Открытый урок по ИЗО в 6 классе " Отношение художника к миру вещей. Натюрморт".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Дацко Светлана Викторовна

Открытый урок по изо в 6 классе "Отношение художника к миру вещей. Натюрморт". Дети на этом уроке узнают новые сведения о натюрморте, присутствуют игровые моменты, отгадывается кроссворд, а затем учащимися рисуется натюрморт в технике "граттаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natyurmort_otkr.ur_.izm_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО в 6 классе.

Тема: «Отношение художника к миру вещей».

Цель: продолжить знакомство учащихся с жанром натюрморта, основами

композиции и правилами постановки натюрморта; формирование навыков

рационального выбора точки зрения и формата для изображения натюрморта,

передачи пропорций изображаемых предметов, грамотного размещения

композиции на плоскости.

 Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Задачи:

1. Научить детей изображать натюрморт с разной точки зрения, передачи

пропорций изображаемых предметов

2. Научить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи.

3. Развивать пространственное и образное мышление, творческое

воображение и моторику пальцев, творческие способности и художественный

вкус учащихся.

5. Показать роль искусства в жизни людей.

6. Воспитывать любовь к искусству и понимание его, повысить эстетическую

культуру школьников.

Оборудование: для учителя: конспект занятия, наглядный материал, ИКТ

 для учащихся: альбомные листы, подготовленные под граттаж, фломастеры, ручки для выцарапывания, тряпочки, словарики по ИЗО.

Ход занятия.

1. Организация занятия.

- установление в классе должной дисциплины

- регистрация отсутствующих в журнале

- проверка готовности учащихся к занятию.

Литературный ряд:

Стихотворения: (Читают учащиеся)

На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется,
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные
Блестят боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов
И ваза, полная плодов.

 

Загадка:

Если видишь на картине 
Чудо ваза на столе,
В ней стоит букет красивых 
Белоснежных хризантем
Стоит множество посуды
И стеклянной и простой
Может чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив 
А еще в картине может
Нарисованным быть торт
И поэтому картину называют
 – натюрморт

2. Повторение пройденного материала.

На предыдущем уроке мы познакомились с еще одним жанром

изобразительного искусства. С натюрмортом.

Давайте вспомним, что такое натюрморт.

Натюрморт – «мертвая природа».

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы

обихода, фрукты, цветы или снедь.

- А где появился впервые натюрморт? (в Голландии в начале 17 века)

3. Сообщение темы занятия и формирование новых знаний.

Сегодня мы продолжаем говорить о мире вещей, о значении вещей в жизни человека.

Выступления учеников:

  1. Посмотрите на картину голландского художника  Ян Ван де Вельде. На неприбранном столе стоят кувшин, расписное блюдо, глиняные трубки, металлические миски. Вероятно, только что здесь, за этим столом сидели люди, разговаривали о чем-то, ели. А теперь предметы остались одни, ждать заботливой руки хозяйки. Художник передал форму предметов и материал, из которого они сделаны.

Автор картины изобразил самые скромные обычные вещи, но силою своего искусства сумел раскрыть нам их красоту и поэтичность. Эта картина называется «Натюрморт».

«Натюрморт» - слово французское, означает оно буквально «мертвая природа».

Натюрморт – это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

(Выступление №2):

Впервые  натюрморт  появился в Голландии в начале 17 века.

Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе.

После  трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.

Очень часто натюрморты называли завтраками: «Завтрак с цыпленком», « Завтрак с ветчиной и персиками».

Натюрморты, написанные когда – то художниками, рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.

В Голландии любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а во Фландрии писали на огромных холстах горы дичи, рыбы и цветов.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывали о нем.

Художник И. Машков любил писать натюрморты, где в изобилии лежат овощи, фрукты, дичь,  а М. Сарьяна восхищали огромные букеты цветов: красных, оранжевых, лиловых, ослепительно ярких.

4.Презентация:

  1. Обложка.
  2. Натюрморт.
  3. Натюрморт. (Репродукции картин)
  4. Появление натюрморта.
  5. Натюрморты К.Хеда и Кончаловского

Фото натюрморта. Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Натюрморт не может быть

составлен из случайно выбранных предметов. Композиция должна выглядеть

естественной. Если поставить рядом с овощами книгу или гипсовую статуэтку,

постановка будет выглядеть нелепой.

Давайте назовем основные требования к натюрморту:

1. композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных

между собой.

2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине,

фактуре и цвету .3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга

4. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше располагать на втором

плане и обязательно выделить расположение, цветом, контрастом.

  1. Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму: треугольник, прямоугольник,  квадрат, круг, овал.
  2. По какому принципу выполнена композиция натюрморта?
  3. Композицию можно развернуть по горизонтали и по вертикали.
  4. Натюрморт лучше всего смотрится по возрастающей слева направо – как мы привыкли читать.
  5. Зрительное поле человека ограничено некоторой овальной формой, предметы скомпонуются в натюрморте, если войдут в этот овал.
  6. Натюрморт(композиционное решение)
  7. Какой натюрморт является тематическим?
  8. Определите вид натюрморта: реалистический, декоративный, абстрактный.
  9. Выбери правильное изображение натюрморта относительно точки зрения по отношении к линии горизонта, чтобы натюрморт смотрелся более выразительно.
  10. Определите освещение натюрморта (искусственное освещение, прямое естественное, естественное рассеянное)
  11. В картине может быть несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» художник И.Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами. Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи. Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы не должны загораживать друг друга, но и не должны быть разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга. Удачный выбор точки зрения и линий горизонта позволяет добиться большой выразительности композиции натюрморта.
  12. Интеллектуальная разминка.
  13. Натюрморты могут быть графическими и живописными.
  14. Графический натюрморт. Предметы в натюрморте должны быть не только родственными по назначению, но еще и отвечать одному из главных принципов эстетической выразительности изображения – разнообразию: форм, материала, фактуры, цвета, тона и т.д.  Два или несколько одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого. Надо избегать слишком большой разницы в размерах предмета. Коробка спичек рядом с большим сосудом будет мала и не интересна. Нужно соблюдать разумный контраст большого и малого.
  15. Живописный натюрморт. Размещение предметов в натюрморте должно быть подчинено единому замыслу. В натюрморте должен быть композиционный центр, во всей группе необходим основной предмет, который по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным. Обычно композиционный центр находится на втором плане. Этот главный предмет художник выделяет и контрастом светотени, и цветом, и расположением предметов.
  16. Граттаж.
  17. Граттаж. Работы школьников.
  18. Детские работы.
  19. Моя картина «Натюрморт»
  20. Добро пожаловать в творческую мастерскую.
  21. Семь цветов радуги.
  22. Мольберт. (Завершение презентации.)

А теперь закрепим пройденные знания в кроссворде.

5.Кроссворд «Натюрморт».

  1. Быстрый рисунок.  (Набросок)
  2. В какой стране впервые (в 17 веке) появился натюрморт.  (Голландия)
  3. Объемный вид изобразительного искусства (Скульптура)
  4. Небольшой набросок с натуры части будущего полотна, носящий вспомогательный характер. (Этюд)
  5. Вид  ИЗО. Переводится с греческого «пишу, черчу, рисую».  (Графика)
  6. Морской пейзаж.  (Марина)
  7. Произведения искусства, выложенные красками, называются… (Живопись)
  8. Натюрморты какого художника вы видите? (Сарьян)
  9. Гармоничное сочетание, тональное объединение различных цветов.  (Колорит)

Выводы: На этом уроке мы продолжили знакомиться с жанром ИЗО – каким? (Натюрморт – «мертвая натура»)

О чем рассказывает этот жанр? (О жизни вещей)

Назовите основные требования к натюрморту.

  1. Композиция натюрморта должна состоять из предметов, тематически связанных между собой.
  2. В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по форме, величине, фактуре и цвету.
  3. Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, соприкасаться, составляя единое целое, но не загораживать друг друга.
  4. В композиции должен быть композиционный центр. Его лучше распологать на втором плане и обязательно выделить расположением, цветом, контрастом.

  1. Практическая работа учащихся.  Физкультминутка.

Музыкальный ряд:  Песня о натюрморте.

На предыдущем уроке мы с вами изучили примеры композиционного расположения предметов в натюрморте.

А сегодня, используя эти схемы, вы составите свои натюрморты.

5. Подведение итогов работы и завершение занятия.

Сегодня на уроке мы продолжили изучение натюрморта и попробовали создать

свою композицию. Но на это наше изучение натюрморта не закончено.

6. Анализ работ. (мини-выставка)

7. Рефлексия.

(мое настроение от урока…)

8. Домашнее задание: сбор информации о натюрморте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ИЗО . 6 класс. Тема "Отношение художника к миру вещей."

Урок по изобразительному искусству. Общая тема " Отношение художника к миру вещей" Тема урока "Изображение предметного мира - натюрморт". 6 класс. Презентация....

Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"

Открытый урок информатики в 3 классе "Множества. Отношения между множествами"...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Конспект открытого урока обществознания в 6 классе "Виды межличностных отношений"

Конспект открытого урока обществознания в 6 классе по теме "Виды межличностных отношений"...