Программа по внеурочной деятельности "Декоративное искусство" в 5 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Программа по внеурочной деятельности "Декоративное  искусство" в 5 классе составлена на основе ФГОС на 2017-2018 учебный год . Разработчик учитель ИЗО I квалификационной категории Потемкина Елена Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/MnhR/DBcAR3AJF 47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Валиева Е.А./

Протокол №   ____

от «28» августа  2017 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

_________/__Бардина С.М/

от «28» августа 2017г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ

___________________/Л.В.Ярцева /

Приказ №  _______________

от «28» августа  2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

             

 внеурочной деятельности по изобразительному искусству

«Декоративное искусство»

 для   5А, 5Б, 5В, 5Г классов

Потемкиной  Елены Леонидовны,

учителя   первой   квалификационной  категории

МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративное искусство» по изобразительному искусству для 5 классов, является дополнительным общим развивающим курсом.

Цели и задачи:

Основная цель внеурочной деятельности по изобразительному искусству развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Общая характеристика курса

В соответствии с учебным планом внеурочная деятельность «Декоративному искусству» входит в предметную область «Изобразительное искусство».

Описание места курса в учебном плане

        Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Декоративное искусство» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Результаты изучения курса учебного плана ОО (личностные, метапредметные, предметные)

  К важнейшим личностным результатам изучения курса  внеурочной деятельности  «Декоративное искусство» в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной

    группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности в 5 классе выражаются в следующих качествах:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

            -  организация и регулирование своей деятельности - учебной, общественной и др.;

- осуществлять целеполагание, как процесс формирования художественно - творческого замысла;

- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;

- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;

- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;

-  осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;

- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.

-самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;

-  высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;

-  действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.

-  анализировать произведения искусства;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно - практических задач;

- воспринимать произведения пластических искусств, созданных различными видами художественной деятельности графика (рисунок), живопись, скульптура, архитектура художественное  конструирование,  декоративно - прикладное искусство;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;

-  устанавливать аналогии;

- использовать знаково - символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.

            - представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);

            - сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты освоения курса изобразительного искусства на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

- значение древних корней народного искусства;

- связь времён в народном искусстве;

- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

- особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана и народов России;

- знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома, Городец и др):

-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.

Основное содержание курса учебного плана ОО

Раздел 1. Вводное занятие Начинаем изучать  предмет

Декоративное искусство, как вид изобразительного искусства. Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам символы, знаки. гербы и эмблемы.

Понятие «исторический источник». Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины: (символ, тотем, композиция, орнамент, стилистика, формообразование, обряд, промысел, палеография, геральдика,) и их роль в изучении декоративного искусства.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда или викторины.

Раздел 2.  Флористика Знакомимся с дисциплинами - помощницами.

            Флористика: предмет, задачи и функция дисциплины. Флористика и её задача в изучении декоративного искусства. История возникновения. Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях. Основы художественной композиции. Пропорции, фон, текстура во флористике. Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы. Правила создания и хранения флористической работы.

Исторические источники XX века: звуковые записи, кино-фото-видеоисточники.

Практическая  работа: Проявляя  ботанические навыки  учащийся должен  будет  внимательно  исследовать   и собрать разные по структуре и бионике растения, и произвести консервацию приемлемыми способами. Этапы замысла и составления эскиза. Подготовка основы (фона). Выполнение проекта по заданным вариантам «Пейзаж из листьев и цветов», «Рисунок с флористической выкладкой», «Аранжировка из цветов и природных материалов». Дизайнерское оформление проектной работы, фотографирование.

Раздел 3.  Росписи русского Севера Освоение видов художественной росписи

Исторические источники XX века о русских промыслах Музейные собрания расписных изделий Русского Севера. Классификация  основных видов изделий Мезенской, Пермогорской, Борецкой, Ракульской расписных промыслов  русского Севера. История возникновения. Отличительные особенности Мезенской и Пермогорской росписи, этапы и приемы выполнения росписи.

Практическая  работа: Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Подбор материалов. Выполнение проекта.

Раздел 4. Лепка Учимся работать с  пластичным материалом  

Исторические источники XX века о русских промыслах Музейные собрания народной глиняной игрушки Русского Севера. Классификация  основных видов изделий  Каргопольская глиняная игрушка, Дымковская глиняная игрушка. История возникновения, отличительные особенности Каргопольской и Дымковской глиняной игрушки, этапы выполнения изделий.

Практическая  работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Осуществление собственного  художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Раздел 5. Мозаика Осваиваем новые виды декоративного ремесла

Исторические источники XX века о русских промыслах. Музейные собрания Эрмитажа мозаичных изделий. История возникновения мозаики.  Основоположник русской мозаичной школы Михаил Ломоносов. Классификация  основных видов мозаики. Техника «Кракле». Материалы и инструменты. Правила выполнения работы.

 Практическая  работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Ознакомление с современными приемами мозаики. Подбор материала (стекло, керамика, природный камень). Создание эскиза от рисунка, до цветового ряда. Осуществление собственного  художественного проекта, связанного с созданием выразительного панно или декорирования изделия интерьера.

Раздел 6. Бумажная пластика  Осваиваем приемы работы с бумагой

Исторические источники XX века о возникновении и применении бумаги. Роль бумаги в жизни человека. Ознакомление с историей книгопечатания и каллиграфии. Классификация видов бумаги для творчества и других предназначений. Современные направления бумажного творчества. Материалы и инструменты и приспособления. Что такое форма, структура, фактура. Обработка бумаги (сгибы, складывание, теснение). Правила безопасной работы с инструментами.

Практическая  работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Ознакомление с современными приемами и видами бумажного творчества. Формирование замысла изделия. Подбор материала, подготовка инструментов. Создание эскиза. Осуществление собственного  художественного проекта, связанного с созданием выразительного панно или декоративного изделия для интерьера.

Раздел7. Кукла  Осваиваем приемы работы с обрядовой куклой

Исторические источники XX века о возникновении обрядовой куклы. Историческая роль куклы в жизни человека. Ознакомление с историей текстильной куклы (мотанки) народов России. Классификация видов обрядовой куклы и ее предназначение. Современные направления кукольного мастерства. Материалы и инструменты и приспособления. Что такое форма, бутафория, обряд. Обработка и подбор текстильных тканей и нитей. Правила безопасной работы с инструментами.

Практическая  работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Ознакомление с современными приемами и видами изготовления текстильной куклы, способы изготовления.  Формирование замысла изделия. Подбор материала, подготовка инструментов. Создание эскиза. Осуществление собственного  художественного проекта, связанного с созданием выразительного панно или декоративного изделия для интерьера.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Основные формы внеурочной деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

 Начинаем  изучать  предмет

2

Просмотр видео материалов, работа с энциклопедией и другой справочной литературой. Посещение  музея

2

Флористика

 Знакомимся

с дисциплинами

- помощницами.

5

Интегрированное занятие. Экскурсия в парк. Урок поисково-проблемных ситуаций. Урок творчества. Выставка

3

Росписи русского Севера Освоение видов художественной  росписи

5

 Просмотр видео материалов, работа с энциклопедией и другой справочной литературой. Урок – презентация. Творческий проект. Выставка в рамках предметной недели

4

Лепка

Учимся работать с  пластичным материалом  

5

Комбинированный урок. Урок-игра. Мастер- класс. Встреча с мастером

5

Мозаика 

Осваиваем новые виды декоративного ремесла

6

Интерактивное «онлайн –путешествие» по залам Эрмитажа. Урок-викторина. Творческий проект. Выставка-презентация

6

Бумажная пластика  Осваиваем приемы работы с бумагой

6

Урок поисково-проблемных ситуаций. Урок эксперимент. Творческие занятия. Мастер-классы

7

Кукла 

Осваиваем приемы работы с обрядовой куклой

6

Интегрированный урок  музыка  и ИЗО. Урок – праздник. Коллективное творческое занятие. Круглый стол

 Тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1

Декоративное искусство, как вид изобразительного искусства. Понятие «исторический источник».

1

2

Приёмы работы  в изучении  исторических источников. Зачем людям украшения. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам символы, знаки. гербы и эмблемы.

1

3

Приёмы работы  в изучении  исторических источников. Флористика: предмет, задачи и функция дисциплины. История возникновения. Направления и стили. 

1

4-5

Практическая работа.  Основы художественной композиции. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях.

2

6-7

Практическая работа.  Цветовой круг. Цветовые сочетания. Практическая работа.  Правила создания и хранения флористической работы.

2

8

Приёмы работы  в изучении  исторических источников. Росписи русского Севера Музейные собрания расписных изделий Русского Севера. Классификация  основных видов изделий Мезенской, Пермогорской, Борецкой, Ракульской

1

9-10

Практическая работа.  Освоение видов художественной росписи. Подбор материала. Эскизы

2

11-12

Практическая работа.  Освоение видов художественной росписи.

2

13

Глиняная  игрушка Русского Севера. Классификация  основных видов изделий  Каргопольская и Дымковская глиняная игрушки.

1

14-15

 Практическая работа. Освоение приемов лепки из глины

2

16-17

Практическая работа Выполнение росписи изделия

2

18-19

Приёмы работы  в изучении  исторических источников. История возникновения мозаики.  Основоположник русской мозаичной школы Михаила Ломоносова.

2

20-21

Практическая работа. Классификация  основных видов мозаики. Техника «Кракле». Материалы и инструменты. Правила выполнения работы.

2

22-23

Практическая работа. Современные направления в мозаике. Осуществление собственного  художественного проекта

2

24-25

Бумажная пластика. Исторические источники XX века о возникновении и применении бумаги. Роль бумаги в жизни человека.

2

26-27

Практическая работа. Осваиваем приемы работы с бумагой Материалы и инструменты и приспособления.

2

28-29

Практическая работа. Современные направления бумажного творчества. Осуществление собственного  художественного проекта

2

30-31

Приёмы работы  в изучении  исторических источников. Возникновении обрядовой куклы. Историческая роль куклы в жизни человека и общества

2

32-33

Практическая работа. Ознакомление с историей текстильной куклы (мотанки) Классификация видов обрядовой куклы и ее предназначение.

2

34-35

Практическая работа. Современные кукольные направления. Осуществление собственного  художественного проекта.

2

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с действующим ГОСТом

Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А

Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями.

5-9кл

– 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с

Неменский, Б. М.,

. Бумажная пластика: пособие для учителя.

5кл

  1. М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской,

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество.

5

М.: ВЛАДОС, 2000.

Суханова Н.П

Картины из цветов. Флористический коллаж.

5

М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

. Витвицкая М.Э

Икебана, аранжировка, флористика.

5

  1. М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.

    6

Дурасов Г.П.,

Изобразительные мотивы русской народной вышивки.

5

М.: Просвещение, 2003.

Наименование объектов и средств МТО

Количество

Учебно-методические пособия, печатные (таблицы, сюжетные картинки, репродукции)

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. -  М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения);

2. Федерального  государственного  образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897;

3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08 апреля 2015 года.

4. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения);

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ―  (Стандарты второго поколения).

6. Набор таблиц по каждому разделу

1

1

1

1

1

Технические средства обучения

- Классная настенная доска с набором приспособлений для крепления

  постеров и картинок.

- Ноутбук, компьютер

- Интерактивное оборудование

- Фотокамера

- Видеофильмы, соответствующие содержанию курса

- Мультимедийные образовательные: тренажеры,

  компьютерные игры, презентации

1

1

7

Оборудование класса ресурсы

- Ученические столы, стулья

- Стол учительский

- стол компьютерный

- Лаборанская для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

- Стенд по технике безопасности, стенд с материалам к уроку, стенд с творческими проектами

Комплект

1

1

1

1

Цифровые образовательные ресурсы:

http://school-collection.edu.ru-  единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Российское образование»

http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

Россия великая: информационный сайт о Российском государстве

Полнотекстовая библиотека

Музеи России

Всеобщая история искусств

ХРОНОС — Всемирная история в Интернете

История Древнего Рима

История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса

Древняя Греция: история, искусство, мифология

Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова

http://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет

http://allforchildren.ru/ - Всё для детей

http://dekor.nm.ru/ Презентационный сайт по декоративно- прикладному искусству.

http://www.rukukla.ru/ Народные куклы. Народные игрушки

http://glina.teploruk.ru - Лепка из глины

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Работа с историческими источниками»

К  концу 5 класса ученик  научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о предметном мире древних народов и о важных промыслах России;

• раскрывать характерные, существенные черты видов и направлений декоративно-прикладного искусства, с позиции этнических особенностей, места проживания различных этносов, культурного наследия и религиозных представлений.

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, малой скульптуры, предметов быта, произведений декоративного искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории, а так же характеризовать отдельные направления в искусстве.

получит возможность научиться:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов. Аттестационное задание.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с ФГОС основного общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6  классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  ос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 5 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 8 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Искусство вокала"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство вокала» (направление деятельности – общекультурное для учащихся 5-9-х классов (срок реализации 5 лет)...