Рабочая программа по изобразительному искусству (ТМНР)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Оболенская Марина Андревна

Рабочая программа для 7-го класса по изобразительному искусству для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_7_v.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Школа № 56»

«СОГЛАСОВАНО»                   «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора                                              Директор школы

по УР________О.Н.Гагарина                                            _________________Н.В.Малыгина

«___»______________ 2016 г.                                       «___»___________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

2016-2017 учебный год

УМК:Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

Учитель: Оболенская Марина Андреевна

Пояснительная записка

Изобразительное искусство имеет важное  значение  в плане развития  и воспитания   детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию  у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Уроки ИЗО  состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия.

В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и  выходящими за контур рисунка  и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся  также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале  учат детей  составлять и раскрашивать орнаменты  из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

На первых годах обучения  при составлении узоров  в полосе из растительных  или  геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами обучающиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный  анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Обучающиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности обучающихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на тему.

На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки,  модели, муляжи.

Обучающиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.

На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно -  практической деятельности.

Обучающиеся должны знать:

  1. Назначение узоров в повседневной жизни человека
  2. Отличие геометрических и растительных узоров
  3. Законы гармоничного сочетания цветов
  4. Элементарные основы композиции

Обучающиеся должны уметь:

  1. Располагать предметы на альбомном листе в соответствии с законами композиции
  2. Составлять геометрические узоры
  3. Составлять растительные узоры
  4. Рисовать симметричные предметы
  5. Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры)
  6. Передавать в рисунках форму, величину, пропорции предметов

ПРОГРАММА

VII класс (34 ч.)

Декоративное рисование. Учить  детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов  в полосе (закладка для книг); с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).

Примерные задания.

Рисование узора из геометрических элементов в полосе.

Рисование узора в прямоугольнике (ковер). Рисование в полосе узора из растительных элементов. Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для поздравительной открытки.

Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия по величине предметов.

Примерные задания.

Рисование различных видов транспорта (автомобиль, самолет).

Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – стрекоза). Рисование игрушек (мягких  резиновых зверей). Рисование цветов (ромашка, фиалка).

Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.  

Примерные задания.

Рисование на темы (с использованием трафарета, шаблона и методики работы «по сырому»: по мотивам русских народных сказок или мультфильмов (по выбору учителя); «День Защитника Отечества».

Методы обучения:

  1. Словесные - рассказ, беседа
  2. Наглядные – демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности, готовых рисунков (схем), педагогическое рисование
  3. Практические –практические работы

Формы организации учебного процесса:

  • урок
  • беседа
  • практические работы

Для проведения уроков используются: иллюстративный материал, предметы декоративно-прикладного искусства, предметы быта, игрушки, шаблоны, ИКТ, ТСО.

Место предмета в учебном плане – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Учебно-методическое и материальное обеспечение

  • Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
  • Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
  • Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
  • Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» М. Просвещение. 1982
  • Головина Т.Н. «Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе» М.Педагогика. 1974
  • Коргузалова Р.И. «Рисование» М.Просвещение 1977
  • Федоров С.А. «Изобразительное искусство» М.Просвещение 1967
  • Демонстрационные таблицы
  • Предметы быта и игрушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»

Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...