План - конспект открытого занятия "Граттаж"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Шамшитова Олеся Рафаилевна

Тема занятия. Гратттаж. Рисунок "Зимний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план - конспект открытого занятия39.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия. Граттаж.  Рисунок «Зимний лес».

Цель: познакомить обучающихся с техникой «граттаж»

Задачи:

Обучающие:

- обучение у обучающихся выявлять различия между живописным и графическим изображением

- обучение технологии выполнения рисунка в технике «граттаж».

Воспитательные

- воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней;

- воспитание у обучающихся интереса к разнообразным техникам рисования;

- воспитание самостоятельности, усидчивости, наблюдательности, эстетического вкуса.

Развивающие

- развитие внимания, познавательного интереса, фантазии, графических навыков;

Оборудование: слайды или репродукции картины художников, детские работы

Ход занятия

Этапы

Содержание

Деятельность детей

Средства обучения

Iэтап. Вводный

Организационный момент

-приветствие

2мин

-психологический настрой

-мотивация на успех

Вступительное слово

Беседа 5мин

Вопрос

Рассказ

Подведение итога

IIэтап. Основной

Объяснение новой темы

Постановка цели и задач

Объяснение понятия

расссказ

Вопрос детям

Вывод

Беседа 10мин

Вывод

рассказ

Объяснение понятия

Вывод

Динамическая пауза

1мин

правила техники безопасности

Ш этап

Практическая работа 20мин

Объяснение поэтапного выполнения рисунка в технике «граттаж»

Практическая работа

Этапы выполнения рисунка

Выставка работ

2мин

IV.Заключительный этап.

Итог занятия

5мин

Закрепление по вопросам.

V.Рефлексия.

Итог рефлексии

Здравствуйте, ребята!  Давайте мы с вами вспомним, что мы рисовали на прошлом занятии  

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

Башню, дом и самолет,
И огромный пароход —
Палочкой волшебною
Все построю я!
Вот какая палочка
Есть у меня, друзья!

 (карандаш)

Если ей работу дашь, зря трудился карандаш (ластик). Молодцы!

 Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета у вас сегодня настроение. У меня, например желтого цвета. Сейчас каждый из вас называет цвет настроения, и вы рисуете его в воздухе, а остальные должны будут отгадать. Вот с такого позитивного настроения мы начнем наше сегодняшнее занятие.

 «Каждая минута в жизни  таит в себе чудо»

Ребята, как вы уже догадались, мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в мир искусства и творчества

Скажите, пожалуйста, а вы могли бы согласиться с этим выражением?

Почему?

Согласны. Молодцы.

А на занятии сегодня может произойти какое-нибудь чудо?

Мы можем совершить какое-то волшебство. Итак, мы с вами определили, что на занятии может произойти какое-то волшебство. И это мы с вами сегодня проверим.

Но для начала ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: А на чем мы с вами можем рисовать?

Отлично. А современное искусство рисования на стене как называется – графитти.

Но мы же с вами молодцы очень много знаете о художественных материалах. Мы говорим о чуде, о необычных материалах, а на каких совершенно необычных материалах можно рисовать, совершенно необычными материалами.

Согласна. Посмотрите, какое огромное количество материалов. А теперь давайте мы с вами вместе заглянем в мастерскую художника и посмотрим, как художники рисуют на разных материалах.

Готовы. Видеоматериал (рисование на песке, солью и т.д.).

Ну как? Волшебство? Какие материалы художники используют?

И там еще был интересный материал. Восковая свеча. Совершенно верно. Посмотрите, какие удивительные изображения получаются на воде, на песке, в воздухе.

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства, с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, но вначале рассмотрите уже готовые работы, выполненные в технике граттаж.

 Сначала мы поговорим об этой необычной технике граттаж.

- Вы что-нибудь уже знаете об этой технике?

-Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Эту технику ещё называют "граффито", а изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы.

Чем отличаются произведения, выполненные в технике граттаж от живописных работ?

Контрастом белых линий рисунка и чёрного фона

Ребята, скажите, пожалуйста, бывает ли у времен года настроение?

- Как вы думаете, какое у зимы настроение? Посмотрите, какая разная, но неизменно прекрасная зима на картинах художников! У неё, как и вас, разное настроение.
Давайте рассмотрим произведения художников графиков и ответим на вопросы:

С помощью каких выразительных средств выполняется изображение?

Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными? (Чередование темных, светлых линий, пятен, ритм, свет, тень).

Посмотрите вокруг, в окно. Назовите предметы чёрного и белого цвета.

Когда в лесу остаётся меньше цвета? А как вы думаете, можно ли зиму назвать временем чёрно-белой графики?

Зимой деревья почти черные на фоне белого снега

Чем отличаются цветные краски от черной, белой, серой? (Из цветных красок можно составить «Цветовой круг», перемешивая основные краски можно получить радугу, т.е. цветные - содержат цвет. Черный, белый, серый – цвет не содержат)

Оказывается, в природе существует две группы цветов: хроматические и ахроматические. Название произошло от греческого слова «хроматос»-цвет. Следовательно хроматические все цветные краски, а ахроматические – не содержащие цвет (черный, белый, серый).

Графика – это искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, гравюры,  наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки), плакат, компьютерная графика - всё это разновидности графики.

Выразительными средствами графики являются: линия, штрих, пятно, тон, контур.

Какими бывают линии? Давайте рассмотрим таблицу. Линии бывают толстые и тонкие, кривые и прямые, сплошные и прерывистые, в виде зигзага и волны, как спираль и завиток.  

Линия образует контур предметов на бумаге. Линия всегда длиннее штриха.

А штрих это множество прямых, а иногда и непрямых линий, повторяющихся по форме, движению и толщине и расположенных на равном расстоянии друг от друга. Штрихи и линии могут иметь разный характер, как и карандаши, например, твердый и мягкий. Как называется приём работы штрихом? Приём работы штрихом называется штриховкой. Чем выполняется штриховка? 

И так мы  пришли к выводу, что

Линия - это след от карандаша, проведенный легким движением руки.

А есть такое понятие в графике как пятно. Как вы думаете, что это такое?

Пятно – это небольшая часть рисунка, полностью заштрихованная.

Ребята, давайте вместе с вами немного отдохнем и выполним упражнения для глаз

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Моргают глазками

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо)

Так как рисунок процарапывается и рабочий инструмент острый, колющий, то необходимо соблюдать следующие правила:

- стол перед началом работы следует застелить газетой;

- рабочий инструмент лежит в пенале;

- нельзя размахивать руками, инструментами во время работы.

Вы сегодня художники-графики и создадим зимний пейзаж в технике «граттаж» с помощью линии, пятен и штриха. Ребята на прошлом занятий, мы с вами подготовили основу для процарапывания рисунка .

1) Кладём этот лист горизонтально.

1) Наносим контурный рисунок. Намечаем силуэты группы деревьев на первом плане.

2) Затем добавляем силуэты групп деревьев на дальнем плане, землю и облака. Выявляем наиболее типичные для данной породы дерева признаки: показываем изменение толщины ствола от основания дерева к его вершине.

3) Рисуем  крупные ветви, отмечая их длину, характер и направление движения, выделяем крону линиями, а затем на крупных ветвях рисуем короткие ветви, а листья рисуем пятнами. Запомните ребята, макушка ствола и конец веток рисуем тоньше.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать небольшую выставку наших работ и поделиться своими впечатлениями. Пусть каждый из вас оценит работу, составит небольшой рассказ и поделиться своими впечатлениями.

– Что такое «граттаж»?

-С помощью каких выразительных средств художник изображает красоту леса, деревьев, земли в технике «графитти»?

Ответ: Линия, пятно, силуэт, штрих, свет и тень, ритм.

http://festival.1september.ru/articles/560720/f_clip_image001.gifВы считаете, что занятие прошло для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

http://festival.1september.ru/articles/560720/f_clip_image002.gifВы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.

http://festival.1september.ru/articles/560720/f_clip_image003.gifВы считаете, что было трудно на занятии.

Ребята, я рада, что занятие прошло для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Ответы детей.

Выполняется

Упражнение на позитивный настрой

Ответы детей на вопросы

Ответы детей на вопрос

Варианты ответов на вопрос

Ответы детей на вопрос

Ответы детей на вопрос

Обучающиеся рассматривают репродукций пейзажей с изображением зимы

Ответы детей

Ответы детей.

Демонстрация

Ответы детей

Выполняют практическую работу по этапам

Демонстрация работы

Просмотр выставки сопровождается рассказом обучающихся о своей работе..

Ответы детей

Подниманье «солнышки»

Заключительное слово педагога

Слайд: загадки

Слайд: вступительное слово

Слайд: демонстрация видео, фоновая музыка

Слайд: понятие граттаж, этапы выполнения

Слайд: Демонстрация иллюстраций

Слайд: разновидности графики

таблица

таблица

таблица

Музыкальное сопровождение

Слайд: правила по технике безопасности с острыми, колющими предметами

Работы обучающихся

атрибуты рефлексии

Самоанализ занятия

Цель занятия: познакомить обучающихся с техникой «граттаж».

Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, словесный, беседа. Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Поставленные задачи по реализации достигнуты. Рассмотрены основные этапы выполнения граттажа. Повышение заинтересованности ребят, путём привлечение внимания к необычному подходу к занятию. «путешествие», данный приём неожиданности и сохранение интриги, позволяет повысить мотивацию обучающихся к занятию, и удерживать их внимание.

Основная часть занятия, обучающимся сообщается, чем они будут заниматься на занятии: «скрести», «царапать» говорить об удивительном мире вокруг нас. Данная часть занятия, строится по принципу беседы, увлекая детей в таинственный мир волшебства-сказки. Обращаю внимание, обучающихся на листы бумаги (картон), заранее приготовлены ими, и приступаем к изображению (волшебству) зимнего пейзажа, выбирая расположение листа в зависимости от замысла. Обучающиеся проявляют активность и творчество, все включены в работу и заинтересованы в получение результата. Работы разнообразные, и удивляют своей необычностью, индивидуальностью. Заметно, что обучающиеся уяснили основные принципы, приемы техники. Обучающиеся аккуратны и дисциплинированы, настолько, насколько можно быть дисциплинированным в процессе творчества.

Подведение итогов. Обучающиеся вывешивают свои работы на доску, рассматривают работы друг друга, оценивают их (положительные оценки, через восхищения). Подобная форма работы позволяет развить у обучающихся художественный, эстетический вкус, умение восхищаться работами окружающих, позволяет провести совместный анализ, полученных результатов. Метод совместного оценивания, помогает сформировать у учащихся способность к восприятию мнения окружающих, и учителя о его работе, а так же развивает способность к словесному выражению своих чувств. В конце занятия, мы подводим общий итог, обращая внимание, что все обучающиеся справились с заданием, на отлично.

Общий вывод: в течение занятия поставленная цель и задачи были выполнены, выбранные формы и содержание занятия, соответствовала, теме занятия, возрастным особенностям обучающихся, и соотносились с поставленными задачами. В целом занятие прошёл динамично и интересно, обучающиеся и я остались довольны полученными результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...