Главные вкладки

    Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.М.Неменского
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

    Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 1 класса разработана  на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.       

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izo_1_klass.doc242 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к рабочей программе

    по изобразительному искусству  в 1   классе.

    Рабочая  программа по изобразительному искусству  для 1 класса разработана  на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования (приказ №373 от 6 октября 2009 года), требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской   программы  «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.      

    Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

    Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

    - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя,        

      осознания своих внутренних переживаний;

    - совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окру-

      жающего мира;

    - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музей,

      архитектура, дизайн, скульптура и др.);

    - формирование навыков работы с различными художественными материалами.

     В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

    Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание про- граммы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.

     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

    Общая характеристика учебного предмета

    «Изобразительное искусство»

    Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

    Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

    — изобразительная художественная деятельность;

    — декоративная художественная деятельность;

    — конструктивная художественная деятельность.

    Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

    При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

     Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

    Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

     Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

    Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

    Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.  

    Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

    Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником раз- вития образного мышления. Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

    Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной куль- туры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

    Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

    Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

    Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

    Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

    Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (на- родных, классических, современных).

    Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

    На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

    Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, по- иску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художествен- ной культуры своего народа.

    Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

    Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

    Описание места учебного предмета

    «Изобразительное искусство» в учебном плане

    Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4 классов начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год (при 1 ч в неделю).

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    «Изобразительное искусство»

    Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

    Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

    В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

    Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

    Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

    Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

    Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

    Личностные, метапредметные и предметные

    результаты освоения учебного предмета.

    В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

    Личностные результаты 

    • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
    • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
    • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
    • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
    • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
    • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
    • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
    • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
    • формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
    • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
    • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
    • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
    • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
    • сознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

    • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
    • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
    • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
    • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
    • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
    • понимание образной природы искусства;
    • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
    • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
    • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
    • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
    •  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
    • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
    • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
    • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
    • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
    • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
    • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
    • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
    • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
    • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

    Содержание учебного предмета.

    1 КЛАСС (33 ч)

    Ты изображаешь, украшаешь и строишь

    Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

    Учебный материал в примерно программе представлен тематическими блокам и, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

    Ты учишься изображать (9 ч)

    Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

             Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

    Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

    • Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

    Ты украшаешь (8 ч)

    Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

    Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

    Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

    • Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

    Ты строишь (11 ч)

    Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

    Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

    Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

    Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

    • Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

    Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

    Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

    Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

    Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

    Навыки коллективной творческой деятельности.

    • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна.  Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

    Тематический план для 1 класса

    Разделы программы

    Количество часов

    раздел

    1

    Ты учишься изображать

    10

    2

    Ты украшаешь

    8

    3

    Ты строишь

    10

    4

    Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

    5

    Всего часов:

    33

    .


    Поурочное планирование

    «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    Планируемые результаты обучения

    Основные виды учебной деятельности

    Предметные

    умения

    Планируемые результаты (УУД)

    Метапредметные

    Личностные

    Раздел 1 «Ты учишься изображать» (10 часов)

    1

    Введение в предмет. Все дети любят рисовать

    1

    Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

    Организовывать своё рабочее место.

    Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

    Пользоваться языком изобразительного искусства.

    Понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

    2.

    Изображения всюду вокруг нас

    1

    Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками

    Познавательные:

    - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

    - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Коммуникативные:

    - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

    - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

    - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

    Регулятивные:

    - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

    - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

    - уметь организовать место занятий.

     

    - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

    - понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

    - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

    - иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

    - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

    Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

    Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

    Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

    Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

    3.

    Мастер Изображения учит видеть

    1

    Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария

    Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

    Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

    Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

    4.

    Изображать можно пятном

     

    1

    Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы

    Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

    Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

    Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

    Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

    Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

    5.

    Изображать можно в объеме

    2

    Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения

    6.

    7.

    Изображать можно линией

    1

    Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе»

     Познавательные:

    - находить и наблюдать линии и их ритм в природе;

    - сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.),

    -приводить примеры,

    - осуществлять

    возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников.

    Коммуникативные:

    последовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;

    рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти; учитывать разные мнения при обсуждении выставки, задавать вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван  Гог и др.).

    Регулятивные:

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

    ориентация на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу.

     Адекватная мотивация учебной деятельности.

    Умение использовать адекватные выразительнные средства при общении.

    Умение участвовать в диалоге, вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения художников.

    Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

    Наблюдение линий в природе, линейных изображений на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица)

    8.

    Разноцветные краски

     

    1

    Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа  с пластилином)

    Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

    Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

    9.

    Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

    1

    Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе»

    Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

    Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью).

    10.

    Художники и зрители (обобщение темы)

    1

    Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

    Раздел 2 «Ты украшаешь» (8 часов)

    11

    Мир полон украшений

    1

    Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки 

    Познавательные :

    - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

    - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Коммуникативные:

    - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

    - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

    - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

    Регулятивные:

    - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

    - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

    - уметь организовать место занятий.

    - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

    - понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

    - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

    - иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

    - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .

    Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

    Любоваться красотой природы.

    Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

    12

    Красоту надо уметь замечать

    1

    Научится: видеть многообразие узоров в природе; рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту

    Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.)

    Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

    Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной аппликации, живописной и графической росписи  и т. д.

    Изображать (декоративно) бабочек,  рыб, птиц,  передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

    13

    Красоту надо уметь замечать

    1

    Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии 

    14

    Красоту надо уметь замечать

    1

    Научиться: рассматривать птиц, обращая внимание на разнообразие оперенья, форму; изображать нарядную птицу в смешанной технике  

    15

    Красоту надо уметь замечать

     

    1

    Научиться: видеть красоту природы, 

    16

    Узоры, которые создали люди

    1

    Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

    Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

    Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

    17

    Как украшает себя человек

    1

    Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям

     Регулятивные:

    выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.

    Познавательные:

    построение рассуждений и

    осуществления   поиска необходимой информации при создании несложных новогодних

    украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы);

    выделить и выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

    Коммуникативные:

    адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

     Развитие этических чувств.

    Умение участвовать в диалоге.

    Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

    Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

    Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

    18

    Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

    1

    Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки

    Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

    Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года

    Раздел 3 «Ты строишь» (10 часов)

    19

    Постройки в нашей жизни

    1

    Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя

    и своих друзей или сказочные дома героев детских книг

    Познавательные УУД:

    - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

    - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Коммуникативные УУД:

    - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

    - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

    - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

    Регулятивные УУД:

    - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

    - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

    - уметь организовать место занятий.

    Регулятивные: 

    определять последовательность действий.

    Познавательные: 

    использовать знаково-символические средства для решения задачи. 

    Коммуникативные: 

    обращаться за помощью к учителю, одноклассникам

    Регулятивные: 

    концентрировать волю.

    Познавательные:

     использовать общие приемы решения задач.

    Коммуникативные:

    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

    Регулятивные:

    выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

    Познавательные:

    осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

    Коммуникативные:

    формировать собственное мнение

    - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

    - понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

    - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

    - иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

    - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Уважительное отношение к иному мнению

    Навыки сотрудничества

    Уважительное отношение к культуре, доброжелательность

    Навыки сотрудничества

    Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

    20

    Дома бывают разными

    1

    Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики
    в форме различных предметов

    Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

    Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

    21

    Домики, которые построила природа

    1

    Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри

    Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

    22

    Какие можно придумать дома

    1

    Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

    Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.

    23

    Дом снаружи и внутри

    2

    Обучающиеся научатся Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

     

    Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

    24

    25

    Строим город

    1

    Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

    Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

    Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

    Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

    Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка

    26

    Все имеет свое строение

    1

    Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных

    в технике аппликации.

    Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

    Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

    Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

    27

    Строим вещи

    1

    Научится конструировать из бумаги упаковки
    и украшать их, производя правильных порядок учебных действий

    Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.

    Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

    Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

    28

    Город, в котором мы живем (обобщение темы) Памятники архитектуры. Образ города

    1

    Научится: создавать работу  по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления 

    Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

    Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

    Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

    Обсуждение работы

    Раздел 4 «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов)

    29

    Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка

    1

     Научатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя  в них работу каждого из Мастеров 

    Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

    Познавательные УУД:

    - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

    - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

    Коммуникативные УУД:

    - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

    - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

    - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

    Регулятивные УУД:

    - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

    - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

    - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

    - уметь организовать место занятий.

    - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

    - понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

    - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

    - иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

    - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

    - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

    Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

    Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

    Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

    30

    «Сказочная страна». Создание панно

    1

    Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы

    Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

    Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

    Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

    Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

    31

    Разноцветные жуки

    1

    Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

    32

     Времена года. Весенний пейзаж.  Пейзаж. Настроение в рисунке

    1

    Научится: выявлять изменения  в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему 

    Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства

    Учиться поэтическому видению мира.

    Любоваться красотой природы

    Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов  художественной  деятельности

    33

    Здравствуй, лето! (обобщение темы)

     

    1

    Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы

    Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

    Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

    Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).


    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Учебно-методическое обеспечение:

          Программа обеспечена следующим методическим комплектом

    1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват.  

    учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.

    1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя /      

         Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М.  

         Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

    1. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :    

        Просвещение, 2011.

              Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

    1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

    2. Методические пособия и книги для учителя.

    3. Методические журналы по искусству.

    4. Учебно-наглядные пособия.

    5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

    6. Альбомы по искусству.

    7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

    8. Научно-популярная литература по искусству.

    2. Печатные пособия.

    1. Портреты русских и зарубежных художников.

    3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

    4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

    5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

    6. Альбомы с демонстрационным материалом.

    7. Дидактический раздаточный материал.

    3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

    1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

    2. Электронные библиотеки по искусству.

    4. Технические средства обучения.

    1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

    2. Экспозиционный экран.

    3. Персональный ноутбук.

    5. Учебно-практическое оборудование.

    1. Краски акварельные, гуашевые.

    2. Тушь.

    3. Бумага А4.

    4. Бумага цветная.

    5. Фломастеры.

    6. Восковые мелки.

    7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

    8. Емкости для воды.

    9. Пластилин.

    10. Клей.

    11. Ножницы.

    6. Модели и натурный фонд.

    1. Муляжи фруктов и овощей.

    2. Гербарии.

    3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

    4. Гипсовые геометрические тела.

    5. Керамические изделия.

    6. Предметы быта.

    7. Оборудование класса.

    1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

    2. Стол учительский с тумбой.

    3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала

    Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

    Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

    • Активность участия.
    • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
    • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
    • Самостоятельность.
    • Оригинальность суждений.

    Критерии и система оценки творческой работы

    1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
    2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
    3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

    Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

    Планируемые результатами изучения изобразительного искусства.

    Учащиеся 1класса должны

    знать/понимать:

    • три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

     названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

     правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

     элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

     простейшие приёмы лепки.

    уметь:

    • верно держать лист бумаги, карандаш;

     правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

     выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;

     передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

     применять элементы декоративного рисования.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • для самостоятельной творческой деятельности;
    •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

    Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО)  по программе В.С.Кузина 6 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс по программе Б.М. Неменского

    Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе авторской   рабочей программы  «Изобразительное искусство» 1-4 классы под редакцие...