Главные вкладки

    Программа дополнительного образования "Палитра"
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

    Курмаева Галина Павловна

    Программа «ПАЛИТРА» направлена на работу с детьми в области изобразительного творчества

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 1.doc161.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                1.Пояснительная записка

    Введение в дополнительную образовательную программу

    Программа «ПАЛИТРА» направлена на работу с детьми в области изобразительного творчества.

    Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (Ю.З.Гильбух).

    Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными. Иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Рабочая концепция одарённости).

    Сопровождение – специальный вид помощи субъекту (человеку, организации) в решении вопросов предупреждения и преодоления проблем его развития (Е.И.Казакова).

    Направленность дополнительной образовательной программы

    Дополнительная образовательная программа «ПАЛИТРА» имеет художественно – эстетическую направленность.

    Данная программа направлена на сопровождение, развитие и становление одарённых детей в рамках художественно-эстетической направленности, также на воспитание в ребёнке патриотизма, любви к истории своей страны, к культуре родного края, на формирование внутренней гражданской позиции. В ходе реализации программы ребёнок получает знания в области живописи, графики и истории искусства, истории родного края.

    Ведущими и основными методами обучения по данной программе являются методы творческого характера – проблемные, эвристические, поисковые, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

    Данная программа решает проблемы конкретной личности ребёнка в рамках индивидуально-ориентированного сопровождения.

    Актуальность дополнительной образовательной программы

    В соответствии с целевой программой «Одарённые дети», данная программа направлена на формирование таких знаний и умений в области изобразительного искусства, которые не могут быть сформированы в классах по причине того, что в них занимаются дети с разным уровнем художественных способностей. Личностная работа педагога в классе с каждым ребёнком не позволяет целенаправленно давать одарённым детям то развитие (даже при индивидуальных образовательных маршрутах), которое они могут получить при их выделении в специальные образовательные творческие группы. Диагностика проблем данной группы детей и создание программы для решения их проблем, позволяет успешно работать в области сопровождения, развития, обучения и воспитания одарённого ребёнка. Позволяет успешно проводить их профориентацию и реализацию в социуме.

    Педагогическая целесообразность

    Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе её освоения решаются важные задачи сопровождения, воспитания, образования и развития, одарённого ребёнка.

    Цель программы:

    Выявление творчески одарённых детей, их сопровождение, развитие и становление в рамках художественно-эстетической направленности

    Задачи программы:

    Воспитательные:

    1. Формировать активную жизненную позицию ребёнка.
    2. Формировать бережное отношение к культурным ценностям родного края.
    3. Формировать трудолюбие и ответственность за начатое дело, аккуратность

    Обучающие:

    1. Обучить правилам изображения человека.
    2. Обучить умению грамотно создавать композиции.
    3. Обучить умению находить и выделять объекты для изображения на пленэре.
    4. Обучить технике письма архитектурных сооружений.
    5. Обучить изображению животных в среде обитания.
    6. Обучить технологии анализа художественного произведения.

    Развивающие:

    1. Развивать художественный вкус.
    2. Развивать умение анализировать и высказывать своё мнение.
    3. Развивать умение отслеживать многоплановость в композиции.
    4. Развивать познавательную самостоятельность.

    Возраст учащихся

    Данная программа предназначена для обучающихся 9 – 13 лет

    Сроки реализации программы

    Содержание программы реализуется за 3 года обучения:

    Форма и режим занятий.

    Форма занятий – групповая.

    Занятия проводятся  по 1 занятию в неделю.

    Ожидаемые результаты в  конце обучения

    Обучающиеся будут знать:

    1. Основы национальной истории и культуры родного края.
    2. Пропорции фигуры человека.
    3. Правила построения художественной композиции.
    4. Технику изображения атмосферы в пейзаже.
    5.  Технику письма архитектурных сооружений.
    6.  Более подробно о строении животных.
    7.  Технологию анализа художественного произведения.

    Обучающиеся будут уметь:

    1. Использовать знания о культуре родного края в своём творчестве.
    2. Правильно изображать человека.
    3. Работать на пленэре.
    4. Правильно изображать памятники архитектуры.
    5. Изображать животных .
    6. Анализировать художественный материал и высказывать своё мнение.
    7. Строить многоплановую композицию.
    8. Самостоятельно работать над учебным материалом.

    2. Учебно-тематический план

                                                 Темы

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Введение в дополнительную образовательную программу.

    3

    3

    2

    Абстрактная композиция

    5

    2

    3

    3

    Эскиз витража

    5

    1

    4

    4

    Фигура человека

    15

    3

    12

    5

    Карнавал

    5

    1

    4

    6

    Зимнее Камкино

    9

    2

    7

    7

    Художники-нижегородцы жившие в  19 веке

    4

    1

    3

    8

    Развитие воображения и фантазии.

    20

    4

    16

    9

    Рисуем  и лепим животных.

    5

    1

    4

    10

    Камкино  в цвету

    2

    2

    11

    Художники-нижегородцы жившие в  20 веке

    4

    1

    3

    12

    Правила работы на пленэре. Учимся писать небо.

    2

    1

    1

    13

    Изображаем дорожки, траву.

    1

    1

    14

    Изображение кустарников, деревьев

    3

    1

    2

    15

    Рисуем цветы.

    5

    1

    4

    16

    Изображение воды.

    2

    1

    1

    17

    Пейзаж

    6

    2

    4

    18

    Организация и проведение выставок.

    6

    6

    1. Содержание программы

    Тема

    Содержание темы

    Введение в дополнительную образовательную программу.

    ТЕОРИЯ:План работы на новый учебный год.Особенности построения программы года обучения. Инструктаж по технике безопасности

    Абстрактная композиция

    ТЕОРИЯ :Понятие: «Абстракция в изобразительном искусстве».Предметные и беспредметные изображения.

    ПРАКТИКА:Отработка теоретического материала.Выполнение живописных работ на тему абстрактной композиции

    Эскиз витража

    ТЕОРИЯ :Понятие: «Витраж».Особенности техники витражей.Приёмы работы.

    ПРАКТИКА:Отработка теоретического материала.Изготовление эскизов витражей.

    Фигура человека

    ТЕОРИЯ :Пропорции человеческой фигуры.Особенности изображения человеческой фигуры.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Изображение человека.

    Карнавал

    ТЕОРИЯ :Историческая справка о костюме.Особенности эскизов костюмов.Знакомство с профессией «художник по костюмам».

    ПРАКТИКА :Закрепление теоретического материала.Создание эскизов карнавальных костюмов.

    Зимнее Камкино

    ТЕОРИЯ :Художники, изображавшие природу зимой.Особенности зимнего  сельского пейзажа.

    ПРАКТИКА :Закрепление теоретического материала.Выполнение работ «Камкино  зимой»

    ХудожникиНижнего Новгорода жившие в  19 веке

    ТЕОРИЯ :История малой родины.Знакомство с творчеством  художников 19 века.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Самостоятельная проектная работа.

    Развитие воображения и фантазии.

    ТЕОРИЯ:Понятие: «монотипия». «гратаж» и т.д Цветоведение.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Создание работ в технике монотипии.

    Рисуем  и лепим животных.

    ТЕОРИЯ :Пропорции в изображении животных.Особенности изображения животных.Знакомство с художниками – анималистами.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Создание работ в анималистическом жанре.

    Камкино  в цвету

    ТЕОРИЯ :Знакомство с произведениями художников, изображавших весенние пейзажи.Особенности передачи весенней атмосферы в пейзаже.

    ПРАКТИКА:Отработка теоретического материала.Выполнение работы по теме.

    Художники-нижегородцы  20 век

    ТЕОРИЯ :Знакомство с творчеством  художников 20 века.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Самостоятельная проектная работа.

    Правила работы на пленэре. Учимся писать небо

    ТЕОРИЯ :Историческая справка о пленэре.Особенности изображения с натуры.Русские художники - пейзажисты, изображавшие небо.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение работ, изображающих небо.

    Изображаем дорожки, траву.

    ТЕОРИЯ :Русская художественная традиция в изображении деталей пейзажа.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение этюдов на заданную тему.

    Изображение кустарников, деревьев

    ТЕОРИЯ :Техника изображения кустарников,деревьев.Особенности изображения кустарников.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение этюдов на заданную тему.

    Рисуем цветы.

    ТЕОРИЯ:Русские художники, изображавшие цветы.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение работ на заданную тему.

    Изображение воды.

    ТЕОРИЯ :Техника изображения воды.Особенности изображения воды и отражения в ней.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Выполнение этюдов на заданную тему.

    Пейзаж .

    ТЕОРИЯ :Изображение архитектуры в пейзаже.

    ПРАКТИКА :Отработка теоретического материала.Создание пейзажа .

    Организация и проведение выставок.

    ПРАКТИКА :Организация и проведение выставок.

    1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    Разделы и темы

    Форма занятий

    Методы

    Дидактический материал, ТСО

    Форма подведения итогов

    1

    Абстрактная композиция

    Учебное занятие               Беседа-рассуждение. Наблюдение. Практическое занятие.

    Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный.

    Репродукции картин художников – абстракционистов.

    Выставка

    2

    Эскиз витража

    Беседа-рассуждение. Учебное занятие. Практическое занятие.

    Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

    Презентация.

    Выставка

    3

    Фигура человека

    Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Постановка проблемной задачи.

    Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный

    Проблемное изложение.

    Учебные пособия

    Выставка.

    4

    Карнавал

    Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Занятие-игра.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Карточки с изображением эскизов карнавальных костюмов

    Выставка.

    5

    Зимнее Камкино

    Учебное занятие. Занятие-бесседа. Практическое занятие. Постановка проблемной задачи.

    Решение проблемной задачи.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Книги художников, изображавших  зимой.

    Выставка.

    6

    Художники Нижнего Новгорода, жившие в  19 веке

    Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Занятие-игра. Постановка проблемной задачи. Работа с книгой.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Книги с иллюстрациями .

    Фотографии.

    Выставка.

    7

    Развитие воображения и фантазии.

    Занятие-бесседа. Учебное занятие. Практическое занятие. Постановка проблемной задачи.

    Проблемное изложение.

    Практический.

    Учебные пособия

    Выставка

    8

    Рисуем животных.

    Занятие-беседа. Практическое занятие. Постановка проблемной задачи.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Открытки, карточки, иллюстрации.

    Работы художников – анималистов.

    Выставка

    9

    Камкино  в цвету

    Занятие-беседа. Работа с книгой. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Книги с иллюстрациями .

    Фотографии.

    Выставка.

    10

    Художники нижегородцы-  20 век

    Учебное занятие. Беседа-рассуждение. Постановка проблемной задачи.Работа с книгой.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Книги с иллюстрациями.

    Фотографии.

    Защита проектов

    11

    Правила работы на пленэре. Учимся писать небо

    Занятие-беседа.Работа с книгой. Учебное занятие.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Репродукции русских художников.

    Выставка.

    12

    Изображаем дорожки, траву.

    Занятие-беседа.Работа с книгой. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Репродукции русских художников.

    Выставка

    13

    Изображение кустарников

    Занятие-беседа.Работа с книгой. Учебное занятие.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Книги с иллюстрациями.

    Фотографии.

    Выставка.

    14

    Рисуем цветы.

    Занятие-беседа. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Репродукции русских художников.

    Выставка.

    15

    Изображение воды.

    Занятие-беседа. Учебное занятие.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Репродукции русских художников.

    Фотографии.

    Выставка.

    16

    Пейзаж .

    Занятие-беседа. Учебное занятие. Постановка проблемной задачи.

    Проблемное изложение.

    Объяснительно-иллюстративный.

    Репродуктивный.

    Фотографии.

    Выставка.

    Календарно-тематический план 3-его года обучения

    Тема

    Кол.час

    Дата  проведения

    Введение в дополнительную образовательную программу.

    1

    Развитие воображения и фантазии.

    3

    Художники Нижнего Новгорода-  19 век (проект)

    2

    Защита проекта

    1

    Фигура человека  (изготовление куклы)

    5

    Карнавал

    2

    Пейзаж.

    3

    Художники -нижегородцы, жившие в 20 веке

    2

    Абстрактная композиция

    3

    Развитие воображения и фантазии.

    4

    Фигура человека  (портрет-графика )

    2

    Фигура человека  (портрет-живопись )

    3

    Организация и проведение выставок.

    3

    Технические средства обучения (ТСО).

    1. Компьютер.

    Учебно-материальная база

    Для занятий по изобразительному искусству необходимо иметь:

    1. Помещение с хорошим освещением.

    2. Рабочие столы и стулья.

    3. Учебную доску;

    4. Художественные материалы: карандаши, краски, мелки, кисти, резинки;

    5. Бумагу различного формата и качества.

    6. Материал для декоративно – прикладной работы: ножницы, клей, ткань, бумагу разного качества и цвета, природный материал.

    7. Посуду для работы с красками.

    8. Рабочий материал.

    Список литературы для педагога

    Планирование учебной деятельности Изобразительное искусство-линия УМК под редакцией Б.М.Неменского

    Список литературы

    для учащихся

    1. Альбомы репродукций западноевропейских художников;
    2. Альбомы репродукций русских художников;
    3. Справочники по изобразительному искусству.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

        В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

    Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

    Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

    Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

    Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

    «Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...