«Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды» открытый урок в 7 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Зинина Галина Юрьевна

Урок изо 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по изобразительному искусству  ФГОС второго поколения

 тема «Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»

Учитель изобразительного искусства и технологии: Зинина Галина Юрьевна

Учебный предмет

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Класс

7

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Вид урока

Комбинированный урок

Методы ведения

Словесные (дискуссия), наглядные (демонстрация видео сюжетов) и практические (работа на компьютере)

Раздел

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Тема урока

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, технология, МХК, история

Образовательные технологии

ИКТ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве

Цель урока

Содержательная: Формирование представления о технологии создания, возникновения и развития одежды;

 Деятельностная: Формирование умений применять законы композиции в процессе создания одежды.

Задачи урока

образовательные: познакомиться с историей развития одежды разных эпох; разбираться в  двуединой природе моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием; познакомиться с композиционными принципами конструкции костюма.

 воспитательные: воспитывать общую культуру, формирование эстетического вкуса учащегося к выбору одежды и аксессуаров; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать интерес к искусству через самостоятельную творческую работу.

развивающие:  развивать коммуникативные навыки при работе, развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Основные термины, понятия

«одежда», дизайн одежды, силуэт, линия, фасон, мода, стиль

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроке и свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, силуэт, фасон костюма принадлежащих различным эпохам; распознавать и называть основные композиционные принципы конструкции костюма; сопоставлять костюм с предлагаемой моделью;

Формирование представления о технологии создания одежды; понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды, использовать эти законы на практике.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Самостоятельная работа на компьютере

Групповая работа

Практическая работа

Учебник для 7 класса Изобразительное искусство. «Дизайн и архитектура в жизни человека», авторы А.С. Питерских, Г.Е.Гуров; издательство «Просвещение» - М. 2011 год

Для учащихся: цветная бумага, ткань, ножницы, клей, ленты, альбомы, шаблоны моделей.

УЛО: интерактивная доска, проектор, компьютер для учителя и компьютеры для учащихся; документ-камера; электронное приложение к учебнику  Изобразительное искусство.7 класс (А.С. Питерских, Г.Е.Гуров); презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I. Организационный

II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

III. Актуализация знаний

Цели:

- Организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

IV.Формирование новых знаний

Цели: 

 Организовать усвоение учащимися нового материала,

используя электронное приложение к учебнику.

V.Первичное усвоение новых знаний

Цели: Учиться применять новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Организовать дополнение учащимися рассказа учителя по теме урока.

Физминутка

VI. Первичная проверка понимания

Цели:

Организовать закрепление учащимися нового

материала полученного на уроке изобразительного искусства.

VII. Индивидуальное творческое задание

Цели: Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы по созданию коллажа костюма;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

  Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

   Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.  

Учитель: (слайд 1-2)

Обратите внимание на классную доску. На доске написано слово «одежда». Как вы понимаете это слово, что оно в себя включает?

Нам одежда интересна как явление конструктивных искусств. Ведь костюм – это объёмная конструкция, которая создаётся исходя из пропорций и размеров конкретного человека. Можно сказать, что костюм – это «дом», который человек носит на себе. И своеобразие этого «дома» зависит от различий и индивидуальности наших фигур.

(слайд 3) В тетради записать тему урока: «Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды». Сегодня мы проследим историю развития одежды и познакомимся с композиционными принципами конструкции костюма и создадим свой костюм.

Учитель (документкамера) учебник стр.155

на доске появляются фигуры людей в разной одежде:

 1.накладная (хитон, туника, плащ Древней Греции); 2.цельнокроеная  3.отрезная.

- Рассмотрите разные виды одежды и назовите особенности каждого вида одежды? Чем она отличается?

Учитель: Одежда прошла долгий путь развития, она – творение эпох и одновременно рассказ о них. Это только в глубокой древности её единственным назначением было укрыть наготу или согреться в шкуре. Современный человек предъявляет множество требований к одежде. Сейчас для людей важно, что одеть, как это выглядит и модно ли это.

-Может ли мода пониматься как эталон красоты данной эпохи?

Используя электронное приложение учащимся предлагается найти понятие мода. (слайд 4) Ввести понятие мода.

Взгляните на модные костюмы и платья разных лет. То широкие, то узкие, то опять широкие. Круговерть и постоянное  непостоянство. В этом потаенный смысл моды: она – механизм создания все новых и новых потребностей, зачастую фальшивых, не порождённых жизненной необходимостью и красотой.

 Мода, прежде чем стать достоянием общества, четко разделялась сословными границами. Во все времена люди предъявляли множество требований к одежде, причем с самых разных позиций, потому что менялись вкусы, пристрастия, понимание красоты и величия. Поэтому единственно неизменным оценочным мерилом в одежде можно рассматривать законы композиции.

Существует  два композиционных принципа конструкции костюма: 1. Гармония костюма с  телом, когда все формы и детали одежды соразмерны пропорциям тела. 2. Контраст костюма с телом, когда формы костюма нелогичны и сознательно или случайно противоречат естественности пластики и строения человеческой фигуры.

 Используя электронное приложение учащимся предлагается найти понятие силуэт и фасон. Ввести понятие силуэт и фасон. Виды силуэтов.(слайд 5-6)

В изменениях силуэта женского платья различных эпох особенно хорошо прослеживаются формы костюма, естественные, соответствующие фигуре, и нарочито вычурные, искажающие пластическую логику тела, зато продиктованные текущей модой.

Учащимся предлагаются разнообразные конструкции костюмов, которые необходимо распределить по формам силуэта ( треугольник, овал, квадрат, трапеция, круг). (слайд7)

Учитель контролирует выполнение работы.

Предлагает поучаствовать физминутке и отдохнуть. Упражнения для снятия зрительного утомления

1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).

2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).

3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.

6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

 Учитель предлагает выполнить задание на тренажёре за компьютером из электронного приложения к учебнику, определяя степень усвоения материала учащимися.

 Грамотно подбирать одежду – важное умение не только для дизайнеров. Каждый человек должен уметь делать это в своей повседневной жизни. Одежда должна подчёркивать достоинства каждой фигуры и скрывать недостатки, соответствовать месту и ситуации.

У учащихся заготовлены  фигуры моделей, которые  необходимо приклеить  на основу. Учащимся предлагается самостоятельно создать костюм для модели, применяя полученные знания. Для создания наряда можно использовать бумагу различной фактуры, ткани, ленты и прочее.

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что понравилось?

- В чем испытывали затруднения?

- Пригодится ли полученная информация вам в жизни? Где?

Организация выставки работ.

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Отвечают на вопросы, рассуждают. В понятие «одежда» входит: костюм, платье, туалет, гардероб, обувь, головные уборы и т.д.

Учащиеся рассматривают представленные виды одежды и анализируют каждый, находя отличия, делают выводы.

 

Просмотр видеофрагмента: (из электронного приложения к учебнику Фрагмент1и 2).История развития одежды.

Отвечают на вопросы и работают с электронным приложением.

Осознанно слушают

Работа с интерактивной доской. Выполняют задание из электронного приложения к учебнику «Распредели костюмы по эпохам» по одному выходя к доске.

Просмотр видеофрагмента: (из электронного приложения к учебнику Фрагмент3).Композиционные принципы построения костюма.

Работают с электронным приложением ищут понятия силуэт и фасон.

Работа в группах

Соотносят костюм с подходящим силуэтом. Отчитываются о проделанной работе.

Смотрят и повторяют действия за учителем

Выполняют задания тренажёра(компьютер) и получают сразу результат.

Создать коллаж костюма из подручного материала на предложенную модель.

В работе можно использовать ход работы из мастер-класса «Модельная одежда» (электронное приложение к учебнику)

Отвечают на поставленные вопросы,  анализируют выполнение работы.

Личностные УУД:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, умение ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:  (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно)

КоммуникативныеУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать и слышать.

РегулятивныеУУД

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта

 

КоммуникативныеУУД

Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог одноклассников

Регулятивные УУД 

Уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Предметные УУД

Распознавать композиционные принципы конструкции костюма (усложненные, нелогичные, простые формы). Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению.  

Предметные УУД распознавать и называть силуэты костюмов; сопоставлять форму и детали костюма по отношению ко всему силуэту;

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и слышать  

Личностные УУД

Развитие  познавательного интереса к изучаемому материалу

Личностные УУД Формирование здорового образа жизни

Личностные УУД

Организовать самоконтроль при выполнении заданий тренажёра

ПредметныеУУД

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке

Поиск и выделение необходимой информации.

РегулятивныеУУД Планирование своих действий  с поставленной задачей

ЛичностныеУУД

 Потребность в самостоятельной творческой деятельности

Регулятивные УУД

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

ПредметныеУУД

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....