Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета « Изобразительное искусство» для 5 – 7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского (2011 г., 1 – 9 классы). При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».
Основная цель изучения предмета « Изобразительное искусство» - является развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Основными задачами предмета
« Изобразительное искусство» являются:
- Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства,
- Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей,
- Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы,
- Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности,
- Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности,
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимания красоты человека,
- Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры,
- Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки.
Учебный предмет объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Он имеет интегративный характер, включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно – прикладного искусства. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Тема 5 класса – « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно – декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года усилен акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 класса – « Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения ( рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникать в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая знаний, умений и навыков.
Тема 7 класса – « Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения ( рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникать в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая знаний, умений и навыков.
Рабочая программа « Изобразительное искусство» разработана для 5 – 7 классов основной школы. На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Предмет изучается в 5, 6, 7 классе – 35 часа в год. Данная рабочая программа составлена для изучения изобразительного искусства по учебникам: 5 класс: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011 год. 6 класс: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса /Под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011 год., 7 класс: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8/ под редакцией Б.М. Неменского. Москва, просвещение, 2011 год.
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класса.
В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне ученик 5 класса должен
знать/понимать:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например. Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство фирмы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- Выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
6 класса.
В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне ученик 6 класса должен
знать/понимать:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
- знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства В жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класса.
В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне ученик 7 класса должен
знать/понимать:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику; понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы;
Учащиеся должны иметь представление:
- об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
Содержание материала учебного предмета.
5 класс.
1 раздел. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА.
Древние образы в народном искусстве: Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Декор русской избы: Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.
Внутренний мир русской избы: Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Конструкция, декор предметов народного быта и труда: Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки: Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Народный праздничный костюм: Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Народные праздничные обряды (обобщение темы): Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
2 раздел. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
Древние образы в современных народных игрушках: Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла: Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла: Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла: Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы): Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
3 раздел. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ
Зачем людям украшения: Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи. Декор и положение человека в обществе: Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Одежда говорит о человеке: Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. О чем рассказывают гербы и эмблемы: Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.
4 раздел. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Современное выставочное искусство: Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы. В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».
6 класс:
1 раздел. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА
Изобразительное искусство в семье пластических искусств: Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве. Рисунок — основа изобрази-тельного творчества: Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен: Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Цвет. Цвет в произведениях живописи: Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д. Объемные изображения в скульптуре: Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства. Основы языка изображения: Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
2 раздел. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ
Реальность и фантазия в творчестве художника: Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение? Изображение предметного мира — натюрморт: Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира: Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива: Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника, и выразительность художественных техник. Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски. Цвет в натюрморте: Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы): Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
3 раздел. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ
Образ человека — главная тема искусства: Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.
Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Конструкция головы человека и ее пропорции: Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика. Изображение головы человека в пространстве: Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека: Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Сатирические образы человека: Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Портрет в живописи: Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Роль цвета в портрете: Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура. Великие портретисты (обобщение темы): Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
4 раздел. ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Жанры в изобразительном искусстве: Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Изображение пространства: Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота.
Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл. Правила линейной и воздушной перспективы: Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз душной перспективы и изменения контрастности. Пейзаж — большой мир. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж-настроение. Природа и художник: Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе.
Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Городской пейзаж: Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл: Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства.
Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
7 класс:
Продолжение учебного материала 7 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства. Роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни 20 века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве. Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно – смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Изображение фигуры человека в истории искусства Изображение человека в древних культурах Египта, Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Пропорции и строение фигуры человека Конструкция фигуры человека и основные пропорции, постоянные для человека. Схемы движения фигуры человека. Лепка фигуры человека Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела, обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека. Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи. Пластика и выразительность фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры, форма и складки одежды на фигуре человека. Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве» Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа. Беседа о восприятии произведений искусства
Раздел 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ.
Жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох, различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства, приобретать навыки и композиционный опыт изображения. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной Изображения обыденной жизни людей в истории искусства. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая, Японии, Индии, в восточной миниатюре. Тематическая картина.
Бытовой и исторический жанры Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Бытовой, исторический, мифологический жанры. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Беседа о восприятии произведений искусства.
Сюжет и содержание в картине Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностей картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Развитие способности быть наблюдательным. Жизнь в моем городе в прошлых веках. Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.
Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное. Задание: создание композиции в технике коллаж на тему праздника.
Раздел 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ.
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Беседа: живопись монументальная (фрески) и станковая. Мозаика. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века. Тематическая картина в русском искусстве XIX века Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства. Беседа о великих русских живописцах XIX столетия. Процесс работы над тематической картиной. Приобретать творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на историческую тему, получать представления об этапах работы над картиной и представления об обобщенном образе картины, смысловой и пластической взаимосвязи всех ее частей и деталей. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Библейские темы в изобразительном искусстве
Вечные темы в искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы. Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века» Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М.Шагал, П.Пикассо). искусство протеста и борьбы, драматизм изобразительного искусства. Сюрреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката. Беседа и дискуссия о современном искусстве.
Раздел 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении.
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.
Зрительские умения и их значение для современного человека Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве. Объяснять культуростроительную роль музеев, узнавать крупнейшие художественные отечественные и зарубежные музеи. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства Беседа: соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения
. Соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, овладевать методом создания творческого индивидуального проекта, понимать особенности работы в творческой группе. Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве, формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом.
Календарно – тематическое планирование.
Смотри приложение к настоящей рабочей программе.
Формы и средства контроля.
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Аттестация обучающихся по изобразительному искусству может быть различной по форме: устной, письменной, программированной, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практических заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.
Перечень учебно – методических средств обучения.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | кол | Примеч. |
1 | 2 | 3 | 4 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. | Д | ||
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству | Д | ||
Авторские, рабочие программы по изобразительному искусству | Д | ||
Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изо. искусства. | К | ||
Учебники по изобразительному искусству, Рабочие тетради | К | ||
Методические журналы по искусству, Учебно-наглядные пособия | Д | ||
Словарь искусствоведческих терминов | П | ||
2. Печатные пособия | |||
Портреты русских и зарубежных художников | Д | ||
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | ||
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | ||
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | ||
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | ||
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | ||
3. Информационно-коммуникационные средства | |||
Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники | Д | ||
Электронные библиотеки по искусству | Д | ||
Игровые художественные компьютерные программы | |||
4. Технические средства обучения (ТСО) | |||
Музыкальный центр, DVD-проигрыватели, Телевизор, Видеомагнитофон | Д | ||
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением | Д | ||
Слайд проектор, Мультимедиа проектор, Графический планшет | Д | ||
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций | Д | ||
Экран (на штативе или навесной), Фотоаппарат, видеокамера | Д | ||
5. Экранно-звуковые пособия | |||
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям | Д | ||
Видеофильмы: по памятникам архитектуры, по художественным музеям, по видам изобразительного искусства, по творчеству отдельных художников, по народным промыслам, по декоративно-прикладному искусству, по художественным технологиям | Д | ||
Слайды (диапозитивы): по видам изобразительны искусств по жанрам изобразительного искусства, по памятникам архитектуры России и мира, по стилям и направлении в искусстве, по народным промыслам, по ДПИ, по творчеству художников. | Д | ||
6. Учебно-практическое оборудование | |||
Мольберты, Настольные скульптурные станки | К | ||
Комплекты резцов для линогравюры | К | ||
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений | Ф | ||
Краски акварельные, Краски гуашевые, Краска офортная | К | ||
Валик для накатывания офортной краски, тушь, ручки с перьями, | П | ||
Бумага А3, А4, Бумага цветная, Рамы для оформления работ | К | ||
Фломастеры, Восковые мелки, Пастель, сангина, уголь. | К | ||
Кисти беличьи № 5, 10, 20, Кисти щетина № 3, 10, 13, емкости для воды | К | ||
Стеки (набор) Пластилин / глина Клей, ножницы, Подставки для натуры | К | ||
7. Модели и натурный фонд | |||
Муляжи фруктов (комплект), Муляжи овощей (комплект) Гербарии | Д,Ф | ||
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д | ||
Гипсовые геометрические тела, Гипсовые орнаменты | Д | ||
Маски античных голов, Античные головы, Обрубовочная голова | Д | ||
Модуль фигуры человека, Капители, Драпировки | П,Д | ||
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | П | ||
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) | П |
Д – демонстрационный экземпляр ( один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...