Выполнить задания на  стр. 32–33 в учебнике и  на  стр.  36–37 в  рабочей тетради.

21.

09.02

13.02

14.02

«Мастер  иллюстрации И. Билибин.

Билибинский  стиль»

Иметь  представление  о  тврчестве И. Билибина (Н). Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь  визуально определять работы этого художника (П).

 Ответить на  вопросы на  стр.  34–35 учебника.

Выполнить         графическую        работу «Фантастическое дерево» (стр.  42–43 рабочей тетради).

22.

16.02

20.02

21.02

«Мастер  иллюстрации  И. Билибин.

Билибинский стиль»

Проанализировать   иллюстрации   к

«Сказке о  царе   Салтане»  А.С.   Пушкина, выполненные И. Билибиным (Н). Выполнить задание (П). Выполнить задание на  стр.  36–37 в учебнике и  на  стр.  44–45 в  рабочей тетради (П).

Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

23.

02.03

27.02

28.02

«Мастер  иллюстрации  И. Билибин.

Билибинский стиль. Иллюстрации         к сказкам»

Знать понятие «иллюстрация» и его особенности. Выполнить задание на  стр.  36–37 в учебнике и  на  стр.  44–45 в  рабочей тетради (П).

Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».

24.

09.03

06.03

07.03

«Древнерусская книга.

Как  украшали рукописные книги»

Рассказывать об изготовлении книг в   Древней  Руси   (Н).    Выполнить задания на стр.  39 учебника (Н) и на стр.  46–47 рабочей тетради. Коллективный   проект   «Кириллица».

25.

16.03

13.03

14.03

«Древнерусская книга.

Как  украшали рукописные книги»

Рассказывать об изготовлении книг в   Древней  Руси   (Н).    Выполнить задания на стр.  39 учебника (Н) и на стр.  46–47 рабочей тетради. Коллективный   проект   «Кириллица».

26.

23.03

20.03

21.03

«Художник и театр»

Самостоятельно изучить тему  «Художник и театр» и иметь представление  о работе  различных театральных художников (П).

Ответить на  вопросы на  стр.  40–41 учебника (Н).

27.

06.04

03.04

04.04

«Художник и театр»

Коллективный проект: кукольный спектакль   по    сказу   П.   Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).

28.

13.04

10.04

11.04

«Художник и театр»

Коллективный проект: кукольный спектакль   по    сказу   П.   Бажова «Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).

29.

20.04

17.04

18.04

«Художник и театр»

Коллективный проект: кукольный спектакль   по    сказу   П.   Бажова

«Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).

30.

27.04

24.04

27.02

25.04

«Художник и театр»

Коллективный проект: кукольный спектакль   по    сказу   П.   Бажова

«Серебряное Копытце». Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе (П).

31.

04.05

08.05

02.05

«Русский музей»

Знать  историю основания Русского музея в Петербурге (Н).

Уметь   рассказывать   о   картинах Русского музея (стр.  50–57 учебника).

32.

11.05

15.05

16.05

«Русский музей»

Знать  историю основания Русского музея в Петербурге (Н).

Уметь   рассказывать   о   картинах Русского музея (стр.  50–57 учебника).

33.

18.05

22.05

23.05

«Русский музей»

Знать  историю основания Русского музея в Петербурге (Н).

Уметь   рассказывать   о   картинах Русского музея (стр.  50–57 учебника).

34.

25.05

29.05

30.05

«Русский музей»

Знать  историю основания Русского музея в Петербурге (Н).

Уметь   рассказывать   о   картинах Русского музея (стр.  50–57 учебника).

     Итого

34 ч.


4-й класс

п/п

Дата

Тема

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

4 «А»

4 «Б»

4 «В»

4 «Г»

4 «Д»

1.

02.09

02.09

02.09

06.09

06.09

«Монументально- декоративное искусство»

Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства (Н).

Рассказывать         о           происхождении монументальной                живописи         (Н). Выполнить задания на  стр.  6  (Н)  и стр.  7 (П) учебника.

2.

09.09

09.09

09.09

13.09

13.09

«Монументально- декоративное искусство»

Знать особенности фресковой живописи   (Н).  Изучить  фрески  Джотто, приведённые в учебнике (П). Рассказывать о таких мастерах фрески,  работавших в  Средние века на Руси,  как  Феофан Грек  и   Андрей Рублёв (Н).

Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж (Н). Выполнить  творческое задание  на стр.   10  учебника (П)  и  ответить на вопрос  на стр.  11 учебника (Н).

3.

16.09

16.09

16.09

20.09

20.09

«Русская икона. Звенигородская находка»

Рассказывать об  истории иконы на Руси (Н).

Иметь представление о звенигородских  иконах,  написанных Андреем Рублёвым (Н).

Прослушать «Епитимью» в исполнении Ф. Шаляпина и  сравнить  эмоции от музыкального произведения и от икон.

4.

23.09

23.09

23.09

27.09

27.09

«Монументальная скульптура»

Иметь представление об особенностях и задачах монументальной скульптуры (Н).

Изучить памятники героям Великой Отечественной войны, приведённые в учебнике.

Прослушать песню  «Вставай, страна огромная»и эмоционально связать памятники с музыкой (П).

После  урока мы рекомендуем провести экскурсию к ближайшему памятнику  героям  войны и  рассказать, чему  он посвящён и какое настроение создаёт у зрителя.

5.

30.09

30.09

30.09

04.10

04.10

«Новые виды  искусств: дизайн и фотография»

Понимать задачи дизайна и  уметь рассказывать о его происхождении и целях работы        художников-дизайнеров. Выполнить задания на стр. 16–17 учебника (П).

Иметь представление о  различных видах фотографии (Н). Отличать художественные фотографии от других видов  этого искусства (П).

6.

07.10

07.10

07.10

11.10

11.10

«Родная природа. Поэт пейзажа»

Иметь представление и рассказывать о  творчестве И.  Левитана (Н). Проанализировать  его   картины  об осени. Подобрать к ним  подходящие стихи (П).

Выполнить задания на стр. 20–21 учебника.

Написать  осенний пейзаж по  воображению или  с натуры (стр.  6–7  рабочей тетради) (П).

7.

14.10

14.10

14.10

18.10

18.10

«Использование разных видов штриховки»

Изучить         на         примере         рисунка Д.  Митрохина «Яблоки», как можно передать объём  предмета с помощью цветных карандашей (Н).

Уметь использовать различные виды штриховки для  более  выразительной передачи объёма (П).

Выполнить задания на  стр.  22  учебника и стр.  2–3  рабочей тетради.

8.

21.10

21.10

21.10

25.10

25.10

«Градации светотени.

Рефлекс. Падающая тень»

Уметь определить, откуда на  постановку падает свет (Н) и как в зависимости  от этого на предметах распределяется светотень.

Выполнить задания на стр.  8–9  (Н) и на стр.  10–11 (П) рабочей тетради. Расширить   понятие   о   светотени: хорошо различать, где  на  предметах свет,  тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).

Твёрдо знать,  где  на  предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета.

9.

28.10

28.10

28.10

08.11

08.11

«Конструкция предмета»

Уметь определить, откуда на  постановку падает свет (Н) и как в зависимости  от этого на предметах распределяется светотень.

Выполнить задания на стр.  8–9  (Н) и на стр.  10–11 (П) рабочей тетради. Расширить   понятие   о   светотени: хорошо различать, где  на  предметах свет,  тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень (П).

Твёрдо знать,  где  на  предмете самое светлое место, а где – самое тёмное (П). Иметь понятие о конструкции предмета.


10.

11.11

11.11

11.11

15.11

15.11

«Летние зарисовки»

Уметь составлять  и  использовать для  создания композиции опорную схему (П).

Иметь  представление  о  значении рамки   для   цельности  восприятия любой  творческой работы (Н). Выполнить   с    помощью   опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей).

11.

18.11

18.11

18.11

22.11

22.11

«Летние зарисовки» (Оформление работ)

Уметь составлять  и  использовать для  создания композиции опорную схему (П).

Иметь  представление  о  значении рамки   для   цельности  восприятия любой  творческой работы (Н). Выполнить   с    помощью   опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу (П). Эта работа может выполняться в парах (по желанию детей).

12.

25.11

25.11

25.11

29.11

29.11

«От зарисовок  к иллюстрации» (зарисовки животных)

Иметь  представление  о   значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Выполнить  творческое задание  на стр.   29  учебника или   работу   «Твой пушистый друг» на  стр.  12–13 рабочей тетради (П).

13.

02.12

02.12

02.12

06.12

06.12

«От зарисовок к иллюстрации» (зарисовки животных)

Иметь  представление  о   значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ (Н). Выполнить  творческое задание  на стр.   29  учебника или   работу   «Твой пушистый друг» на  стр.  12–13 рабочей тетради (П).

Коллективный  проект: оформить свои  работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций  с животными (П).

14.

09.12

09.12

09.12

13.12

13.12

«Гризайль»

Самостоятельно изучить  материалы (П)  и выполнить творческие задания на стр. 30–31 учебника (П).

15.

16.12

16.12

16.12

20.12

20.12

«Композиция  и   её основные законы»

Изучить на  примере  «Натюрморта  с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом  мате- риале  простой  натюрморт,  стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П).

16.

23.12

23.12

23.12

10.01

10.01

«Композиция  и   её основные законы»

Изучить на  примере  «Натюрморта  с тыквой» А. Куприна основные законы композиции (П) и уметь их определять в натюрмортах других авторов (П). Нарисовать с натуры в любом  материале  простой  натюрморт,  стараясь следовать основным законам композиции (стр. 14–17 рабочей тетради) (П).

17.

13.01

13.01

13.01

17.01

17.01

«Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву»

Изучить  особенности нижегородской резьбы по  дереву (Н)  и  выполнить  в процессе изучения материала задания на  стр. 35  учебника и  на  стр. 28–29 рабочей тетради.

18.

20.01

20.01

20.01

19.01

19.01

«Линейная перспектива»

Получить понятие о  линейной перспективе: знать, как влияет на построение   перспективы  положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода  (Н).  Уметь делать простые построения перспективы (Н).

Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о  воздушной перспективе (Н).

Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради.

19.

27.01

27.01

27.01

31.01

31.01

«Линейная перспектива»

Получить понятие о  линейной перспективе: знать, как влияет на построение   перспективы  положение линии горизонта (Н). Знать, что такое точка схода  (Н).  Уметь делать простые построения перспективы (Н).

Уметь находить точку схода в произведениях известных художников (П). Иметь представление о  воздушной перспективе (Н).

Выполнить задания на стр. 37 учебника и на стр. 26–27 рабочей тетради.

20.

03.02

03.02

03.02

07.02

07.02

«Родная история и искусство.

День Победы»

Изучить  работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н).

Коллективный         проект        «Альбом Славы»: разработать макет  альбома, определить композицию его  страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет  затем размещена  в  общем   «Альбоме  Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П).

21.

10.02

10.02

10.02

14.02

14.02

«Родная история и искусство.

День Победы»

Изучить  работы советских художников, посвящённые Великой Победе, и ответить на вопросы на стр. 39 учебника (Н).

Коллективный         проект        «Альбом Славы»: разработать макет  альбома, определить композицию его  страниц. Каждый ученик должен создать свою страничку, которая будет  затем размещена  в  общем   «Альбоме  Славы» (стр. 30–31 рабочей тетради) (П).

22.

17.02

17.02

17.02

21.02

21.02

«Фигура человека. Пропорции»

Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н).  Выполнить задания на стр.  40 учебника (Н) и на стр.  42–43 рабочей тетради (П).

Сделать несколько набросков с натуры  (одноклассников или  родственников) (П).

23.

24.02

24.02

24.02

28.02

28.02

«Фигура человека. Пропорции»

Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле (Н).  

Коллективная  работа «Быстрее, выше, сильнее», стр.  42–43 рабочей тетради.

Изучить материалы и выполнить задания на стр.  78 учебника и на стр. 44–47  рабочей  тетради  (П).  

24.

03.03

03.03

03.03

07.03

07.03

«Фигура человека. Пропорции»

Иметь представление о необходимости соблю- дения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев. Коллективная   работа «Сказочный мир» (стр.  46–47 рабочей тетради).

25.

10.03

10.03

10.03

14.03

14.03

«Фигура человека. Пропорции»

Иметь представление о необходимости соблю- дения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев. Коллективная   работа «Сказочный мир» (стр.  46–47 рабочей тетради).

26.

17.03

17.03

17.03

21.03

21.03

«Китайский рисунок кистью»

Самостоятельно изучить тему (П). Выполнить   в   процессе   изучения материала задания на стр.  43 учебника (П) и на стр. 32–33 рабочей тетради (П).

27.

24.03

24.03

24.03

04.04

04.04

«Родная история  и  искусство – русский народный театр»

Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр.  18–23 рабочей тетради).

28.

07.04

07.04

07.04

11.04

11.04

«Родная история  и  искусство – русский народный театр»

Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр.  18–23 рабочей тетради).

29.

14.04

14.04

14.04

18.04

18.04

«Родная история  и  искусство – русский народный театр»

Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр.  18–23 рабочей тетради).

30.

21.04

21.04

21.04

25.04

25.04

«Родная история  и  искусство – русский народный театр»

Самостоятельно изучить тему (П). Коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля  по сказке С. Козлова «Снежный цветок» (стр.  18–23 рабочей тетради).

31.

28.04

28.04

28.04

02.05

02.05

«Учимся видеть: Эрмитаж»

Знать  историю основания  Эрмитажа  (Н).

Уметь рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства (П).

32.

05.05

05.05

05.05

16.05

16.05

«Учимся видеть: Эрмитаж»

Знать  историю основания  Эрмитажа  (Н).

Уметь рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства (П) (стр.  52–71 учебника).

33.

12.05

12.05

12.05

23.05

23.05

«Учимся видеть: Эрмитаж»

Знать  историю основания  Эрмитажа  (Н).

Уметь рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства (П) (стр.  52–71 учебника).

34.

19.05

19.05

19.05

30.05

30.05

«Учимся видеть: Эрмитаж»

Знать  историю основания  Эрмитажа  (Н).

Уметь рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства (П) (стр.  52–71 учебника).

35.

26.05

26.05

26.05

Итого

34 ч.


Контроль образовательных результатов

Любая дидактика предполагает контроль над  усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство –  предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их  последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами  знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками,  должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать,  в чём  особенности  их собственных работ.

2.  Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3. Важно, чтобы школьники  умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для  выполнения собственных  творческих работ:  разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  выполнение учащимся  продуктивных  заданий  в  учебниках  и  рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в  тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или  творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь  необходимый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При  этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки  законов,  сколько  будет   уметь   их   применять  в жизни.  Естественно, подобные задания может во множестве при- думать и  добавить учитель.  Но  они  должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего  требовать творческого применения знаний) и желательно быть  связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому  подобное).

Очень  важно, чтобы  объём  заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих  учеников. В любом  случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях  (принцип минимакса).

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  постоянное  повторение важнейших  понятий,  законов и  правил. На  этапе актуализации знаний перед  началом изучения нового  материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для  правильного понимания новой  темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается  постоянно в курсе тех  знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать  ответ  на вопрос, они под  руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит  работе  с ним  и  показывает, как поступать человеку, если  он хочет  что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования  программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут  усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за  задания самостоятельных работ  являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема  у каждого ученика должна быть  зачтена, однако срок получения зачета не  должен быть  жёстко ограничен (например, ученики должны сдать  все  темы  до конца четверти). Это учит  их планированию своих  действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы  после  изучения каждой  темы  у  каждого ученика оставались выполненные в  рабочей тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради к концу учебного года  не  осталось пустых мест (образцы,  выполненные красками,  нужно  вклеивать  в  тетрадь после  полного высыхания).

В особую папку  помещаются оригиналы или  копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий,  содержащие  не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов  по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих  отметок и  оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Критерии оценивания детского рисунка

  • как решена композиция: как организовано изображение на листе, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
  • характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
  • качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
  • владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
  • общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

 

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна, интересна.

Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для  работы учащимся необходимы:

– учебники:

  • О.А.  Куревина,  Е.А.   Лутцева,  «Изобразительное искусство»  (Рзноцветный мир). Учебники для  3, 4-го класса;
  • Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство"»

          для  3, 4-го классов.

  • индивидуальное рабочее место  (которое может при  необходимости  перемещаться – трансформироваться в часть  рабочей площадки для  групповой работы);
  • альбом, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, восковые мелки, простые карандаши (Т, МТ, М), ластик.

       Для работы учителя необходимы:

  • компьютер и мультимедийный проектор в качестве наглядного пособия для изучения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...